К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями.
К подгруппе «В» относятся школьники с органическими , необратимыми изменениями органов и систем (поражение сердечно-сосудистой , мочевыводящей системы, печени, высокая степень нарушения зрения с изменением глазного дна и другими заболеваниями)
Основная группа -относятся учащиеся без отклонений в здоровья или с незначительными отклонениями ,но при наличии хороших показателей физического развития.
Подготовительная медицинская группа(ПМГ)- относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное развитие и физическую подготовленность.
Специальная медицинская группа (СМГ)- относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определённой учебной программой.Основная группа -относятся учащиеся без отклонений в здоровья или с незначительными отклонениями ,но при наличии хороших показателей физического развития.
Подготовительная медицинская группа(ПМГ)- относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное развитие и физическую подготовленность.
Специальная медицинская группа (СМГ)- относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определённой учебной программой.
Уроки специальной медицинской группы в школе.ppt
Уроки специальной медицинской группы в школе
Уроки специальной
Уроки специальной
медицинской группы в
медицинской группы в
школе
школе
Автор: Посяева Марина Алексеевна учитель
Автор: Посяева Марина Алексеевна учитель
физической культуры ГБОУ СОШ № 385
физической культуры ГБОУ СОШ № 385
Красносельского района Санкт-Петербурга
Красносельского района Санкт-Петербурга
2014г
2014г
Уроки специальной медицинской группы в школе
Уроки специальной медицинской группы в школе
Специальная
Специальная
медицинская группа
медицинская группа
делится на две
делится на две
подгруппы
подгруппы
К подгруппе «А» относятся учащиеся,
К подгруппе «А» относятся учащиеся,
имеющие отклонения в состоянии
имеющие отклонения в состоянии
здоровья обратимого характера,
здоровья обратимого характера,
ослабленные в связи с различными
ослабленные в связи с различными
заболеваниями.
заболеваниями.
К подгруппе «В» относятся школьники с
К подгруппе «В» относятся школьники с
органическими , необратимыми
органическими , необратимыми
изменениями органов и систем
изменениями органов и систем
(поражение сердечно-сосудистой ,
(поражение сердечно-сосудистой ,
мочевыводящей системы, печени, высокая
мочевыводящей системы, печени, высокая
степень нарушения зрения с изменением
степень нарушения зрения с изменением
глазного дна и другими заболеваниями)
глазного дна и другими заболеваниями)
Уроки специальной медицинской группы в школе
Разделение учащихся
Разделение учащихся
по медицинским
по медицинским
физкультурным группам
физкультурным группам
Основная группа -относятся учащиеся без отклонений
Основная группа -относятся учащиеся без отклонений
в здоровья или с незначительными отклонениями ,но
в здоровья или с незначительными отклонениями ,но
при наличии хороших показателей физического
при наличии хороших показателей физического
развития.
развития.
Подготовительная медицинская группа(ПМГ)-
Подготовительная медицинская группа(ПМГ)-
относятся учащиеся, имеющие незначительные
относятся учащиеся, имеющие незначительные
отклонения в состоянии здоровья, недостаточное
отклонения в состоянии здоровья, недостаточное
развитие и физическую подготовленность.
развитие и физическую подготовленность.
Специальная медицинская группа (СМГ)- относятся
Специальная медицинская группа (СМГ)- относятся
учащиеся со значительными отклонениями в
учащиеся со значительными отклонениями в
состоянии здоровья постоянного или временного
состоянии здоровья постоянного или временного
характера, требующие существенного ограничения
характера, требующие существенного ограничения
физических нагрузок, определённой учебной
физических нагрузок, определённой учебной
программой.
программой.
Уроки специальной медицинской группы в школе
Варианты
Варианты
формирования групп
формирования групп
1вариант. В учебную группу зачисляются
1вариант. В учебную группу зачисляются
учащиеся разных параллелей классов, но с
учащиеся разных параллелей классов, но с
однородным характером заболевания .При
однородным характером заболевания .При
этом возрастная разница не должна
этом возрастная разница не должна
превышать три года.
превышать три года.
2вариант.В учебную группу зачисляются
2вариант.В учебную группу зачисляются
учащиеся одной параллели классов, но с
учащиеся одной параллели классов, но с
различными диагнозами.
различными диагнозами.
3вариант.В учебную группу зачисляются
3вариант.В учебную группу зачисляются
учащиеся различные как по возрасту , так и
учащиеся различные как по возрасту , так и
по характеру заболевания.
по характеру заболевания.
Создаётся индивидуальная карта
Создаётся индивидуальная карта
учащегося
учащегося
Уроки специальной медицинской группы в школе
Основные задачи
Основные задачи
физического воспитания
физического воспитания
учащихся, отнесённых к
учащихся, отнесённых к
СМГСМГ
укрепление здоровья, улучшение физического развития
укрепление здоровья, улучшение физического развития
, закаливание организма;
, закаливание организма;
расширение диапазона функциональных возможностей
расширение диапазона функциональных возможностей
основных физиологических систем организма,
основных физиологических систем организма,
ответственных за энергозбережение;
ответственных за энергозбережение;
повышение защитных сил организма и его
повышение защитных сил организма и его
сопротивляемости им;
сопротивляемости им;
освоение основных двигательных качеств и навыков;
освоение основных двигательных качеств и навыков;
воспитание морально-волевых качеств и интереса к
воспитание морально-волевых качеств и интереса к
регулярным самостоятельным занятиям физической
регулярным самостоятельным занятиям физической
культуры;
культуры;
разъяснение значения здорового образа жизни,
разъяснение значения здорового образа жизни,
гигиены, правельного режима труда и отдыха,
гигиены, правельного режима труда и отдыха,
рационального питания, пребывания на воздухе и т.п.
рационального питания, пребывания на воздухе и т.п.
Уроки специальной медицинской группы в школе
Индивидуальная карта
Индивидуальная карта
учащегося
учащегося
общие сведения об учащимся(фамилия
общие сведения об учащимся(фамилия
имя отчество, год рождения ,класс)
имя отчество, год рождения ,класс)
шифр заболевания,
шифр заболевания,
состояние осанки,
состояние осанки,
состояние стопы,
состояние стопы,
состояние зрения,
состояние зрения,
длительность перерыва в занятиях,
длительность перерыва в занятиях,
поурочный учёт ЧСС,
поурочный учёт ЧСС,
содержание задач урока,
содержание задач урока,
индивидуальные задания,
индивидуальные задания,
Уроки специальной медицинской группы в школе
Формирование
Формирование
специальной
специальной
медицинской группы для
медицинской группы для
занятий с учащимися
занятий с учащимися
СМГ группы комплектуются на следующий
СМГ группы комплектуются на следующий
учебный год в мае-июне текущего года.
учебный год в мае-июне текущего года.
На основании заключения врача и учителя
На основании заключения врача и учителя
физической культуры директор издает приказ по
физической культуры директор издает приказ по
школе.
школе.
В приказе указывается списочный состав
В приказе указывается списочный состав
групп ,шифр заболевания ученика, время
групп ,шифр заболевания ученика, время
проведения занятий, учитель ,проводящий
проведения занятий, учитель ,проводящий
занятия.
занятия.
Группы для занятия по физической культуре
Группы для занятия по физической культуре
комплектуются в количестве не более10 человек.
комплектуются в количестве не более10 человек.
Уроки специальной медицинской группы в школе
Показатели,
Показатели,
характеризующие
характеризующие
воздействие физической
воздействие физической
нагрузки
нагрузки
Интенсивность и моторная плотность урока.
Интенсивность и моторная плотность урока.
Интенсивность определяется подсчетом пульса
Интенсивность определяется подсчетом пульса
после упражнений в каждом из частей урока
после упражнений в каждом из частей урока
.Подсчет производится за 10 сек. отрезка времени,
.Подсчет производится за 10 сек. отрезка времени,
затем чертится физиологическая кривая частоты
затем чертится физиологическая кривая частоты
пульса. Правельная кривая имеет плавный подъем в
пульса. Правельная кривая имеет плавный подъем в
начале урока, максимальное повешение(до80-100%
начале урока, максимальное повешение(до80-100%
от исходной величины) с несколькими пиками при
от исходной величины) с несколькими пиками при
наиболее интенсивных упражнениях в основной
наиболее интенсивных упражнениях в основной
части и снижение к концу урока .Хороший эффект
части и снижение к концу урока .Хороший эффект
от физических упражнений отмечается ,если они
от физических упражнений отмечается ,если они
вызывают увеличение частоты сердечных
вызывают увеличение частоты сердечных
сокращений в пределах 140-150 ударов в минуту.
сокращений в пределах 140-150 ударов в минуту.
Уроки специальной медицинской группы в школе
Врачебно-
Врачебно-
педагогический
педагогический
контроль в физическом
контроль в физическом
воспитании СМГ
воспитании СМГ
Задачи:
Задачи:
Определение состояния здоровья и функционального
Определение состояния здоровья и функционального
Оценка динамики состояния здоровья;
Оценка динамики состояния здоровья;
Оценка и выбор наиболее эффективных средств и
Оценка и выбор наиболее эффективных средств и
методов как самого процесса физического
методов как самого процесса физического
воспитания ,так и улучшения восстановленных
воспитания ,так и улучшения восстановленных
процессов после физических нагрузок;
процессов после физических нагрузок;
занятий(температура воздуха, влажность , освещение,
занятий(температура воздуха, влажность , освещение,
вентиляция и т.п.);
вентиляция и т.п.);
Оценка гигиенических условий проведения
Оценка гигиенических условий проведения
состояния организма;
состояния организма;
Соблюдение техники безопасности,
Соблюдение техники безопасности,
Соответствие спортивного инвентаря(размеры, масса,
Соответствие спортивного инвентаря(размеры, масса,
Соответствие одежды и обуви;
Соответствие одежды и обуви;
Организация учебного процесса.
Организация учебного процесса.
состояние);
состояние);
Уроки специальной медицинской группы в школе
Схема построения
Схема построения
уроков в СМГ и их
уроков в СМГ и их
особенности
особенности
Вводная часть длится до 15 мин. Включает в себя
Вводная часть длится до 15 мин. Включает в себя
общеразвивающие упражнения , которые целесообразно проводить в
общеразвивающие упражнения , которые целесообразно проводить в
медленном и среднем темпе , обязательно чередовать с
медленном и среднем темпе , обязательно чередовать с
дыхательными упражнениями, Вводную часть урока должны входить
дыхательными упражнениями, Вводную часть урока должны входить
, построение, задачи урока, ходьба в различном темпе, комплекс
, построение, задачи урока, ходьба в различном темпе, комплекс
дыхательных упражнений, бег в медленном темпе.
дыхательных упражнений, бег в медленном темпе.
В основной части урока (20-25мин.) учащиеся овладевают основными
В основной части урока (20-25мин.) учащиеся овладевают основными
двигательными навыками, получают определенную для них нагрузку.
двигательными навыками, получают определенную для них нагрузку.
Решаются задачи общего развития мышечной системы, органов
Решаются задачи общего развития мышечной системы, органов
дыхания и кровообращения, формирование правельной осанки,
дыхания и кровообращения, формирование правельной осанки,
совершенствование общей координации движения, овладения
совершенствование общей координации движения, овладения
двигательным навыкам, воспитания волевых качеств.
двигательным навыкам, воспитания волевых качеств.
В заключительной части урока (3-5мин) необходимо создать условия
В заключительной части урока (3-5мин) необходимо создать условия
того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести
того, чтобы восстановить силы, устранить утомление и подвести
итоги занятий .В этой части рекомендуется применять простые
итоги занятий .В этой части рекомендуется применять простые
упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы,
упражнения для отдельных частей тела, различные виды ходьбы,
спокойные танцевальные шаги и обязательно отдых в положении
спокойные танцевальные шаги и обязательно отдых в положении
лежа.
лежа.
Уроки специальной медицинской группы в школе
Занятия в группах СМГ
Занятия в группах СМГ
осуществляется в
осуществляется в
следующем порядке
следующем порядке
Учебные занятия( в объеме 102 часа в год);
Учебные занятия( в объеме 102 часа в год);
Дополнительные занятия,
Дополнительные занятия,
Самостоятельные занятия физическими
Самостоятельные занятия физическими
упражнениями по заданию учителя или в
упражнениями по заданию учителя или в
режиме дня под руководством родителей;
режиме дня под руководством родителей;
Оздоровительные мероприятия в режиме
Оздоровительные мероприятия в режиме
учебного дня;
учебного дня;
Массовые физкультурно-оздоровительные
Массовые физкультурно-оздоровительные
мероприятия, проводимые в свободное время от
мероприятия, проводимые в свободное время от
учебных занятий, в каникулы( физкультурные
учебных занятий, в каникулы( физкультурные
праздники, игры и развлечения, прогулки,
праздники, игры и развлечения, прогулки,
катание на лыжах и коньках, плавание и т.д)
катание на лыжах и коньках, плавание и т.д)
Уроки специальной медицинской группы в школе
Примерный комплекс
Примерный комплекс
упражнений при
упражнений при
нарушении
нарушении
дыхательной системы
дыхательной системы
Уроки специальной медицинской группы в школе
При нарушении осанки
При нарушении осанки
Уроки специальной медицинской группы в школе
Уроки специальной медицинской группы в школе
Список литературы
Список литературы
Э.Г. Булич «Физическое воспитание в специальных медицинских
Э.Г. Булич «Физическое воспитание в специальных медицинских
группах, Москва, «Высшая школа», 1986 год, с. 58-73.
группах, Москва, «Высшая школа», 1986 год, с. 58-73.
Кириченко Ю.Н , Семибратов А.Р., Алексеенко Л.А. - Практическое
Кириченко Ю.Н , Семибратов А.Р., Алексеенко Л.А. - Практическое
пособие по врачебному контролю за физическим воспитанием детей
пособие по врачебному контролю за физическим воспитанием детей
и подростков. -Краснодар, 1988 г. - 136 с. 2,
и подростков. -Краснодар, 1988 г. - 136 с. 2,
Макарова Г.А. - Практическое руководство для спортивных врачей.
Макарова Г.А. - Практическое руководство для спортивных врачей.
Ростов-на-Дону, 2002г. - 80с.
Ростов-на-Дону, 2002г. - 80с.
Методическое пособие по использованию лечебной физкультуры в
Методическое пособие по использованию лечебной физкультуры в
занятиях специальных медицинских групп. Казань, 2003 г. - 62с.
занятиях специальных медицинских групп. Казань, 2003 г. - 62с.
Тихвинский СБ. - Врачебный контроль за физическим воспитанием
Тихвинский СБ. - Врачебный контроль за физическим воспитанием
школьников, М, 1980 г.
школьников, М, 1980 г.
Фаттахова Л.С., Врачебный контроль за физическим воспитанием
Фаттахова Л.С., Врачебный контроль за физическим воспитанием
школьников, Методические рекомендации, 2007г, 11с.
школьников, Методические рекомендации, 2007г, 11с.
Иллюстрации :http://images.yandex.ru/
Иллюстрации :http://images.yandex.ru/
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.