На рисунке 1 мы видим основные 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от до и одновременно слева от ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева
Какие ноты существуют помимо 7 основных? Как обозначить их в
письме?
Рассмотрим октаву на клавиатуре фортепиано:
Рисунок 1. Октава на клавиатуре фортепиано
На рисунке 1 мы видим основные 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная
клавиша. Эта клавиша находится справа от до и одновременно слева
от ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша
находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней
клавиши смотреть:
Рисунок 2. Первая чёрная клавиша
Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения.
Если у вас есть фортепиано, будет хорошо, если вы проверите всё на
практике, нажимая клавиши и слушая высоту звука. Если вы гитарист, то
нота до у вас на 2-й струне 1-м ладу, нота ре на 2-й струне 3-м ладу, а
«чёрная клавиша» между ними: 2-я струна 2-й лад.
Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит
ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между
этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной
клавишей (рисунок 2). Эта клавиша расположена между белыми
клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше
ноты до и одновременно ниже ноты ре.
Диез
Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной
клавиши выше (на полтона):Рисунок 3. Повышение ноты «до» на ½ тона
Говорят, что нота (нота до) повышена на полтона. Такое повышение
называют словом диез. Запомните: повышение ноты на полтона называют
словом диез. Этот звук — производная ноты до. Своего собственного
названия он не имеет, поэтому для его названия используют название
основной ступени. В данном случае это — до-диез. Обозначается диез
символом решётки. Посмотрите на рисунок 4:
Рисунок 4. Нота «до-диез»
На рисунке 4 обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку
перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки — это нота до, а с
решёткой — до-диез (та самая чёрная клавиша между клавишами до и ре).
Бемоль
Теперь рассмотрим ту же чёрную клавишу, но уже относительно
ноты ре (рисунок 5). Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на полтона:
Рисунок 5. Понижение ноты «ре» на ½ тона
Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль. Этот
звук — тоже производная ноты, в данном случае — ноты ре. Как и в случае
диеза за основу берёт название основной ноты. Т.е. наша чёрная клавиша
даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже на рисунке 6 приводим
обозначение бемоля:
Рисунок 6. Нота «ре-бемоль»Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные
названия (диез/бемоль), в зависимости от того, относительно какой
ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том,
что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой до и
одновременно левее клавиши с нотой ре. Теперь понятно, что нашей
чёрной клавише соответствует либо нота до-диез, либо нота ре-бемоль —
всё зависит от того, какую ноту мы берём за основу.
Дубль-диез и дубль-бемоль
Повышение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-
диезом ( ). А понижение основной ступени на 2 полутона (целый тон)
называют дубль-бемолем (
такое тоже есть.
Бекар
Бекар отменяет действие диеза и бемоля, а также дубль-диеза и дубль-
бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза.
Посмотрите на рисунок 7 (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак
бекар ( ):
). Используются нечасто. Просто знайте, что
Рисунок 7. Пример с бемолем, бекаром и диезом
Читаем ноты слева направо. Первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой
стоит знак бекар — отменяем бемоль, который установила вторая нота),
снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие
диеза, установленного второй нотой), до. Внимательно послушайте
звуковой файл. Ноты проигрываются в медленном темпе, уловите на слух
действие диеза, бемоля и бекара.
Альтерация
Описанное повышение и понижение звуков называют словом альтерация.
Зона действия знаков альтерации
Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но
также и при ключе. В этом случае действие знаков распространяется на
всё произведение. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой,
распространяется на такт (если в том же такте не появляются бекары или
другие знаки альтерации — будьте внимательны!).