Урок литературы в 9 классе Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Пиковая дама». Герои. Проблематика повести.
Оценка 5

Урок литературы в 9 классе Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Пиковая дама». Герои. Проблематика повести.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
31.03.2017
Урок литературы в 9 классе Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Пиковая дама». Герои. Проблематика повести.
Урок литературы в 9 классе "Пиковая дама. Герои. Проблематика повести", построенный с учётом 7-ми модулей программы Кембриджа. Урок разработан и проведён с учащимися 9-го класса. Урок основан на групповой работе с выносом результатов на карту опыта (ментальную карту), и её защите.Урок литературы в 9 классе Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Пиковая дама». Герои. Проблематика повести.
Урок Пушкин Тройка, семёрка. туз.docx

Урок литературы в 9 классе

Тема: Александр Сергеевич Пушкин «Пиковая дама». Герои. Проблематика повести.

Цели:

Образовательные:

1) сформулировать и обсудить в группах главные нравственные проблемы, поднятые автором в рассказе, особенности жизненной философии героев.

 2) Развивающие: развивать навыки работы в группе, навыки объективного оценивания (вербального и невербального).

3) Воспитательные: формировать нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей.

 

Результат обучения:

(все ли удовлетворены полученными знаниями)

1. Доказывают, что проблемы, затронутые А.С.Пушкиным, имеют глобальное значение.

2. Раскрывают тему корысти, беспринципности людей.

3. Обосновывают, объясняют свой выбор. Обобщают полученные знания, выносят на карту опыта, используя приемы взаимооценивания, рефлексии, диалогового общения, умеют обрабатывать полученную информацию. 

Ход урока:

 

1.Организационный момент:

     - Добрый день, ребята! Рада всех вас видеть! Попрошу всех встать в круг. Это круг радости. У меня в руках вазочка, пока она пустая, но я хочу попросить вас наполнить её добрыми пожеланиями друг другу. Передавая её по кругу, скажите одно позитивное доброе слово – пожелание одноклассникам на урок (передают).

    А я вам желаю на уроке работы, приносящей удовлетворение (вазочку ставим на видное место).

   Пройдите на свои места, обратите внимание, на столе у каждого лежит карта  определённой масти. Образуйте группы по принадлежности к масти.

   (образуют 3 группы)

   Ответьте на вопрос: «Каким образом игральные карты связаны с нашим уроком?»

2. Опрос Д/З.

   - Проверим домашнее задание.

- Что вы должны были подготовить дома? (учащиеся подготовили интересные факты о повести «Пиковая дама»- 2 человека). Зачитайте.

   Теперь составьте два кластера по сообщениям ребят. 1 кластер – история создания, 2 кластер – Сен-Жермен. ( у доски по одному).

   Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа. Занесите кластеры в тетрадь.

3. Новая тема.

   1.1Просмотр спектакля «Пиковая дама» - в сокращении.

   Для того, чтобы определить, насколько хорошо вы понимаете смысл содержимого, предлагаю ответить на следующие вопросы (слайд). Работа в группе (правила на доске).

     1.2Викторина «Назови героя»

   Итак, приглашаю вас окунуться в мир пушкинской прозы, прекрасной и удивительной. По строкам из произведения узнайте, о каком герое идет речь

·                                        «…была сущею мученицею. Она разливала чай и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора; она отвечала за погоду и за мостовую. Ей было назначено жалованье, которое никогда не доплачивали. В свете играла она саму жалкую роль. Все ее знали, и никто не замечал…»

·                                        «Он был скрытен и честолюбив… имел сильные страсти и огненное воображение, ног твердость спасла его от обыкновенных заблуждений молодости… Будучи в душе игрок, никогда не брал он карты в руки…»

·                                        «Она не имела ни малейшего притязания на красоту, давно увядшую, но сохранила привычки своей молодости, строго следовала модам 70-х годов и одевалась так же долго, так же старательно, как и шестьдесят лет тому назад».

1.3Анализ образов – персонажей повести. Работа в группах.

 

Инструкция: выполнить предложенные задания; выделить типичные черты у каждого героя; сделать вывод о том, какую проблему, связанную с данным образом, поднимает Пушкин.

 

1 группа. Образ Германна.

Какие «три верных карты» живут в душе Германна? (Расчет, умеренность, трудолюбие).

Каковы его жизненные устремления? Расскажите историю его жизни.

Запишите черты характера Германна. (Человек сильных страстей и огненного воображения. Скрытен, честолюбив, азартен в душе, но расчетлив и бережлив почти до скупости. Ради достижения цели готов на все: и увлечь молодую девушку, которую вовсе не любит, и стать любовником восьмидесятилетней старухи, и даже пойти на преступление.)

Найдите в повести примеры двойной жизни Германа. Какие изменения происходят в его натуре? (Гл. 6)

Каково авторское отношение к Германну? Можно ли назвать его однозначным?

А как вы относитесь к герою? Кто он, по вашему: злодей или жертва? Заполните дискуссионную карту.

 

ЗЛОДЕЙ

 

ЖЕРТВА

1.

 

2.

 

3.

 

 

Германн - злодей или жертва?

1.

 

2.

 

3.

 

Выводы: В лице главного действующего лица повести с его «профилем Наполеона, а душой Мефистофеля» Пушкин создал тип нового «героя» - хищника – стяжателя, который начал возникать в это время в русской действительности. Для Германна главная цель его жизни – личное благополучие, деньги. Проблема, поднимаемая Пушкиным образом Германна - взаимоотношения человека и окружающей среды, растлевающее влияние богатства, денег.

 

2 группа. Образ Лизаветы Ивановны.

Какова роль Лизаветы Ивановны в повести?

Перечитайте диалог Лизы и Германна после убийства графини. (Гл.4.)

Запишите, чувства и ощущения героев. Что поняла Лиза о Германне?

Почему Лиза, помогает Герману, указывая на «потаенную» лестницу? (Она помогла ему войти в дом, возможно, она боится, чувствует свою вину)

Что символизируют «потаенная лестница» и ключ, который Лиза вручает Герману? (Выход из создавшегося положения)

Каково отношение автора к героине? Приведите примеры.

А вы осуждаете или оправдываете Лизу? Заполните дискуссионную карту.

 

ДА!

 

НЕТ!

1.

 

2.

 

3.

 

 

Вы осуждаете или оправдываете Лизавету Ивановну?

1.

 

2.

 

3.

 

 

 

 

Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных Лиз»? Назовите проблему общественной жизни и литературы.

3 группа. Образ графини.

Расскажите историю жизни бабушки Томского. Какую тайну она хранит?

В чем трагизм жизни графини? Каково ее отношение к окружающим? (Никому не нужна, жизнь ее бессмысленна. Мучает всех домашних, особенно достается Лизе).

Что означают три карты? Докажите, что название повести многозначно. (Игральные карты, старая графиня, символ судьбы, увлекающей героя к безумию).

Можно ли утверждать, что старая графиня – тоже жертва? Докажите. Заполните дискуссионную карту.

 

 

ДА!

 

НЕТ!

1.

 

2.

 

3.

 

 

Имеет ли право кто – либо лишить жизни другого человека, даже если тот никчемен и никому не нужен?

1.

 

2.

 

3.

 

Вывод. Проблема, которую поднимает Пушкин - _________________________ (Проблема отношения к человеческой жизни: никакая цель не может оправдать убийства. Мы вернемся к этой проблеме при изучении романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)

 

1.4 Защита карт опыта.

   Критерии оценивания: Доступность, эстетичность оформления, защита. (Оценивание стикерами).

4.Рефлексия:

   «Метод 6 думающих шляп».

5.Выставление оценок.
- Спасибо за урок!

          Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру на тему: «О чём заставила меня задуматься повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»?                                                                                                                                               


 

Урок литературы в 9 классе Тема:

Урок литературы в 9 классе Тема:

Для того, чтобы определить, насколько хорошо вы понимаете смысл содержимого, предлагаю ответить на следующие вопросы (слайд)

Для того, чтобы определить, насколько хорошо вы понимаете смысл содержимого, предлагаю ответить на следующие вопросы (слайд)

Германн - злодей или жертва? 1

Германн - злодей или жертва? 1

Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных

Вывод. Почему, по-вашему, в России так много «бедных

Критерии оценивания: Доступность, эстетичность оформления, защита

Критерии оценивания: Доступность, эстетичность оформления, защита
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017