Методическая разработка урока по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики",модуль Православная культура. Урок получения новых знаний на основе общепринятого в социуме поведения. Опираясь на собственный опыт,высказывания великих людей,дети делают вывод о правильном и неправильном, неприемлемом для себя и других поведении.
стыд и совесть.doc
Методическая разработка урока для краевого конкурса методических и
дидактических разработок с духовнонравственным содержанием образования .
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс
Тема: «Стыд и совесть».
Тип урока: Урок получения нового знания.
Учитель начальных классов:
Ощепкова Марина Николаевна,
marincha77@mail.ru
МАОУ «СОШ №122»,
г. Пермь, Индустриальный район.
\ 2018 г.
Цель: знакомство с понятием «совесть», «стыд» с помощью обсуждения притч,
афоризмов. Добиваться, чтобы маленький человек научился критически относиться к
себе, чтобы совесть стала чутким стражем его поступков.
Задачи:
стимулировать самооценку у обучающихся и их самоконтроля в повседневном
поведении на основе формирования этического понятия совести;
формировать у обучающихся культуру общения;
развивать умение высказывать своё мнение, отстаивать его, а также умение
признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
Формы организации познавательной деятельности:
коллективная;
фронтальная;
групповая;
Оборудование: проектор, компьютер, экран, толковые словари, тексты, листочки.
Ожидаемые результаты:
Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», «стыд».
Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях,
высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать
чужое.
Научатся осознавать, для чего человеку нужна совесть
(При разработке этого урока использовались материалы других учителей .)
Дидактическая задача: формирование нравственных позиций учащихся в том
числе позиции честного, грамотного гражданина своей страны.
Задачи на урок:
Личностные:
воспитывать навыки коллективного творчества в процессе группового общения
через совместные диалоги, сюжетные инсценировки;
воспитывать стремление совершать добрые дела;
формировать умение поступать согласно чувству долга и совести;
развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение
признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы. Понимать и
принимать чужую точку зрения.
Метапредметные:
извлекать информацию из
познавательные:
ориентироваться в выборе своих действий в общественно значимых ситуациях.
регулятивные: развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а
также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы;
разных источников,
учиться отвечать за свой выбор, свои решения.
коммуникативные: формировать у учащихся культуру общения (слушать и
понимать других; доказывать и отстаивать свою точку зрения; умение работать
в команде).
Предметные:
анализировать понятия долг и совесть, взаимосвязь этих понятий в жизни;
учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям.
1 этап.
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы объясним,
проанализируем важнейшие понятия, постараемся их осознать. Предлагаю вам
проанализировать школьную ситуацию.
Четвероклассники готовились к урокуспектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Дети
разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и
организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих
групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Дандара, но его все не было.
А Дандар в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж
очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны
одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода,
и доносятся голоса мальчишек. Наконец Дандар встал и решительно зашагал в класс,
где уже началась репетиция.
Привет! – сказал он ребятам.
Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это
неправильно!
А чего ж не ушел, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Антошка.
Да никто меня не заметил. Мне словно чтото изнутри подсказало, что так будет
нехорошо, неправильно!
Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Антошка
О каком подсказчике говорил Антошка? ( о совести).
Что такое совесть? (ответы детей).
Вот как о совести говорили великие люди.
2 этап. Работа с афоризмами и пословицами.
"Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце."
Пушкин А. С
"Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том,
насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких."
Гольбах П "Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий
правила, которые общество выработало для своей безопасности."
Как вы понимаете эти высказывания? (Ответы детей )
С. Моэм
А вот что говорит нам народная мудрость. Как вы понимаете эти пословицы? Можно
ли сказать, что высказывания великих людей и народная мудрость перекликаются?
Сильнее совести суда нет.
Умом можно добыть богатство, а совестью – почет и уважение.
Совесть – не сосед, от нее не уйдешь.
Настоящий человек тот, кто совестью свои дела проверяет.
Совесть без зубов, а грызет
3 .Работа со словарем.
Предлагаю открыть словари и прочитать толкование этого слова в словаре.
Обратимся к словарю В.И. Даля и С.И. Ожегова
«Совесть внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором
отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность
распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и
добру».
Совесть это один из способов, которым душа учит человека поступать
правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).
Совесть мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.
Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей:
приставки со что значит вместе, корня весть, что значит, знать, ведать.
Совесть это совместное знание человека со своим внутренним миром.
Совесть – чувство ответственности за свое поведение перед окружающими
людьми, обществом («Толковый словарь» С.И.Ожегова).
Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)
Совестливый – поступающий по совести;
Добросовестный – честный, правдивый;
4.У вас на столах лежат листочки , на которых написана притча, но не вся, а только
ее часть. Прочитайте отрывок этой притчи и подумайте : Чему обрадовался человек.
Совесть без муки (притча для детей и взрослых)
Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему,
жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось!
Обрадовался человек.....
Но не деньгам.....
Чему обрадовался человек?
Дети дочитывают притчу после своих ответов и сравнивают свой ответ с притчей.
А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной
мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для
детей и взрослых.
Почему жизнь была бы мукой? Почему этой «муки на вечность хватило бы?»
5. Рефлексия. Игра «Найди пару». Работа в паре.
Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
Делать чтолибо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
спокойна».
Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).
. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул когото…
(поступок на его совести).
Проверка по эталону. Список литературы:
1. «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс. Изд. «Просвещение»
2. Рассказ «Пропала совесть». Михаил СалтыковЩедрин.
3. Поэма «Скупой рыцарь». Александр Пушкин.
4. Рассказ «Человек, у которого была совесть». Моэм Сомерсет.
5. Толковый словарь Ожегова. Ожегов Сергей Иванович.
6. Толковый словарь Даля. Даль Владимир Иванович.
7. «Маленькие притчи для детей и взрослых». Евгений Санин.
Урок:"Стыд и совесть".
Урок:"Стыд и совесть".
Урок:"Стыд и совесть".
Урок:"Стыд и совесть".
Урок:"Стыд и совесть".
Урок:"Стыд и совесть".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.