Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"
Оценка 4.9

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
10 кл
10.06.2017
Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"
Разработка урока №3.doc
Развитие речи (2 часа) Тема урока: Подготовка к сочинению­рассуждению на морально­                       этическую тему по предложенному высказыванию. Цель   урока:  раскрыть   понятие   «любовь»   с   языковой   и   философской   точки зрения; сравнить лексическое значение слова «любовь» в русском и украинском языках;   развивать   устную   речь   учащихся;   формировать   навыки   перевода   с одного   языка   на   другой,   умение   аргументировать   свою   точку   зрения; способствовать   формированию  у  учащихся  эстетического   вкуса, воспитывать чувство любви как нравственного начала. Тип урока: бинарный. Методы   и   приемы:  метод   «микрофон»,   метод   сообщения,   игра   «Личные ассоциации», творческий, словесный, частично­поисковый, эвристический. Формы   работы:  коллективная, фронтальная, дифференцированная. Оборудование:  слайд   репродукции   картины   Рубенса   «Портрет   Елены Фоурмен»,   слайды   с   изображением   Тадж­Махала   и   Софиевки,   музыка   Поля Мариа «Влюблённая женщина», запись песни «Если б не было тебя», эскизы   самостоятельная,   групповая, устная,   письменная, солнца, конверты с раздаточным материалом, выставка книг, толковые словари (русские и украинские).                                                   Ход урока: I. II.         1.          ­ Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы к учащимся: Какие типы речи вам известны?          ­          ­ Назовите основные отличия типов речи. Как строится рассуждение? 1 Словарная   работа.  Учитель.  На   уроках   этики   вы   сталкивались   с         2. понятиями «мораль» и «этика»­ Каково их значение? (Мораль — это система исторически сложившихся требований, предъявляемых обществом к поведению человека.   Этика   ­   наука   о   сущности   и   содержании   морали,   помогающая правильно   решать   свои   моральные   проблемы,   формировать   представление   о смысле жизни и нравственном идеале.) III. Мотивация учебной деятельности. Прослушивание   аудиозаписи   (Звучит   музыка   Поля   Мария   «Влюблённая женщина»). Учитель.  Передайте  в  рисунке  или в цвете  свои  чувства  во  время  звучания музыки. А) Вопросы после прослушивания:  ­ Какие чувства переданы этой музыкальной композицией?   ­ Нужно   ли   человеку   такое   чувство   как   любовь?            (Метод «Микрофон»). Б) Обсуждение рисунков учащихся Слово   учителя.  Любовь   ­   одно   из   возвышенных,   благородных   человеческих чувств. Оно неповторимое и вечное, как жизнь. Это самое прекрасное из чувств, выплеснутых человечеством. Сколько поколений прошли по земле, передавая друг другу бессмертие и доброту. Любовь господствует над миром. Она поза возрастом и временем. VI. Объявление темы и целей урока. V. Усвоение учебного материала.       1. Приём «Личные ассоциации». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «любовь»? ­                                    Примерный ассоциативный куст                                  мама                         тепло                     уют 2 радость                                                                мир                                  солнышко               покой              свет        2. Работа в группах. Упражнение «Подбери определение». ­ Любовь как солнце. Может быть тёплой и ласковой, а может быть и палящей...   Какой   должна   быть   любовь   и   какой   она   бывает?   Впишите определения к слову «любовь» в лучи солнца. (Примерные   определения:   искренняя,   чистая,   слепая,   безответная,   ноя, преданная, бескорыстная, родительская, сыновняя, юная, зрелая и т.д.) ­   На   сколько   групп   можно   разделить   признаки   любви?  (На   четыре: положительные,   отрицательные,   указывающие   на   принадлежность   и   на возраст).          3. Слово учителя (объяснение понятия «любовь» с философской точки зрения). «Подлинная   сущность   любви,   по   словам   Гегеля,   состоит   в   том,   чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать собою». Самозабвенность   в   любви   –  чувство    чрезвычайно   богатое:   человек достигает   наивысшего   расцвета   своей   личности   только   через   полную   отдачу себя другому и совместное восхождение к вершинам душевно­духовного. 3 Кроме   того,   любовь   –   это    наглядное   воплощение   идеала,   глубоко эстетическое чувство, дарящее человеку радость переживания прекрасного; любовь может достигать вершин поэзии и музыки; а поэзия и музыка, как и другие   виды   искусства,   могут   выражать   это   чувство   во   всей   полноте   его содержания.   Своим   нравственно­эстетическим   прогрессом   человечество   во многом обязано именно этому чувству. Истинная любовь может родиться  как свободное проявление чувства, как момент   неожиданного   порыва   эмоциональных   глубин   личности,   её   нельзя вызвать по принуждению, насильно, также как невозможно насильно разом и преодолеть. Но истинная любовь ­ это и труд. Любовь как нравственное начало жизни – единственно  истинная любовь. Любовь – тот  же дар; она, как и другие творческие потенциалы человека, как бы ждёт своего выражения и расцвета. В любви люди также уникальны и многообразны в соответствии с богатством оттенков своих душевных качеств. В ней тоже можно быть как гениальным, так и бездарным. Однако в этом отнюдь нет   чего­то   наследственно   фатального.   Возможность   развивать   душевные качества,   в  том   числе   и   способность   любить,  ­  это   то   благодатное   поле,   на котором возделывается культура личности, оттачиваются грани её собственно человеческой, гуманистической сущности. Задание: прослушав выступление, записать, что такое любовь. (Любовь   —   это   воплощение   идеала,   эстетическое   чувство,   труд,   дар, нравственное   начало   жизни,   благодатное   поле   для   развития   личности, самопожертвование...)        4. Работа с русскими толковыми словарями (Ожегова, Даля):            а)  Беседа с учащимися. ­ Как вы думаете, слово «любовь» однозначное или многозначное? ­ Докажите свою точку зрения. 4 ­ Найдите значение этого слова в словаре и сравните со своим личным.   б)  Упражнение «Составь предложение». Задание:  составить   предложение   со   словом  любить,  употребив   его   в разных значениях.          (Пример предложений: Растения любят тепло, свет и влагу. Я искренне люблю своего друга. Чтобы быть хорошим работником, надо, прежде всего, любить своё дело. Так любить, как любит мать своего ребёнка, никто не умеет. Любовь   к    Родине   ­   важное   качество   настоящего гражданина. Любовь Ромео и  Джульетты до сих пор покоряет юные сердца.  и др.) VI.   Часть   урока   на   украинском   языке  (в   работу   включается   учитель украинского языка). 1. Прослушивание   аудиозаписи  (звучит   музыка   «Если   б   не   было тебя») Вопросы к учащимся: ­ Чи ви зрозуміли, про що ця пісня? ­ Якою мовою звучала пісня? ­ Як ви зрозуміли зміст пісні?          2. Слово учителя. Почуття любові властиво не тільки людям певного народу, нації, соціального  походження. I немае значения, якою мовою ви розмовляєте, сутність  залишається одна єдина. Давайте порівняємо лексичне значения слова «любов» в російській та українській мовах.          3. Робота з українськими тлумачними словниками. ­ Чи відрізняється поняття «любов»  вросійській та українській мовах? ­ Доберіть синонім до слова «любов» (кохання). ­ Чи завжди ці два поняття означають одне й те саме? 5 ­ Знайдітъ в словнику, яке лексичне значения має слово «кохання»? ­  Знайдіть  серед   речень,  що   записані   російською   мовою  таке,   в  якому «люблю» можна перекласти «кохаю» і запишіть українською мовою.           4.  Слово вчителя. Про кохання написано багато, про нього складають трактати, пишуть поеми,  романи та вірші. Рядки цих творів продиктовані чистим, глибоким,  ніжним почуттям. І будуть писати про це дивне почуття завжди, доки живе людина на  земл1, доки б'ється  її серце. А зараз надамо слово доповідачам.        5.Повідомлення учнів  (російською та українською мовою). Учень 1. (Біля виставки книг). Візьміть в руки томик Шекспіра,  прочитайте його сонети. А.Ахматова, Л.Українка, М.Цветаєва, О.Теліга,  О.Блок, В.Сосюра, С.Єсєнін, Д.Павличко... Перерахувати всіх  неможливо, але  всі вони допомагають нам усвідомити, що кохання – це  велике почуття і заради  нього люди йдуть на подвиг, творять дива. Такими дивами світу є Тадж­Махал і  парк Софіївка. I обидві ці дивовижні споруди  з'явилися як пам'ятники  неоціненної  любові  до жінки.           Учень 2.  Читає вірш «Так ніхто не кохав...».            Учень 3.   Кохання оспівано не тільки поетами, композиторами, а й                              художниками. Наприклад, художник Рубенс. Героиней многих произведений  Рубенса стала Елена, жена художника. Её  лицо можно увидеть на многих картинах художника, даже тех, что написаны на  религиозные и мифологические темы. Одной из лучших картин Рубенса,  созданных для себя, является картина «Портрет Елены Фоурмен в свадебном  платье». Несмотря на разницу в возрасте, поздний брак Рубенса был счастливым  союзом красоты и таланта. Любовь к Елене Фоурмен вдохновила художника на  6 многие прекрасные произведения. Его работы последнего десятилетия жизни  проникнуты пафосом утверждения интереса к жизни. Учень 4. Я хочу рассказать об архитектурном памятнике Тадж­Махал. Ещё в XI ст. Шах­Джахан встретил и полюбил Арджуманд Ванну Бегам, 14­ летнюю дочку главного министра. Существует и другая легенда, которая  повествует, что Шах­Джахан, когда был принцем встретил на базаре прекрасную бедную девушку с ожерельем из дерева в руках. И так она на него посмотрела,  что не видел он больше окружающей грязи и нищеты и твёрдо решил взять в  жёны эту красавицу, чтобы не разлучаться с ней никогда. Вскоре после свадьбы Арджуманд получила новое имя Мумтаз­Махал.                 У Шах­Джахана был большой гарем. Но сердце его принадлежало только  прекрасной Арджуманд. Супруги настолько нежно любили друг друга, что  французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье отмечал в своих  записках, что Шах­Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она  была жива». Мумтаз­Махал, единственная из жён, сопровождала его даже в  далёкие военные походы, стойко выносила все тяготы походной жизни. Она  была единственным человеком, которому повелитель Индии полностью доверял  и нередко пользовался её советами. Шах­Джахан прожил со своей любимой 19 лет, до её смерти. Это горестное  событие случилось в лагере, в шатре Шах­Джахана, который возвращался с  победой в Декан. Великий правитель был на грани самоубийства. Горе его было  настолько велико, насколько велика была и его любовь. Через полгода вдовец повёз тело жены туда, где поклялся соорудить мавзолей,  достойный по своей красоте его любимой женщины, а по своему величию ­ силы  их чувств, мавзолей, которого ещё не видел мир.  На надгробьях всегда живые цветы. «Не мёртвым людям ­ вечно живой любви». 7 Своей славой Тадж­Махал обязан не только прекрасной архитектуре, в  которой удивительным образом сочетаются величие и утонченность, но и  связанной с ним легендой, которая хранит память о любви мужчины и женщины. Учень 5.    Є на Черкащині тихе мальовниче містечко Умань, що причаїлося на берегах невеличкої річки Кам'янки. У XVIII столітті все поселення і навколишні землі належали магнатам Потоцьким. Дружина одного з них –   Феліса – Софія  так зачарувалася красою тутешньої природи, що забажала на крутому березі   Кам'янки звести величний палац. Біля нього Фелікс Потоцький наказав розбити парк, який назвав на честь дружини. У   парку  сотні   гротів,  фонтанів,   скульптур,   клумб,   озер  і  річечок.   До сьогодення   дивовижний   парк   «Софіївка»   вражає   своєю   красою.   Цей мальовничий куточок називають казковим, за що він і отримав назву «Уманське диво». VII. Закрепление учебного материала.      1. Работа в группах. *  Задание 1: объяснить смысл высказывания I группа ­ «Уметь любить ­ значит всё уметь...» Л. Толстой.           II группа ­ «Любовь ­ творец всего доброго, возвышенного,                                сильного, тёплого и светлого».                                                                             Ф.Дзержинский.           III группа ­ «Любовь слагается одновременно из бесконечно                                 великого и из бесконечно малого»                                                        В.Гюго. 1V группа ­ «Кто любит жизнь ­ ей всё отдаст любя!»                                                         С.Вургун. 8 ■ Задание 2: восстановить высказывания о любви, определить, о какой любви   идёт речь, перевести на украинский язык.  Каждая группа получает задание в конверте.           I группа. 1). Что значит любить человека? /                                  чтоб ему было лучше. /                                что  хорошо для него, /                                 Это значит  радоваться тому, /                                  что нужно, /     иметь удовольствие в том, /                                    чтобы делать всё, /          Н. Чернышевский Правильный ответ: Что   значит   любить   человека?   Это значит   радоваться   тому,   что   хорошо для   него,   иметь   удовольствие   в   том, чтобы делать всё, что нужно, чтоб ему было лучше.        II группа. 1). Красота ­ не вечна, / любовь ­ / это без границ  ...  / чистое сердце, / это до вечера; / это вечность, /                                                  Чеченская народная мудрость  2). Любовь / в / все / качества / соединяет /  добрые / себе / человека .../                                    О. Бальзак Правильный ответ: 1).   Красота   ­   не   вечна,   это   до   вечера;   чистое   сердце, любовь ­ это вечность, это без границ... 9 2). Любовь соединяет в себе все добрые качества человека.       III группа. Перевести стихотворение на украинский язык.                               Что есть любовь?                              Никто не знает.                              Но каждый думает своё.                              Одни в любовь легко играют,                              Другие платят за неё.                               А третьи ждут и не дождутся.                               Душа черствеет с каждым днём,                               И, повстречав, не улыбнутся –                               Уже не верится в неё.                               Любовь меня во мне открыла,                               Я ни о чём Вас не молю.                                Хочу, чтоб хорошо Вам было,                                А это значит ­ Вас люблю.      IV группа. Задание: прочитать высказывания  и записать о любви к чему или                                         к кому идёт речь. 1). Любовь к жизни ­ это значит любовь к правде.                                            Р. Кент. 2). На свете есть только одна правда, один только бог:      это любить друг друга.                               Р. Роллан. 3). Гуманным будь ­ любви источник чистый      Клади своей гуманности в основу,      И гордостью холодной не осквернись ты.                               И. Франко 4). Способности без любви к делу ничего не сделают. 10 Н. Ге           5). Жизнь без любви похожа на засохшее дерево,                  растущее на каменистой почве.                                       Индийская народная мудрость.             6). Верная любовь помогает переносить все тяжести.                                                                          Ф. Шиллер. 7). Нужно жить всегда влюблённым во что­нибудь недоступное тебе.        Человек становится выше ростом оттого, что тянется вверх.                                                  М. Горький.           8). Любовь к женщине, к сыну, к матери не может остановить                 человека, вместившего в своём сердце любовь к Родине.                                                                  А. Антоновская. 2. Выступление групп с работами 3. Написание черновика сочинения­рассуждения (темой сочинения учащиеся могут выбрать одно из рассматриваемых на уроке  высказываний). VIII. Итог урока.  Заключительное слово учителя. Любовь ­ одно из самых прекрасных, самых глубоких человеческих чувств, неисчерпаемое   и   вечное,   как   сама   жизнь.   Её   сила   облагораживает,   делает человека добрее и лучше, направляет на великие дела и героические поступки, но иногда заставляет и тяжело страдать. И всё­таки она нужна. XI. Домашнее задание: написать сочинение­рассуждение набело. 11

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"

Урока развития речи на тему:": Подготовка к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему по предложенному высказыванию"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2017