Проверить знания и умения в области лексикологии и фразеологии, определить границы знания и «незнания» у пятиклассников
Урок контроля ЗУН по теме
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать основные понятия в области лексикологии и фразеологии; уметь опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка; наличие контрольно-оценочной самостоятельности как основы учебной компетентности.
Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Уроки 88–89. КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕКСИКА»
Проверить знания и умения в области лексикологии и фразеологии,
определить границы знания и «незнания» у пятиклассников
Урок контроля ЗУН по теме
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
основные понятия в области лексикологии и фразеологии; уметь опознавать
и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со
словарем.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной
деятельности и пояснять их; умение поставить цель и организовать ее
достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление,
самоанализ и самооценка; наличие контрольнооценочной самостоятельности
как основы учебной компетентности.
Личностные: положительное отношение к правильной, точной и богатой
устной и письменной речи как показателю общей культуры и гражданской
позиции человека; стремление к речевому самосовершенствованию
Создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
http://www.uroki.net
http://www.zavuch.info
http://www.intergu.ru
Методы и
формы
обучения
Образовательн
ые
ресурсы
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
Наглядно
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Лексикология, фразеология
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://festival.1september.ru/subjects
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192Организационная структура (сценарий) урока
Деятельность учителя
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о .
– Отгадайте загадку:
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней.
(Книга,
учебник.)
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
предел
ение) к
учебно
й
деятел
ь
ности
Обучающи
е
и
развиваю
щие
компонент
ы, задания
и
упражнен
ия
Эмоцион
альная,
психолог
ическая и
мотиваци
онная
подготов
ка
учащихся
к
усвоению
изучаемо
го
материал
а
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Фрон
тальн
ая
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Слушают
учителя,
участвуют
в диалоге
с
учителем.
Размещаю
т учебные
материалы
на
рабочем
месте,
демонстри
руют
готовность
к уроку
2.
Актуа
лизаци
я
и
пробно
е
учебно
е
Воспроиз
ведение
ранее
изученно
го,
установл
ение
преемств
енных
Создает проблемную
ситуацию, в которой учащиеся
обнаруживают недостаток
своих знаний и желание
активно преодолевать
возникающие противоречия в
процессе учебной
деятельности
(самостоятельно или при
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
высказыва
ния.
Фрон
тальн
ая,
индив
идуал
ьная
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Лист
ы
обрат
ной
связи
Устн
ые
ответ
ы
Личностные:
положительно
относятся к
учению,
стремятся
приобретать
новые знания,
умения,
совершенствова
ть имеющиеся.
Познавательн
ые: осознают
учебно
познавательную
задачу.
Регулятивные
: планируют
необходимые
действия,
операции
Познавательн
ые:
выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализован
ной и
умственнойОбучающи
е
и
развиваю
щие
компонент
ы, задания
и
упражнен
ия
связей
прежних
и новых
знаний и
применен
ие их в
новых
ситуация
х.
Эвристич
еская
беседа,
работа с
учебнико
м
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихся
.
Этапы
урока
действ
ие.
3.
Выявл
ение
места
и
причин
ы
затруд
нения
4.
Целеп
олаган
ие
и
постро
ение
про
екта
выхода
из
затруд
нения
Деятельность учителя
незначительной помощи
учителя).
– Отлично! А чему научил нас
учебник на последних уроках?
Дополняет ответы
обучающихся, сопровождает
деятельность школьников по
повторению теоретического
материала раздела «Лексика.
Фразеология»
Контрольная работа*
I в а р и а н т
1. Дайте определение
следующим понятиям:
омонимы, многозначные слова,
синонимы,
антонимы.
2. В каком словосочетании
прилагательное
употреблено в прямом
значении?
а) Железный человек; в)
железная воля;
б) железная дисциплина; г)
железная кровать.
3. Укажите ряд, в котором все
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Обдумыва
ют ответы
на
вопросы и
осознают,
что знаний
недостато
чно для
полных
ответов
Фрон
тальн
ая
Анализиру
ют задания
контрольн
ой работы,
обсуждаю
т
содержани
е
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
форме;
осуществляют
для решения
учебных задач
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи
Регулятивные
: принимают и
сохраняют
учебную задачу;
осознают
недостаточност
ь своих знаний.
Познавательн
ые:
осуществляют
для решения
учебных задач
операции анализ
а, синтеза,
сравнения,
классификации.
Вопр
осы
для
уточн
ения
инфо
рмаци
иЭтапы
урока
Обучающи
е
и
развиваю
щие
компонент
ы, задания
и
упражнен
ия
Ознакомл
ение с
заданиям
и
контроль
ной
работы,
обсужден
ие
трудных
мест.
Беседа
по
вопросам
Деятельность учителя
прилагательные употреблены в
переносном значении.
а) Светлый ум, общий язык,
горячий чай;
б) горькая судьба, чистая
скатерть, черные
мысли;
в) золотые руки, холодный ум,
горячее сердце.
4. Подберите антонимы к
следующим словам:
сжимать, сгибать, убегать,
найти, кричать.
ІІ в а р и а н т
1. Дайте определение
следующим понятиям:
однозначные слова, антонимы,
синонимы,
омонимы.
2. В каком словосочетании
прилагательное
употреблено в прямом
значении?
а) Медные волосы;
медная руда;
б) медный цвет;
медный месяц.
3. Укажите ряд, в котором все
прилагательные употреблены в
переносном значении.
г)
в)
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении;
способны
адекватно
рассуждать
о причинах
своего
успеха или
неуспеха в
учении,
связывая успехи
с усилиями,
трудолюбием.
Коммуникат
ивные:
обмениваются
мнениями,
умеют слушать
друг друга,
строить
понятные для
партнера
по
коммуникации
речевые
высказывания,
задавать
вопросы с целью
полученияЭтапы
урока
Обучающи
е
и
развиваю
щие
компонент
ы, задания
и
упражнен
ия
5.
Твор
ческая
практи
ческая
деятел
ьность
по
реализ
ации
постро
ен
ного
проект
а
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихся
.
Выполне
ние
задания
Деятельность учителя
а) Старые туфли, золотое
сердце, чистое небо;
б) теплые отношения, старый
друг, горький
перец;
в) каменное сердце, громкая
слава, легкие
деньги.
4. Подберите синонимы к
следующим словам:
думать, улыбаться, кричать,
чумазый, доктор
Д о п о л н и т е л ь н ы е
з а д а н и я .
Запишите стихотворную
строфу, вставляя пропущенные
буквы. Выпишите слова,
которые употреблены в
переносном значении. Назовите
средства художественной
выразительности, созданные на
основе этого переноса.
I в а р и а н т
Звезды ясные, звезды
пр_красные
Наш_птали цветам
ска_ки чудные,
Леп_стки улыбнулись
атласные,
Задр_жали л_стки
изумрудные.
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
необходимой
для решения
проблемы
информации,
работать в
коллективе,
уважать мнение
других
участников
образовательног
о процесса
Познавательн
ые: читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию, а
также
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадей.
Регулятивные
: контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
Устн
ые
ответ
ы.
Выпо
лнени
е
задан
ий
Фрон
тальн
ая,
индив
идуал
ьная
Работа с
текстом
контрольн
ой работы.
Под
руководст
вом
учителя
выполняю
т
заданиеЭтапы
урока
Обучающи
е
и
развиваю
щие
компонент
ы, задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
К.
Фофанов
II в а р и а н т
Солнце за день
нагулялося,
За кудрявый лес
спускается;
Лес стоит под шапкой
темною,
В золотом огне купается.
И.
С. Никитин
Проверка
контроль
ных
работ
Контролирует правильность
приемов работы с заданиями
контрольной работы
Инди
видуа
льная
Проверяю
т
правильно
сть
выполнени
я работы
6.
Само
стояте
льная
работа
с само
провер
кой по
эталон
у
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
ошибки;
осознают
правило
контроля и
успешно
используют его
в решении
учебной задачи.
Коммуникат
ивные:
осуществляют
совместную
деятельность
в парах, умеют
задавать
вопросы для
уточнения
последовательн
ости работы
Познавательн
ые:
осуществляют
операции
анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
Вопр
осы
для
уточн
ения
инфо
рмаци
иЭтапы
урока
Обучающи
е
и
развиваю
щие
компонент
ы, задания
и
упражнен
ия
Деятельность учителя
Осуществл
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Форм
ы
орган
изаци
и
взаим
одейс
твия
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
обобщения,
выводы