Уровневая программа по биологии
Оценка 4.7

Уровневая программа по биологии

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
биология
9 кл
11.11.2018
Уровневая программа по биологии
Уровневая программа по биологии с 5 по 9 класс. Составлена по линии В.В.Пасечника.В программе : планируемые результаты, виды деятельности учащихся, направленные на достижение результата и содержание учебного материала. Для использования в работе учителей биологии, занимающихся по программе В.В.Пасечника.Программа составлена по требованиям ФГОС ООО.
Уровневая программа по биологии.docx
Личностные результаты освоения курса: Планируемые результаты освоения учебного предмета 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России   и   человечества;   усвоение   гуманистических,   демократических   и   традиционных ценностей   многонационального   российского   общества;   воспитание   чувства ответственности и долга перед Родиной;  2)   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;  3)   формирование   целостного   мировоззрения,   соответствующего   современному   уровню развития   науки   и   общественной   практики,   учитывающего   социальное,   культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;  4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,   его   мнению,   мировоззрению,   культуре,   языку,   вере,   гражданской   позиции,   к; истории,   культуре,   религии,   традициям,   языкам,   ценностям   народов   России   и   народов мира;   готовности   и   способности   вести   диалог   с   другими   людьми   и   достигать   в   нём взаимопонимания;  5)   освоение   социальных   норм,   правил   поведения,   ролей   и   форм   социальной   жизни   в группах и сообществах;  6)   развитие   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на   основе личностного   выбора;   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного   поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;  7)   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой и других видов деятельности;  8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;  9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  11) развитие эстетического сознания через эстетическое отношение к живым объектам. Метапредметными   результатами  освоения   выпускниками   основной   школы программы по биологии являются: 1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно­ популярной   литературой,   словарями   и   справочниками;   анализировать   и   оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения   понятиям,   классифицировать, наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать   выводы   и   заключения,   структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи,   планировать   —   определять   последовательность   действий   и   прогнозировать результаты   работы.   Осуществлять   контроль   и   коррекцию   в   случае   обнаружения отклонений   и   отличий   при   сличении   результатов   с   заданным   эталоном.   Умение осуществлять оценочную деятельность результатов работы — выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать и оценивать качество и уровень усвоения знаний и умений выполнять учебные действия; 3)   способность   выбирать   целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4)   умение   слушать   и   вступать   в   диалог,   участвовать   в   коллективном   обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со   сверстниками   и   взрослыми;   умение   адекватно   использовать   речевые   средства   для дискуссии   и   аргументации   своей   позиции,   сравнивать   разные   точки   зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. В ходе изучения биологии обучающиеся  приобретут опыт проектной деятельности как   особой   формы   учебной   работы,   способствующей   воспитанию   самостоятельности, инициативности,   ответственности,   повышению   мотивации   и   эффективности   учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в   ситуациях   неопределённости.   Они   получат   возможность   развить   способность   к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости   от   материально­технического   оснащения,   кадрового   потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий. В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи   в   учебе   и   познавательной   деятельности,   развивать   мотивы   и   интересы   своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: ставить   цель   деятельности   на   основе   определенной   проблемы   и   существующих обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной обосновывать   и   осуществлять   выбор   наиболее   эффективных   способов   решения определять/находить,   в   том   числе   из   предложенных   вариантов,   условия   для формулировать   учебные   задачи   как   шаги   достижения   поставленной   цели анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать   версии   решения   проблемы,   формулировать   гипотезы,   предвосхищать • • • конечный результат; • возможностей; • деятельности; • обосновывая логическую последовательность шагов. 2. Умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: • задачей и составлять алгоритм их выполнения; • учебных и познавательных задач; • выполнения учебной и познавательной задачи; • выстраивать   жизненные   планы   на   краткосрочное   будущее   (заявлять   целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); • для решения задачи/достижения цели; • исследования); • задачи и находить средства для их устранения; • решения практических задач определенного класса; • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение   соотносить   свои   действия   с   планируемыми   результатами,   осуществлять контроль   своей   деятельности   в   процессе   достижения   результата,   определять   способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: • результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; • результатов и оценки своей деятельности; • самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; • планируемого результата; выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы определять   потенциальные   затруднения   при   решении   учебной   и   познавательной описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии систематизировать   (в   том   числе   выбирать   приоритетные)   критерии   планируемых отбирать   инструменты   для   оценивания   своей   деятельности,   осуществлять составлять   план   решения   проблемы   (выполнения   проекта,   проведения определять   совместно   с   педагогом   и   сверстниками   критерии   планируемых оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из оценивать   продукт   своей   деятельности   по   заданным   и/или   самостоятельно обосновывать   достижимость   цели   выбранным   способом   на   основе   оценки   своих сверять   свои   действия   с   целью   и,   при   необходимости,   исправлять   ошибки Умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи,   собственные определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для • ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа   изменений   ситуации   для   получения   запланированных   характеристик продукта/результата; • устанавливать   связь   между   полученными   характеристиками   продукта   и характеристиками   процесса   деятельности   и   по   завершении   деятельности   предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; • самостоятельно. 4. возможности ее решения. Обучающийся сможет: • • выполнения учебной задачи; • цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; • определенным критериям в соответствии с целью деятельности; • внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; • 5. осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: • деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; • деятельности и делать выводы; • • способы выхода из ситуации неуспеха; • ретроспективно   определять,   какие   действия   по   решению   учебной   задачи   или параметры   этих   действий   привели   к   получению   имеющегося   продукта   учебной деятельности; • демонстрировать   приемы   регуляции   психофизиологических/   эмоциональных состояний   для   достижения   эффекта   успокоения   (устранения   эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД 6. Умение   определять   понятия,   создавать   обобщения,   устанавливать   аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,   строить   логическое   рассуждение, устанавливать   причин­но­следственные   связи, фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно   определять   причины   своего   успеха   или   неуспеха   и   находить подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: • свойства; • ему слов; • их сходство; • классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; • • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,   из   этих   обстоятельств   выделять   определяющие,   способные   быть   причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; • явлений к общим закономерностям; • общие признаки; • • применять способ проверки достоверности информации; • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; • объяснять   явления,   процессы,   связи   и   отношения,   выявляемые   в   ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные   причины,   возможные   последствия   заданной   причины,   самостоятельно осуществляя причинно­следственный анализ; • вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. 7. для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: • • данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; • • создавать   вербальные,   вещественные   и   информационные   модели   с   выделением существенных   характеристик   объекта   для   определения   способа   решения   задачи   в соответствии с ситуацией; • предметную область; обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять   логические   связи   между   предметами   и/или   явлениями,   обозначать делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из  графического Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить   в   тексте   требуемую   информацию   (в   соответствии   с   целями   своей ориентироваться   в   содержании   текста,   понимать   целостный   смысл   текста, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать   научно­популярный, • или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; • строить   схему,   алгоритм   действия,   исправлять   или   восстанавливать   неизвестный ранее   алгоритм   на   основе   имеющегося   знания   об   объекте,   к   которому   применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; • • анализировать/рефлексировать   опыт   разработки   и   реализации   учебного   проекта, исследования   (теоретического,   эмпирического)   на   основе   предложенной   проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. 8. • деятельности); • структурировать текст; • • • текст   (художественный   и   нехудожественный   –   учебный, информационный); критически оценивать содержание и форму текста. • 9. Формирование   и   развитие   экологического   мышления,   умение   применять   его   в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: • • организмов; • • действие другого фактора; • защите окружающей среды; • работы. 10.   Развитие   мотивации   к   овладению   культурой   активного   использования   словарей   и других поисковых систем. Обучающийся сможет: • • • объективизации результатов поиска; • Коммуникативные УУД 11. Умение   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать   множественную   выборку   из   поисковых   источников   для определять свое отношение к природной среде; анализировать   влияние   экологических   факторов   на   среду   обитания   живых проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать   изменения   ситуации   при   смене   действия   одного   фактора   на распространять   экологические   знания   и   участвовать   в   практических   делах   по выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. определять   свои   действия   и   действия   партнера,   которые   способствовали   или организовывать   учебное   взаимодействие   в   группе   (определять   общие   цели, определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: ­ ­ ­ мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; ­ препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; ­ ­ корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать   контраргументы,   перефразировать   свою   мысль   (владение   механизмом эквивалентных замен); ­ ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; ­ выделять общую точку зрения в дискуссии; ­ ­ договариваться   о   правилах   и   вопросах   для   обсуждения   в   соответствии   с поставленной перед группой задачей; ­ распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); ­ устранять   в   рамках   диалога   разрывы   в   коммуникации,   обусловленные непониманием/неприятием   со   стороны   собеседника   задачи,   формы   или   содержания диалога. 12. Умение   осознанно   использовать   речевые   средства   в   соответствии   с   задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции   своей   деятельности;   владение   устной   и   письменной   речью,   монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: • • людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); • деятельности; • соответствии с коммуникативной задачей; • рамках диалога; • • необходимых речевых средств; • смысловых блоков своего выступления; •   невербальные подготовленные/отобранные под руководством учителя; определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать   и   использовать   речевые   средства   в   процессе   коммуникации   с   другими принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием представлять   в   устной   или   письменной   форме   развернутый   план   собственной соблюдать   нормы   публичной   речи,   регламент   в   монологе   и   дискуссии   в высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в критически   относиться   к   собственному   мнению,   с   достоинством   признавать использовать   вербальные   средства   (средства   логической   связи)   для   выделения использовать   средства   или   наглядные   материалы, Формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после • завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. 13. информационно­коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: • решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; • выбирать,   строить   и   использовать   адекватную   информационную   модель   для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; • модель решения задачи; • использовать   компьютерные   технологии   (включая   выбор   адекватных   задаче инструментальных   программно­аппаратных   средств   и   сервисов)   для   решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; • • соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать   информационные   ресурсы   разного   типа   и   для   разных   аудиторий, выделять   информационный   аспект   задачи,   оперировать   данными,   использовать выделять   существенные   признаки   биологических   объектов   (клеток   и   организмов выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде  объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений   аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений,  аргументировать, приводить доказательства различий растений, грибов и бактерий; осуществлять классификацию биологических объектов (растений,бактерий, грибов)  раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных  Предметные результаты освоения. 5 ­6 класс • растений, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; • грибов и бактерий; • • на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе; • организмов в жизни человека; • на примерах сопоставления биологических объектов; • обитания; • или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • сравнивать биологические объекты (растения, бактерии, грибы), процессы  жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • тканей, органов и систем органов; • объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • • • растений, ухода за ними; знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных  различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и  использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. выделять   существенные   признаки   биологических   объектов   и   процессов, раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных  объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп  животных  аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов животных; аргументировать, приводить доказательства различий животных; осуществлять классификацию биологических объектов (животных) на основе     7 класс • характерных для живых организмов; • • • определения их принадлежности к определенной систематической группе; • организмов в жизни человека; • на примерах сопоставления биологических объектов; • обитания; • или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; • делать выводы и умозаключения на основе сравнения; • тканей, органов и систем органов; • объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; • • • животных, ухода за ними; • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; описывать и использовать приемы выращивания и размножения  домашних  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и  использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические  выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде  различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты  сравнивать биологические объекты ( животные), процессы жизнедеятельности;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.  8 класс  выделять существенные признаки биологических объектов (животных клеток и тканей, органов и систем органов человека) и процессов жизнедеятельности, характерных для организма человека;  аргументировать, приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, родства человека с животными;  аргументировать, приводить доказательства отличий человека от животных;  аргументировать,   приводить   доказательства   необходимости   соблюдения   мер профилактики заболеваний, травматизма, стрессов, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;  объяснять   эволюцию   вида   Человек   разумный   на   примерах   сопоставления биологических объектов и других материальных артефактов;  выявлять   примеры   и   пояснять   проявление   наследственных   заболеваний   у человека, сущность процессов наследственности и изменчивости, присущей человеку;  различать   по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические объекты   (клетки,   ткани   органы,   системы   органов)   или   их   изображения,   выявлять отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать   биологические   объекты   (клетки,   ткани,   органы,   системы   органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.); делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;  использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты   и   процессы;   проводить   исследования   с   организмом   человека   и   объяснять   их результаты;  знать   и   аргументировать   основные   принципы   здорового   образа   жизни, рациональной организации труда и отдыха;  анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;  описывать и использовать приемы оказания первой помощи;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.  9 класс  выделять   существенные   признаки   биологических   объектов   (вида,   экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;  аргументировать, приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды;  аргументировать, приводить доказательства зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;  осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;   раскрывать   роль   биологии   в   практической   деятельности   людей;   роль биологических   объектов   в   природе   и   жизни   человека;   значение   биологического разнообразия для сохранения биосферы;  объяснять   общность   происхождения   и   эволюции   организмов   на   основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;  объяснять   механизмы   наследственности   и   изменчивости,   возникновения приспособленности, процесс видообразования;  различать   по   внешнему   виду,   схемам   и   описаниям   реальные   биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;  сравнивать биологические объекты, процессы; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;   устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;  использовать   методы   биологической   науки:   наблюдать   и   описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;   знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;   описывать   и   использовать   приемы   выращивания   и   размножения   культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;  находить   в   учебной,   научно­популярной   литературе,   Интернет­ресурсах информацию о живой природе, оформлять ее в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;  знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии. Виды деятельности учащихся, направленных на достижение результата.          5 класс Объясняют   роль   биологии   в   практической     деятельности   людей.   Соблюдают     правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами. Соблюдают правила   работы   с   лупой,   микроскопом   и   биологическими   инструментами.   Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдают   части   и   органоиды   клетки   под   микроскопом   и   описывают   их.   Выделяют существенные   признаки   строения   и   жизнедеятельности   бактерий.   Объясняют   роль бактерий   в   природе   и   жизни   человека.   Приводят   доказательства   необходимости соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   бактериями.   Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приводят доказательства необходимости   соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   грибами. Выделяют существенные признаки строения растений разных отделов. Различают на живых объектах и таблицах растения разных отделов. Определяют принадлежность растений к определенной   систематической   группе   (классифицируют).   Сравнивают     представителей разных групп растений,   делают выводы на основе сравнения. Объясняют роль растений разных   отделов   в   жизни   человека.   Приводят   доказательства   родства,   общности происхождения   и   эволюции   растений.   Находят   информацию   о   растениях   в   научно­ популярной   литературе,   биологических   словарях,   справочниках,   ресурсах   Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую. Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира.       6 класс Выявляют   существенные   признаки   строения   органов   покрытосеменных   растений. Сравнивают   клетки   разных   тканей,   образующих   органы   покрытосеменных   растений,   на основе сравнения делают выводы. Выявляют взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями у растений. Различают на живых объектах   и   таблицах   органы   покрытосеменных   растений.   Находят   информацию   о растениях   в   научно­популярной   литературе,   биологических   словарях,   справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в другую. Выделяют   существенные   признаки   процессов   жизнедеятельности   растений.   Сравнивают способы   размножения   растений,   делают   выводы   на   основе   сравнения.   Ставят биологические   эксперименты   по   изучению   процессов   жизнедеятельности   растительного организма   и   объясняют   их   результаты.   Проводят   наблюдения   за   ростом   и   развитием растений. Осваивают приемы выращивания и размножения культурных растений. Находят информацию   о   растениях   в   научно­популярной   литературе,   биологических   словарях, справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают её, переводят из одной форму в   другую.   Выделяют   существенные   признаки   классов   и   семейств   покрытосеменных растений.   Сравнивают   представителей   разных   семейств   и   делают   выводы   на   основе сравнения.   Различают   на   живых   объектах,   таблицах   и     гербариях   наиболее распространенные растения разных семейств, опасные для человека растения. Объясняют роль представителей разных семейств растений в жизни человека. Приводят доказательства необходимости   соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   растениями. Осваивают  приемы: работы с определителями растений;   оказания первой помощи при отравлении   ядовитыми   растениями.   Находят   информацию   о   растениях   в   научно­ популярной   литературе,   биологических   словарях,   справочниках,   ресурсах   Интернет, анализируют   и   оценивают   её,   переводят   из   одной   форму   в   другую.   Определяют принадлежность   растений   к   определенному   классу   и   семейству   (классифицируют). Выявляют эстетические достоинства представителей растительного мира. 7 класс Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности животных. Сравнивают растения и животных. Делают выводы на основе сравнения. Объясняют роль различных животных   в   жизни   человека.   Выделяют   эстетические   достоинства   представителей животного   мира,   существенные   признаки   одноклеточных   животных.   Сравнивают представителей   разных   групп   простейших,   делают   выводы   на   основе   сравнения. Наблюдают   и   описывают   простейших.   Различают   на   живых   объектах   и   таблицах представителей разных групп простейших, опасных простейших для человека. Объясняют роль простейших в жизни человека. Выявляют принадлежность простейших к определенной систематической   группе.   Приводят   доказательства   необходимости   соблюдения   мер профилактики   заболеваний,   вызываемых   простейшими.   Находят   информацию   о простейших  в  научно­популярной  литературе,  биологических  словарях  и  справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую. Выявляют   эстетические   достоинства   некоторых   простейших.   Выделяют   существенные признаки многоклеточных   животных разных групп. Сравнивают представителей разных групп животных, делают выводы на основе сравнения. Различают на живых объектах, в коллекциях   и   таблицах   животных   разных   типов   и   классов,   опасных     для   человека животных.   Объясняют   роль   различных   животных     в   жизни   человека.   Выявляют принадлежность животных к определенной систематической группе. Осваивают приемы оказания первой помощи при укусах животных. Приводят доказательства необходимости соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   животными.   Находят информацию   о   животных   в   научно­популярной   литературе,   биологических   словарях   и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую. Выявляют эстетические достоинства представителей животного мира. Выделяют существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности животных разных групп. Сравнивают   строение   и   процессы   жизнедеятельности   животных   разных   групп,   делают выводы   на   основе   сравнения.   Выявляют   взаимосвязи   между   особенностями   строения органов и выполняемыми ими функциями. Наблюдают и описывают поведение животных. Различают   на   живых   объектах,   в   коллекциях   и   таблицах   органы   и   системы   органов животных разных типов и классов. Приводят доказательства усложнения животных в ходе эволюции.   Находят   информацию   о   животных   в   научно­популярной   литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят   из   одной   формы   в   другую.   Выделяют   существенные   признаки   процесса размножения   и   его   способов   у   животных   разных   групп.   Сравнивают   строение   органов размножения   и   процессы   размножения   у   животных   разных   групп;   периодизацию   и продолжительность жизни, делают выводы на основе сравнения. Различают на таблицах циклы развития животных с превращением и без превращения, стадии развития животных. Приводят доказательства усложнения органов размножения животных в ходе эволюции. Приводят  доказательства родства,  общности происхождения  и усложнения животных  в ходе   эволюции.   Объясняют   причины   многообразия   видов   в   природе.   Выявляют закономерности   размещения   животных   на   Земле.   Выделяют   существенные   признаки естественных   и   искусственных   биоценозов;   продуцентов,   консументов,   редуцентов   в биоценозе.   Определяют   принадлежность   животных   разных   групп   к   консументам   и редуцентам.   Объясняют     влияние   факторов   среды   на   биоценозы.   Выявляют приспособленность животных к среде обитания и   взаимосвязи в биоценозе. Выделяют существенные   признаки   домашних   животных.   Различают   на   таблицах   наиболее распространенных   домашних   и   промысловых   животных.   Объясняют   роль   домашних   и промысловых животных в жизни человека. Осваивают приемы выращивания и размножения домашних   животных.   Приводят     доказательства   необходимости   охраны   животных   и рационального   использования   животного   мира.   Находят   информацию   о   воздействии человека   на   животный   мир;   о   домашних   и   промысловых   животных;   об   охраняемых территориях и животных Красной книги в научно­популярной литературе, биологических словарях и справочниках, ресурсах Интернет, анализируют и оценивают ее, переводят из одной формы в другую. Выявляют эстетические достоинства домашних животных; цель и смысл своих действий по отношению к представителям животного мира. 8 класс Приводят   доказательства   взаимосвязи   человека   и   окружающей   среды,   зависимости здоровья   человека   от   состояния   окружающей   среды,   необходимости   защиты   среды обитания человека. Выявляют эстетические достоинства человеческого тела. Объясняют место   и   роль   человека   в   природе.   Приводят   доказательства   родства   человека   с млекопитающими   животными.   Выделяют   существенные   признаки   организма   человека; клеток, тканей, органов и систем органов человека. Сравнивают клетки, ткани организма человека, делают выводы на основе сравнения. Различают на таблицах органы и системы органов человека. Наблюдают и описывают клетки и ткани на готовых микропрепаратах. Выделяют   существенные   признаки   опорно­двигательной   системы   человека.   Выявляют влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно­двигательной системы. Приводят доказательства   необходимости   соблюдения   мер   профилактики   травматизма,   нарушения осанки и развития плоскостопия. На основе наблюдения определяют нарушения осанки и наличие плоскостопия. Осваивают приемы оказания первой помощи при травмах опорно­ двигательной   системы.   Выделяют   существенные   признаки   процессов   свертывания   и переливания крови; иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Выявляют взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями. Наблюдают и описывают клетки крови на готовых микропрепаратах. Выделяют существенные признаки транспорта веществ в организме. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики   сердечно­сосудистых   заболеваний.   Различают   на   таблицах     органы кровеносной и лимфатической системы. Осваивают приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях. Выделяют существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Сравнивают газообмен в легких и тканях, делают выводы на   основе   сравнения.   Приводят   доказательства   необходимости   соблюдения   мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Различают на таблицах органы   дыхательной   системы.   Находят   в   учебной,   научно­популярной   литературе   и ресурсах Интернет информацию об инфекционных  заболеваниях, оформляют её в виде рефератов,   докладов,   презентаций.   Осваивают   приемы   профилактики   простудных заболеваний;   оказания   первой   помощи   при   отравлении   угарным   газом,   спасении утопающего.   Выделяют   существенные   признаки   процессов   питания   и   пищеварения. Различают   на   таблицах   и   муляжах   органы   пищеварительной   системы.   Приводят доказательства   необходимости   соблюдения   мер   профилактики   нарушений   работы пищеварительной   системы.   Выделяют   существенные   признаки   обмена   веществ   и превращений   энергии   в   организме   человека.   Приводят   доказательства   необходимости соблюдения   мер   профилактики   нарушений   обмена   веществ   в   организме   и   развития авитаминозов. Выделяют существенные признаки покровов тела, терморегуляции, процесса удаления   продуктов   обмена   из   организма.   Различают   на   таблицах   органы мочевыделительной   системы.   Приводят   доказательства   необходимости   закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями, соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы. Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечных   ударах,   ожогах,   обморожениях,   травмах.   Выделяют   существенные   признаки процесса   регуляции   жизнедеятельности   организма.   Различают   на   таблицах   и   муляжах органы нервной системы. Выделяют существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводят доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения зрения и слуха. Выделяют существенные особенности поведения и   психики   человека.   Выделяют   существенные   признаки   процесса   регуляции жизнедеятельности   организма.   Различают   на   таблицах   и   муляжах   органы   эндокринной системы.   Выделяют   существенные   признаки   воспроизведения   и   развития   организма человека.   Объясняют   механизмы   появления   наследственных   заболеваний   у   человека. Приводят   доказательства   необходимости   соблюдения   мер   профилактики   инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ – инфекций; медико­генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Находят в учебной, научно­ популярной  литературе  и  ресурсах  Интернет  информацию  о  СПИДе  и  ВИЧ­инфекции, оформляют   её   в   виде   рефератов,   устных   сообщений,   презентаций.   Анализируют   и оценивают целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью   своему   и   окружающих;   последствия   влияния   факторов   риска   на   здоровье человека.   9 класс Объясняют   роль   биологии   в   практической   деятельности   людей.   Овладевают   методами биологической   науки:   постановка   биологических   экспериментов   и   объяснение   их результатов. Выделяют отличительные признаки живых организмов, вирусов. Сравнивают химический состав живых организмов и тел неживой природы, делают выводы на основе сравнения.   Классифицируют   органические   соединения   по   группам.   Объясняют   роль органических   соединений   в   жизнедеятельности   организмов.   Выделяют   существенные признаки строения клетки и  процессов обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания,   выделения,   транспорта   веществ,   деления   клетки.   Различают   на   таблицах основные   части   и   органоиды   клетки.   Выявляют   взаимосвязи   между   строением   и функциями   клеток.   Наблюдают   и   описывают   клетки   на   готовых   микропрепаратах. Выделяют существенные признаки процессов роста, развития,  размножения.  Объясняют механизмы   мейоза,   наследственности   и   изменчивости.   Сравнивают   митоз   и   мейоз, изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые   клетки,   рост   и   развитие   организмов,   делают   выводы   на   основе   сравнения. Выделяют   существенные   признаки   вида.   Объясняют   формирование   приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов. Выявляют   приспособления   у   организмов   к   среде   обитания   (на   конкретных   примерах), изменчивость у организмов одного вида. Выделяют существенные признаки экосистемы, процессов   потока  веществ   и   превращений   энергии   в   экосистемах.   Объясняют   значение биологического разнообразия для сохранения экосистемы. Выявляют типы взаимодействия разных   видов   в   экосистеме.   Наблюдают   и   описывают   экосистемы   своей   местности. Выделяют существенные признаки круговорота веществ в биосфере. Объясняют значение биологического   разнообразия   для   сохранения   биосферы.   Приводят   доказательства необходимости   защиты   окружающей   среды,   соблюдения   правил   отношения   к   живой природе.   Анализируют   и   оценивают   последствия   деятельности   человека   в   природе. Выдвигают гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере. Овладевают умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем. Содержание учебного курса РАЗДЕЛ 1 «Живые организмы» ­ 105ч (5­7 классы) Биология – наука о живых организмах. Биология как наука. Методы изучения живых организмов. Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в окружающей   среде.   Бережное   отношение   к   природе.   Охрана   биологических   объектов. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.  Свойства живых организмов (структурированность, целостность, обмен веществ, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность, наследственность и изменчивость) их проявление у растений, животных, грибов и бактерий. Клеточное строение организмов  Клетка–основа   строения   и   жизнедеятельности   организмов.  История   изучения клетки.Методы изучения клетки. Строение и жизнедеятельность клетки. Бактериальная клетка. Животная клетка. Растительная клетка. Грибная клетка. Ткани организмов. Многообразие организмов Клеточные   и   неклеточные   формы   жизни.   Организм.   Классификация   организмов. Принципы   классификации.   Одноклеточные   и   многоклеточные   организмы.   Основные царства живой природы. Среды жизни Среда   обитания.   Факторы  среды   обитания.   Места   обитания.   Приспособления организмов к жизни в наземно­воздушной среде. Приспособления организмов к жизни в водной среде. Приспособления организмов к жизни в почвенной среде. Приспособления организмов к жизни в организменной среде.  Растительный и животный мир родного края. Царство Растения  Многообразие и значение растений в природе и жизни человека. Общее знакомство с цветковыми   растениями.   Растительные   ткани   и   органы   растений.   Вегетативные   и генеративные   органы.   Жизненные   формы   растений.   Растение   –   целостный   организм (биосистема). Условия обитания растений. Среды обитания растений. Сезонные явления в жизни растений.  Органы цветкового растения  Семя.  Строение   семени.   Корень.   Зоны   корня.   Виды   корней.   Корневые   системы. Значение   корня.   Видоизменения   корней.  Побег.   Генеративные   и   вегетативные   побеги. Строение   побега.   Разнообразие   и   значение   побегов.   Видоизмененные   побеги.   Почки. Вегетативные  и  генеративные  почки. Строение  листа.  Листорасположение.  Жилкование листа.Стебель.   Строение   и   значение   стебля.   Строение   и   значение   цветка.   Соцветия. Опыление.   Виды   опыления.   Строение   и   значение   плода.   Многообразие   плодов. Распространение плодов. Микроскопическое строение растений Разнообразие растительных клеток. Ткани растений. Микроскопическое строение корня.   Корневой   волосок.   Микроскопическое   строение   стебля.   Микроскопическое строение листа. Жизнедеятельность цветковых растений Процессы   жизнедеятельности   растений.   Обмен   веществ   и   превращение   энергии: почвенное   питание   и   воздушное   питание   (фотосинтез),   дыхание,   удаление   конечных продуктов обмена веществ. Транспорт веществ. Движения. Рост, развитие и размножение растений.   Половое   размножение   растений.  Оплодотворение   у   цветковых   растений. Вегетативное   размножение   растений.   Приемы   выращивания   и   размножения   растений   и ухода за ними. Космическая роль зеленых растений. Многообразие растений  Классификация растений. Водоросли – низшие растения. Многообразие водорослей. Высшие   споровые   растения   (мхи,   папоротники,   хвощи,   плауны),   отличительные особенности   и   многообразие.   Отдел   Голосеменные,   отличительные   особенности   и многообразие. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), отличительные особенности. Классы Однодольные   и   Двудольные.   Многообразие   цветковых   растений.   Меры   профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Царство Бактерии  Бактерии,   их   строение   и   жизнедеятельность.   Роль   бактерий   в   природе,   жизни человека. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Значение работ Р. Коха и Л. Пастера. Царство Грибы  Отличительные особенности грибов. Многообразие грибов. Роль грибов в природе, жизни   человека.   Грибы­паразиты.   Съедобные   и   ядовитые   грибы.   Первая   помощь   при отравлении грибами. Меры профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Лишайники, их роль в природе и жизни человека. Царство Животные Общее   знакомство   с   животными.   Животные   ткани,   органы   и   системы   органов животных.  Организм   животного   как   биосистема.    Многообразие   и   классификация животных. Среды обитания животных. Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе. Значение животных в природе и жизни человека. Одноклеточные животные, или Простейшие Общая   характеристика   простейших.  Происхождение   простейших.   Значение простейших   в   природе   и   жизни   человека.   Пути   заражения   человека   и   животных паразитическими   простейшими.   вызываемых одноклеточными животными.   Меры   профилактики   заболеваний, Тип Кишечнополостные Многоклеточные   животные.  Общая   характеристика   типа   Кишечнополостные. Регенерация. Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Типы червей  Тип   Плоские   черви,   общая   характеристика.   Тип   Круглые   черви,   общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики   заражения.   Значение   дождевых   червей   в   почвообразовании. Происхождение червей.  Тип Моллюски  Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков. Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека. Тип Членистоногие Общая   характеристика   типа   Членистоногие.   Среды   жизни.  Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека.  Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи – переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс   Насекомые.   Особенности   строения   и   жизнедеятельности   насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности   человека.   Насекомые   –   вредители.  Меры   по   сокращению   численности насекомых­вредителей.   Насекомые,   снижающие   численность   вредителей   растений. Насекомые   –   переносчики   возбудителей   и   паразиты   человека   и   домашних   животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд. Тип Хордовые  Общая  характеристика типа Хордовых. Подтип Бесчерепные. Ланцетник. Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни. Размножение и развитие и миграция рыб в природе. Основные   систематические   группы   рыб.   Значение   рыб   в   природе   и   жизни   человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов. Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных. Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее   строение   земноводных.   Размножение   и   развитие   земноводных. Происхождение   земноводных.   Многообразие   современных   земноводных   и   их   охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека. Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся. Размножение пресмыкающихся.  Происхождение  и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.  Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц.  Сезонные явления в жизни птиц. Экологические группы птиц.  Происхождение  птиц. Значение  птиц  в природе  и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство. Домашние птицы, приемы выращивания и ухода за птицами. Класс   Млекопитающие.   Общая   характеристика   класса   Млекопитающие.   Среды жизни   млекопитающих.   Особенности   внешнего   строения,   скелета   и   мускулатуры млекопитающих.   Органы   полости   тела.   Нервная   система   и   поведение   млекопитающих, рассудочное   поведение.   Размножение   и   развитие   млекопитающих.   Происхождение млекопитающих.   Многообразие   млекопитающих.   Млекопитающие   –   переносчики возбудителей опасных заболеваний. Меры борьбы с грызунами. Меры предосторожности и первая помощь при укусах животных. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления   в   жизни   млекопитающих.   Происхождение   и   значение   млекопитающих.   Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приемы выращивания и ухода за домашними млекопитающими.  Многообразие птиц и млекопитающих родного края. РАЗДЕЛ 2 «Человек и его здоровье» ­ 68ч/ 2ч резерв(8 класс) Введение в науки о человеке  Значение   знаний   об   особенностях   строения   и   жизнедеятельности   организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.   Научные   методы   изучения   человеческого   организма   (наблюдение,   измерение, эксперимент). Место человека в системе животного мира. Сходства и отличия человека и животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современного человека. Расы. Общие свойства организма человека  Клетка – основа строения, жизнедеятельности и развития организмов. Строение, химический   состав,   жизненные   свойства   клетки.   Ткани,   органы   и   системы   органов организма   человека,   их   строение   и   функции.   Организм   человека   как   биосистема. Внутренняя среда организма (кровь, лимфа, тканевая жидкость).  Нейрогуморальная регуляция функций организма  Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций. Нервная   система:   центральная   и   периферическая,   соматическая   и   вегетативная. Нейроны,   нервы,   нервные   узлы.   Рефлекторный   принцип   работы   нервной   системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг. Большие полушария головного мозга. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. Железы и их классификация. Эндокринная система. Гормоны, их роль в регуляции физиологических   функций   организма.   Железы   внутренней   секреции:   гипофиз,  эпифиз, щитовидная   железа,   надпочечники.   Железы   смешанной   секреции:   поджелудочная   и половые железы. Регуляция функций эндокринных желез.  Опора и движение Опорно­двигательная   система:   строение,   функции.   Кость:   химический   состав, строение,   рост.   Соединение   костей.   Скелет   человека.   Особенности   скелета   человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на развитие скелета. Мышцы и их функции. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Гиподинамия. Профилактика травматизма. Первая помощь при травмах опорно­двигательного аппарата. Кровь и кровообращение  Функции крови и лимфы. Поддержание постоянства внутренней среды. Гомеостаз. Состав крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови.   Резус­фактор.   Переливание   крови.   Свертывание   крови.   Иммунитет.   Факторы, влияющие   на   иммунитет.  Значение   работ   Л.Пастера   и   И.И.   Мечникова   в   области иммунитета.  Роль прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Кровеносная и лимфатическая   системы:   строение,   функции.   Строение   сосудов.   Движение   крови   по сосудам. Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Пульс. Давление крови. Движение лимфы   по   сосудам.  Гигиена   сердечно­сосудистой   системы.   Профилактика   сердечно­ сосудистых   заболеваний.   Виды   кровотечений,   приемы   оказания   первой   помощи   при кровотечениях.  Дыхание  Дыхательная   система:   строение   и   функции.  Этапы   дыхания.   Легочные   объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания. Вред табакокурения. Предупреждение   распространения   инфекционных   заболеваний   и   соблюдение   мер профилактики   для   защиты   собственного   организма.   Первая   помощь   при   остановке дыхания, спасении утопающего, отравлении угарным газом. Пищеварение  Питание. Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении. Обработка пищи в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Слюна и слюнные железы. Глотание. Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Аппетит. Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в толстом кишечнике. Вклад Павлова И. П.   в   изучение   пищеварения.   Гигиена   питания,   предотвращение   желудочно­ кишечных заболеваний.  Обмен веществ и энергии  Обмен веществ и превращение энергии. Две стороны обмена веществ и энергии. Обмен органических и неорганических веществ. Витамины. Проявление гиповитаминозов и авитаминозов,   и   меры   их   предупреждения.   Энергетический   обмен   и   питание.   Пищевые рационы. Нормы питания. Регуляция обмена веществ.  Поддержание   температуры   тела.  Терморегуляция   при   разных   условиях   среды. Покровы тела. Уход за кожей, волосами, ногтями. Роль кожи в процессах терморегуляции. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Выделение  Мочевыделительная   система:   строение   и   функции.   Процесс   образования   и выделения мочи, его регуляция. Заболевания органов мочевыделительной системы и меры их предупреждения.  Размножение и развитие Половая система: строение и функции. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Роды. Рост и развитие ребенка. Половое созревание. Наследование признаков у человека. Наследственные   болезни,   их   причины   и   предупреждение.   Роль   генетических   знаний   в планировании   семьи.   Забота   о   репродуктивном   здоровье.   Инфекции,   передающиеся половым путем и их профилактика. ВИЧ, профилактика СПИДа. Сенсорные системы (анализаторы)  Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции.   Глаз   и   зрение.   Оптическая   система   глаза.   Сетчатка.   Зрительные   рецепторы: палочки и колбочки. Нарушения зрения и их предупреждение. Ухо и слух. Строение и функции органа слуха. Гигиена слуха. Органы равновесия, мышечного чувства, осязания, обоняния и вкуса. Взаимодействие сенсорных систем. Влияние экологических факторов на органы чувств. Высшая нервная деятельность Высшая нервная деятельность человека,  работы И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского   и   П. К. Анохина.  Безусловные   и   условные   рефлексы,   их   значение. Познавательная   деятельность   мозга.   Эмоции,   память,   мышление,   речь.   Сон   и бодрствование.   Значение   сна.   Предупреждение   нарушений   сна.   Особенности   психики человека:   осмысленность   восприятия,   словесно­логическое   мышление,   способность   к накоплению   и   передаче   из   поколения   в   поколение   информации.   Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер, одаренность. Психология и поведение   человека.   Цели   и   мотивы   деятельности.  Значение   интеллектуальных, творческих   и   эстетических   потребностей.  Роль   обучения   и   воспитания   в   развитии психики и поведения человека. Здоровье человека и его охрана  Здоровье человека. Соблюдение санитарно­гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Защитно­приспособительные   реакции   организма.   Факторы,   нарушающие   здоровье (гиподинамия,   курение,   употребление   алкоголя,   несбалансированное   питание,   стресс). Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Человек   и   окружающая   среда.  Значение   окружающей   среды   как   источника веществ   и   энергии.Социальная   и   природная   среда,   адаптации   к   ним.Краткая характеристика  основных   форм  труда.  Рациональная   организация  труда  и  отдыха. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях, как основа безопасности собственной жизни. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.  РАЗДЕЛ 3 Общие биологические закономерности – 66ч/2ч резерв (9 класс) Биология как наука  Научные   методы   изучения,   применяемые   в   биологии:   наблюдение,   описание, эксперимент. Гипотеза, модель, теория, их значение и использование в повседневной жизни. Биологические науки. Роль биологии в формировании естественно­научной картины мира. Основные   признаки   живого.   Уровни   организации   живой   природы.  Живые   природные объекты как система. Классификация живых природных объектов. Клетка  Клеточная теория. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства   живой   природы.   Строение   клетки:   клеточная   оболочка,   плазматическая мембрана,   цитоплазма,   ядро,   органоиды.   Многообразие   клеток.   Обмен   веществ   и превращение   энергии   в   клетке.   Хромосомы   и   гены.  Нарушения   в   строении   и функционировании клеток – одна из причин заболевания организма.  Деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов.  Организм Клеточные и неклеточные формы жизни. Вирусы. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Особенности химического состава организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме. Обмен веществ и превращения энергии – признак живых организмов.  Питание,   дыхание,   транспорт   веществ,   удаление   продуктов   обмена, координация и регуляция функций, движение и опора у растений и животных.  Рост и развитие  организмов. Размножение. Бесполое  и половое  размножение. Половые клетки. Оплодотворение.   Наследственность   и   изменчивость   –   свойства   организмов. Наследственная   и   ненаследственная   изменчивость.   Приспособленность   организмов   к условиям среды. Вид Вид,   признаки   вида.  Вид   как   основная   систематическая   категория   живого. Популяция как форма существования вида в природе. Популяция как единица эволюции. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Основные движущие силы эволюции в природе.   Результаты   эволюции:   многообразие   видов,   приспособленность   организмов   к среде   обитания.  Усложнение   растений   и   животных   в   процессе   эволюции. Происхождение основных систематических групп растений и животных.  Применение знаний о наследственности, изменчивости и искусственном отборе при выведении новых пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.  Экосистемы Экология,   экологические   факторы,   их   влияние   на   организмы.   Экосистемная организация   живой   природы.   Экосистема,   ее   основные   компоненты.   Структура экосистемы.   Пищевые   связи   в   экосистеме.   Взаимодействие   популяций   разных   видов   в экосистеме.   Естественная   экосистема   (биогеоценоз).   Агроэкосистема   (агроценоз)   как искусственное   сообщество   организмов.  Круговорот   веществ   и   поток   энергии   в биогеоценозах.  Биосфера – глобальная экосистема. В. И.   Вернадский – основоположник учения   о   биосфере.   Структура   биосферы.   Распространение   и   роль   живого   вещества   в биосфере. Ноосфера. Краткая история эволюции биосферы. Значение охраны биосферы для сохранения жизни на Земле. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы.  Современные  экологические  проблемы,  их  влияние  на собственную  жизнь и жизнь окружающих людей. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии

Уровневая программа по биологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018