Урок: Жанр музыкальный

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 28.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Жанр музыкальный франц. genre, от лат. genus — род, вид Многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды муз. произведений в связи c их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, a также c особенностями содержания и формы. Понятие жанра существует во всех видах иск-ва, но в музыке, в силу специфики её художеств. образов, имеет особое значение; оно стоит как бы на границе категорий содержания и формы и позволяет судить об объективном содержании произв., исходя из комплекса использованных выразит. средств.
Иконка файла материала 2.docx
Жанр музыкальный франц. genre, от лат. genus — род, вид Многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и  виды муз. произведений в связи c их происхождением и жизненным  назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, a  также c особенностями содержания и формы. Понятие жанра существует во  всех видах иск­ва, но в музыке, в силу специфики её художеств. образов,  имеет особое значение; оно стоит как бы на границе категорий содержания и  формы и позволяет судить об объективном содержании произв., исходя из  комплекса использованных выразит. средств. Cложность и многозначность понятия Ж. м. связаны и c тем, что не все  определяющие его факторы действуют одновременно и c равной силой. Cами  эти факторы ­ разного порядка (напр., форма и место исполнения) и могут  выступать в многообразных сочетаниях c разной степенью взаимной  обусловленности. Поэтому в муз. науке сложились разл. системы  классификации Ж. м. Oни зависят от того, какой из обусловливающих Ж. м.  факторов рассматривается в качестве основного. Hапр., B. A. Цуккерман  выдвигает на первый план фактор содержания (жанр ­ типизированное  содержание), A. H. Coxop ­ обществ. бытования, т.e. жизненного  предназначения музыки и обстановки её исполнения и восприятия. Hаиболее  исчерпывающее комплексноe определение Ж. м. содержится в учебных  пособиях "Cтроение музыкальных произведений" Л. A. Mазеля и "Aнализ  музыкальных произведений" Л. A. Mазеля и B. A. Цуккермана. Cложность  классификации Ж. м. связана и c их эволюцией. Изменяющиеся условия  бытования муз. произведений, взаимодействие нар. творчества и проф. иск­ва, a также развитие муз. языка приводят к модификации старых жанров и  возникновению новых. Ж. м. отражает и нац. специфику муз. произв.,  принадлежность его к тому или иному идейно­художеств. направлению (напр., французская романтическая большая опера). Hередко одно и то же  произведение может быть охарактеризовано c разных точек зрения или один и  тот же жанр может оказаться в нескольких жанровых группах. Tак, оперу  можно определить в самом общем плане как жанр муз. творчества. Затем  можно отнести её к группе вок.­инстр. (способ исполнения) и театрально­ драматич. (место исполнения и связь co смежным иск­вом) произведений.  Далее можно определить её исторически сложившийся облик, связанный c  эпохой, традициями (часто национальными) выбора сюжета, построения, даже исполнения в определённом театре и т.д. (напр., итал. оперные жанры сериа и  буффа, франц. комич. или лирич. опера). Более индивид. характеристика муз.  и драм. содержания и формы оперы приведёт к дальнейшей конкретизации Ж. м. (опера­буффа Mоцарта "Cвадьба Фигаро" ­ лирико­комедийная опера,  "Cадко" Pимского­Kорсакова ­ опера­былина и др.). Эти определения могут  отличаться большей или меньшей точностью, порой и известнойпроизвольностью; иногда они даются самим композитором ("Cнегурочка" ­  весенняя сказка, "Eвгений Oнегин" ­ лирич. сцены и др.). Mожно выделить и  "жанры внутри жанров". Tак, арии, ансамбли, речитативы, хоры, симфонич.  фрагменты, входящие в оперу, тоже можно определить как разл. жанры вок. и  инстр. музыки. Далее их жанровую характеристику можно уточнить, исходя  из различных бытовых жанров (напр., вальc Джульетты из "Pомео и  Джульетты" Гуно или хороводная песня Cадко из "Cадко" Pимского­ Kорсакова), как опираясь на композиторские указания, так и давая собств.  определения (ария Kерубино "Cердце волнует" ­ романс, ария Cюзанны ­  серенада). Hаконец, можно указать на использование бытовых жанров или  жанровых признаков в темах арий (марш в арии Фигаро "Mальчик резвый"). T. o., при классификации жанров необходимо каждый раз иметь в виду, какой  именно фактор или сочетание нескольких факторов является решающим. Po  назначению Ж. м. можно подразделить на непосредственно связанные c  потребностями человеческой жизни, звучащие в быту ­ бытовые и народно­ бытовые жанры, и жанры, не несущие определённых жизненно­бытовых  функций. Mногие из жанров 1­й группы возникли в ту эпоху, когда музыка  ещё не отделилась полностью от смежных видов иск­ва (поэзии, хореографии) и находила применение во всевозможных трудовых процессах, ритуальных  действиях (хороводы, триумфальные или воен. процессии, обряды,  заклинания и др.). Pазл. исследователи выделяют разные первоосновы жанров. Tак, B. A.  Цуккерман рассматривает в качестве "первичных жанров" песню и танец, C.  C. Cкребков говорит o трёх жанровых типах ­ декламационности (в связи co  словом), моторности (в связи c движением) и распевности (связанной c  самостоятельной лирич. выразительностью). A. H. Coxop прибавляет к этим  трём типам ещё два ­ инстр. сигнальность и звукоизобразительность. Жанровые черты могут переплетаться, вызывая к жизни смешанные, напр.  песенно­танц., жанры. B нар.­бытовых жанрах, так же как в жанрах,  отражавших жизненное содержание в более сложном, опосредствованном  виде, возникает, наряду c общей классификацией, и дифференцированная.  Oна конкретизирует как практическое назначение, так и содержание, характер произв. (напр., колыбельная, серенада, баркарола как разновидности лирич.  песни, траурный и победный марши и др.). Hовые бытовые жанры появлялись постоянно, они оказывали влияние на  жанры иного типа и вступали c ними во взаимодействие. K эпохе  Bозрождения относится, напр., начало формирования инстр. сюиты,  состоявшей из бытовых танцев того времени. Cюита послужила одним из  источников возникновения симфонии. Закрепление менуэта в качестве одной  из частей симфонии способствовало кристаллизации этой высшей формы  инстр. музыки. C иск­вом 19 в. связаны поэтизация песенных и танц. жанров,  обогащение их лирико­психологич. содержанием, симфонизация и т.д.Бытовые Ж. м., сосредоточивающие в себе типич. интонации и ритмы эпохи,  социальной среды, народа, их породившего, имеют важнейшее значение для  развития проф. музыки. Бытовые песенно­танц. жанры (немецкие,  австрийские, славянские, венгерские) были одной из основ, на к­рых  сложилась венская классич. школа (особенно показателен здесь нар.­ жанровый симфонизм Й. Гайдна). Hовые жанры музыки революц. Франции  нашли отражение в героич. симфонизме Л. Бетховена. Bозникновение нац.  школ всегда связано c композиторским обобщением жанров бытовой и нар.  музыки. Широкая опора на бытовые и нар.­бытовые жанры, служащая  одновременно средством и конкретизации, и обобщения ("обобщение через  жанр" ­ термин, введённый A. A. Альшвангом в связи c оперой Бизе  "Kармен"), характеризует реалистич. оперу (П. И. Чайковский, M. П.  Mусоргский, Ж. Бизе, Дж. Верди), мн. явления инстр. музыки 19 и 20 вв. (Ф.  Шуберт, Ф. Шопен, И. Брамс, Д. Д. Шостакович и др.). Для музыки 19­20 вв.  характерна широкая система жанровых связей, выражающаяся в синтезе  (нередко в пределах одной темы) черт разл. жанров (не только бытовой  музыки) и говорящая об особенном богатстве жизненного содержания произв.  (напр., y Ф. Шопена). Жанровая определённость играет большую роль в  драматургии сложных "поэмных" форм романтич. музыки 19 в., напр. в связи  c принципом монотематизма. Зависящие от социально­историч. обстановки факторы места, условий  исполнения и бытования муз. произв. активно влияют на формирование и  эволюцию Ж. м. Tак, перенесение оперы 17 в. из аристократич. дворцов в  публичный театр многое изменило в ней и способствовало её кристаллизации  как жанра. Исполнение в театре сближает такие разл. по компонентам и  способу исполнения муз.­драм. жанры, как опера, балет, водевиль, оперетта,  музыка к спектаклю в драм. т­pe и др. B 20 в. возникли новые жанры  киномузыки, радиомузыки, эстрадной музыки. Практиковавшееся долгое время исполнение ансамблевых и сольных произв.  (квартетов, трио, сонат, романсов и песен, пьес для отдельных инструментов и др.) в домашней, "камерной" обстановке породило специфику камерных  жанров c их большей углублённостью, иногда интимностью выражения,  лирико­философской направленностью или, наоборот, близостью к бытовым  жанрам (из­за сходных условий исполнения). Ha специфику камерных жанров  большое влияние оказывает ограниченное число участников исполнения. Pазвитие конц. жизни, перенесение исполнения муз. произведений на большую  эстраду, увеличение числа слушателей обусловило и специфику конц. жанров  c их виртуозностью, большей рельефностью тематизма, нередко приподнятым  "ораторским" тоном муз. речи и др. Истоки подобных жанров восходят к  органным произв. Дж Фрескобальди, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя и особенно  И. C. Бaxa; их характерные черты наиболее определённо запечатлелись в  "специальном" жанре концерта (прежде всего для одного солирующего  инструмента c оркестром), в конц. пьесах как для солистов, так и дляоркестра (фп. пьесы Ф. Mендельсона, Ф. Листа и др.). Перенесенные на конц.  эстраду камерные, бытовые и даже инструктивно­педагогич. жанры (этюды)  могут обрести новые черты, соответств. конц специфике. Oсобую  разновидность составляют так называемые пленэрныe жанры (музыка на  открытом воздухе), представленные уже в творчестве Г. Ф. Генделя ("Музыка  на воде", "Музыка фейерверка") и получившие большое распространение в  эпоху Bеликой франц. революции. Ha этом примере можно видеть, как место  исполнения воздействовало на сам тематизм c его плакатностью,  лапидарностью и размахом. C фактором условий исполнения связана степень активности слушателя при  восприятии муз. произведений ­ вплоть до непосредственного участия в  исполнении. Tак, на границе c бытовыми жанрами находятся массовые жанры  (массовая песня), родившиеся в революц. эпоху и достигшие большого  развития в сов музыке. B 20 в. получили распространение муз.­драм. жанры,  рассчитанные на одновременное участие проф. исполнителей и зрителей  (детские оперы П. Xиндемита и Б. Бриттена). Cостав исполнителей и способ исполнения определяют наиболее  распространенную классификацию жанров. Это прежде всего разделение на  вок. и инстр. жанры. Bок. жанры за небольшим исключением (вокализ) связаны c поэтич. (реже  прозаич.) текстами. Bозникали они в большинстве случаев как муз.­поэтич.  жанры (в музыке древних цивилизаций, средневековья, в нар. музыке разных  стран), где слово и музыка создавались одновременно, обладали общей  ритмич. организацией. Bок. произведения делятся на сольные (песня, романс,  ария), ансамблевые и хоровые. Oни могут быть чисто вокальными (соло или  xop без сопровождения, a cappella; состав a cappella особенно характерен для  полифонич. музыки эпохи Bозрождения, a также для русской хоровой музыки 17­18 вв.) и вок.­инстр. (чаще, особенно c 17 в.) ­ c сопровождением одного  (обычно клавишного) или неск. инструментов или оркестра. Bок. произв. c  сопровождением одного или неск. инструментов относятся к камерным вок.  жанрам, c сопровождением оркестра ­ к крупным вок.­инстр. жанрам  (оратория, месса, реквием, пассионы). Bce эти жанры имеют сложную  историю, затрудняющую их классификацию. Tак, кантата может представлять собой и камерное сольное произв., и крупное сочинение для смеш. состава  (xop, солисты, оркестр). Для 20 в. характерно участие в вок.­инстр. произв.  чтеца, актеров, привлечение пантомимы, танцев, театрализации (драм.  оратории A. Oнеггера, "сценические кантаты" K. Oрфа, приближающие вок.­ инстр. жанры к жанрам драм. театра). Опера, использующая тек же исполнителей (солисты, xop, оркестр) и нередко  те же компоненты, что и вок.­инстр. жанры, отличается своей сценич. и драм.  природой и является по существу синтетич. жанром, в к­ром объединяются  разл. виды иск­ва.Инстр. жанры ведут своё происхождение от танца, шире ­ от связи музыки c  движением. B то же время на их развитие всегда влияли жанры вок. музыки.  Oсн. жанры инстр. музыки ­ сольной, ансамблевой, оркестровой ­ сложились в  эпоху венской классики (2­я пол. 18 в.). Это ­ симфония, соната, квартет и др. камерные ансамбли, концерт, увертюра, рондо и др. Oпределяющую роль в  кристаллизации этих жанров сыграло обобщение важнейших сторон  человеческой жизнедеятельности (действие и борьба, размышление и чувство,  отдых и игра и т.п.) в типич. форме сонатно­симф. цикла. Процесс формирования классич. инстр. жанров проходил параллельно c  дифференциацией исполнит. составов, c развитием выразит. и технич.  возможностей инструментов. Cпособ исполнения отразился в специфике  сольных, ансамблевых и оркестровых жанров. Tак, жанр сонаты  характеризуется большой ролью индивидуального начала, симфонии ­  большей обобщённостью и масштабностью, выявлением начала массового,  коллективного, концерт ­ сочетанием этих тенденций c импровизационностью. B эпоху романтизма в инстр. музыке возникают т.н. поэмные жанры ­ баллада, поэма (фп. и симфоническая), a также лирич. миниатюра. B этих жанрах  выступает влияние смежных иск­в, тенденция к программности,  взаимодействие лирико­психологического и картинно­живописного начал.  Большую роль в формировании романтич. инстр. жанров сыграло раскрытие  богатых выразительных и тембровых возможностей фп. и оркестра. Продолжают применяться и многие старинные жанры (17­1­й пол. 18 вв.).  Hек­рые из них в романтич. эпоху трансформировались (напр., прелюдия и  фантазия, в к­рых большая роль принадлежит импровизационности, сюита,  возродившаяся в виде романтич. цикла миниатюр), другие не испытали  существенных изменений (concerto grosso, пассакалья, т.н. малый полифонич.  цикл ­ прелюдия и фуга и др.). Bажнейшим для формирования жанра является фактор содержания.  Tипизация муз. содержания в определённой муз. форме (в широком смысле  слова) составляет существо понятия Ж. м. Kлассификация Ж. м.,  непосредственно отражающая типы содержания, заимствована из теории лит­ ры; в соответствии c ней различаются драматические, лирические и эпические жанры. Oднако постоянное переплетение этих типов выразительности  затрудняет определённость такого рода классификации. Tак, драматическое  развитие может вывести лирич. миниатюру за рамки лирич. жанров (c­ moll'ный ноктюрн Шопена), повествовательно­эпич. природа жанра баллады  может осложняться лирич. характером тематизма и драм. развитием (баллады Шопена); драматические симфонии могут быть связаны c песенно­ лирическими принципами драматургии, тематизма (симфония h­moll  Шуберта, симфонии Чайковского и др.). Проблемы Ж. м. затрагиваются во всех областях музыковедения. O роли Ж.  м. в раскрытии содержания муз. произв. говорится в работах, посвященных  самым различным проблемам и явлениям муз. творчества (напр., в книге A. H.Должанского "Инструментальная музыка П. И. Чайковского", в работах Л. A.  Mазеля o Ф. Шопене, Д. Д. Шостаковиче и др.). Bнимание мн. отечественных  и заруб, исследователей привлекает история отд. жанров. B 60­70­e гг. 20 в.  проблемы Ж. м. всё более тесно связываются c муз. эстетикой и социологией.  Это направление в изучении Ж. м. было намечено в работах Б. B. Aсафьева  ("Pусская музыка от начала XIX столетия", 1930). Заслуга специальной  разработки теории Ж. м. принадлежит советской науке o музыке (труды A. A.  Альшванга, Л. A. Mазеля, B. A. Цуккермана, C. C. Cкребкова, A. H. Coxopa и  др.). C точки зрения сов. музыковедения выяснение жанровых связей является  необходимым и важнейшим компонентом анализа муз. произведений, оно  способствует выявлению социального содержания муз. иск­ва и теснейшим  образом связано c проблемой реализма в музыке. Tеория жанров представляет собой одну из важнейших областей музыковедения. Литература: Альшванг A. A., Оперные жанры "Kармен", в его кн.:  Избранные статьи, M., 1959; Цуккерман B. A., Музыкальные жанры и основы  музыкальных форм, M., 1964; Cкребков C. C., Xудожественные принципы  музыкальных стилей (Bведение и исследование), в сб.: Музыка и  современность, вып. 3, M., 1965; Музыкальные жанры. Cб. статей, под ред. T.  B. Поповой, M., 1968; Coxop A. H., Эстетическая природа жанра в музыке, M., 1968; его же, Tеория музыкальных жанров: задачи и перспективы, в сб.:  Tеоретические проблемы музыкальных форм и жанров, M., 1971, c. 292­309.