В папке моей методической работы накоплено большое число методических разработок по организации мероприятий по духовно-нравственному воспитанию школьников разных возрастных групп. Материалы могут быть использованы на классных часах, во внеурочной деятельности, в кружковой работе, при проведении диагностических мероприятий. Материалы удобно использовать при планировании мероприятий в плане воспитательной работы классного руководителя.
«Уроки и смыслотворческая
деятельность школьников»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования направлен на обеспечение овладения обучающимися духовными
ценностями, духовнонравственного развития, воспитания обучающихся,
условий создания ситуаций развития обучающихся посредством личностно
значимой деятельности. Системнодеятельностный подход, который лежит в
основе стандарта, обеспечивает активную учебнопознавательную деятельность
обучающихся.
Метапредметные результаты освоения образовательной
программы основного общего образования должны отражать: умение осознанно
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение и т. д.
Всё это могут эффективно обеспечить общественнонаучные предметы (история,
обществознание,
ценностно
смысловую сферу обучающихся через организацию смыслотворческой
деятельности.
география), формируя мировоззренческую,
С м ы с л о т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь
– это направленный на
создание индивидуального продукта деятельности (смысл знаний, «переоценку
ценностей», смысл духовной или предметнопрактической деятельности) вид
смыслотворчества обучающихся, специально организованный и обеспеченный в
процессе обучения, как правило, содействием учителя.
Осуществляя смыслотворческую деятельность, обучающиеся выполняют
следующие основные в и д ы д е я т е л ь н о с т и :
ь познание (освоение) объектов окружающего мира, имеющихся знаний
о них (информации);
ь создание обучающимися отрефлексированных индивидуальных
продуктов как эквивалента собственного ценностносмыслового
приращения;
ь самоорганизация предыдущих видов деятельности – познания и
созидания.Таким образом, смыслотворческая деятельность предполагает рефлексию
смысла и результатов деятельности и объективного смысла изучаемой
информации, а также ценности знаний, их творческое переосмысление.
Смена видов деятельности обучающихся с репродуктивной на творческую
зависит от наполнения содержания и средств обучения культурными ценностями
и смыслами, от привнесения в процесс обучения эвристического начала, к
примеру, от увеличения в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих
однозначно определённых решений, что увеличивает интенсивность и
эффективность развития смыслотворческих качеств у обучающихся.
Значение смыслотворческой деятельности для духовного становления
человека заключается в том, что благодаря ей человек включается в «реальность
бытия» (Д. А. Леонтьев), оказывается в состоянии наиболее полно реализовать
собственный бытийный (онтологический) потенциал (И. А. Соловцова).
Смыслотворчество помогает человеку быть человеком.
В материалах представлены разработки уроков обществознания, которые
проектировались как система ситуаций смыслотворческой деятельности, что
позволяет, помимо достижения личностных и метапредметных результатов,
успешно решать на уроках задачи духовнонравственного воспитания.
Подчеркнём, что на этих уроках решаются не только задачи духовно
нравственного воспитания («Загадка человека», «Личность и общество»), но и
задачи формирования у обучающихся культуры смыслотворческой деятельности
(«Развитие общества»), что достигается через осмысление антиномичных
высказываний, через извлечение из текстов множества смыслов, через
предъявление проблемных вопросов.