МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ №24»
Урок (занятие) с использованием образовательных решений Лего
Номинация: «Мой лучший урок по ФГОС. Урок (занятие) с использованием образовательных решений Лего»
Тема: «Знакомство с диаграммами»
Название предмета - Математика
Класс 2
Авторы: Трефилова Ольга Николаевна, учитель начальных классов,
Ермакова Светлана Эликсовна, учитель начальных классов МБОУ «ИТ-лицей №24»
Ижевск, 2017
Предисловие Современные дети – это предмет жалоб, споров, гордости и исследований социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но обе стороны единодушны в одном: современные дети очень отличаются от своих сверстников, что жили чуть более двадцати лет назад. Каждый ребенок рождается, чтобы жить среди людей. Гармония с окружающими – это гарантия психологического благополучия ребенка. Крошечный член семьи сразу же становится самым главным для своих родителей, бабушек и дедушек. Какие же они, современные дети?
Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике.
Если современная «навороченная» игрушка радует ребенка и, получив предмет страсти, ребенок прыгает от радости и еще полчаса нажимает на кнопочки, а после и вовсе не подходи к ней, то конструкторы Lego помогают ребенку развиваться. Самым важным аспектом является то, что помимо игры, ребенок еще и конструирует. А это в свою очередь будет интересно ребенку в любом возрасте. Психологи и педагоги в обучении и развитии ребенка делают упор именно на этот фактор. Конструкторам Lego в системе развития отводится особенное место. Ребенок собирает из различных деталей что-то целостное, что позволяет развиваться ребенку сразу в нескольких направлениях.
• Развивается мелкая моторика. Играя с конструктором Lego, у ребенка активно развивается моторика. Ведь ребенку предстоит сопоставлять детали конструктора, чтобы они подходили друг к другу. Ручки начинают чувствовать деталь, ее углы, выступы. По эффективности развития моторики, по мнению опытных педагогов, Lego находится на одной ступени с лепкой и рисованием.
• Развитие речи. Ребенок, играя с конструктором, невольно вступает в прямое общение, будь то сверстники, родители или педагог. Он рассказывает, что именно хочет собрать из блоков, какие детали при этом будет использовать, какого цвета будут блоки, просит помощи и совета в конструировании. Кроме того, учеными давно выявлена связь между развитием речи и мелкой моторики.
• Развитие ориентирования, так как конструктор состоит из множества деталей различной формы и цвета, ребенку необходимо из такого разнообразия выбрать нужные детали для своей фигурки. Таким образом, ребенок учится ориентированию в пространстве. Специалисты Lego разработали 4 типа наборов для детей
1. Творческое конструирование
2. Ранняя математика
3. Простые механизмы
4. Время играть
• Развитие воображения, мышления и творчества. Ребенок, играя в Lego, может свободно проявлять фантазию, т.к. особенных способностей для занятий не требуется (как например, для рисования и лепки). Собирая фигуру по инструкции, ребенок развивает образное мышление, что в дальнейшем позволит ему самостоятельно выдумывать и собирать собственные модели.
• Развитие внимания и усидчивости. Каждый ребенок обладает разной степенью активности. Конструирование под наблюдением взрослого помогает слишком активным детям развивать усидчивость и внимание. Стоит начать с простых и быстрых моделей, затем постепенно перейти к более сложным, которые требуют больше внимания и времени.
Поэтому введение государственных стандартов общего образования предполагает разработку новых педагогический технологий. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Значит, чтобы ребенок развивался необходимо организовать его деятельность. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. Такую стратегию обучения можно организовать использую образовательную среду конструктора Lego. Lego – это совершенно новые технологии в образовании.
Актуальность и новизна В силу своей универсальности Lego -конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения. Основой образовательной деятельности с использованием Lego - технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. Lego позволяет учиться играя и обучаться в игре. В процессе конструирования дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнёром, работать в коллективе. Lego – технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность. Новизна состоит в том, что в работе предлагается система работы в соответствии с современными образовательными стандартами.
Цель - формирование математических представлений у младших школьников.
Образовательные задачи - формировать представления о количестве, счете, форме, величине, цвете, умение ориентироваться в пространстве. Формировать знания о пропорции, симметрии, понятии части и целого, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца. Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию, творческую инициативу, самостоятельность. Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас; мелкую моторику, память, внимание. Развивать коммуникативные навыки, совершенствовать умение обобщать и делать выводы.
Условия инновационной работы: создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов учебного процесса, при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира; новые знания не даются в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного выявления существенных признаков, анализа, сравнения. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка. Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; каждый ребенок продвигается вперед своим темпом. У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; обеспечивается преемственные связи между всеми ступенями обучения.
В МБОУ «ИТ-лицей №24» работа по использованию набора Lego увлекательная математика ведется с 2015-2016 учебного года. Сравнительный анализ показал, что на уроках математики у детей возрос интерес к изучаемому предмету, возрос процент качества обучения.
Технологическая карта учебного занятия
Предмет: математика Класс: 2 класс
Автор УМК: «Перспектива» Дорофеев Г.В. Тема учебного занятия: знакомство с диаграммами
Цель занятия: формирование первоначального умения работать с диаграммами
Задачи урока: объяснить понятие «диаграмма»;
учиться работать с информацией: находить данные, представлять их в виде диаграммы, обобщать и интерпретировать информацию;
строить диаграмму, понимать информацию, представленную с помощью
диаграммы.
Место урока в системе уроков данного раздела: 1 урок - знакомство
Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска, комплект учебных материалов MoreToMath “Увлекательная математика. 1-2 класс” компании LEGO® Education, рабочие листы, презентация, листочки с построенной столбчатой диаграммой, карточки с текстом задачи
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты
• Личностными результатами является формирование умения целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни; способность к организации самостоятельной учебной деятельности
• Регулятивные: понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить; принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск ее осуществления; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• Коммуникативные: активно использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникационных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• Познавательные: находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач, устанавливать причинно-следственные связи, владеть общим приёмом решения задач.
Ход занятия:
№ п\п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ЭОР |
1 |
Орг. момент |
-В 2016 года в г. Казани проходил открытый региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkillsRussia). В чемпионате принимали участие 450 человек, 100 конкурсантов из 17 субъектов РФ. Состязались в мастерстве каменщики, слесари, сварщики, токари, повара, парикмахеры, дизайнеры, программисты. Представителей рабочих профессий поделили на шесть отраслевых блоков: промышленность, строительство, обслуживание гражданского транспорта, творчество, дизайн, IT, строительство. Мы с вами тоже знакомимся с профессиями. Последний опрос показал, что 7 учеников нашего класса хотят быть военными, 5-педагогами, 4-водителями, врачами и поварами по 3 человека, 2- дизайнерами, а остальные по 1 человеку-строителем, токарем, космонавтом и др. Ответьте на вопросы: - Сколько учеников участвовало в опросе? Сколько детей мечтают стать врачами? Военными? Строителями? Какая профессия самая популярная в классе? На сколько больше учеников мечтают стать военными, чем врачами? |
Смотрят на интерактивную доску, слушают учителя Дают ответы на поставленные вопросы |
презентация слайд №2 презентация слайд №3 презентация №4 |
2 |
Постановка проблемы |
- Чтобы ответить на эти вопросы кратко запишите условие задачи и решите её. - На каком этапе выполнения задания вы испытали затруднение? Как выполнили краткую запись? Назовите - Ребята, а вы знаете, что существует множество способов, как кратко записать эту задачу. Назовите. |
Решают с оформлением. Анализируют. Высказывают мнения Перечисляют способы краткой записи условия |
Презентация Слайд №5 |
|
|
-А хотите ли вы научиться ещё одному способу оформления краткой записи данной задачи? |
задачи - рисунок, схема |
Презентация Слайд №6 |
3 |
Постановка цели и задач |
-Значит, какую цель урока мы можем поставить перед собой. Подумайте, обсудите в группах и сформулируйте ее. (Познакомиться с ещё одним способом оформления краткой записи задачи, потренироваться в составлении таких записей) - Ребята, существуют разные типы записи информации - это схемы, таблицы, диаграммы. Мы сегодня будем говорить о столбчатых диаграммах, учиться читать и составлять диаграммы. |
Обсуждают в группах. Высказывают предположения и совместно с учителем формулируют цель урока |
Презентация Слайд №7 |
4 |
Знакомство с новым видом записи информации - диаграммой |
-Подумайте, обсудите в группах и ответьте на вопрос, что такое диаграмма? -Диаграмма – это изображение, наглядно показывающее соотношение между различными количествами или между значениями одной и той же величины в разные моменты времени. Она может быть выполнена в виде линий, столбиков, круга и т.д. Вот, например, как будет выглядеть условие нашей задачи в виде круговой диаграммы. - Чем на диаграмме отличается информация об учениках, выбравших профессию военного от информации об учениках, выбравших профессию врача или учителя? - Глядя на диаграмму, попробуйте ответить на вопросы задачи. - Значит, на диаграмме разная информация отличаются по двум признакам. Каким? |
Обсуждают в группах. Высказывают предположения Смотрят на слайд, обсуждают и отвечают на вопросы Отвечают на вопрос (цветом и размером) |
Презентация Слайд №8 Презентация Слайд№9 |
5 |
Актуализация знаний |
- Ребята, а как будет выглядеть условие нашей задачи в виде столбчатой диаграммы? (Учитель выдаёт листочки с построенной столбчатой диаграммой по условию задачи, но значения столбиков не указаны) - Прочитайте ещё раз условие задачи, определите, где на диаграмме обозначены выбранные учениками разные профессии и подпишите их названия в рамочках. - Давайте посмотрим, что у вас получилось. По одному представителю от группы к доске… - А как на столбчатой диаграмме можно узнать о размере столбиков? -Итак, со сколькими видами диаграмм мы познакомились? -Какая из них более удобная для оформления краткой записи с многочисленными данными? |
Работают в группах. (читают задачу, оформляют краткую запись в столбчатой диаграмме) Вывешивают работы на доску Анализируют (по количеству кубиков в столбике) Высказывают мнения |
|
6 |
Физ. минутка |
Паровозик: «Чук-чук-чук». Повезёт нас всех на юг. Там мы будем отдыхать, Плавать, бегать, загорать. Отдохнули мы с тобой, А теперь пора домой. Паровозик: «Чук-чук-чук» Возвращаемся, мой друг. |
Декламируя стихотворение, дети имитируют движение поезда. |
|
7 |
Построение столбчатой диаграммы. |
- Поезда, вагоны, пассажиры, вокзалы, семафоры, рельсы. Это железная дорога. Назовите профессии, связанные с железной дорогой. -Как вы думаете, что делает составитель поездов? -Сейчас вы будете составлять поезда из красных, синих, зеленых вагончиков и учиться строить диаграммы. Но поезда эти будут необычные: вагончики - это |
Перечисляют несколько профессий. Отвечают. |
Презентация Слайд №10 Презентация |
|
|
лего-кубики разной длины и цвета. -Приготовьте конструктор –LEGO и рабочие листы. (см. приложение 1). - Прочитайте первое задание. Посмотрите на диаграмму. Сколько синих вагончиков (кубиков) будет в вашем поезде? красных вагончиков (кубиков)? зеленых вагончиков (кубиков)? Какой длины вагонный состав у вас получился? Запишите. Посмотрите на диаграмму и ответьте на вопрос, каких вагончиков больше и на сколько? - Прочитайте второе задание. Сколько синих вагончиков (кубиков) будет в вашем поезде? красных вагончиков (кубиков)? зеленых вагончиков (кубиков)? Какой длины вагонный состав у вас получился? Составьте столбчатую диаграмму, демонстрирующую количество вагонов, каждого размера. Посмотрите на диаграмму и ответьте на вопрос, каких вагончиков больше и на сколько? (задание 3, задание 4 рабочего листа выполняется аналогично) -Подведите итог выполненного задания по рабочему листу и оцените себя |
Готовят рабочее место Выполняют последовательно каждое задание с рабочего листа. Индивидуально работают по заданиям рабочего листа с использованием конструктора-LEGO Высказывают мнения |
Слайд №11 |
8 |
Рефлексия |
- Подходит к концу наше занятие. - Достигли ли мы с вами поставленной цели? Прочитаем её ещё раз. -Давайте построим еще одну диаграмму на доске - определи, научился ли ты читать, составлять и даже записывать условие задачи, использую диаграмму. Если ответ положительный, то возьми зеленый квадрат. Если ты еще испытываешь затруднения, а это не страшно, возьми желтый квадрат. У нас получилась еще одна диаграмма. Прочитайте ее. Сделайте вывод. |
Вспоминают поставленную цель и задачу. Дети оценивают себя и выходят к доске прикрепить свой магнит в столбик того или иного цвета. Делают вывод –результат занятия по составленной диаграмме |
Презентация Слайд №12 Презентация Слайд №13 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ
1) Комплект учебных материалов MoreToMath “Увлекательная математика. 1-2 класс” компании LEGO® Education.
2) Рабочие листы. Компании LEGO® Education к комплекту учебных материалов MoreToMath “Увлекательная математика. 1-2 класс”
3) Книга для учителя. Компании LEGO® Education «Комплект учебных материалов MoreToMath “Увлекательная математика. 1-2 класс»
4) А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г.Шевалдина «Уроки Лего – конструирования в школе». Методическое пособие. – М., Бином. Лаборатория знаний, 2011.
5) Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Т.Б.Бука Математика. Учебник с приложением на электронном носителе. 2 класс. В 2-х частях
6) Математика. Методические рекомендации. 2 класс. Дорофеев Г. В., Миракова Т. Н.
Интернет-ресурсы:
1) http://www.lego.com/education/
2) http://lego.rkc-74.ru/
3) https://education.lego.com/ru-ru/elementary/explore/math
4) http://nachalka.info/about/193
5) http://nsc.1september.ru/urok/
6) http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika
Приложение №1
Соберите поезд по своему выбору, демонстрирующий шаблон.
©2015TheLEGOGroup. 104
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.