Урок по теме
«Пасха»
в 4-В классе
Пояснительная записка
Предметная область: Основы духовно-нравственной культуры народов
Модуль: Основы православной культуры
Тема «Пасха»
Характеристика класса: В 4-в классе обучается 30 детей. Класс работоспособный, дети активны.
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, а также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» Данилюк А.Я. М., Просвещение 2012 год.
Программа адресована учащимся 4 классов; объём учебного времени, отводимого на изучение – 1 час в неделю, всего 34часа.
Учебник: А.В. Кураев «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры».4-5 классы. «Москва, «Просвещение»
Применяемая технология: Системно-деятельностный подход
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике светлой Пасхи и о его значении в русской православной культуре.
Задачи:
Образовательные : познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, пробудить интерес к старинным русским обрядам
Развивающие: развивать познавательную активность.
Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни.
Основные термины и понятия: Воскресение, Пасха Христова, Христианский пост, христосование.
Оборудование и инструментарий: учебник, доска, экран, мультимедийный проектор, ноутбук, колонки, видеофильм, тест(15 штук- на каждую парту), кружки зелёного, жёлтого и красного цветов( у детей были уже давно сделаны).
Формы работы: индивидуальная, работа в парах.
Виды работы: работа с учебником, беседа по вопросам, просмотр видеофильма, выполнение теста.
Планируемые результаты:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
||
Обладать знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним. Мотивация к обучению; соотнесение с нормой; оценивать усваиваемое содержание учебного материала; определять правила работы в группах; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатами. ,помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником «Пасха»; дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании «Пасхи» на Руси; содействовать возрождению народных обычаев и традиций в современных условиях . |
Умение проговаривать последовательность действий на уроке; учиться выдвигать версию; отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного; прогнозировать предстоящую работу (составлять план), оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль). |
· Умение выделять существенную информацию из различных источников; Получать первоначальные навыки постановки учебной задачи Научиться делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать, группировать предметы. Ориентироваться на развороте учебника. Извлекать информацию из текста учебника, видеофильма |
Участвовать в коллективном обсуждении вопросов урока. Умение работать в паре, умение слушать и понимать других; умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей; умение оформлять свои мысли в устной форме. Духовно- нравственное развитие и воспитание |
Получить представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху; научить различать воскресение как день недели и день возобновления жизни, знать православные праздники |
№ п/п |
Название этапа урока |
Включение педагогом обучающихся в деятельность |
Описание деятельности школьников |
Планируемые результаты |
||||
личностные |
метапредметные |
предметные |
||||||
Р |
П |
К |
||||||
1. |
Самоопределение к учебной деятельности |
Наш замечательный звонок позвал за парты на урок. Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия! - Дорогие ребята, я уверена в том, что наш урок, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь.
|
Приветствуют учителя.
Садятся. |
самоорганизация
|
|
|
|
|
2. |
Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии |
Рождество Христово (7 января( Крещение Господне (19 января) Сретение Господне (15 февраля) Пасха Воздвижение Креста Господня (27 сентября)- записать на доске - Что написано? - Что объединяет?
-Что ещё вы заметили? |
Прочитать запись на доске.
Православные праздники. Все связаны с Христом. У Пасхи нет даты. |
|
|
|
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
|
Узнают православные праздники |
3. |
Выявление места и причины затруднения |
Почему у Пасхи нет даты?
|
Не знаем.
|
|
учатся выдвигать версию |
|
|
|
4. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Обратимся к учебнику с.29 рубрика «Это интересно» и прочитаем. -Вы внимательно слушали. А теперь ответьте на вопросы.
1.-Что значит «переходящий» праздник?
2.-Скаким природным явлением связан отсчёт Пасхи?
О чём мы будем сегодня говорить на уроке? Сформулируйте тему урока. Открываем тетради и записываем тему «Пасха» А что мы узнаем по этой теме? Предположите. А давайте проверим ваши предположения. Обратимся к учебнику с.28 и прочитаем. Правильно мы предположили или нет.
Кто правильно предположил? Поднимите руки. |
.Учащиеся читают.
1.Каждый год в разное время.
2 С полнолунием, которое будет первым в воскресенье после весеннего равноденствия.
О Пасхе.
Пасха. Открывают тетради и пишут число и тему урока.
Как отмечают Пасху. Что такое Пасха?
Читают: Что воскресенье не только день недели. Что такое Пасха. Как празднуют Пасху.
Поднимают руки. |
|
учатся выдвигать версию |
Ориентируются на развороте учебника. Извлекают информацию из текста учебника, |
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока. Учатся строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
|
|
5. |
Реализация построенного проекта |
Давайте ответим на первый вопрос Как он звучит? А что же тогда, если не только день недели?? Какие есть предположения?
Давайте проверим ваши предположения, прочитав с.28.( первый абзац)
|
Что воскресенье не только день недели.
Высказывают свои предположения.
Читают.
|
|
Ориентируются на развороте учебника. Извлекают информацию из текста учебника, |
|
Учатся строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей;
|
Научатся различать воскресение как день недели и день возобновления жизни |
6. |
Первичное закрепление |
Что же такое Воскресение?
От какого корня образован? Что означает слово Крес? Давайте запишем это в тетрадь.
|
День возобновления жизни и день недели. Крес. Жить, сиять, сверкать. Пишут: «Воскресение-день возобновления жизни , от слова «крес»- жить, сиять, сверкать. |
|
|
|
|
Закрепят, что воскресение не только день недели ,но и день возобновления жизни, |
7. |
Физкультминутка |
Потрудились-отдохнём. Встанем, глубоко вздохнём. Руки в сторону, вперёд, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбку подарили.
|
Выполняют движения в соответствии со словами. |
Активизация внимания иповышение способности к восприятию учебного материала |
|
|
|
|
8. |
Самостоятельная работа с самопроверкой проверкой. |
Открыть новые знания о Пасхе нам поможет видеофильм. Посмотрите фильм и запишите в тетрадь символы Пасхи. Просмотр видеофрагмента Пасха. Пасхальные обычаи.(4.33) Ребята, вы просмотрели фильм, а теперь ответьте на вопросы. 1.Что случилось с Иисусом после его распятия на кресте? 2.В какой день Иисус Христос воскрес? 3.Почему этот день на Руси и в наше время так называется?
4Что произошло после смерти Христа?
5.Кто поведал о воскресении Иисуса?
6.Как празднуют Пасху?
7.В чём заключались благочестивые пасхальные обычаи? 8.Как приветствуют друг друга на Пасху православные христиане? Как называется это приветствие? 9.Какая история способствовала появлению этого праздника? 10.Что считается лучшим подарком на Пасху?
11 Почему Пасху называют Праздник праздников?
А теперь проверим, что вы написали в тетрадях? Какие символы пасхи?
Кто написал все эти символы? Поднимите руку. Кто не написал один символ? Какой? Поднимают руку. Почему вы не написали его?
|
Внимательно смотрят фильм. Делают записи в тетрадях.
1.Он умер, а потом воскрес?
2.Воскресенье.
3.Воскресение- день возобновления жизни.
4.Его сняли с креста и погребли в пещере. А потом Он воскрес.
5.Ангел, который был в пещере.
6.Красят яйца, пекут куличи и др.
7.Делать добрые дела.
8.«Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!». Христосование.
9.История Марии Магдалены. 10. Яйцо.
11.Пасха символизирует победу над смертью, добра над злом, света над тьмой.. Праздник радости, любви, доброты и справедливости.
Читают Свеча- свет, яйца-жизнь, кулич- плодородие, кролик-плодовитость.
Поднимают руку.
Объясняют. |
|
Получат первоначальные навыки извлечения существенной информации из различных источников.
|
Извлекат информацию из видеофильма |
Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока.
|
Получат представление о понятии «Пасха», как празднуют Пасху |
9. |
Включение нового в систему знаний |
А сейчас вы выполните тест в парах .(Учитель раздаёт тест). Самопроверка работы.
Учитель даёт оценку ответу: верно или неверно. Если неверно, то правильный ответ. Какая пара не сделала ни одной ошибки? Молодцы! Какая пара сделала одну ошибку? Вы тоже молодцы, но в следующий раз будьте внимательны. Какая пара сделала две ошибки? Не расстраивайтесь, вы тоже хорошо потрудились.
|
Работа в парах.
Учащиеся читают вопросы и называют свой ответ. Ставят в тесте +, если верный ответ, если неверный ответ-.
Поднимают руки. |
Оценивают усваиваемое содержание учебного материала; определяют правила работы в группах;
|
учатся отличать правильно выполненное задание от неправильно выполненного;
|
|
Умение работать в паре, умение слушать и понимать других;
|
|
9. |
Повторение. |
Беседа по вопросам: 1 О каком празднике мы сегодня говорили на уроке? 2.Почему это Праздник праздников? 3.Какие символы Пасхи? |
Ответы учащихся. |
|
|
|
|
|
10. |
Рефлексия деятельности |
Ребята, подходит к концу наш урок, и я предлагаю каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. Поднимите зелёный кружок, если на уроке вы работали хорошо и всё поняли. Поднимите жёлтый кружок, если работали не очень хорошо и не всё поняли. Поднимите красный кружок, если плохо работали и ничего не поняли.
Д/З- с.28-31, напишите, как в вашей семье отмечают Пасху.
И закончить наш урок я хочу таким стихотворением «Христос Воскрес! В любви лучах Исчезнет скорби мрачный холод, Пусть радость царствует в сердцах И тех, кто стар, и тех, кто молод!» Примите поздравления С Пасхальным воскресеньем! Пусть дети и родители Разделят разговенье! Живите в добром здравии, Любите и дружите, Дарите понимание И близких берегите!
|
Оценивают своё участие в уроке.
Поднимают кружки. Красный кружок никто не поднял.
Записывают домашнее задание в дневник. |
Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей (осуществлять самоконтроль). |
|
|
|
|
Приложение №1
Тест «Проверь себя»
1.Что означает праздник Пасхи?
а) наступление весны;
б) воскресение Иисуса Христа;
в) вход господень в Иерусалим.
2.В какой день недели празднуется Пасха?
а) четверг;
б) суббота;
в) воскресенье.
3.Что является основными блюдами праздничного стола?
а) яйца, куличи, рыба;
б) яйца, пасха, куличи;
в) пасха, курица, куличи.
4.Каким было первое пасхальное яйцо?
а) красным;
б) желтым;
в) зеленым.
5.С каким событием связан праздник Пасхи?
а) Мария Магдалина подарила императору Тиберию красное яйцо
б) Христос воскрес из мертвых
в) С весенним праздником мая
6.Почему Христа называют Спасителем?
а) воскреснув, Христос победил смерть, и теперь за порогом смерти людей ожидает любовь Христа
б) Он спас израильтян от власти римлян
в) Он спас людей от глобальных катастроф
7.Какой день недели называют малой Пасхой?
а) субботу
6) понедельник
в) воскресенье
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.