Уроки музыки как основная форма развития музыкальной культуры учащихся в ОУ
Оценка 4.7

Уроки музыки как основная форма развития музыкальной культуры учащихся в ОУ

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
музыка
1 кл—4 кл
08.12.2018
Уроки музыки как основная форма развития  музыкальной культуры учащихся в ОУ
В одном из педагогических исследований художественное воспитание в школе сравнивалось с нераспустившимся цветком. Ребёнок, впервые пришедший в учебное заведение, овладевает всеми науками постепенно, день ото дня. Его знания, его душа созревают по крупицам, приумножаясь по мере развития личности и овладения знаниями и умениями в сфере науки и искусства. Ведь никому не приходит в голову досрочно раскрыть пальцами бутон цветка – это может повредить растению. Так и учитель должен помнить о главной заповеди: «Не навреди!».
Итоговая работа Мамонтовой И. В..docx

Введение

«Ребенок, испытавший радость творчества даже

в самой минимальной степени, становится другим»

Б.Асафьев

В одном из педагогических исследований художественное воспитание в школе сравнивалось с нераспустившимся цветком. Ребёнок, впервые пришедший в учебное заведение, овладевает всеми науками постепенно, день ото дня. Его знания, его душа созревают по крупицам, приумножаясь по мере развития личности и овладения знаниями и умениями в сфере науки и искусства. Ведь никому не приходит в голову досрочно раскрыть пальцами бутон цветка – это может повредить растению. Так и учитель должен помнить о главной заповеди: «Не навреди!».

В воспитании духовности и формировании всесторонне развитой личности действенным средством является художественно-эстетическое воспитание, приобщение подрастающего поколения к высоким духовным ценностям.

При постижении школьниками непростого мира искусства начальный этап должен быть направлен на возникновение радости от узнавания отдельных сторон этого мира. Как совершенно справедливо отметил в своё время Б. М. Теплов, «многократное обращение человека к произведению искусства усиливает наслаждение от общения с ним». Таким образом, на уроках музыки перед учителем стоит важная задача: помочь детям открыть чудесный мир музыки – классической и современной, музыки, изображающей мир природы и мир человеческих взаимоотношений.

Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. Особенно важно, чтобы нужное эстетическое воздействие осуществлялось комплексно, с соблюдением естественной преемственности уроков и внеурочных занятий, с продолжением в условиях свободного времени в виде оригинальных творческих заданий и игр с музыкальными элементами. Это должно помочь ребёнку реализовать свои возможности, применить полученные знания во внеурочной деятельности, доставить радость окружающим и самому себе. Тогда то, что называется мотивацией, не нужно будет формировать специально: дети сами будут хотеть петь, говорить о музыке, изучать её и другие произведения искусства, искать связь между ними и связь с жизнью.

Успешное осуществление задачи формирования музыкально-эстетической культуры младших школьников во многом зависит от того, насколько ясно и четко представляет себе каждый педагог ее сущность, цели, задачи, принципы и эффективные методы.

Одной из главных задач музыкального воспитания учащихся начальных классов является формирование интереса и любви к музыке, к такому общению с ней, которое приводит к эстетическому наслаждению музыкой. Детям данного возраста, особенно на начальной стадии обучения, сложно еще воспринимать музыку полноценно, оценить ее в эстетическом плане. Тем не менее, дети проявляют большой интерес к каждому услышанному звуку музыки, к каждому слову учителя о музыке, проявляют умение определять общее настроение музыкального произведения, различают средства музыкальной выразительности, высказывают свое суждение о музыке. Все это является благодатной почвой развития у младших школьников необходимых навыков эстетического восприятия и формирования их музыкальной культуры. Воспитание, обучение, развитие и образование учащихся на уроке должно осуществляться в единстве и взаимосвязи. Это один из важнейших принципов общей и музыкальной педагогики.

Целью уроков музыки в СШ является – воспитание музыкальной культуры как необходимой части их духовной культуры.

Понятие «Музыкальная культура» достаточно объемное. Оно включает:

а) морально-эстетические чувства и убеждения, музыкальные вкусы и запросы;

б) знания, навыки и умения, без которых невозможно усвоить музыкальное искусство (восприятие, исполнение);

в) музыкальные, творческие способности, которые определяют успех музыкальной деятельности.

Ныне действующая программа по музыке – это как ступени, ведущие учащихся к овладению музыкальной культурой. В темах четверти последовательно раскрываются связь с другими видами искусства – живописью, литературой.

Актуальность исследования заключается в том, что сегодня образование в России ориентируется на инновационное развитие. В соответствии со стандартами второго поколения учебный процесс должен строиться на основе активной деятельности учащихся на уроке, должен быть связан непосредственно с жизнью. Ученики на таких уроках овладевают такими универсальными учебными действиями (УУД), которые должны помочь им стать людьми, умеющими чувствовать красоту окружающего мира, сопереживающими, духовно развитыми гражданами, способными ценить жизнь, любить и беречь свою Родину. В связи с этим перед педагогами встаёт проблема – как правильно организовать такие уроки.

Цель данной работы – изучение подходов к организации уроков музыки, выявление способов повышения мотивации школьников к работе на данных уроках в школе.

Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать формы организации учебной работы на уроке музыки;

2. Проанализировать и обобщить способы повышения мотивации школьников к изучению произведений искусства на уроках музыки;

3. Определить условия успешного формирования нравственных ценностей школьников.

Глава 1. Урок музыки – урок нравственного воспитания

1. 1. Нравственное воспитание посредством общения с искусством

На современном этапе наиболее остро ощущается социальная потребность в воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Будучи проводником музыкальной культуры, учитель музыки чувствует себя ответственным не только за музыкальное воспитание учащихся, но и за нравственное воспитание в целом.

Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка (интеллектуальных, физических и других), поэтому данная педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и, в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика учащихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.

Цели, которые обычно ставит перед собой учитель музыки:

1. Развитие у детей творческих способностей.

2. Активизация, стимулирование процесса мышления учащихся.

3. Формирование у школьников умений и навыков выразительного исполнения музыки.

4. Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать свое мнение.

5. Создание условий для воспитания интереса, любви и уважения к музыкальной и общей культуре народов мира.

6. Обобщение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся на основе восприятия фольклорного творчества народов мира. 

7. Корректировка психологического состояния учащихся, привитие учащимся чувства ответственности за свое здоровье.

8. Формирование у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

В своей работе, независимо от того, в каком направлении она идет, необходимо опираться на такие педагогические принципы, как:

- уважение к личности ребенка;

- признание права ребенка на ошибку;

- опора на их интерес и знания, получаемые вне школы;

- объективность в выведении оценок, признание того, что не все дети в музыке талантливы, но полюбить музыку могут все;

 - связь с жизнью;

 - справедливость;

 - сохранение здоровья детей.

В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем богатстве её форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, необходимо увлечь учеников всем тем, что учитель любит сам, чтобы ученики с удовольствием приходили на уроки и в чём-то были похожи на него. Ученики должны быть соратниками, собеседниками, друзьями – людьми, с которыми бесконечно интересно.

Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение. По прошествии какого-то времени класс, зал наполняется некой единой атмосферой, поскольку музыка роднит, объединяет людей. Музыка властвует над нашими эмоциями. А эмоции, оказывается, способны побеждать даже физическую боль.

Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил, что здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека. Медики разных стран не только признали благотворное влияние музыки на психоэмоциональное состояние человека, но и создали специальное направление – музыкотерапия. Музыка – это не столько  развлечение, сколько хорошее средство для воспитания психически здоровых людей. Поэтому у учителя музыки – у одного из немногих педагогов в школе – есть возможность работать так, чтобы на уроках дети не только нравственно обогащались, но и физически становились здоровыми. Для этого можно использовать специальные дыхательные упражнения, развивающие певческое дыхание и способствующие развитию легких. Всё это благотворно влияет на здоровье детей. В начальных классах на каждом уроке выделяется определенное количество времени (3-5 минут) для проведения физкультурной разминки, дыхательной разминки, которую ребята проводят сами. Такие разминки не только дают возможность детям отдохнуть, расслабиться, но и укрепляют здоровье. Каждый учитель, независимо от преподаваемого предмета, должен понимать, что здоровье его учеников в существенной мере зависит от него самого. И поэтому в интересах учителя делать всё, чтобы его ученики были здоровы и чувствовали себя эмоционально комфортно на уроке.

Драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам: рондо, вариации, концерт и т.д. В целом урок по содержанию и форме должен представлять собой единое произведение искусства: должна звучать музыка, способствующая развитию здоровых духовных потребностей и эстетического вкуса, способствующая сотрудничеству мыслей и чувств. Творческий замысел урока реализуется, прежде всего, через отбор методических приёмов, музыкального содержания, визуального ряда, сопровождающего музыку, а также через привлечение других видов искусств – изобразительного искусства, анимационных, художественных фильмов, литературных произведений разных жанров.

Не только присутствие продуктивного творчества на уроке музыки является показателем эффективности учебных занятий, но и качество самой деятельности, обусловливающее нравственно-эстетическое развитие учащихся. Кроме того, на уроках должно быть предусмотрено время на повторение изученного, на выполнение творческих заданий, творческих экспериментов, когда ученики могут попробовать себя в роли композиторов, художников, поэтов.

1.2. Формирование у учащихся интереса к урокам музыки

На деятельность музыканта распространяются общепсихологические закономерности. В частности, структура деятельности включает мотив (музыкально-эстетические переживания), который соотносится с целью деятельности (создание и восприятие музыки), действия (раскрытие художественного потенциала музыкальных средств), направленные на выполнение необходимых в ходе достижения этой цели задач, и операции (те или иные способы выполнения действий).

Интерес к музыкальной деятельности лежит в основе музыкальных проявлений личности, в процессе которых совершенствуются соответствующие действия и операции. И, наоборот, развитие последних становится условием формирования устойчивого интереса к созданию и восприятию музыки. При наличии интереса у учащихся развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь и сомнение в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, восхищение и восторг от прослушанного произведения. Несколько причин могут послужить основой для формирования у детей интереса к урокам музыки:

1) Любопытство. Перед уроком ученики обычно с огромным интересом расспрашивают, какую песню намечено разучить, какое произведение прослушать. Но стремления узнать что-то о музыке вообще на стадии любопытства обычно не возникает. Здесь учеников обычно привлекает занимательная сторона: достаточно ли весёлая песня, что она «изображает».

2) Любознательность. Возникает в процессе музыкального обучения, когда учащиеся стремятся самостоятельно узнать нечто о заинтересовавшем их музыкальном явлении: песне, произведении, композиторе, жанре и т.д. У них сразу возникает стремление выйти за пределы известного, полученного на уроке.

3) Познавательный интерес к музыке сочетается с эмоциональным интересом к ней. Для этого этапа характерно внимание к проявлению стиля в музыке, к исполнительским средствам выразительности. Дети восхищаются музыкой осознанно (мастерство композитора оценивают не меньше, чем красоту мелодии и богатство гармонии).

4) Высшая ступень познавательного интереса к музыке связана с развитием музыкальных чувств, потребностей использовать знания, умения на практике (слушание и пение), в самостоятельных занятиях музыкой (домашнее музицирование, самостоятельное собирание фонотеки, видеотеки, посещение концертов, чтение литературы о музыке).

5) Занимательность – одна из сторон познавательности – возникает на основе яркости впечатлений, новизны. Такой интерес почти всегда непродолжителен, нестоек и легко вытесняется новыми впечатлениями. Занимательность способствует активному настрою на занятия, помогает освоить трудоёмкие виды урочной деятельности: разучивание песен, анализ музыки, освоение специальной терминологии и т.д.

6) Частный, узкий интерес наблюдается по отношению к определённым фактам, музыкальным явлениям, какой-то одной области музыки, он также побуждает школьника к активной деятельности (вступление в вокальный, танцевальный кружок, эстрадную группу).

 

 

 

 

Глава 2. Специфика урока музыки в условиях введения ФГОС

2.1. Особенности уроков музыки

В школе урок музыки никогда не потеряет своего значения. Разработка уроков музыки – это предмет размышлений, рассуждений, дискуссий. Интересен следующий социальный феномен: по большому счету детям неважно, чему их будут учить в школе, главное, чтобы им было интересно этому учиться, чтобы это пригодилось им в жизни. В таком случае, никаких проблем с мотивацией учения и дисциплиной не бывает. Главное в деле учителя, чтобы учащиеся прочувствовали, что без музыки разных направлений и жанров их жизнь будет пресной и скучной, что уроки могут многое им дать, например, для развития певческого голоса, становления слуха, художественного вкуса. Без знания об искусстве вряд ли сможешь стать культурным человеком, выбрать для себя что-то особенно лично значимое.

Огромное значение в процессе обучения и музыкального воспитания имеют обобщающие уроки. В подобных уроках используются различные формы, методы и приемы обучения. Это уроки-концерты, уроки-соревнования между Мажориками и Минориками, Знайками и Незнайками, уроки-викторины, игры «Угадай мелодию», «Два рояля». На уроках музыки можно изучать те песни, с которыми дети будут иметь возможность выступить перед родителями, перед ровесниками, чтобы был виден результат: «Вот что мы уже умеем!». Музыкальный материал на уроках должен включать в себя всё самое яркое, что нравится детям, что может поразить их воображение, их душу, может заставить их сопереживать героям и даже плакать вместе с ними.

В комбинированных уроках – уроках-путешествиях, уроках-играх по музыкальной азбуке используются звуковые музыкальные кроссворды, эмблемы, награждения учеников по различным номинациям, например,«знаток музыки», «лучший музыкант», лучший танцор, певец, драматург, импровизатор. Награждение и одобрение одноклассников является чрезвычайно важным элементом урока, это большой стимул для ученика и утверждение веры в то, что он обладает великим количеством талантов, и что нужно лишь уметь открыть их в себе.

Очень важна на уроках форма организации устной работы с детьми, будь это опрос по домашнему заданию или беседа по произведениям искусства. Для развития интереса в начальных классах вместо оценок можно использовать «нотки-баллы», которые набираются в течение урока за ответы, исполнение. Настрой учителя, класса, взаимоотношения учеников и учителя при опросе могут определять настрой всего урока, стать ключом к активизации дальнейшего его хода. Неверный ответ или неточное пение тоже имеют свой результат, полезный результат, ведь на ошибках мы учимся. А интересный, точный, творческий ответ активизирует положительные эмоции класса. Принимаются как индивидуальные ответы, так и «хоровые». Важно найти, за что похвалить учеников, говорить, что с ними приятно общаться, что они умные, музыкальные.

Конечно, поощрительное слово звучит в момент, когда дети этого заслуживают, когда очень стараются хорошо выполнить задание. И тогда учитель чувствует, что ребята на таких уроках ведут себя по-другому: они улыбаются друг другу, они способны почувствовать переживания другого, почувствовать настроение музыки, рассказать о нём – эта «обратная связь» должна быть для учителя сигналом, что он «идёт правильным путём».

 Одним из методов, помогающих повысить мотивацию школьников к изучению предмета, является проблемное обучение. Оно основывается на организации самостоятельного мышления учащихся. В школе приходится сталкиваться с разнородным составом класса. Иногда детям сложно «входить» в ситуацию, одни избегают излишнего напряжения и «мозгового беспокойства», а другие с большим энтузиазмом послушают рассказ учителя, нежели сами проанализируют и передадут словами собственные музыкальные чувства и ощущения и просто наблюдают процесс поиска ответа. В таких случаях школьников нужно привлекать к самостоятельному поиску новых знаний, вскрывать противоречия между имеющимся музыкальным опытом ученика и новыми музыкальными явлениями, с которыми он должен познакомиться. Тогда ребёнок убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно. Здесь возникает потребность в их приобретении, появляется интерес к предстоящей работе. Многие вопросы вызывают споры, ответы рождаются в размышлениях, сопоставлениях, размышлениях, обобщениях, где учащиеся проявляют большой интерес к изучаемому.

Смысл проблемных заданий – в развитии умения слышать не только музыку, но и анализировать ее различные исполнения, связывать музыку с жизнью и со своей жизнью, в том числе. Ярким примером может служить проблемное обсуждение интерпретации разучиваемой песни. Её содержание многообразно, и разобраться в нём не так уж просто. Для каждого исполнителя произведение наполняется новым смыслом. Анализ исполнительских воплощений способствует развитию музыкальных вкусов, интереса к песне. Такое обсуждение делает учащихся сопричастными к сочинению и исполнению музыки. Поиски вариантов исполнения имеют форму свободного высказывания, мнений, конкурса на лучшую интерпретацию, пластическую иллюстрацию. Задача дискуссии о музыкальных произведениях, направлениях, исполнениях – это определение своего собственного, личного взгляда на предмет, формирование интереса, вкуса, побуждения к самостоятельным творениям. Занимательные факты, примеры из жизни музыкантов, сопровождаются проблемным увлекательным заданием и вносят в содержание урока необходимый настрой, способствуют сосредоточению школьников на произведении.

Использование методов проблемного обучения не означает отрицания традиционных пояснительно-иллюстративных методов. “Дозы” их сочетания следует определить в зависимости от конкретных условий. Таких, как, например, уровень музыкального кругозора учащегося, его теоретической и исполнительской подготовки, характер изучаемых произведений и т.д. Как и традиционные, проблемные занятия проводятся в полном соответствии с требованиями учебного плана, их отличительные черты – последовательность и систематичность в освоении всех разделов основного курса обучения. При проблемном обучении все вопросы решаются учащимися под руководством учителя путём активного творческого поиска новых знаний, приобретения навыков, умений.

2.2. Современный подход к организации уроков музыки

Как подготовить современный урок.

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации, приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:

1) Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

· и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.

2) Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.

3) Спланировать учебный материал.

Для этого надо:

Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография ( первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом. Подобрать учебные задания, целью которых является:

· узнавание нового материала;

· воспроизведение;

· применение знаний в новой ситуации;

· применение знаний в незнакомой ситуации;

· творческий подход к знаниям.

 Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий:

· задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

· задания, способствующие осмыслению материала учеником;

· задания, способствующие закреплению материала учеником.

4) Продумать "изюминку" урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.

5) Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

 Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

6) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

· что контролировать;

· как контролировать;

· как использовать результаты контроля.

При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес учителя к их работе.

7) Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

8) Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

9) Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:

· формальную;

· содержательную;

· аналитическую.

Формальная часть выглядит так:

Урок № __________

Тема:____________

Цель:____________

Задачи: обучающие:_____________

развивающие:__________________

воспитывающие:_______________

Оборудование:________________

Последовательность отдельных этапов урока.

Содержательная часть - состоит из двух частей:

1.Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.

2. Таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики. Она может выглядеть так:

что делают

этап урока

Ученики Учитель

 

Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

 

 Требования к современному уроку:

- наличие современного оборудования, отвечающего требования современного урока;

- должна быть сформулирована цель и тема урока;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение;

- вывод делают сами учащиеся;

- урок должен быть развивающим и проблемным, учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- планирование обратной связи;

- урок должен быть открытым и добрым.

 

 

Глава 3. Психологическая подготовка к уроку учителя - музыканта.

Очень большой вклад в решение, в рассмотрение этой проблеме принадлежит учителю – музыканту Д. Б. Кабалевскому, который на практике знает весь урок музыки, его особенности. Урок музыки в настоящее время сильно изменился и все трудности, с которыми встречается учитель, делает этот урок более интересным и понятным. Наличие учебника по предмету «Музыка» превращает урок в предмет размышлений, рассуждений, дискуссий. Создание уроков – дело сугубо личностное, и каждый педагог примеряет его на себя. Уроки должны полезными, но каким образом создать такой урок, в этом и заключается вся сложность. Учитель – музыкант – это «человек отдачи», в котором живёт неистребимое желание просветительства: получая - отдавать.

Урок – педагогическое произведение. Изобретать и совершенствовать – это курс творческой жизни учителя. Творческий замысел учителя реализуется в выборе методических приёмов, становлении музыкальных способностей и потребностей учащегося. Готовя урок, учитель-музыкант увидит в ребёнке себя: играющегося, поющего, радующего, возмущающегося. Так, перевоплощаясь, учитель получает дополнительные знания и о самом себе. В создании полноценных уроков важно такое психологическое качество, как «учительская зоркость». Будет прекрасно, если педагог сумеет увидеть всех и каждого, но как бы изнутри. Учительская зоркость открывает глаза на негативные стороны воспитанников, не замечаемые ранее. Действеннее будет при этом использовать элемент «юмора и игры».

Личность учителя-музыканта настолько индивидуальна, что заменить её, конечно же, невозможно. И потому понятие «незаменимость учителя» вполне реально. Подражание учителю – «магическая палочка», твёрдая почва под ногами для воспитанников. А тот факт, что за собой ежесекундно наблюдают внимательные глаза учеников, даёт основательный толчок к собственному педагогическому росту. Личностная подготовка учителя крайне важна. Необходимо заранее готовить собственное эмоциональное настроение, помнить о необходимости использовать свои душевные ресурсы, опираясь на умение «вызывать» у себя творческое состояние. Работа по совершенствованию собственной психики, саморегуляции чувств – залог успеха на уроке. Полезно записывать свои уроки на видео для дальнейшего анализа. Принципы самоанализа урока:

1) Сопоставление того, что должно быть сделано с тем, что фактически осуществлено;

2) Выяснение уровня продвижения учащихся в освоении новых произведений;

3) Учёт активности, самостоятельности и заинтересованности учащихся в процессе урока;

Ответы учащихся при опросе также помогут определить настрой класса, стать ключом к активизации дальнейшего хода урока. Опрос требует особой психологической подготовки. Если учитель доброжелателен – это объединяет и учителя, и ученика.

В целом урок должен быть заранее тщательно подготовлен. Причины неудач на уроке могут быть обусловлены следующими факторами:

1) Недостаточной продуманностью того, как учить, незнанием психологии приобщения школьников к высокому музыкальному искусству;

2) Плохим самочувствием учителя;

3) Неумение воплотить то, что задумано, в реальные действия;

4) Перегрузкой учащихся информацией;

5) Отсутствием стройной системы работы;

6) Неприятием учащимися того, что предлагает учитель;

7) Нетерпением, раздражительностью учителя.

Важен на уроках и оптимизм. Сочувствие, удивление, восхищение, радость, справедливое негодование – всё это краски оптимистического тона. Вырабатывать оптимизм, воспитывать его в себе – одна из задач в процессе подготовки к уроку. «Воспитание детей – это лёгкое дело, когда оно делается без трёпки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и весёлой жизни» - писал А.С.Макаренко. И для нас остаётся актуальным совет пушкинского Онегина: «Учитесь властвовать собой…»

Заповеди гуманного учителя музыки:

 1. Учитель на уроке – творец, который связывает воедино свой внутренний мир, свой жизненный опыт со своим отношением к миру искусства. Человек – творец своей жизни, и чем богаче его внутренний мир, тем легче он будет преодолевать все трудности.

2. Относитесь к человеку так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе – принцип взаимного доверия и уважения между учителем и учениками.

3. Терпение и терпимость. Невозможно сразу всех научить одинаково, помните, что каждый плод вызревает в своё время.

4. Уважай чужое мнение, придерживайтесь философской точки зрения «Сколько людей, столько мнений»

5. Не бойтесь на уроке той ситуации, когда во время бесед, обсуждения возникают споры, «именно в споре рождается истина»

6. Дети не должны бояться своих мыслей вслух, своих ответов и внезапно прорвавшихся эмоций, учитель должен создать комфортный климат на уроке.

7. Любите то, что преподаёте, и любите тех, кому преподаёте. Думая об учениках, думайте сердцем.

8. Доброта должна стать основополагающим качеством истинного педагога, перед детьми нельзя притворяться, они сразу уловят фальшь.

9. Люби искусство не в себе, а себя в искусстве.

10. Помни: «зорко лишь одно сердце»

11. Проживай, сочувствуй, сопереживай вместе с автором произведения и детьми.

12. Доверяй детям: они знают и умеют больше, чем ты думаешь.

13. Чаще ставь перед детьми проблемы. Труд ума и души – основа занятий искусством.

14. Чувствуй интонацию урока. Помни, что художественно-педагогическая импровизация - показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства.

15. «Только личность может воспитать другую личность, в которой ярко выражены индивидуальный стиль, своеобразие, неповторимость» (К.Д.Ушинский).

16. «Учителя искусства – родители духовного развития учащихся» (Я.А.Коменский).

 Жизненного материала в музыке более чем достаточно. Учителю из этого богатства нужно выбрать то, что способно в его детях пробудить всё самое лучшее: умение слышать «внутренний мир» музыки, ощущать её духовную красоту, сопереживать или радоваться вместе с ней. Некоторые из этих жизненных правил могут пригодиться и обычному человеку, и нашим ученикам, помогут развиваться им в обществе, найти себя в нём, жить правильно и гармонично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности. Многое закладывается именно в школьном возрасте. Поэтому формирование интереса к музыке, поиск новых методик музыкальной работы в школе являются весьма актуальными. Постоянно изобретать что-то новое и самосовершенствоваться – единственно верный путь для учителя. Одна-две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание ребят в их душу, вызовут в них глубокие эмоции в несравнимо большей мере, чем любые предварительно заготовленные «общие слова» на ту же тему. А музыкальное произведение – лучший источник для вдохновения учителя и учеников.

Жизненного материала в музыке более чем достаточно. Учителю достаточно выбрать из музыкального богатства именно то, что способно в его детях пробудить всё самое лучшее. А именно: умение слышать музыку, ощущать её красоту, «видеть» всё, что она изображает, переживать за героев музыкальных произведений, сопереживать им. Очень важным является обращение к народной музыке, к истокам народной культуры, нужно дать детям понятие о нравственных ценностях, о ценности человеческой жизни. Особенно это необходимо учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста. Не менее важно помочь и подросткам разобраться в себе, во взаимоотношениях со сверстниками, с окружающими. Музыка должна помочь им ощутить в себе гармонию, вселить в них уверенность, помочь им найти своё место в жизни. Для того чтобы это произошло, учитель должен знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, знать и понимать значение уроков музыки, находить применение полученным знаниям и умениям за рамками уроков, помогать детям в поиске себя.

Урок музыки нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры. При такой постановке цели музыкального воспитания особенно важно владеть искусством своей профессии. "Есть искусство, и есть творчество",- говорил В. Немирович-Данченко. Это противопоставление неслучайно. Оно закономерно возникает тогда, когда речь идёт не о внешних, а о глубинных творческих процессах в искусстве. Так, творческий урок музыки становится антитезой другого урока, в котором царит ремесло, пусть даже самое умелое. В связи с этим и возникает проблема "внешнего" и "внутреннего" в искусстве ведения урока музыки. Одно дело, если урок – лишь привнесение неких новых слуховых добавлений к музыкальным впечатлениям школьников. Другое дело, если это – особенная, неповторимая встреча с искусством. Проблема "внешнего" и "внутреннего" на уроках музыки есть, по сути, реальное взаимоотношение музыки как искусства и искусства проведения урока музыки.

Изучая музыку на таких уроках, дети должны будут почувствовать, что

они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Апраксина О.А. Современные задачи музыкального воспитания в школе Музыкальное воспитание в школе. – Выпуск 2. – с.3-8.

2. Булатова Е.А. Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. 145 с.

3. Давыдова М.А. Уроки музыки. [Текст] /М.А. Давыдова, - М., «ВАКО», 2010. – 288 с.

4. Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. [Текст] / Н.И. Журавленко,- Мн: Полиграфмаркет, 1998 . – 96 с.

5. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца. – М.: «Просвещение» – 1981г. – 250 с.

6. Кабалевский Д.К. Как рассказывать детям о музыке? – М.: Просвещение, 1999.

7. Карл Орф. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. Составитель Баренбойм Л.А. – М.: Советский композитор, 1978. – 368с.

8. Красильников И.М. Музыкально-компьютерные технологии и качество творческой деятельности школьников.// Музыка в школе №4,2010 г., с. 3-10.

9. Критская Е.Д. Методика работы с детским хоровым коллективом. [Текст] / Е.Д.Критская,– М., 1999. – 108с.

10. Критская Е.Д., Школяр Л.В. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы международной конференции. [Текст] /Е.Д.Критская, Л.В.Школяр, – М.: Флинта, 1999. – 296с.

11. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. [Текст] / В.В. Крюкова, – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 288с.

12. Маслова Л.П. Педагогика искусства. Теория и практика. [Текст] / Л.П. Маслова, – Новосибирск: Издательство НИПКиПРО 1997. – 136 с.

13. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. [Текст] /В.П. Матонис, – Л.: «Музыка» – 1988г. – 88 с.

14. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.[Текст] / М.А. Михайлова, – Ярославль. «Академия развития» – 1997г. – 240 с.

15. Рыцарева М.Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей. – М.: «Музыка» – 1998г. – 367 с.

16. Смолина Е.А. Современный урок музыки. Творческие приёмы и задания. [Текст] / Е.А. Смолина, - Ярославль: Академия развития, 2007 – 128с.

 

 


 

Введение «Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим»

Введение «Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим»

Тогда то, что называется мотивацией, не нужно будет формировать специально: дети сами будут хотеть петь, говорить о музыке, изучать её и другие произведения искусства, искать…

Тогда то, что называется мотивацией, не нужно будет формировать специально: дети сами будут хотеть петь, говорить о музыке, изучать её и другие произведения искусства, искать…

Ныне действующая программа по музыке – это как ступени, ведущие учащихся к овладению музыкальной культурой

Ныне действующая программа по музыке – это как ступени, ведущие учащихся к овладению музыкальной культурой

Глава 1. Урок музыки – урок нравственного воспитания 1

Глава 1. Урок музыки – урок нравственного воспитания 1

Корректировка психологического состояния учащихся, привитие учащимся чувства ответственности за свое здоровье

Корректировка психологического состояния учащихся, привитие учащимся чувства ответственности за свое здоровье

Хаос не в мире, он внутри нас”

Хаос не в мире, он внутри нас”

Не только присутствие продуктивного творчества на уроке музыки является показателем эффективности учебных занятий, но и качество самой деятельности, обусловливающее нравственно-эстетическое развитие учащихся

Не только присутствие продуктивного творчества на уроке музыки является показателем эффективности учебных занятий, но и качество самой деятельности, обусловливающее нравственно-эстетическое развитие учащихся

Здесь учеников обычно привлекает занимательная сторона: достаточно ли весёлая песня, что она «изображает»

Здесь учеников обычно привлекает занимательная сторона: достаточно ли весёлая песня, что она «изображает»

Глава 2. Специфика урока музыки в условиях введения

Глава 2. Специфика урока музыки в условиях введения

Очень важна на уроках форма организации устной работы с детьми, будь это опрос по домашнему заданию или беседа по произведениям искусства

Очень важна на уроках форма организации устной работы с детьми, будь это опрос по домашнему заданию или беседа по произведениям искусства

Тогда ребёнок убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно

Тогда ребёнок убеждается, что прежних его музыкальных знаний недостаточно

При проблемном обучении все вопросы решаются учащимися под руководством учителя путём активного творческого поиска новых знаний, приобретения навыков, умений

При проблемном обучении все вопросы решаются учащимися под руководством учителя путём активного творческого поиска новых знаний, приобретения навыков, умений

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Сгруппировать отобранный учебный материал

Сгруппировать отобранный учебный материал

Тема:____________ Цель:____________

Тема:____________ Цель:____________

Глава 3. Психологическая подготовка к уроку учителя - музыканта

Глава 3. Психологическая подготовка к уроку учителя - музыканта

Необходимо заранее готовить собственное эмоциональное настроение, помнить о необходимости использовать свои душевные ресурсы, опираясь на умение «вызывать» у себя творческое состояние

Необходимо заранее готовить собственное эмоциональное настроение, помнить о необходимости использовать свои душевные ресурсы, опираясь на умение «вызывать» у себя творческое состояние

А.С.Макаренко. И для нас остаётся актуальным совет пушкинского

А.С.Макаренко. И для нас остаётся актуальным совет пушкинского

Чувствуй интонацию урока. Помни, что художественно-педагогическая импровизация - показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства

Чувствуй интонацию урока. Помни, что художественно-педагогическая импровизация - показатель твоей творческой свободы и профессионального мастерства

Заключение Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности

Заключение Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности

Урок музыки нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры

Урок музыки нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как части их общей духовной культуры

Список литературы: 1. Апраксина

Список литературы: 1. Апраксина

Рыцарева М.Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей

Рыцарева М.Г. Музыка и я. Популярная энциклопедия для детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018