Урок:"Стыд и совесть".
Оценка 4.8

Урок:"Стыд и совесть".

Оценка 4.8
Работа в классе
doc
религиоведение
4 кл
22.04.2018
Урок:"Стыд и совесть".
Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики",модуль Православная культура. Урок получения новых знаний на основе общепринятого в социуме поведения. Опираясь на собственный опыт,высказывания великих людей,дети делают вывод о правильном и неправильном, неприемлемом для себя и других поведении.
стыд и совесть.doc
Методическая разработка урока для краевого конкурса методических и дидактических разработок с духовно­нравственным содержанием образования . Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс Тема: «Стыд и совесть». Тип урока: Урок получения нового знания.                                                                                                          Учитель начальных классов:                                                                                       Ощепкова Марина Николаевна, marincha77@mail.ru  МАОУ «СОШ №122», г. Пермь, Индустриальный район. \ 2018 г. Цель: знакомство с понятием «совесть», «стыд» с помощью обсуждения притч,  афоризмов. Добиваться, чтобы маленький человек научился критически относиться к  себе, чтобы совесть стала чутким стражем его поступков. Задачи:  стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроля в повседневном  поведении на основе формирования этического понятия совести;  формировать у обучающихся культуру общения;  развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение  признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы; Формы организации познавательной деятельности:  коллективная;  фронтальная;  групповая; Оборудование: проектор, компьютер, экран, толковые словари, тексты, листочки. Ожидаемые результаты:  Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».  Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях,  высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать  чужое.  Научатся осознавать, для чего человеку нужна совесть (При разработке этого урока использовались материалы  других учителей .)  Дидактическая задача:  формирование нравственных позиций  учащихся в том числе позиции  честного, грамотного гражданина своей страны.                                                                                                                           Задачи на урок: Личностные:        ­воспитывать навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные диалоги,     сюжетные инсценировки;  ­ воспитывать стремление совершать добрые дела;  ­ формировать умение поступать согласно чувству долга и совести; ­ развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать   свои   ошибки,   анализировать   их   и   делать   выводы.   Понимать   и принимать чужую точку зрения.  Метапредметные:   извлекать   информацию   из ­познавательные: ориентироваться в выборе своих действий в общественно значимых ситуациях. ­регулятивные: развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также   умение   признавать   свои   ошибки,   анализировать   их   и   делать   выводы;   разных   источников,  учиться отвечать за свой выбор, свои решения.  ­ коммуникативные:  формировать  у учащихся  культуру  общения (слушать  и понимать других; доказывать и отстаивать свою точку зрения; умение работать в команде). Предметные:     ­ анализировать понятия долг и совесть, взаимосвязь этих понятий в жизни; ­ учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям. 1 этап. Ребята,   сегодня   на   уроке   нам   предстоит   увлекательная   работа.   Мы   объясним, проанализируем   важнейшие   понятия,   постараемся   их   осознать.     Предлагаю   вам проанализировать школьную ситуацию. Четвероклассники   готовились   к   уроку­спектаклю   по   сказкам   А.С.Пушкина.   Дети разбились   на   творческие   группы,   выбрали   сказку   для   постановки,   раздали   роли   и организовали   репетиции.   До   урока   осталось   два   дня.   Ребята   одной   из   творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Дандара, но его все не было. А Дандар в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень   хотелось   погонять   мяч   во   дворе.   Он   не   знал,   как   быть:   с   одной   стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Дандар встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция. ­ Привет! – сказал он ребятам. ­ Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно! ­ А чего ж не ушел, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Антошка. ­ Да никто меня не заметил. Мне словно что­то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно! ­ Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Антошка ­О каком подсказчике говорил Антошка? ( о совести).  Что такое совесть? (ответы детей).  Вот как о совести говорили великие люди. 2 этап. Работа с афоризмами и пословицами. "Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце."  Пушкин А. С "Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том,  насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких."                                                                                                                       Гольбах П "Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий  правила, которые общество выработало для своей безопасности."         ­Как  вы понимаете эти высказывания?  (Ответы детей )  С. Моэм  А вот что говорит нам народная мудрость. Как вы понимаете эти пословицы? Можно  ли сказать, что высказывания великих людей и народная мудрость перекликаются?  Сильнее совести суда нет.  Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.  Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.  Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.  Совесть без зубов, а грызет      3   .Работа со словарем.  Предлагаю открыть словари и прочитать толкование этого слова в словаре.   Обратимся к словарю  В.И. Даля и С.И. Ожегова   «Совесть ­ внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором  отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность  распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и  добру».                      Совесть ­ это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это   идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).          Совесть ­ мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.      Заглянем   в   историю   слова   «совесть».   Это   слово   состоит   из   двух   частей: приставки со ­ что значит ­ вместе, корня ­ весть, что значит, знать, ведать. Совесть ­ это совместное знание человека со своим внутренним миром.                 Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом («Толковый словарь» С.И.Ожегова). Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)             Совестливый – поступающий по совести;              Добросовестный – честный, правдивый;      4.У вас на столах лежат листочки , на которых написана притча, но не вся, а только  ее часть. Прочитайте отрывок этой притчи и подумайте : Чему обрадовался человек. Совесть без муки (притча для детей и взрослых) Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему,  жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось!  Обрадовался человек..... Но не деньгам..... ­Чему обрадовался человек?       Дети дочитывают притчу после  своих ответов и сравнивают свой ответ  с притчей.  А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной  мукой. Да еще б и на вечность хватило! Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для  детей и взрослых.   Почему жизнь была бы мукой? Почему этой «муки на вечность хватило  бы?»             5. Рефлексия. Игра «Найди пару». Работа в паре. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести). Жить честно, справедливо. (Жить по совести). Делать что­либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть). Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть спокойна». Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести). . Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого­то… (поступок на его совести). Проверка по эталону. Список литературы: 1. «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс. Изд. «Просвещение» 2. Рассказ «Пропала совесть». Михаил Салтыков­Щедрин. 3. Поэма «Скупой рыцарь». Александр Пушкин. 4. Рассказ «Человек, у которого была совесть». Моэм Сомерсет. 5. Толковый словарь Ожегова. Ожегов Сергей Иванович. 6. Толковый словарь Даля. Даль Владимир Иванович. 7. «Маленькие притчи для детей и взрослых». Евгений Санин.

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".

Урок:"Стыд и совесть".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2018