Урок"О чести и бесчестии"
Оценка 4.6

Урок"О чести и бесчестии"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
9 кл
26.03.2017
Урок"О чести и бесчестии"
Урок- размышление о чести человека, офицера. Учащиеся должны понять причины поступков главного героя рассказа. Цель урока - воспитывать чувство уважения, любви к людям, умение отвечать за свои поступки. На уроке делается упор на совершенствовании навыков монологической речи, развитии мышления (умении анализировать, выделять главное сравнивать).
Урок о чести и бесчестии.docx
О чести и бесчестии (По рассказу В. Дёгтева «Аморальный приказ») Цели и задачи урока 1 Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в  рассказе  В. Дёгтева «Аморальный приказ». 2. Понять причины поступков главного героя рассказа. 3. Совершенствовать навык монологической речи.                                       4. Развивать мышление (умение анализировать, выделять главное сравнивать).                                                                                                       5. Воспитывать чувство уважения, любви к людям, умение отвечать за  свои поступки I. Приветствие ­ Отраженье исчезнувших лет, Облегченье житейского ига, Вечных истин немеркнущий свет – Это ­ книга! Да здравствует книга! Неустанных исканий залог,  Радость каждого нового мига, Указанье грядущих дорог –  Это ­ книга! Да здравствует книга!  (Т. Щепкина ­ Куперник)      ­ В жизни каждого читателя есть та самая книга, которая помогла ему  заглянуть в себя, ответить на вопрос: почему и для чего я живу. Если вы её  ещё не нашли, верьте, эта встреча произойдёт непременно!      Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом В. Дёгтева «Аморальный  приказ». Может быть, он и станет той отправной точкой в вашем понимании  мира и себя в нём. II. Основная часть 1.Работа со словом ­ Вдумаемся в название рассказа. Каково лексическое значение каждого  слова? Приказ – официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению. Аморальный – противоречащий законам морали, безнравственный. ­ На что нас нацеливает автор? О чём хочет предупредить? 2. Беседа ­ Когда и где происходят описываемые в рассказе события? ­ От чьего имени ведётся повествование?  ­ С чего начинается действие? ­ Обратим внимание на то, что капитан не понимает, почему именно в это  время (перед началом ледостава) дан приказ перевести заключённых. ­ Почему груз, который находится на теплоходе, назван особым? (осуждённые священники, настоятели монастырей, высшие иерархи) ­ Почему люди названы «грузом»? О каком отношении к ним это говорит? ­ Чем, по мнению, капитана, эта партия заключённых отличается от  предыдущей? (ни поножовщины, ни крика, ни шума, ни голодовок) ­ 1003 человека в чёрных рясах. Монахи. Люди, давшие обет вести  аскетический (отказ от жизненных благ и удовольствий) образ жизни,  следующие заповедям Христа. Как эти люди могли стать преступниками? («социальный заказ»; по мнению пришедших, к власти большевиков, религия – пережиток прошлого, который необходимо уничтожить. В.В.Маяковский в  поэме «Облако в штанах» заявлял: «Долой вашу любовь! Долой ваше  искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию!») 3. Реализация индивидуального домашнего задания №1 ­ В поведении монахов неопытный, невоцерковленный (далёкий от церкви)  читатель может увидеть какую­то обречённость, нежелание бороться.  Подумаем, так ли это? Сообщение о Серафиме Саровском Батюшка Серафим, рубил в лесу дрова. К нему подошли два крестьянина и настойчиво  потребовали денег, которых, у него не было. Вероятно, сначала крестьяне побоялись  напасть на отшельника: Серафим был высок ростом, силен и в тот момент держал в  руке топор. К удивлению разбойников, монах вдруг положил топор на землю, смиренно  опустил руки, потому что он вспомнил слова Спасителя: «Вси бо приемшии нож  ножем погибнут» и не захотел сопротивляться. Он спокойно опустил на землю топор  и сказал, кротко сложивши крестообразно руки на груди: «Делайте что вам надобно».  Он решился претерпеть все безвинно, Господа ради.   Крестьяне сильно избили его, затем связали и побежали в келью, чтобы унести хоть  что­нибудь, если не найдут денег. На стене висела икона, которая почему­то внушила  разбойникам мистический ужас. Крестьяне в страхе выбежали из кельи и, бросив на  произвол судьбы связанного монаха, исчезли в лесу. Немного придя в себя, израненный батюшка Серафим каким­то образом снял веревки и чуть ли не ползком добрался до обители. Надежды на то, что он выживет, не было  никакой. Несколько врачей, осматривая преподобного, вынесли безрадостный приговор  — жить ему осталось считанные дни. В то время, когда врачи, собравшись у постели  умирающего, выносили ему приговор, появилась Богородица и, посмотрев в их сторону,  сказала: «Что вы трудитесь? Сей — от рода моего». С этого дня преподобный стал  поправляться и вскоре встал на ноги.  ­ Это тоже обречённость, нежелание сопротивляться? (Божий человек покорен воле Господа; смирение ­ с миром принимаю)  4. Характеристика героев. Реализация индивидуального домашнего  задания №2.  ­ Среди монахов есть два маленьких солнышка. Это Алёша и его верный  друг  ­ пёс Пушок. Что мы можем сказать о них?  Алёша: послушник (в русских православных монастырях — лицо,  готовящееся к принятию монашества; они не дают монашеских обетов, не  принадлежат к монашескому братству...); ему 12 лет; поёт чистейшим альтом, принадлежит к старинному княжескому роду. ­ Предположите, как мальчик мог оказаться среди монахов? Пушок: умный, умеющий понимать, чувствовать человека рыжий пёс,  дворняга. ­ Как они относятся друг к другу?  ­ Не каждого человека животное может понять и принять так, как Пушок  Алёшу. Наши братья меньшие чувствуют душу человека. Послушаем, как  относились животные к святым людям. Сообщение о Сергии Радонежском    В XIV веке жил преподобный Сергий Радонежский — святой подвижник. Долгое  время его уединенным жилищем была маленькая келья в лесу. Лес был полон зверей и  птиц. Все они полюбили святого и часто навещали его. То волк забежит на огород, где  работает старец, то семейство кабанов пожалует… Сила молитвы спасала  подвижника.   Сохранилось свидетельство о необычной дружбе святого. Однажды Преподобный Сергий увидел перед своей кельей большого, тощего медведя. Зверь совсем ослабел от голода. Пожалев его, старец вынес краюху хлеба, и положил на пень перед медведем. Медведь съел хлеб и с той поры часто навещал Сергия, ожидал обычного подаяния и не отходил до тех пор, пока не получал его. Преподобный радостно делился с ним хлебом,  отдавал  последний кусок, а иной раз и весь обед. А когда хлеба не было, то оба оставались голодными. Дикий зверь слушался пустынника и был кроток с ним, точно  овечка. ­ Я думаю, каждому из нас симпатичен Алёша. Подберём определения,  характеризующие мальчика, и прокомментируем их. добрыйй кроткий благородный талантливый Алёша смирный благодарный безобидный (добрый, кроткий, смирный, безобидный, благодарный, благородный,  талантливый) 5.Характеристика героя. Работа в группах  На корабле есть человек, которому все окружающие  глубоко безразличны.  Единственный, кто его привлекает как бывшего циркача, пёс Пушок. ­ Как зовут этого человека? (Яков Наумыч)  ­ Какую должность он занимает? (замполит ­ заместитель капитана по  политической части) ­ Посмотрим, как он относится к людям. Работа в группах: 1группа: отношение к Алёше (отбирает фамильный крест; отбирает Пушка, несмотря на слёзы РЕБЁНКА); 2группа: отношение к Пушку (восхищается им, так как знает цену «талантливым», дрессированным  животным; отобрав его у Алёши, запитает в каюте; потеряв собаку, до  последнего пытается её найти – это любовь или эгоизм); 3группа: отношение к капитану (1) и заключённым(2) (1. не доверяет, так как сообщает приказ затопить пароход с заключёнными  лишь на шестой день, непосредственно перед затоплением;                                  2. люди ему не интересны, во время затопления парохода он «рыскал по  своими глазами­маслинами палубе» в поисках пса). ­ Какой вывод можно сделать об отношении Якова Наумыча к людям? Какой  он? Составим синонимический ряд:  Яков Наумыч Минкин – холодный, равнодушный, жестокий, бездушный. Центральное слово – бездушный (без­душный ­  без души). Это бездушие  проявляется в отношении к людям. Кто­то, устав от несовершенства мира,  может сказать: люблю животных, но ненавижу людей. Но заповедь гласит:  «Возлюби ближнего своего». Ближний – человек! 6.Продолжи предложение.  Монологическое высказывание по  предложенному плану ­ Чем капитан отличается от Якова Наумыча? Продолжим предложения  Если у Якова Наумыча душа мертва, то у капитана… (слаба ­ малодушие)  Он наделён хорошими качествами… (чувство долга, умение видеть доброе, исполнительность)  Чувство долга… (осознание и принятие тех обязанностей, которые человек берёт на себя, вступая в определённые отношения с людьми)  Человек может испытывать чувство долга перед… (родиной, родителями, детьми, профессиональный долг)  Капитан получает письменный приказ… (затопить пароход с «грузом») ­ Капитан стоит перед выбором… Монологическое высказывание от лица героя: «Что испытывает капитан, принимая решение?» План: 1.Мне дан приказ… 2. Что я мог поделать… 3. Я долго не выходил из каюты… 4. Я сделал свой выбор…  5. Я объявил приказ команде… 6. В момент исполнения приказа я чувствовал… 7.  Я сожалел о том, что…    Сделать всё по уставу, те выполнить, не думая, бесчеловечный приказ, или  отказаться от его выполнения, и, значит, быть наказанным, но остаться с  чистой совестью – выбор, перед которым стоял капитан. Вы должны понимать, что человек не может быть плохим или хорошим;  плохими или хорошими могут быть его мысли, поступки. И у каждого есть  выбор, какой дорогой пойти, какую память о себе оставить… 7.Аудиофрагмент (от слов: Из трюмов донеслось: «Вода! Спасите! Тонем! » до слов: И опять я нравился самому себе в эту минуту…) 8.Сравнитальный анализ текста. Реализация индивидуального  домашнего задания №3 ­ Я хочу обратить ваше внимание на слова, сменившие просьбу о спасении:  «Помолимся, братия! Простим им, не ведают, что творят!» ­ Как вы понимаете эти слова? ­ Слышали ли вы их раньше? (Евангелие от Луки  23:33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и  злодеев, одного по правую сторону, другого по левую сторону                            23:34 Иисус говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают.) ­ С такими словами умирали многие мученики за веру Христову. Они  принимали смерть, не желая отречься от Христа. Их имена звучат в древней и  в современной истории. Начало XX века в России утонуло в крови мучеников  и исповедников Российских. Священники, монахи, миряне умирали под  пытками, зная, что умирают за веру Христову. Реализация индивидуального домашнего задания №3  (каждый готовит краткий рассказ об одном святом новомученике и  исповеднике Российском) Вот некоторые имена. Пример:   Святые страстотерпцы император Николай, императрица Александра и их чада  Алексий, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия Последний российский император и его семья, расстреляны в 1918 году  в Екатеринбурге, в подвале Ипатьевского дома, по постановлению Уральского совета  рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.  Преподобномученица великая княгиня Елисавета (Романова) и инокиня Варвара  (Яковлева) Сестра императрицы­мученицы Александры Феодоровны, вдова убитого  революционерами великого князя Сергея Александровича, после смерти мужа  Елисавета Феодоровна стала сестрой милосердия и настоятельницей ею же  созданной Марфо­Мариинской обители милосердия в Москве. Когда Елисавета  Феодоровна была арестована большевиками, ее келейница инокиня Варвара, несмотря  на предложение свободы, добровольно последовала за ней. Вместе с великим князем Сергеем Михайловичем и его секретарем Федором Ремезом,  великими князьями Иоанном, Константином и Игорем Константиновичами и князем  Владимиром Палеем преподобномученица Елисавета и инокиня Варвара были заживо  сброшены в шахту близ г. Алапаевска и скончались в страшных мучениях.  Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси Первый Предстоятель Русской Православной Церкви, восшедший на Патриарший  престол после восстановления патриаршества в 1918 году. В 1918 году  анафематствовал гонителей Церкви и участников кровавых расправ. В 1922–23 году  содержался под арестом. В дальнейшем находился под постоянным давлением  со стороны ОГПУ и «серого игумена» Евгения Тучкова. Несмотря на шантаж,  отказался присоединиться к обновленческому расколу и пойти на сговор с безбожной  властью. Скончался в возрасте 60 лет.  Священномученик Серафим (Чичагов), митрополит   Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор,  художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому.11  декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под  Москвой. В тюрьму его везли на карете скорой помощи, на расстрел — вынесли  на носилках. ­ В нашем городе возведён храм Новомучеников и исповедников Российских.  (показать макет и рассказать об игре «Смоленские купола») 9. Поясни ­ А теперь – финал рассказа Поясните, на чём основаны мои утверждения.  Я считаю, что члены команды парохода  не случайно не подали руки  своему командиру, честно выполнившему свой долг.  Я утверждаю, что Пушок оказался выше, честнее командира парохода.  Я считаю, что автор не случайно акцентирует внимание читателя на  белоснежном кителе капитана, рукав которого испачкан крысиным  помётом.  (китель = честь) Не даром говорится, что в сложной ситуации человек показывает своё  истинное лицо. В рассказе «Русский характер» А. Толстой утверждает: «… вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них  слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке  — ядро. Разумеется — у одного оно покрепче, у другого послабже…» И ещё нужно помнить, что незнание законов не освобождает от  ответственности. 10. Домашнее задание В конце рассказа видим послесловие. ­ Как вы понимаете прочитанное? ­ Откуда у  священника оказался фамильный крест рода, к которому  принадлежит Алёша? Письменный ответ на эти вопросы и есть ваше домашнее задание. III. Итоги урока ­ Над чем вас заставил задуматься рассказ В. Дёгтева «Аморальный приказ»? ­ В конце нашего урока, думаю, уместно поставить не точку, а многоточие.  Потому что хорошая книга, и жизнь неразрывно связаны. Я уверена, что автор  этого рассказа помог вам задуматься над тем, каким должен быть настоящий  человек, а каким он быть не должен…

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"

Урок"О чести и бесчестии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017