Дата:19/11
Тема: Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди.
Цель: Познакомить учащихся со сказкой А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане:", углубить знания о жизни и творчестве поэта; совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас; в оспитывать любовь к русской классической литературе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, вы любите путешествовать? А читать сказки? Слайд1.2
Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие, мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди".
- Нам пришло приглашение. Прочитаем его. Слайд 3
- Попасть на радиостанцию нам помогут волшебные слова. Повторяйте их за мной.
По этому
приглашению,
По нашему хотению
Доставь, волшебный экран, нас
До места назначения.
Крибле, крабле, бумс! Слайд 4
3. Повторение.
- Дорогие ребята, ведущая передач радиостанции, очень рада, что вы приняли наше приглашение. Перед началом нашей работы, хочется узнать, что вы знаете об А.С. Пушкине и, что я ещё могу рассказать вам.
- В каком городе родился А.С. Пушкин? (в Москве.)
- К какому роду принадлежала семья Пушкиных? (к старинному дворянскому роду.)
- Чем больше всего интересовались в этой семье? (литературой и театром.)
- На каком языке, в то время, было принято разговаривать в дворянском обществе? (на франц.)
- Кто в семье занимался воспитанием и образованием детей? (иностранцы - гувернёры.)
- Что вы знаете о маленьком Саше? ( рано научился читать и делал это с удовольствием).
Своё первое стихотворение сочинил он на французском языке.)
- Кто помог Саше понять красоту русского слова, родной природы, силу простого русского народа?
(Его бабушка и крестьяне семьи Пушкиных.)
- Куда А.С. Пушкина отдали учиться в 12 лет? (В Царскосельский лицей.)
А теперь посмотрите иллюстрации, посвящённые этому замечательному поэту и писателю.
4. Работа по теме урока. (показ слайдов о жизни и творчестве А.С. Пушкина). Слайды 5 - 11
- Сказочный мир Пушкина. Слайд 12
Многообразен и красочен сказочный мир Пушкина. Вспомним и мы названия сказок по картинке.
"Сказка о рыбаке и рыбке" Слайд 13. "Сказка о золотом петушке" Слайд 14.
"Сказка о попе и о работнике его Балде" Слайд 15 "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" Сл. 16
5. Физминутка
6. Работа по теме урока.
- Перед выступлением на радио каждый артист, прежде всего, знакомится с текстом, разбирает значение некоторых слов, готовится к выразительному чтению.
Нашу подготовку к записи мы также начнём по определённому плану. Слайд 17.
- В тексте сказки много слов, которые мы сейчас не употребляем в нашей речи.
Как они называются? (Устаревшие)
- Значения некоторых слов нам понятны, а с другими значениями слов нам помогут разобраться словари.
Слова из первого отрывка сказки. Молвить, Крещёный мир, позадь забора, к исходу сентября, Красная девица
Светлица, сени (см. словарь Ожегова) Чтение
Слова из второго отрывка сказки. Аршин Гонец (см. учебник) Чтение
Слова из третьего отрывка. Сума, бояре (см. словарь устаревших слов) Чтение
7. Физминутка.
Слова из четвёртого отрывка сказки. Вопить (плакать, просить) Чтение
8. Закрепление.
- Ребята, как вы думаете, зачем художники придумывают различные иллюстрации к сказкам?
- Сейчас мы будем отвечать на вопросы по содержанию сказки и рассматривать иллюстрации.
- О чём мечтали девицы? Слайд 18
На этой иллюстрации мы можем рассмотреть женский народный костюм
(русские сарафаны, рубашки, украшенные вышивкой, кокошники).
- Кто стоял около окошка и услышал разговор сестриц?
Здесь мы видим богатую расшитую золотом и мехом одежду царя, над которой потрудилась не одна мастерица.
Посмотрите, как красиво резьбой украшена изба - это работа искусного мастера.
- Кем стали девицы, когда попали во дворец?
- Куда вскоре после свадьбы отправился царь Салтан? Рассмотрите военное снаряжение царя. Слайд 20
- Что защитит его во время боя?
- Почему случилось так, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан? - Почему так поступили её сестрицы?
- Бояре любили молодую царицу и маленького царевича. Почему же они всё-таки бросили их в океан?
Посмотрев на следующую иллюстрацию, можно представить, какие испытания преодолели царица и её сын. Слайд 21
Всё, что мы с вами сейчас прочитали, могло происходить в реальной жизни, но есть один эпизод, который может встречаться только в сказке.
- Какая это сказка? Народная или литературная? Почему?
- Элементы каких видов сказок встречаются в прочитанных отрывках?
(Царь, царица, ткачиха, повариха, бояре - герои бытовых сказок, младенец за сутки стал взрослым юношей - это характерно для волшебных сказок.)
- Много замечательных произведений создал великий русский поэт и писатель Слайд 22
А.С. Пушкин. И его имя навечно останется в наших сердцах.
- Спасибо вам, ребята, за работу. В школе и дома вы дочитаете сказку до конца, подготовите её выразительное чтение, и тогда мы сможем её записать в нашей студии. До новых встреч.
9. Итог урока.
Вам понравилось наше путешествие?
Что нового увидели, узнали? Что бы вам ещё хотелось узнать об А.С. Пушкине?
На следующем уроке мы продолжим чтение сказки, Все ребята молодцы, особенно хорошо работали:
10. Домашнее задание.
Слайд 23.
Перечитать отрывки сказки, которые читали на уроке.
Продолжить чтение сказки
Найти и выписать из текста устаревшие слова, объяснить значение этих слов, используя в работе словари.
Дата:21/11
Цель урока: Познакомить с содержанием "Сказки о царе Салтане"; раскрыть идейно-художественное своеобразие пушкинской сказки. Провести сопоставительный анализ литературной сказки Пушкина с народной.
9. Задачи:
- обучающие
Познакомить с понятием литературная сказка; сравнить сказку Пушкина и русскую народную сказку «Царевич Нехитёр – Немудёр»; показать детям, что «пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной».
-развивающие
Развивать навыки выразительного чтения (определять задачу чтения, выбирать нужный тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указывать паузы и выделять логические ударения)
-воспитательные
Воспитывать непримиримое отношение к зависти, хитрости, злобе. Способствовать воспитанию чувства любви к ближнему, незлобливости, добросердечности и умению прощать.
Тип урока комбинированный
Формы работы учащихся фронтальная
Необходимое техническое оборудование ноутбук, интерактивная доска.
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
5 |
6 |
7 |
||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
Организационный момент |
|
Психологически готовит учащихся к общению. - Слышите – звенит звонок, Добро пожаловать к нам урок. -Ребята, посмотрите, какой сказочный персонаж пришел к нам сегодня на урок? (Кот учёный) -Из какого произведения он к нам пожаловал? (Из отрывка поэмы «Руслан и Людмила») -Что любит рассказывать кот учёный?(сказки) |
Проверяет наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Актуализация субъективного опыта учащихся |
ЭОР №1 портрет Пушкина ЭОР №2 с дополнительной информацией о поэте. |
А вы любите слушать сказки? Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки. Сегодня на уроке мы отправимся в гости к А.С. Пушкину и познакомимся со сказкой, которая называется "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди" Эпиграфом к нашему уроку станут слова: «Пушкинская сказка-прямая наследница народной» /С.Я.Маршак/ -Как вы понимаете слово «наследница»? -Что берет А.С.Пушкин в наследство от народной сказки мы с вами выясним сопоставив авторскую сказку «Сказку о царе Салтане…» с русской народной сказкой «Царевич Нехитер – Немудер». |
Делится субъективным опытом (показывает личностное осмысление, демонстрирует опорные знания биографии Пушкина).
Рассматривают портрет поэта и его биографические данные. |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Изучение нового материала |
|
Учитель и хорошо читающие дети воспроизводят сказку. Остальные учащиеся следят по тексту с иллюстрациями на доске. |
Пассивное восприятие информации. (Слушание) |
23 |
||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
Этап первичной проверки первичного восприятия произведения. |
|
-Можем ли мы сказать, что герои, сюжет, чудеса, повторы одинаковы? (да) Сопоставительный анализ сказок -Заполним сравнительную таблицу.
-Вы согласны с С.Я.Маршаком? (обращение к эпиграфу) -Как вы думаете, что первоначальнее: народная сказка или авторская?
-Как называется такой сюжет? (бродячий) -Что же отличает авторскую сказку? (имена, стихотворная форма) Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. |
Принимает участие в коллективной работе класса, выполняет поставленные учителем задачи, приводит к определенным выводам, сформулированным в процессе обсуждения.
Принимает участие в коллективном решении задач. |
6 |
||||||||||||||||||||||||||||||
5 |
Этап закрепления новых знаний. |
ЭОР №6 картина Врубеля ЭОР №7 полёт шмеля |
Мы видим, что А.С.Пушкин питал вдохновение в фольклоре, беря за основу русскую народную сказку. В свою очередь на основе его сказок сочиняли свои произведения известные художники и композиторы. Рассмотрите картину Врубеля «33 богатыря». -Какие краски использовал художник? - Какое настроение передаёт картина? Не только художники обращали внимание на поэзию А.С.Пушкина, но и композиторы. Среди них и Н.А.Римский-Корсаков. Он написал 5 опер по произведениям А.С.Пушкина. Самой известной является опера «Сказка о царе Салтане…».Музыка оперы очень картинная и наглядная.Нам кажется, что мы видим перед собой и море, и звездное небо, и волшебный город. Недаром волшебники утверждали, что Римский –Корсаков пишет «зримую музыку». В ней много фрагментов изобразительного характера. Среди них- «Полет шмеля». -Увидели ли вы в звучании музыки полет шмеля? |
Просмотр картины, обмен впечатлениями.
Прослушивание и эмоциональное восприятие |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
Информация о домашнем задании |
|
-Я вижу, что сказка вам очень понравилась. Дома вы перечитаете её ещё раз и сделайте иллюстрацию к понравившемуся отрывку. |
Воспринимает полученную информацию и записывает задание. |
1 |
||||||||||||||||||||||||||||||
7
|
Подведение итогов Рефлексия |
Электронный журнал |
В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке? -А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки? -Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете? -Чему научила нас эта сказка? - Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других. -У меня в руках Сердечко. Мне хочется, чтобы вы, передавая его, сказали, что нового узнали на уроке, что вам понравилось или что не удалось. |
Определяет уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной. |
4 |
Дата:________________________
Тема: Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди.
Цель: Продолжить работу над сказкой А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане:", углубить знания о жизни и творчестве поэта; совершенствовать навыки чтения, работать над развитием выразительной речи, развивать творческие способности, воображение, обогащать словарный запас; в оспитывать любовь к русской классической литературе.
Ход урока
1.Организационный момент.
2. МЦЭ Повторение изученного материала.
-Ребята, вы себе можете представить свою жизнь без сказок?
-Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?
Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.
-Скажите, какие виды сказок вы знаете?
-О чем бывают сказки?
-Как видите, у сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо - чудное и диво - дивное. А можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Но в любой сказке заложен глубокий смысл.
(обращение к портрету и высказыванию на доске)
А.С.Пушкин говорил: «Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок!»
-Скажите с какой сказкой А.С.Пушкина мы познакомились на прошлом уроке? («Сказка о царе Салтане…»)
3. ОЭ
Главные герои сказки: Царь Три девицы Гвидон Сватья баба Бабариха
Чудеса превращения: 1. Город: Стены с частыми зубцами, И за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей.
2. Белка : Белка песенки поет и орешки все грызет, а орешки не простые,
Все скорлупки золотые, ядра – чистый изумруд.
3. 33 богатыря: в чешуее, как жар горя, тридцать три богатыря,
Все красавцы молодые, великаны удалые,
Все равны, как на подбор, с ними дядька Черномор.
4. Царевна: За морем царевна есть, что на можно глаз отвесть:
Днем свет Божий затмевает, Ночью землю освещает, месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. А сама-то величава,
Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.
Эпитеты: Красная девица Добрый конь Синее небо Синее море
Широкое поле Добрый ужин Шнурок шелковый Лук дубовый Лук тугой
Фразеологизмы: Растет не по дням, а по часам….Чем заканчивается сказка? Встреча Салтана со своей семьей
Концовка: Я там был; мед-пиво пил- и усы лишь обмочил.
4. Итог урока
В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?
-А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?
-Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
-Чему научила нас эта сказка?
(Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной зависть, а учиться радоваться за других)
Дата:
Тема: Сказкой о царе Салтане…
Цель: развивать нравственные качества (любовь к семье, родным, близким); воcпитывать любовь к художественному слову, к поэзии Пушкина; продолжить работу над развитием умения оценивать поступки героев.
Ход урока:
I. Орг. момент.
II. Проверка домашнего задания
III. Работа по теме урока.
1. Аналитическая беседа.
-Пушкин использовал фольклорные сюжеты и
сказочные мотивы. Какие?
Царь подслушал разговор и женится на младшей;
завистливые сестры оговаривают младшую сестру…
-Что делает сказку волшебной?
Присутствие волшебных героев: царевна-
лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные
превращения.
Работа с текстом: зачитываем описание превращения Гвидона в муху,
комара, шмеля.
Учитель: Сказка Пушкина вдохновила Н.А. Римского-Корсакова на
создание одноименной оперы. Давайте послушаем фрагмент и постараемся угадать,
какой «волшебный» эпизод из сказки Пушкина положен на музыку композитором.
Слушание фрагмента «Полет шмеля» из оперы
Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе…».
-Царство Салтана и чудесный остров с городом, мимо которого почему-то ездят каждый раз заморские гости-купцы,– все это расположено неведомо где, где угодно, в выдуманном мире. Но давайте прочитаем название города, в котором княжит Гвидон
Работа с текстом:
. Что означает остров Буян в сказке Пушкина? В
народных сказках встречается выражение «буйный лес», «буйные травы». Что
означает эпитет «буйный»?
У Пушкина остров Буян с городом богатый,
изобильный, «кругом палаты», «изоб нет», все богаты. А кто же делает
этот город богатым? ( белочка. )
Чтение описания белочки.
перенесение свойств человека на животное;
использование слов с оценочными суффиксами (песенки, орешки, скорлупки); яркая
цветовая гамма (скорлупки золотые, ядра чистый изумруд); бесхитростные рифмы (поет-грызет,
не простые- золотые.).
А кто охраняет этот чудесный остров?
-В каких фольклорных жанрах мы, читатели,
встречаемся с богатырями? (В былинах).
Проведение викторины.
1. Каких героев назвал Пушкин в заглавии сказки?
2.Как Гвидон назван в заглавии сказки? Важно ли это для понимания его характера?
3.Каких героев не назвал поэт в заглавии? Справедливо ли это?
4 .Кем
приходятся тридцать три богатыря царевне -лебедь? (Эти витязи морские, браться родные.)
5. Кем приводятся ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха Гвидону? (тетки, бабушка)
Работа в малых группах.
1. Можно ли представить картины моря? (Описание найти в тексте и сравнить)
Тема:
Игра – прогулка по Лукоморью (Урок обобщения по сказке А.С. Пушкина «Сказка о
царе Салтане….» )
Цель:
^ ХОД УРОКА:
1. Орг.момент
2. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята! Сегодня у нас с вами заключительный урок по сказке Александра
Сергеевича Пушкина «Сказка о царе Салтане….», который я решила назвать
«Прогулка по Лукоморью» Кто придумал такое слово? Что оно означает?
Сегодняшний урок я решила провести в необычной форме. Это будет игра-
путешествие. От вас потребуется знание сказки, внимание и желание правильно
отвечать на вопросы. Внимательно слушайте задания, поднимайте руки для ответа.
Итак, можно начинать. А начнем со стихотворения:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух, там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Одну я помню: сказку эту
оведаю теперь я свету...
- Вы помните, какая сказка начинается этим стихотворением? Какие еще сказки
А.С.Пушкина вам известны?
- Я вижу, что вам знакомы многие сказки. Ну что ж, в путь по неведомым
дорожкам!
^ 3. Работа над темой.
Дорожка 1. Название.
Давайте, восстановим полное название сказки, изучение которой мы заканчиваем.
(дети называют по цепочке одно слово названия)
(Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.)
Дорожка 2. Вопрос-ответ.
« Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.» (Под Новый год)
2. Какой величины родился ребенок у царицы? ( Сына дал им Бог с аршин…)
3. О чем подумал царевич, когда они с матерью оказались на воле?
« Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.»
4. Какими словами встречала царевна-лебедь князя Гвидона у моря?
« Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный,
Опечалился чему?»
5. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца? ( в комара, муху,
шмеля)
6. «А комар-то злится, злится –
И впился комар как раз
Тетке прямо в правы глаз…»
Какой тетке? (поварихе)
7. Какую песенку пела белочка при всем честном народе?
«Во саду ли, в огороде…»
8. Царь глядит – и узнает…
В нем взыграло ретивое!...
Что такое ретивое? ( сердце)
Дорожка 3. Портреты и герои.
1) Узнать героев по портрету:
а) Под месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит;
А сам-то величава,
Выступает, словно пава..
б) Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор…
2) Я буду называть героев, а вы будете делать один хлопок, если этот герой из
«Сказки о царе Салтане…»
- Золотой петушок, золотая рыбка, Робин Гуд, корабельщики, серый волк, лебедь
белая, дядька Черномор, Белоснежка, королевич Елисей, князь Гвидон, Белка,
старик и старуха, Ткачиха и повариха, Поп, Балда, Коршун.
Дорожка 4 . Театральная.
Дети представляют инсценировки выбранных отрывков (предварительное задание)
Дорожка 5 . Иллюстративная.
Рассмотрите иллюстрации и прочитайте (назовите) к какому фрагменту относится
иллюстрация.
Дорожка 6. Литературные знания.
Кто является положительными, а кто отрицательными героями в “Сказке о царе
Салтане...”?
- Одной из особенностей народной сказки являются троекратные повторы .
Встречаются ли такие повторы в сказке Пушкина? О чем это говорит?
- В чем главный смысл сказки? (Добро и любовь побеждают зависть и зло.)
- Какие сравнения использовал автор в сказке?
Дорожка 7. Верю- не верю.
1. . Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон. (-)
(указ)
2. Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)
3. Над лебедью носился в море орел. (-) (коршун)
4. Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем. (+)
5. Остров, на котором жил Гвидон назывался Боян. (-) (Буян)
6. Гвидон сам построил город на острове. (-) ( лебедь ему сделала подарок)
7. О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (-) ( От корабельщиков)
8. Гвидон трижды летал к Салтану. (+)
9. Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)
10. Каждая из 3 отрицательных героинь (ткачиха, повариха, Бабариха) осталась
без одного глаза. (-) ( Гвидон пожалел свою бабушку)
Дорожка 8. Продолжи фразу.
А)Сын на ножки поднялся,
В дно руками уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать? – молвил он,
… (Вышиб дно и вышел вон)
Б)Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
… (На раздутых парусах)
В) Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
(Ядра чистый изумруд;
Слуги белку стерегут)
^ 4. Подведение итога урока.
Вот и подошла к концу наша прогулка. Наверное, мы не только вспомнили сказку
Пушкина, но и открыли для себя что-то новое.
А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.
Люблю
я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
5. Д/З. Выучить отрывок наизусть
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.