Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.
Оценка 4.9

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
русский язык
10 кл
26.06.2017
Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.
Материал учит отличать тексты публицистического стиля, учит находить и формулировать проблему текста, комментировать авторскую позицию, приводить аргументы, развивать речевую культуру обучающихся. Даёт возможность подготовиться к сочинению "Ответственность человека за всё живое на земле". Всё это даёт возможность подготовиться к ЕГЭ.
Подготовка к сочинению 11 класс.doc
Урок ответственности человека за все живое на земле. Публицистический стиль речи.  11­й класс  Цели урока:    образовательная: повторение знаний о публицистическом стиле речи (подготовка к ЕГЭ), развитие умения анализировать текст публицистического стиля;  развивающая: развитие устной речи, умения выделять главное, сравнивать;  воспитательные: воспитание культуры речи, нравственных качеств личности;  воспитывать у учащихся доброе, отзывчивое отношение к окружающему миру. Задачи:              учить ребят отличать тексты публицистического стиля от других; учить ребят находить и формулировать проблему текста, комментарий, авторскую  позицию, приводить аргументы; развивать речевую культуру учащихся; Тип урока: Урок закрепления  материала Оборудование урока:  текст статьи В. Конецкого Ход урока 1. Слово учителя.  Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. 1.Слово учителя о теме урока. Цели, задачи урока. 2.  Мотивация. Слово учителя.  – Сегодня мы говорим о важной проблеме современности – ответственности человека за  всё живое на Земле. Слова известного поэта 20 века Роберта Рождественского станут  эпиграфом к уроку: Птицы, рыбы, звери в души людям смотрят. Вы их жалейте, люди, Не убивайте зря! – Что такое эпиграф? – Какую главную мысль выражают слова поэта? – Как они связаны с просмотренным сюжетом «Глаза природы»? 1 – В комплексной работе над умением формулировать проблему нам поможет текст В.  Конецкого «Белый красавец». Составление смыслового плана текста. Недавно я вспомнил статью, которую прочитал в газете двадцать лет назад:  "Промысловиками китобойной флотилии "Дальний Восток" добыт абсолютно белый кит".  (2) Молодой учёный В. Латышев, находившийся в этом рейсе на флотилии, рассказал:  "Встреча с легендарным китом произошла в Тихом океане. (3) Под вечер на горизонте  китобои заметили скопление китов. (4) Среди тёмно­серых плыл белый кит. (5) Точный  выстрел гарпунной пушки – и белая громада на лине. (6) Наконец лебёдки втянули на слип  белоснежную тушу. (7) "На земном шаре животные­альбиносы хотя и встречаются, но  довольно редко", – читал я дальше рассказ молодого научного работника В. Латышева, и  сердце моё закипало бессильной ненавистью к нему. (8) За этими бездарными, мёртвыми газетными строчками я видел, как в океан опускается  солнце. (9) Низкие лучи золотят зыбь. (10) Волны тёмно­сини, густы. (11) Над океаном  пахнет рыбьей странной жизнью. (12) Стадо китов провожает светило на ночной покой. (13) Среди стада плывёт белый красавец. (14) Один на десятки тысяч. (15) Гарпунёр идёт к пушке, ему убить Белого кита – раз плюнуть: море спокойно, а  мерцающую белую цель видно и под водой. (16) Латышев кричит: "Белого, белого!" (17)  Хлопает выстрел. (18)Я до сих пор не могу понять: зачем Латышев убил Белого кита? (19) Я понимаю глупое любопытство матросов. (20) Это от молодости, душевной серости, от скуки длинного  рейса, от непонимания того, что и зачем делают. (21) И здесь­то Латышев, если он учёный,  интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за  бездумность. (22) И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в  легенды. (23) "Киты­самоубийцы" – статью с таким названием прочитал я недавно в другой газете.  (24) "Стадо китов приблизилось к побережью Калифорнии. (25) И вдруг один за другим  киты стали бросаться на скалы и отмели. (26) Острые камни разрывали тела животных,  многие из них, быстро теряя силы, оставались на песчаных отмелях и погибали. (27) Это далеко не первый случай массового самоубийства китов. (28) Что заставляет их  "сознательно" идти на верную гибель? (29) Учёные пока ничего не могут ответить на этот  вопрос". (30) Я отлично знаю, что уже давно существуют конвенции по охране китов, что промысел  их запрещён. (31) Но кто думает о том, что среди китов шныряют атомные подлодки,  ползут бесчисленные тралы, рвутся учебные ракеты, торпеды, мины, снаряды, глубинные  бомбы; что в моря ссыпают тысячи и тысячи тонн устаревшего и невзорвавшегося  боезапаса, что в моря спускают отходы атомного производства, в моря сбрасывают  отравленные воды химических заводов... (32) И, кроме всего этого, по китам палят из пушек учёные типа Латышева, которые не  знают, почему киты кончают самоубийством. (33) Пусть это звучит смешно, но я могу допустить, что самоубийства китов – это нечто  вроде самосожжения буддистов. (34) У них нет иного языка, чтобы обратить на себя  внимание.  Вии́ктор Вии́кторович Конеи́цкий (6 июня 1929, Ленинград — 30 марта 2002, Санкт-Петербург) — советский и российский писатель, киносценарист, капитан дальнего плавания. Конецкий — соавтор блистательных сценариев к ставшим культовыми кинофильмам, и среди них — «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три». 2 3. Углубление знаний учащихся об особенностях публицистического стиля. – Назовите отличительные особенности публицистического стиля речи. актуальность темы, общедоступность , образность речи  своевременность ,злободневность, обращение к широкой аудитории, экспрессивность ,  обсуждение насущных общественных вопросов, эмоциональность, четкость и логичность,  оперативность – Укажите языковые особенности публицистического стиля. широкое использование общественно­политической лексики побудительные предложения , устойчивые обороты и выражения, неологизмы , сленги, призывный пафос,  совмещение книжного и разговорного стиля, наличие риторических приемов  Словарная работа.– В "рабочих листах" запишите лексическое значение слов:  безжалостный, жестокий, варварский, губительный, эгоизм и  равнодушие  – Назовите слова ­ синонимы, антонимы, продолжите синонимические ряды данных слов.  Эта работа пригодится вам во время создания текста. (Примеры: эгоизм – бессердечие, душевная черствость, нравственная глухота) Словарная работа: publicus – общественный, публичный безжалостный, жестокий эгоизм, равнодушие , губительноый, варварский   Флотилия –  1. Соединение военных судов, находящихся в каком­либо водном бассейне. 2. Отряд судов специального назначения. 3. О большом количестве кого­чего­либо, способного держаться на воде.  Гарпунёр – человек, управляющий гарпуном.  Гарпун –  1. Ручное метательное орудие – копьё с зубчатым накрнечником на длинном ремне,  верёвке.  2. Металлическая стрела с гранатой и раскрывающимися лапамина головке,  выбрасываемая на тросе из гарпунной пушки, употребляется для охоты на крупных  морских животных т рыб.  Альбинос от лат. «белый». Человек, животное с отсутствием пигментации кожных,  волосяных покровов и радужных оболочек глаз; растение, лишённое зелёной  окраски.  Буддисты – последователи буддизма.  Буддизм от санскрита «просветлённый». Одна из мировых религий, основанная на  учении о «четырёх благородных истинах»: страдание, его причина, освобождение от 3 него(нирвана) и путь к такому освобождению. По имени Будда, данному  легендарному основателю этого учения Сиддхартхе Гаутаме – сыну царя  небольшого государства в среднем течении Ганга. 4. Практическая работа по подготовке к написанию сочинения.  1. Сочинение­рассуждение относится к публицистическому стилю, и его написание  подчинено определенному алгоритму, который четко отражает все этапы работы. Первый этап – знакомство с алгоритмом. 1. Формулировка одной из проблем исходного текста 2. Комментарии по выбранной проблеме 3. Формулировка позиции автора 4. Аргументы  авторской позиции (один – из литературных источников) 5. Заключение Чтение учащимися исходного текста:  Определение стиля и типа речи. – К какому стилю речи относится данный текст? – Какой тип речи преобладает? Докажите. – Назовите грамматические, синтаксические, стилистические особенности текста. ( Ученики работают на листах, впоследствии озвучивают результаты анализа). (текст относится к публицистическому стилю, так как сочетает в себе книжную и  разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами  повествования , текст насыщен рядами однородных членов, парцеллированными  предложениями; стилистика текста отличается сдержанным пафосом, уместным  использованием пословиц, метафор, лаконизмом суждений, строгостью в подборе  выразительных средств; автор статьи категоричен в своих умозаключениях, что находит  выражение и в подборе лексики, и в синтаксисе – предложения чаще всего утвердительные, парцелляция усиливает значимость аргументации; бескомпромиссность суждений  подчеркивает твердую авторскую позицию). Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению. Б) Нахождение проблемы текста–  Какие, по­вашему, проблемы рассматривает автор  текста? В тексте их бывает несколько. Как определить проблему в тексте? Проблема – это вопрос, которым задаётся автор. Самый верный способ определить в тексте проблему ­ найти позицию автора. Если есть позиция автора, непременно должна быть  проблема, по которой эта позиция высказана. Лучше брать главную проблему текста. (Из ответов учеников выделяем наиболее значимые и записываем в «рабочих листах»): 4 а ) потребительское, безжалостное отношение, бездумное отношение человека к миру  природы б) беззащитность мира природы перед агрессией человека( может ли противостоять  природа жестокости, которую проявляют по отношению к ней люди) в) роль учёных в деле охраны природы (какова роль учёных в деле охраны природы) г) ответственности человека за все живое на земле. Авторская 1) люди, даже интеллигентные, порой проявляют позиция: бессмысленную жестокость по отношению к животным, и этим наносят природе непоправимый вред; такое отношение к природе губительно для неё и поэтому недопустимо; 2) животные беззащитны перед жестокой агрессией людей, не умеющих ценить их уникальность, но защитить живую природу от уничтожения могут только люди, осознающие важность её сохранения; 3) задача учёных - беречь уникальный мир природы, не допускать исследований, которые могут нанести ей колоссальный ущерб, и разъяснять несведущим важность бережного отношения к природе. 5. Обсуждение вариантов вступлений: выступления ребят, вариант, предложенный  учителем: 1.Давай возьмём с тобой Красную книгу и перелистаем её. Удивляешься тому, что она  такая толстая и тяжёлая? Ещё бы! Ты посмотри, сколько представителей флоры и фауны  стали её постоянными жителями. Ни всемирный потоп, ни пожары стали причиной их  гибели. Да и вряд ли они смогли бы причинить столько зла. Заклятым врагом природы стал  человек. ­ Во вступлении главная задача – подвести читателя к проблеме. Вступление написано. Как можно перейти к проблеме. Помним, что во втором абзаце  обязательно нужно упомянуть фамилию автора и сказать, о чём текст. Что же с нами происходит? Как объяснить варварское отношение человека к миру  природы? Над такими вопросами размышляет автор текста В. Конецкий.  Начало комментария   Чтобы привлечь…   Рассуждая о проблеме, размышляя над  проблемой … Раскрывает на примере рассуждений о …  В. Конецкий в своей статье приводит пример безжалостного отношения к природе,  рассказывая об убийстве кита. 5 6. Второй этап ­ комментарии к исходному тексту..   Анализ умозаключений автора (логичность, прием антитезы, вопросно­ответная  форма изложения материала и т. д.)   К какой аудитории обращается (молодежь, среднее поколение, широкая аудитория  и т. д.)  Убедительность доводов (неоспоримые факты, живость в подаче материала,  хорошее знание поднимаемой проблемы, эмоциональность) Ученики зачитывают по «рабочим листам» комментарии по выбранным проблемам.  Корректировка текстов: что упущено? А что лишнее? Что можно изложить в более  обобщенном виде?  Комментарий  проблемы даём обязательно с опорой на текст, иначе  будет считаться, что сочинение написано не по тексту. Комментарий – это описание  того, как проблема существует в тексте, как автор преподносит её читателю.  Примеры комментариев учеников …чтение работ. Сочинение ЕГЭ:               пример ученика 1. Отходы атомного производства, отравленные воды химических заводов, взрывы  глубинных бомб, участившиеся в последнее время техногенные катастрофы – все  это примеры воздействия человека на окружающий его мир. Проблему  равнодушного, потребительского отношения  к природе ставит автор  предложенного мне текста – известный писатель В.Конецкий. Раскрывая проблему, автор повествует о событии, описанном в газетной  статье. В ней рассказывалось, как промысловики китобойной флотилии  «Дальний Восток»,  не задумываясь, убили редкого кита­альбиноса. Чтобы  показать, насколько далеки  становятся  человек и природа, писатель  противопоставляет их.  Так, при описании статьи научного работника  В.Латышева, выстрелившего в кита, герой­рассказчик использует эпитеты  «бездарными, мертвыми»,  а в пейзажный зарисовках моря можно  почувствовать любование природой, восхищение её жизнью. Автор  подробно  описывает, как «в океан опускается солнце», как «низкие лучи золотят зыбь»,  как «стадо китов провожает светило на ночной покой». Чтобы найти решение  проблемы, В. Конецкий предлагает две точки зрения на отношение к природе.  Сторонником первой является молодой ученый В.Латышев, для которого  белоснежный кит – туша,  а убийство­ проявление власти над природой. Его  мнению противопоставлена позиция героя­рассказчика (сам автор, безусловно,  тоже придерживается этой точки зрения), который  убежден, что надо по­ хозяйски, а значит, бережно относиться к природе, охранять её. Не случайно во второй части текста содержится рассуждение о «китах­самоубийцах»,  сознательно идущих на верную гибель ­   автор расценивает их поведение как   «крик помощи» природы и предлагает услышать его.  Трудно сомневаться в точке зрения автора. Писатель сожалеет: люди мало  думают о том, какой урон наносят природе. Последнее предложение текста –  это призыв к каждому обратить внимание на мир, окружающий нас, его беды и проблемы, и понять, что от действия каждого зависит будущее. 6 Я, безусловно, согласен с позицией автора и не сомневаюсь в том, что человек  должен быть заботливым, бережливым хозяином природы и нести  ответственность за свои необдуманные действия. Свою точку зрения мне бы хотелось обосновать, обратившись к циклу  В.Астафьева «Затеси». Читая одну из миниатюр («И милосердия!»), мы узнаем о вопиющих фактах безжалостного отношения человека к природе: чтобы  предупредить появление   энцефалитного клеща, люди обсыпали предвесенний лес дустом. Были ли целесообразны их действия?  Читая произведение,  узнаёшь, что насекомое в ту пору убить нельзя, а вот птицу в той местности  истребили полностью. Вместе с героем­рассказчиком хочется обратиться с  мольбой к человеку быть милосердным, сострадательным, думать не только о  себе, но и об окружающем нас мире. Понять, от кого зависит состояние природы, помогает рассказ Н.Почивалина  «На природе». Вместе с главным героем мы оказываемся перед  сосновыми  посадками, варварски вырубленными для  продажи деревьев к Новому году и  понимаем его чувства:  опустошенность, горечь, скорбь.  Короткий рассказ  побуждает   подумать о том, какую роль в сохранении гармонии между  человеком и природой играешь лично ты. В.Астафьев, В.Латышев, Н.Почивалин – эти и многие другие авторы в своих  произведениях обращаются к читателям с призывом дать оценку отношению к  природе и понять, что её будущее в наших руках. 7. Третий этап работы ­ нахождение позиции автора  Позиция автора Четко сформулируйте (лучше своими словами) и напишите отдельным абзацем с  обязательным включением словосочетания «позиция автора» Такое отношение к природе губительно для неё, и поэтому недопустимо, считает В.  Конецкий, и трудно не согласится с его точкой зрения. Люди, даже интеллигентные, порой проявляют бессмысленную жестокость по отношению к животным, и этим наносят природе непоправимый вред. Так считает автор текста, и его  позиция вполне обоснованна и понятна.  8. Четвертый этап урока – аргументация  Начало аргументации может начинаться словами    «Я полностью разделяю точку зрения автора…» и далее привести 2 аргумента «за» «Могу лишь отчасти согласиться с автором статьи…» и привести аргументы «за» и  «против» «Не считаю возможным согласиться с автором текста, так как …» и привести 2  аргумента «против»  7 . Примеры аргументов, приведенных учащимися: 1. Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые  подавала нам природа, а сейчас начали осознавать: наш дом, планета Земля в опасности.  Она медленно погибает. Экологическая катастрофа нависла тёмной тенью над каждым  человеком .В одной из газет я прочитала, что каждый день фауна земного шара становится  беднее на один вид животного. Каждую неделю мы теряем навсегда один вид растений. В  минуту вырубается 20 гектаров тропических лесов. Факты говорят сами за себя. 2. Откуда возникло это чудовищное противостояние между человеком и природой?  Когда – то кто – то решил объявить человека «царём природы». Но царь оказался  злым, жестоким и беспощадным. Он превратил окружающий мир не просто в  подчинённого, а в раба. Попытался превратить, потому что природа не сдаётся  просто так. Герой романа Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»  говорит:»Никакой человек не царь ей, природе – то. Не царь, вредно это царём – то  зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб  маменьку». 9. Пятый этап урока – заключение Осталось написать заключение. Мы должны помнить, что в заключении обобщаются  основные выводы из сказанного, подводится краткий итог, формулируется обобщённый  вывод, высказывается своё отношение к проблеме, если этого не было сделано раньше, а  также может быть обобщённо выражена позиция автора исходного текста по отношению к  рассматриваемой проблеме.. Желательно, чтобы заключение было связано со вступлением, т. е. в заключении автор как  бы снова возвращается к вступлению, ссылается на ранее высказанное суждение и вновь  подчёркивает основную мысль. 1 вариант заключения – заключение, написанное в форме цитаты, которая является  итоговым суждением. По отношению человека к природе можно судить о нашей духовности, писал К.  Циолковский. И уверял, что человечество только тогда распахнёт врата бессмертия, когда, «за добрым отношением к природе последует доброе дело». 2 вариант заключения – заключение, написанное в форме обобщения, подводящего  итог всему сказанному. Тревога автора текста не оставила меня равнодушной и заставила задуматься о назначении  человека на земле. Только от нас зависит, что сохраним мы для себя и для будущих  поколений. Будем же беречь природу и охранять её от браконьеров и любителей лёгкой  наживы, будь это белый красавец кит или маленькая пташка. Завтрашний день земли будет  таким, каким создадим мы его сегодня.  10. Шестой этап урока – пополняем копилку аргументов. 8 1. Строчки из стихотворения Н. Доризо: Если Родину ты любишь, Мало клясться ей в любви, Перед ней в большом и малом С чистой совестью живи. 2. Выдающийся педагог Острогорский писал:»Нельзя не пожалеть человека, для которого  природа – закрытая книга, которого не радует, не успокаивает , не восхищает её красота,  чувство которой является основой любви к человеку, истине, добру». 3. «Жить с чистой совестью – значит жить в согласии с природой, охранять её, а значит, и  охранять Родину» ­, писал настоящий ценитель красоты М.М.Пришвин. 4. В Г Распутин в повести «Пожар» говорит о варварской вырубке леса, когда стараются  сделать план любой ценой, рубят, не оставляя ни подрост, ни молодняк. Иван Петрович,  главный герой, с болью в сердце отмечает, что последствия такой бесхозяйственности  будут непоправимыми: обмелеет река, начнётся заболачивание местности. «План,­  возмущается Иван Петрович.­ Лучше б мы другой план завели – не на одни только  кубометры,  11. Подведение итогов урока. – Что на уроке оказалось для вас наиболее трудным? – Чему следует больше уделить внимания на последующих уроках? Учащиеся отмечают, что испытывают определенные трудности при написании  комментария и подборе аргументов. .  12. Домашнее задание.  Доработать черновой вариант созданного в «рабочих листах» текста, учитывая все  замечания и рекомендации. Дописать сочинение. 9

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.

Урок подготовка к ЕГЭ . Обучение сочинению.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2017