Введение
«Ребенок, испытавший радость творчества даже
в самой минимальной степени, становится другим»
Б.Асафьев
В одном из педагогических исследований художественное воспитание в школе сравнивалось с нераспустившимся цветком. Ребёнок, впервые пришедший в учебное заведение, овладевает всеми науками постепенно, день ото дня. Его знания, его душа созревают по крупицам, приумножаясь по мере развития личности и овладения знаниями и умениями в сфере науки и искусства. Ведь никому не приходит в голову досрочно раскрыть пальцами бутон цветка – это может повредить растению. Так и учитель должен помнить о главной заповеди: «Не навреди!».
В воспитании духовности и формировании всесторонне развитой личности действенным средством является художественно-эстетическое воспитание, приобщение подрастающего поколения к высоким духовным ценностям.
При постижении школьниками непростого мира искусства начальный этап должен быть направлен на возникновение радости от узнавания отдельных сторон этого мира. Как совершенно справедливо отметил в своё время Б. М. Теплов, «многократное обращение человека к произведению искусства усиливает наслаждение от общения с ним». Таким образом, на уроках музыки перед учителем стоит важная задача: помочь детям открыть чудесный мир музыки – классической и современной, музыки, изображающей мир природы и мир человеческих взаимоотношений.
Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, с соблюдением естественной преемственности уроков и внеурочных занятий, с продолжением в условиях свободного времени в виде оригинальных творческих заданий и игр с музыкальными элементами. Это должно помочь ребёнку реализовать свои возможности, применить полученные знания во внеурочной деятельности, доставить радость окружающим и самому себе. Тогда то, что называется мотивацией, не нужно будет формировать специально: дети сами будут хотеть петь, говорить о музыке, изучать её и другие произведения искусства, искать связь между ними и связь с жизнью.
Успешное осуществление задачи формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников во многом зависит от того, насколько ясно и четко представляет себе каждый педагог ее сущность, цели, задачи, принципы и эффективные методы.
Одной из главных задач музыкального воспитания учащихся начальных классов является формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, которое приводит к эстетическому наслаждению музыкой. Детям данного возраста, особенно на начальной стадии обучения, сложно еще воспринимать музыку полноценно, оценить ее в эстетическом плане. Тем не менее, дети проявляют большой интерес к каждому услышанному звуку музыки, к каждому слову учителя о музыке, проявляют умение определять общее настроение музыкального произведения, различают средства музыкальной выразительности, высказывают свое суждение о музыке. Все это является благодатной почвой развития у младших школьников необходимых навыков эстетического восприятия и формирования их музыкальной культуры. Воспитание, обучение, развитие и образование учащихся на уроке должно осуществляться в единстве и взаимосвязи. Это один из важнейших принципов общей и музыкальной педагогики.
Целью уроков музыки в СШ является – воспитание музыкальной культуры как необходимой части их духовной культуры.
Понятие «Музыкальная культура» достаточно объемное. Оно включает:
а) морально-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и запросы;
б) знания, навыки и умения, без которых невозможно усвоить музыкальное искусство (восприятие, исполнение);
в) музыкальные, творческие способности, которые определяют успех музыкальной деятельности.
Ныне действующая программа по музыке – это как ступени, ведущие учащихся к овладению музыкальной культурой. В темах четверти последовательно раскрываются связь с другими видами искусства – живописью, литературой.
Актуальность исследования заключается в том, что сегодня образование в России ориентируется на инновационное развитие. В соответствии со стандартами второго поколения учебный процесс должен строиться на основе активной деятельности учащихся на уроке, должен быть связан непосредственно с жизнью. Ученики на таких уроках овладевают такими универсальными учебными действиями (УУД), которые должны помочь им стать людьми, умеющими чувствовать красоту окружающего мира, сопереживающими, духовно развитыми гражданами, способными ценить жизнь, любить и беречь свою Родину. В связи с этим перед педагогами встаёт проблема – как правильно организовать такие уроки.
Цель данной работы – изучение подходов к организации уроков музыки, выявление способов повышения мотивации школьников к работе на данных уроках в школе.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
1. Проанализировать формы организации учебной работы на уроке музыки;
2. Проанализировать и обобщить способы повышения мотивации школьников к изучению произведений искусства на уроках музыки;
3. Определить условия успешного формирования нравственных ценностей школьников.
Глава 1. Урок музыки – урок нравственного воспитания
1. 1. Нравственное воспитание посредством общения с искусством
На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, учитель музыки чувствует себя ответственным не только за музыкальное воспитание учащихся, но и за нравственное воспитание в целом.
Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому данная педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и, в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.
Цели, которые обычно ставит перед собой учитель музыки:
1. Развитие у детей творческих способностей.
2. Активизация, стимулирование процесса мышления учащихся.
3. Формирование у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки.
4. Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.
5. Создание условий для воспитания интереса, любви и уважения к музыкальной и общей культуре народов мира.
6. Обобщение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся на основе восприятия фольклорного творчества народов мира.
7. Корректировка психологического состояния учащихся, привитие учащимся чувства ответственности за свое здоровье.
8. Формирование у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.
В своей работе, независимо от того, в каком направлении она идет, необходимо опираться на такие педагогические принципы, как:
- уважение к личности ребенка;
- признание права ребенка на ошибку;
- опора на их интерес и знания, получаемые вне школы;
- объективность в выведении оценок, признание того, что не все дети в музыке талантливы, но полюбить музыку могут все;
- связь с жизнью;
- справедливость;
- сохранение здоровья детей.
В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем богатстве её форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, необходимо увлечь учеников всем тем, что учитель любит сам, чтобы ученики с удовольствием приходили на уроки и в чём-то были похожи на него. Ученики должны быть соратниками, собеседниками, друзьями – людьми, с которыми бесконечно интересно.
Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение. По прошествии какого-то времени класс, зал наполняется некой единой атмосферой, поскольку музыка роднит, объединяет людей. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, способны побеждать даже физическую боль.
Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека. Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапия. Музыка – это не столько развлечение, сколько хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому у учителя музыки – у одного из немногих педагогов в школе – есть возможность работать так, чтобы на уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого можно использовать специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Всё это благотворно влияет на здоровье детей. В начальных классах на каждом уроке выделяется определенное количество времени (3-5 минут) для проведения физкультурной разминки, дыхательной разминки, которую ребята проводят сами. Такие разминки не только дают возможность детям отдохнуть, расслабиться, но и укрепляют здоровье. Каждый учитель, независимо от преподаваемого предмета, должен понимать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит от него самого. И поэтому в интересах учителя делать всё, чтобы его ученики были здоровы и чувствовали себя эмоционально комфортно на уроке.
Драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам: рондо, вариации, концерт и т.д. В целом урок по содержанию и форме должен представлять собой единое произведение искусства: должна звучать музыка, способствующая развитию здоровых духовных потребностей и эстетического вкуса, способствующая сотрудничеству мыслей и чувств. Творческий замысел урока реализуется, прежде всего, через отбор методических приёмов, музыкального содержания, визуального ряда, сопровождающего музыку, а также через привлечение других видов искусств – изобразительного искусства, анимационных, художественных фильмов, литературных произведений разных жанров.
Не только присутствие продуктивного творчества на уроке музыки является показателем эффективности учебных занятий, но и качество самой деятельности, обусловливающее нравственно-эстетическое развитие учащихся. Кроме того, на уроках должно быть предусмотрено время на повторение изученного, на выполнение творческих заданий, творческих экспериментов, когда ученики могут попробовать себя в роли композиторов, художников, поэтов.
1.2. Формирование у учащихся интереса к урокам музыки
На деятельность музыканта распространяются общепсихологические закономерности. В частности, структура деятельности включает мотив (музыкально-эстетические переживания), который соотносится с целью деятельности (создание и восприятие музыки), действия (раскрытие художественного потенциала музыкальных средств), направленные на выполнение необходимых в ходе достижения этой цели задач, и операции (те или иные способы выполнения действий).
Интерес к музыкальной деятельности лежит в основе музыкальных проявлений личности, в процессе которых совершенствуются соответствующие действия и операции. И, наоборот, развитие последних становится условием формирования устойчивого интереса к созданию и восприятию музыки. При наличии интереса у учащихся развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, восхищение и восторг от прослушанного произведения. Несколько причин могут послужить основой для формирования у детей интереса к урокам музыки:
1) Любопытство. Перед уроком ученики обычно с огромным интересом расспрашивают, какую песню намечено разучить, какое произведение прослушать. Но стремления узнать что-то о музыке вообще на стадии любопытства обычно не возникает. Здесь учеников обычно привлекает занимательная сторона: достаточно ли весёлая песня, что она «изображает».
2) Любознательность. Возникает в процессе музыкального обучения, когда учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем их музыкальном явлении: песне, произведении, композиторе, жанре и т.д. У них сразу возникает стремление выйти за пределы известного, полученного на уроке.
3) Познавательный интерес к музыке сочетается с эмоциональным интересом к ней. Для этого этапа характерно внимание к проявлению стиля в музыке, к исполнительским средствам выразительности. Дети восхищаются музыкой осознанно (мастерство композитора оценивают не меньше, чем красоту мелодии и богатство гармонии).
4) Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребностей использовать знания, умения на практике (слушание и пение), в самостоятельных занятиях музыкой (домашнее музицирование, самостоятельное собирание фонотеки, видеотеки, посещение концертов, чтение литературы о музыке).
5) Занимательность – одна из сторон познавательности – возникает на основе яркости впечатлений, новизны. Такой интерес почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями. Занимательность способствует активному настрою на занятия, помогает освоить трудоёмкие виды урочной деятельности: разучивание песен, анализ музыки, освоение специальной терминологии и т.д.
6) Частный, узкий интерес наблюдается по отношению к определённым фактам, музыкальным явлениям, какой-то одной области музыки, он также побуждает школьника к активной деятельности (вступление в вокальный, танцевальный кружок, эстрадную группу).
Глава 2. Специфика урока музыки в условиях введения ФГОС
2.1. Особенности уроков музыки
В школе урок музыки никогда не потеряет своего значения. Разработка уроков музыки – это предмет размышлений, рассуждений, дискуссий. Интересен следующий социальный феномен: по большому счету детям неважно, чему их будут учить в школе, главное, чтобы им было интересно этому учиться, чтобы это пригодилось им в жизни. В таком случае, никаких проблем с мотивацией учения и дисциплиной не бывает. Главное в деле учителя, чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки могут многое им дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха, художественного вкуса. Без знания об искусстве вряд ли сможешь стать культурным человеком, выбрать для себя что-то особенно лично значимое.
Огромное значение в процессе обучения и музыкального воспитания имеют обобщающие уроки. В подобных уроках используются различные формы, методы и приемы обучения. Это уроки-концерты, уроки-соревнования между Мажориками и Минориками, Знайками и Незнайками, уроки-викторины, игры «Угадай мелодию», «Два рояля». На уроках музыки можно изучать те песни, с которыми дети будут иметь возможность выступить перед родителями, перед ровесниками, чтобы был виден результат: «Вот что мы уже умеем!». Музыкальный материал на уроках должен включать в себя всё самое яркое, что нравится детям, что может поразить их воображение, их душу, может заставить их сопереживать героям и даже плакать вместе с ними.
В комбинированных уроках – уроках-путешествиях, уроках-играх по музыкальной азбуке используются звуковые музыкальные кроссворды, эмблемы, награждения учеников по различным номинациям, например,«знаток музыки», «лучший музыкант», лучший танцор, певец, драматург, импровизатор. Награждение и одобрение одноклассников является чрезвычайно важным элементом урока, это большой стимул для ученика и утверждение веры в то, что он обладает великим количеством талантов, и что нужно лишь уметь открыть их в себе.
Очень важна на уроках форма организации устной работы с детьми, будь это опрос по домашнему заданию или беседа по произведениям искусства. Для развития интереса в начальных классах вместо оценок можно использовать «нотки-баллы», которые набираются в течение урока за ответы, исполнение. Настрой учителя, класса, взаимоотношения учеников и учителя при опросе могут определять настрой всего урока, стать ключом к активизации дальнейшего его хода. Неверный ответ или неточное пение тоже имеют свой результат, полезный результат, ведь на ошибках мы учимся. А интересный, точный, творческий ответ активизирует положительные эмоции класса. Принимаются как индивидуальные ответы, так и «хоровые». Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные.
Конечно, поощрительное слово звучит в момент, когда дети этого заслуживают, когда очень стараются хорошо выполнить задание. И тогда учитель чувствует, что ребята на таких уроках ведут себя по-другому: они улыбаются друг другу, они способны почувствовать переживания другого, почувствовать настроение музыки, рассказать о нём – эта «обратная связь» должна быть для учителя сигналом, что он «идёт правильным путём».
Одним из методов, помогающих повысить мотивацию школьников к изучению предмета, является проблемное обучение. Оно основывается на организации самостоятельного мышления учащихся. В школе приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Иногда детям сложно «входить» в ситуацию, одни избегают излишнего напряжения и «мозгового беспокойства», а другие с большим энтузиазмом послушают рассказ учителя, нежели сами проанализируют и передадут словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответа. В таких случаях школьников нужно привлекать к самостоятельному поиску новых знаний, вскрывать противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Тогда ребёнок убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, размышлениях, обобщениях, где учащиеся проявляют большой интерес к изучаемому.
Смысл проблемных заданий – в развитии умения слышать не только музыку, но и анализировать ее различные исполнения, связывать музыку с жизнью и со своей жизнью, в том числе. Ярким примером может служить проблемное обсуждение интерпретации разучиваемой песни. Её содержание многообразно, и разобраться в нём не так уж просто. Для каждого исполнителя произведение наполняется новым смыслом. Анализ исполнительских воплощений способствует развитию музыкальных вкусов, интереса к песне. Такое обсуждение делает учащихся сопричастными к сочинению и исполнению музыки. Поиски вариантов исполнения имеют форму свободного высказывания, мнений, конкурса на лучшую интерпретацию, пластическую иллюстрацию. Задача дискуссии о музыкальных произведениях, направлениях, исполнениях – это определение своего собственного, личного взгляда на предмет, формирование интереса, вкуса, побуждения к самостоятельным творениям. Занимательные факты, примеры из жизни музыкантов, сопровождаются проблемным увлекательным заданием и вносят в содержание урока необходимый настрой, способствуют сосредоточению школьников на произведении.
Использование методов проблемного обучения не означает отрицания традиционных пояснительно-иллюстративных методов. “Дозы” их сочетания следует определить в зависимости от конкретных условий. Таких, как, например, уровень музыкального кругозора учащегося, его теоретической и исполнительской подготовки, характер изучаемых произведений и т.д. Как и традиционные, проблемные занятия проводятся в полном соответствии с требованиями учебного плана, их отличительные черты – последовательность и систематичность в освоении всех разделов основного курса обучения. При проблемном обучении все вопросы решаются учащимися под руководством учителя путём активного творческого поиска новых знаний, приобретения навыков, умений.
2.2. Современный подход к организации уроков музыки
Как подготовить современный урок.
Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?
Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
1) Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
· четко определить и сформулировать для себя его тему;
· определить место темы в учебном курсе;
· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
2) Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
3) Спланировать учебный материал.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является:
· узнавание нового материала;
· воспроизведение;
· применение знаний в новой ситуации;
· применение знаний в незнакомой ситуации;
· творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:
· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
· задания, способствующие осмыслению материала учеником;
· задания, способствующие закреплению материала учеником.
4) Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5) Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
6) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
· что контролировать;
· как контролировать;
· как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.
7) Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8) Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9) Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
· формальную;
· содержательную;
· аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок № __________
Тема:____________
Цель:____________
Задачи: обучающие:_____________
развивающие:__________________
воспитывающие:_______________
Оборудование:________________
Последовательность отдельных этапов урока.
Содержательная часть - состоит из двух частей:
1.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:
что делают
этап урока
Ученики Учитель
Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.
Требования к современному уроку:
- наличие современного оборудования, отвечающего требования современного урока;
- должна быть сформулирована цель и тема урока;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- вывод делают сами учащиеся;
- урок должен быть развивающим и проблемным, учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть открытым и добрым.
Глава 3. Психологическая подготовка к уроку учителя - музыканта.
Очень большой вклад в решение, в рассмотрение этой проблеме принадлежит учителю – музыканту Д. Б. Кабалевскому, который на практике знает весь урок музыки, его особенности. Урок музыки в настоящее время сильно изменился и все трудности, с которыми встречается учитель, делает этот урок более интересным и понятным. Наличие учебника по предмету «Музыка» превращает урок в предмет размышлений, рассуждений, дискуссий. Создание уроков – дело сугубо личностное, и каждый педагог примеряет его на себя. Уроки должны полезными, но каким образом создать такой урок, в этом и заключается вся сложность. Учитель – музыкант – это «человек отдачи», в котором живёт неистребимое желание просветительства: получая - отдавать.
Урок – педагогическое произведение. Изобретать и совершенствовать – это курс творческой жизни учителя. Творческий замысел учителя реализуется в выборе методических приёмов, становлении музыкальных способностей и потребностей учащегося. Готовя урок, учитель-музыкант увидит в ребёнке себя: играющегося, поющего, радующего, возмущающегося. Так, перевоплощаясь, учитель получает дополнительные знания и о самом себе. В создании полноценных уроков важно такое психологическое качество, как «учительская зоркость». Будет прекрасно, если педагог сумеет увидеть всех и каждого, но как бы изнутри. Учительская зоркость открывает глаза на негативные стороны воспитанников, не замечаемые ранее. Действеннее будет при этом использовать элемент «юмора и игры».
Личность учителя-музыканта настолько индивидуальна, что заменить её, конечно же, невозможно. И потому понятие «незаменимость учителя» вполне реально. Подражание учителю – «магическая палочка», твёрдая почва под ногами для воспитанников. А тот факт, что за собой ежесекундно наблюдают внимательные глаза учеников, даёт основательный толчок к собственному педагогическому росту. Личностная подготовка учителя крайне важна. Необходимо заранее готовить собственное эмоциональное настроение, помнить о необходимости использовать свои душевные ресурсы, опираясь на умение «вызывать» у себя творческое состояние. Работа по совершенствованию собственной психики, саморегуляции чувств – залог успеха на уроке. Полезно записывать свои уроки на видео для дальнейшего анализа. Принципы самоанализа урока:
1) Сопоставление того, что должно быть сделано с тем, что фактически осуществлено;
2) Выяснение уровня продвижения учащихся в освоении новых произведений;
3) Учёт активности, самостоятельности и заинтересованности учащихся в процессе урока;
Ответы учащихся при опросе также помогут определить настрой класса, стать ключом к активизации дальнейшего хода урока. Опрос требует особой психологической подготовки. Если учитель доброжелателен – это объединяет и учителя, и ученика.
В целом урок должен быть заранее тщательно подготовлен. Причины неудач на уроке могут быть обусловлены следующими факторами:
1) Недостаточной продуманностью того, как учить, незнанием психологии приобщения школьников к высокому музыкальному искусству;
2) Плохим самочувствием учителя;
3) Неумение воплотить то, что задумано, в реальные действия;
4) Перегрузкой учащихся информацией;
5) Отсутствием стройной системы работы;
6) Неприятием учащимися того, что предлагает учитель;
7) Нетерпением, раздражительностью учителя.
Важен на уроках и оптимизм. Сочувствие, удивление, восхищение, радость, справедливое негодование – всё это краски оптимистического тона. Вырабатывать оптимизм, воспитывать его в себе – одна из задач в процессе подготовки к уроку. «Воспитание детей – это лёгкое дело, когда оно делается без трёпки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и весёлой жизни» - писал А.С.Макаренко. И для нас остаётся актуальным совет пушкинского Онегина: «Учитесь властвовать собой…»
Заповеди гуманного учителя музыки:
1. Учитель на уроке – творец, который связывает воедино свой внутренний мир, свой жизненный опыт со своим отношением к миру искусства. Человек – творец своей жизни, и чем богаче его внутренний мир, тем легче он будет преодолевать все трудности.
2. Относитесь к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе – принцип взаимного доверия и уважения между учителем и учениками.
3. Терпение и терпимость. Невозможно сразу всех научить одинаково, помните, что каждый плод вызревает в своё время.
4. Уважай чужое мнение, придерживайтесь философской точки зрения «Сколько людей, столько мнений»
5. Не бойтесь на уроке той ситуации, когда во время бесед, обсуждения возникают споры, «именно в споре рождается истина»
6. Дети не должны бояться своих мыслей вслух, своих ответов и внезапно прорвавшихся эмоций, учитель должен создать комфортный климат на уроке.
7. Любите то, что преподаёте, и любите тех, кому преподаёте. Думая об учениках, думайте сердцем.
8. Доброта должна стать основополагающим качеством истинного педагога, перед детьми нельзя притворяться, они сразу уловят фальшь.
9. Люби искусство не в себе, а себя в искусстве.
10. Помни: «зорко лишь одно сердце»
11. Проживай, сочувствуй, сопереживай вместе с автором произведения и детьми.
12. Доверяй детям: они знают и умеют больше, чем ты думаешь.
13. Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души – основа занятий искусством.
14. Чувствуй интонацию урока. Помни, что художественно-педагогическая импровизация - показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства.
15. «Только личность может воспитать другую личность, в которой ярко выражены индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимость» (К.Д.Ушинский).
16. «Учителя искусства – родители духовного развития учащихся» (Я.А.Коменский).
Жизненного материала в музыке более чем достаточно. Учителю из этого богатства нужно выбрать то, что способно в его детях пробудить всё самое лучшее: умение слышать «внутренний мир» музыки, ощущать её духовную красоту, сопереживать или радоваться вместе с ней. Некоторые из этих жизненных правил могут пригодиться и обычному человеку, и нашим ученикам, помогут развиваться им в обществе, найти себя в нём, жить правильно и гармонично.
Заключение
Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиск новых методик музыкальной работы в школе являются весьма актуальными. Постоянно изобретать что-то новое и самосовершенствоваться – единственно верный путь для учителя. Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание ребят в их душу, вызовут в них глубокие эмоции в несравнимо большей мере, чем любые предварительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. А музыкальное произведение – лучший источник для вдохновения учителя и учеников.
Жизненного материала в музыке более чем достаточно. Учителю достаточно выбрать из музыкального богатства именно то, что способно в его детях пробудить всё самое лучшее. А именно: умение слышать музыку, ощущать её красоту, «видеть» всё, что она изображает, переживать за героев музыкальных произведений, сопереживать им. Очень важным является обращение к народной музыке, к истокам народной культуры, нужно дать детям понятие о нравственных ценностях, о ценности человеческой жизни. Особенно это необходимо учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста. Не менее важно помочь и подросткам разобраться в себе, во взаимоотношениях со сверстниками, с окружающими. Музыка должна помочь им ощутить в себе гармонию, вселить в них уверенность, помочь им найти своё место в жизни. Для того чтобы это произошло, учитель должен знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, знать и понимать значение уроков музыки, находить применение полученным знаниям и умениям за рамками уроков, помогать детям в поиске себя.
Урок музыки нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. "Есть искусство, и есть творчество",- говорил В. Немирович-Данченко. Это противопоставление неслучайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идёт не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема "внешнего" и "внутреннего" в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок – лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это – особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема "внешнего" и "внутреннего" на уроках музыки есть, по сути, реальное взаимоотношение музыки как искусства и искусства проведения урока музыки.
Изучая музыку на таких уроках, дети должны будут почувствовать, что
они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.
Список литературы:
1. Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе Музыкальное воспитание в школе. – Выпуск 2. – с.3-8.
2. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. 145 с.
3. Давыдова М.А. Уроки музыки. [Текст] /М.А. Давыдова, - М., «ВАКО», 2010. – 288 с.
4. Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. [Текст] / Н.И. Журавленко,- Мн: Полиграфмаркет, 1998 . – 96 с.
5. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М.: «Просвещение» – 1981г. – 250 с.
6. Кабалевский Д.К. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1999.
7. Карл Орф. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Составитель Баренбойм Л.А. – М.: Советский композитор, 1978. – 368с.
8. Красильников И.М. Музыкально-компьютерные технологии и качество творческой деятельности школьников.// Музыка в школе №4,2010 г., с. 3-10.
9. Критская Е.Д. Методика работы с детским хоровым коллективом. [Текст] / Е.Д.Критская,– М., 1999. – 108с.
10. Критская Е.Д., Школяр Л.В. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы международной конференции. [Текст] /Е.Д.Критская, Л.В.Школяр, – М.: Флинта, 1999. – 296с.
11. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. [Текст] / В.В. Крюкова, – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 288с.
12. Маслова Л.П. Педагогика искусства. Теория и практика. [Текст] / Л.П. Маслова, – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО 1997. – 136 с.
13. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. [Текст] /В.П. Матонис, – Л.: «Музыка» – 1988г. – 88 с.
14. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.[Текст] / М.А. Михайлова, – Ярославль. «Академия развития» – 1997г. – 240 с.
15. Рыцарева М.Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. – М.: «Музыка» – 1998г. – 367 с.
16. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приёмы и задания. [Текст] / Е.А. Смолина, - Ярославль: Академия развития, 2007 – 128с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.