Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; определять систему языковых средств, использованных в тексте; помочь понять его идею, композицию, роль художественной детали; развивать творческие возможности школьников
Урок развития речи
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать роль деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета, создавать текст на основе исходного.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованиюТехнологические карты уроков русского языка 5 класс по уч Т А Ладыженской
Уроки 90–91. ИЗЛОЖЕНИЕ ПО ТЕКСТУ К. Г. ПАУСТОВСКОГО
«ПЕРВЫЙ СНЕГ» (упр. 375)
Цель
деятельности
учителя
Тип урока
Планируемые
образовательн
ые
результаты
Методы и
формы
обучения
Образователь
ные
ресурсы
Обучать лингвистическому и содержательному анализу текста; учить
соотносить выбор языковых средств, использованных в тексте; определять
систему языковых средств, использованных в тексте; помочь понять его идею,
композицию, роль художественной детали; развивать творческие возможности
школьников
Урок развития речи
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать
роль деталей в художественном описании предмета; уметь составлять план
исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста
его типологическую структуру; определять значение деталей в
художественном описании предмета, создавать текст на основе исходного.
Метапредметные (компоненты культурнокомпетентностного
опыта/приобретенная компетентность): способность осознавать цели учебной
деятельности и пояснять их; умение ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность
сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию
Наблюдение над языком; деятельностнопрактический; индивидуальная,
групповая, фронтальная
http://www.uroki.net
http://akademius.narod.ru/viborrus.html
http://www.zavuch.info
http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192
http://www.intergu.ru
http://festival.1september.ru/subjects
Оборудование Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока, выполненная
учителем или группой подготовленных обучающихся
демонстрацио
нный
материал
Основные
понятия
Приемы сжатия текста, микротемыОрганизационная структура (сценарий) урока
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
умения
(универсальные
учебные
действия)
Личностные:
положительно
относятся
к учению,
познавательной
деятельности,
стремятся
приобретать
новые знания,
умения,
совершенствова
ть имеющиеся.
Познаватель
ные: осознают
учебно
познавательную
задачу.
Регулятивные
: планируют
необходимые
действия,
операции
Личностные:
имеют
мотивацию к
учебной
деятельности.
Познаватель
ные:
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Лист
ы
обрат
ной
связи
Устн
ые
ответ
ы.
Вопр
осы
для
Этапы
урока
1.
Мотив
ация
(самоо
предел
ение) к
учебно
й
деятел
ь
ности
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Эмоцион
альная,
психолог
ическая
и
мотиваци
онная
подготов
ка
учащихся
к
усвоению
изучаемо
го
материал
а
Деятельность учителя
В с т у п и т е л ь н о е с л о в о .
Во время слушания текста
выполните следующие задания:
– определите число микротем по
количеству длительных пауз
диктора и обозначьте их
цифрами
(между цифрами оставьте 5–6
строчек);
– запишите ключевые слова и
выражения каждой микротемы
(содержание нескольких
самостоятельных предложений
текста, связанных одной мыслью)
рядом с цифрами
органи
зации
взаимо
действ
ия
Фронт
альна
я
яемая
деятельнос
ть
учащихся
Слушают
учителя,
участвуют
в диалоге
с
учителем.
Размещаю
т учебные
материал
ы на
рабочем
месте,
демонстр
ируют
готовност
ь к уроку
2.
Актуа
лизаци
я
и
пробно
е
Воспроиз
ведение
ранее
изученно
го,
установл
ение
Текст «Первый снег».
На слайде:
Основные приемы сжатия
текста
Основная задача изложения –
передать смысл текста, не
нарушая логики, исключить
Отвечают
на
вопросы.
Строят
понятные
для
партнера
Инди
видуа
льная,
групп
овая,
фронт
альнаЭтапы
урока
учебно
е
действ
ие
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
преемств
енных
связей
прежних
и новых
знаний и
применен
ие их в
новых
ситуация
х.
Чтение,
эвристич
еская
беседа,
просмотр
мультиме
дийной
презента
ции,
сопрово
ждающей
ход
урока
3.
Выявл
ение
места
и
Анализ
содержан
ия
текста,
беседа
– Определите тему текста (о чем
данный текст?), тип речи. (Это
текстповествование, автор
рассказывает о красоте и
загадочности ночи, когда выпал
Обдумыва
ют ответы
на
вопросы и
осознают,
Инди
видуа
льная,
групп
овая
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
второстепенную информацию
(описательные элементы,
детали) или сформулировать
кратко (обобщить), заменить
сложные конструкции
предложений более простыми
(упростить).
Способы определения темы:
по началу текста;
по ключевым словам;
по ключевым эпизодам;
по поступкам или
размышлениям героев;
по заглавию текста
я
высказыва
ния.
Смотрят
презентац
ию,
восприни
мают на
слух
информац
ию,
осваивают
лингвисти
ческие
термины
Проме
жуточ
ный
контр
оль
уточн
ения
инфо
рмац
ии
Вопр
осы
для
уточн
ения
осуществляют
для решения
учебных задач
операции анали
за, синтеза,
сравнения,
классификации
,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Регулятивные
: принимают и
сохраняют
учебную
задачу.
Коммуникат
ивные: задают
вопросы,
отвечают на
вопросы
других,
формулируют
собственные
мысли
Личностные:
осознают свои
трудности и
стремятся к их
преодолению;Этапы
урока
причин
ы
затруд
нения
4.
Целеп
олаган
ие
и
постро
ение
про
екта
выхода
из
затруд
нения
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихся
. Беседа
по
вопросам
. Анализ
образной
системы
текста.
Письмен
ная
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
первый снег.)
– Сформулируйте и запишите
основную мысль текста (что
хотел сказать автор?).
– Запишите тему каждого абзаца,
используя ключевые слова как
опорный материал
– Во время повторного слушания
текста выполните следующие
задания:
1. Дополните абзацы
необходимой информа
цией.
2. Определите основную мысль
каждой микротемы (что
говорится о предмете
высказывания в каждом абзаце?).
Повторное чтение текста
что
знаний
недостато
чно для
полных
ответов
Формулир
уют цель
учебной
деятельно
сти в
диалоге с
учителем.
Отвечают
на
вопросы,
выполняю
т задания
Инди
видуа
льная,
групп
овая
инфо
рмац
ии
Устн
ые
ответ
ы
проявляют
способность к
самооценке
своих
действий,
поступков
Личностные:
осознают свои
возможности в
учении;
способны
адекватно
рассуждать о
причинах
своего успеха
или неуспеха
в учении,
связывая
успехи с
усилиями,
трудолюбием.
Познаватель
ные: извлекают
необходимую
информацию из
прослушанного
объяснения
учителя,
высказываний
одноклассникоЭтапы
урока
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
работа
Деятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Фронт
альна
я,
индив
идуал
ьная
Работают
с текстом.
Отвечают
на
вопросы,
под
руководст
вом
учителя
формулир
уют
вывод.
Высказыв
ают
собственн
ые мысли,
обосновы
вают свою
точку
зрения
5.
Твор
ческая
практи
ческая
деятел
ьность
по
реализ
ации
постро
ен
ного
проект
а.
6.
Перви
чное
закреп
ление
с
комме
нтиров
а
нием
Раскрыти
е
сущности
новых
понятий,
усвоение
новых
способов
учебной
и
умственн
ой
деятельн
ости
учащихся
.
Эвристич
еская
беседа,
подбор
своих
примеров
,
иллюстри
ру
ющих
природу
– Преобразуйте свои записи в
текст, не нарушая логики
изложения.
– Отредактируйте текст, ответив
на вопросы:
1. Сохранена ли
последовательность мыслей
изложения?
2. Есть ли в каждом абзаце
предложение, выражающее
основную мысль каждой
микротемы?
3. Какие языковые средства
осуществляют связь между
предложениями и абзацами?
На слайде:
Основные средства связи
между предложениями в тексте
(лексические и
грамматические):
– однотематическая лексика;
– лексический повтор;
– синонимы;
– местоимения;
– наречия;
– антонимы;
– союзы;
Вопр
осы
для
уточн
ения
инфо
рмац
ии
в,
систематизиру
ют собственные
знания
Регулятивные
:
планируют (в
сотрудничестве
с учителем
и
одноклассника
ми или
самостоятельно
) необходимые
действия,
операции,
работают по
плану.
Коммуникат
ивные: строят
небольшие
монологически
е
высказывания,
осуществляют
совместную
деятельность в
парах и
рабочих
группах с
учетомДеятельность учителя
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
яемая
деятельнос
ть
учащихся
органи
зации
взаимо
действ
ия
умения
(универсальные
учебные
действия)
Проме
жуточ
ный
контр
оль
конкретных
учебно
познавательных
задач
Устн
ые
ответ
ы
Личностные:
приобретают
новые знания,
умения,
совершенствую
т имеющиеся.
Пишут
сжатое
изложение
по тексту,
выполняю
т задание,
отвечают
на
вопросы
– частицы;
– вводные слова, указывающие на
порядок явлений и мыслей и
связь между ними;
– порядок слов в предложении;
– неполные предложения;
– интонационные связи между
предложениями
(особая роль вопросительных и
восклицательных предложений в
тексте)
– Прочитайте текст 2й раз.
Проверьте орфо
графию.
– Прочитайте текст 3й раз.
Проверьте правильность
постановки знаков препинания.
– Перепишите текст в тетрадь.
Учащиеся записывают тексты
сжатого изложения. Учитель
открывает на доске текст
изложения.
Контролирует правильность
выполнения работы детей
Этапы
урока
7.
Само
стояте
льная
работа
с само
провер
кой по
эталон
у
Обучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
изучаемо
го
языковог
о
явления,
составле
ние
связных
рассказо
в об
изученны
х нормах
Обобщен
ие,
системат
изация
знаний и
формиро
вание
рационал
ьных
способов
применен
ия их
на
практике
.
Письмен
ная
работаОбучающ
ие
и
развиваю
щие
компонен
ты,
задания
и
упражнен
ия
Обобщен
ие
полученн
ых
на уроке
сведений,
оцениван
ие
Этапы
урока
8.
Включ
ение в
систем
у
знаний
и
повтор
ение
Проме
жуточ
ный
контр
оль
Форм
Осуществл
ы
Формируемые
органи
зации
взаимо
действ
ия
Фронт
альна
я
Деятельность учителя
яемая
деятельнос
ть
учащихся
– Удалось ли нам в нескольких
предложениях передать основное
содержание текста? Что нам
помогло? (Да, мы правильно
выделили идею, основную
мысль, поэтому смогли легко
передать главное, что хотел
сказать автор.)
– Какова роль идеи текста? (Без
нее текст не получится.)
Формулир
уют
собственн
ые мысли,
высказыва
ют и
обосновы
вают свою
точку
зрения
умения
(универсальные
учебные
действия)
Познаватель
ные:
читают и
слушают,
извлекая
нужную
информацию, а
также
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников,
рабочих
тетрадей.
Регулятивные
: оценивают
свою работу;
исправляют и
объясняют
ошибки.
Коммуникат
ивные:
формулируют
собственные
мысли