«Уроки и смыслотворческая деятельность школьников»

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 06.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
Иконка файла материала 4.docx
«Уроки и смыслотворческая деятельность школьников» Федеральный государственный  образовательный стандарт основного общего образования   направлен   на   обеспечение   овладения   обучающимися   духовными ценностями,   духовно­нравственного   развития,   воспитания   обучающихся, условий   создания   ситуаций   развития   обучающихся   посредством   личностно значимой деятельности.  Системно­деятельностный подход, который лежит в основе стандарта, обеспечивает активную учебно­познавательную деятельность обучающихся.  Метапредметные   результаты  освоения   образовательной программы основного общего образования должны отражать: умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;   владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение   создавать,   применять   и   преобразовывать   знаки   и   символы,   модели   и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение и т. д. Всё это могут эффективно обеспечить общественно­научные предметы (история, обществознание,   ценностно­ смысловую   сферу   обучающихся   через   организацию   смыслотворческой деятельности.   география),   формируя   мировоззренческую, С м ы с л о т в о р ч е с к а я   д е я т е л ь н о с т ь   –  это   направленный   на создание индивидуального продукта деятельности (смысл знаний, «переоценку ценностей»,   смысл   духовной   или   предметно­практической   деятельности)   вид смыслотворчества обучающихся, специально организованный и обеспеченный в процессе обучения, как правило, содействием учителя. Осуществляя   смыслотворческую   деятельность,   обучающиеся   выполняют следующие основные в и д ы   д е я т е л ь н о с т и : ь познание (освоение) объектов окружающего мира, имеющихся знаний о них (информации); ь создание   обучающимися   отрефлексированных   индивидуальных продуктов   как   эквивалента   собственного   ценностно­смыслового приращения; ь самоорганизация   предыдущих   видов   деятельности   –   познания   и созидания.Таким   образом,   смыслотворческая   деятельность   предполагает   рефлексию смысла   и   результатов   деятельности   и   объективного   смысла   изучаемой информации, а также ценности знаний, их творческое переосмысление. Смена   видов   деятельности   обучающихся   с   репродуктивной   на   творческую зависит от наполнения содержания и средств обучения культурными ценностями и   смыслами,   от   привнесения   в   процесс   обучения   эвристического   начала,   к примеру, от увеличения в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно   определённых   решений,   что   увеличивает   интенсивность   и эффективность развития смыслотворческих качеств у обучающихся. Значение   смыслотворческой   деятельности   для   духовного   становления человека заключается в том, что благодаря ей человек включается в «реальность бытия» (Д. А. Леонтьев), оказывается в состоянии наиболее полно реализовать собственный   бытийный   (онтологический)   потенциал   (И.   А.   Соловцова). Смыслотворчество помогает человеку быть человеком. В   материалах   представлены   разработки   уроков   обществознания,   которые проектировались   как   система   ситуаций   смыслотворческой   деятельности,   что позволяет,   помимо   достижения   личностных   и   метапредметных   результатов, успешно   решать   на   уроках   задачи   духовно­нравственного   воспитания. Подчеркнём,   что   на   этих   уроках   решаются   не   только   задачи   духовно­ нравственного воспитания («Загадка человека», «Личность и общество»), но и задачи формирования у обучающихся культуры смыслотворческой деятельности («Развитие   общества»),   что   достигается   через   осмысление   антиномичных высказываний,   через   извлечение   из   текстов   множества   смыслов,   через предъявление проблемных вопросов.