Уроки 147–148. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Цель деятельности учителя |
Актуализировать и восстановить знания об имени прилагательном, углубить понятие о роли прилагательных в речи, формировать умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных; определять синтаксическую роль |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества |
методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.zavuch.info http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия |
Имя прилагательное, словосочетание, согласование прилагательного и существительного |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы |
Обучающие и развивающие компоненты, задания |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формы |
Формируемые умения (универсальные |
Промежуточный контроль |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель- |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Вступительное слово: – Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски». Если б все на свете было Одинакового цвета, Вас бы это рассердило Или радовало это? Кто решился бы отныне, Приходя домой усталым, На зеленой спать перине Под зеленым одеялом? И зеленою водою На рассвете умываться, И зеленым-презеленым Полотенцем утираться? Любоваться, как над вами, Зеленея, птицы реют, Над зелеными домами Ярко солнце зеленеет. Видеть мир привыкли люди Белым. Желтым. Синим. Красным. Пусть же все на свете будет Удивительным и разным. – Чтобы рассказать об удивительном и разном, нам нужны слова – имена прилагательные* |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, де-монстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
Листы обратной |
2. Актуализация и пробное учебное действие |
Эвристическая беседа по теме урока |
– Ребята, а вы знаете, кто делает
открытия? – Как вы думаете, а мы с вами способны сделать открытие? (Да.) – Мы начали знакомиться с новым разделом науки о языке, который называется морфология. Что же он изучает? (Раздел науки о языке изучает слово как часть речи.) – На какие три группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные, междометия.) – Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи. – На предыдущих уроках мы с вами подробно изучили часть речи, которая называется… (Имя существительное.) – Давайте же сегодня на уроке
будем научными исследователями. А откроем мы часть речи, – В начале урока проведем небольшую орфографическую зарядку в форме комментированного словарного диктанта |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Фронтальная |
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: |
Устные ответы |
Просмотр мультимедийной презентации с заданиями «Правописание О–Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных»; «Буквы Е–О после шипящих в корне»; «Употребление Ь на конце существительных после шипящих» |
Ученики вставляют пропущенные буквы в словах текста, представленного на слайде, и выделяют орфограммы; затем записи сверяют с ключом. Молодежь, мяч, брошь, камышом,
желтый,
Организует и сопровождает деятельность учащихся.
Контролирует правильность
выполнения |
Смотрят презентацию, воспринимают
на слух информацию, Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов |
Фронтальная |
Познавательные: |
Письменная работа |
|
3. Выявление места и причины затруднения |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
– Какие орфограммы мы повторили при работе с презентацией? – Ребята, сейчас я вам прочитаю текст (на слайде), вы должны догадаться, о какой птице идет речь? Как вы это определили? К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пестрая, а на голове черная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я… Летит, несет в клюве сосновую
шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку, как все (По Г. Скребицкому.) Показывает на рисунке дятла. – Какие средства языка помогли вам узнать дятла, хотя название птицы ни разу не упомянуто в тексте? К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы? – Что вы знаете об этой части речи? (Что обозначает, на какие вопросы отвечает? К словам какой части речи относится, как изменяется?) |
Слушают, рассматривают учебные
пособия, |
Фронтальная |
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Устные ответы |
4. Целеполагание и постро- ение проекта выхода из затруднения |
Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Ознакомление с зада- |
– С сегодняшнего урока мы с вами более подробно начнем изучать еще одну часть речи – имя прилагательное. – Какая орфограмма вам
встретилась в названии части речи? (Чередование гласных в корне – Как вы понимаете смысл названия части речи? (Приложенное, добавленное к чему-то.) – Как вы уже знаете, многие грамматические термины имеют корни из латинского языка. Прилагательное не является исключением. Дословный перевод с греческого языка – «эпитет». Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и перевод его – «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное». – Итак, мы открыватели. Сегодня на
уроке поэтапно, шаг за шагом мы сделаем с вами открытие. А поможет нам не
сбиться с верного пути схема-таблица. Собирать ее мы будем посте-
|
Знакомятся |
Индивидуальная, групповая |
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познаватель-ных задач |
Задают вопросы для уточнения информации |
5. твор-ческая практическая деятельность по реализации построенного проекта |
Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов |
– Вы знаете, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов. По частоте употребления – 5-е место. – Когда же чаще всего мы используем прилагательные? (Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, описании их чувств, настроений, душевных переживаний.) – Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту – стихотворению С. Есе-нина. А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. – Назовите орфограммы, пропущенные в словах. (Безударные гласные в корнях слов.) Подберите проверочные слова. – Найдите грамматическую основу предложения. Дайте его характеристику. Беседа. 1. Какую картину природы вы себе представили? 2. Использование каких художественных средств помогает поэту создавать яркую, образную картину? 3. Итак, эпитеты – это образные прилагательные. Выпишите их вместе с существительными, от которых они зависят (Роса жемчужная, над озером серебряным, блестки алые.) – Как вы понимаете эти выражения? 4. Докажите, что данные эпитеты – имена прилагательные. (Обозначают признак действия, отвечают на соответствующие вопросы.) |
Работа с заданием. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Фронтальная, индивидуальная |
Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: читают и слушают,
извлекая нужную информацию, Регулятивные: контролируют учебные
действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа |
6. Первичное закрепление с комментирова- нием во внешней речи |
Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Обучающая игра |
– Но прилагательные могут отвечать и на другие опросы. А на какие, мы с вами сейчас определим. Работа в группах. Задание: найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают? 1-я группа. Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий – к конуре. 2-я группа. Белкин след ведет к дуплу, Мышкин – к дырочке в полу. Жаль, что в речке, на воде, Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь, Рыбка, рыбка, где ты спишь? И. Токмакова – Чтобы определить морфологические признаки, просклоняем словосочетания: 1-я, 2-я группы. Роса жемчужная. 3-я, 4-я группы. Озеро серебряное. – Изменилось ли прилагательное? (Да, точно так же, как существительное.) – Значит, прилагательное изменяется по падежам. А какая часть речи помогает нам определить падеж? (Существительное.) – Давайте внимательно посмотрим на существительные. Что их отличает друг от друга? Какие морфологические признаки? (Род, число.) – Определите род и число существительных. – Могут ли существительные и
прилагательные быть разного рода и числа? (Нет, они согла- – Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? (Нет.) Сделаем вывод: прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам. – Собираем таблицу. контролирует правильность работы детей |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы |
Индивидуальная, групповая
|
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Познавательные: Регулятивные: само- Коммуникативные: |
Устные ответы. Письменная работа |
7. Само-стоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения |
Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса |
Выполняют упражнения 568, 569, 570,
отвечают |
Индивидуальная, групповая |
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений |
Письменная работа. Задают вопросы для уточнения информации |
8. Включение в систему знаний и повто- рение |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
Игра «Найди лишнего». – Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, то есть не является прилагательным. Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные. Задание «Подари предмету признак». Задание выполняется по группам. За две минуты необходимо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным. 1-я группа – трава; 2-я группа – горы; 3-я группа – снег; 4-я группа – море. Отгадайте загадки. (Задание выполняется по группам.) 1-я группа. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто же это? (Лиса.) Зеленый, сладкий, сахарный. (Арбуз.) 2-я группа. На овчарку не похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк.) Спелое, круглое, сочное. (Яблоко.) 3-я группа. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Шуба для зимы – другого цвета. (Заяц.) Бурый, мохнатый, косолапый? (Медведь.) 4-я группа. Тройка-тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом – Все покрыла серебром. (Зима.) Вывод: Так для чего нужны имена прилагательные? (Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.) – Поэтому прилагательные о себе говорят так: У существительных подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука. Но если нас к ним приложить, Им веселее станет жить |
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одно-классниками делают выводы. Выполняют задание, отвечают на вопросы |
Фронтальная |
Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оцени-вают свою работу; исп-равляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: |
Задают вопросы для уточнения информации |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.