Условия формирования коммуникативных навыков у обучающихся начальной школы в процессе изучения английского языка.
Ключевым моментом реализации речевого стандарта образования является четко отрегулированная система взаимоинтеграции всех структурных элементов учебно-воспитательного процесса. В соответствии с государственным стандартом целью обучения иностранным языкам в пределах базового курса является овладение обучающимися основами иноязычного общения, в процессе которого осуществляется образование, воспитание и развитие личности. Государственным стандартом определяется базовый уровень владения иноязычным говорением, достижение которого является обязательным для всех учащихся учебного заведения. Новые задания требуют изменений в уровне овладения иностранными языками, определений новых подходов к отбору содержания и организации материалов, использование адекватных форм и видов контроля.
В основе обучения иностранным языкам на начальном этапе лежит коммуникативный подход. Под коммуникативностью понимают направленность на собеседника, оптимальность обучения с точки зрения эффективности влияния на другого. Коммуникативность – это подход, который обеспечивает именно такое влияние.
Коммуникативный подход наиболее отображает специфику иностранного языка, как учебного предмета. Сформировался в результате методического осмысления научных достижений в области лингвистики-теории коммуникативной лингвистики и психологии и теории деятельности, что нашло отображение в работах по психологии и методике обучения иностранным языкам (А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, А.С. Шатилов, Г.В. Рогова).
Коммуникативный подход направляет процесс обучения иностранному языку на реальное отображение речевого общения, таким образом, обучение является моделью процесса коммуникации. Однако процесс обучения не может полностью совпадать с процессом коммуникации, который имеет место в реальной жизни.
Чтобы преодолеть этот барьер, учитель должен акцентировано отнестись к использованию этого подхода в учебном процессе. Младшие школьники, кроме родного языка, изучают иностранный язык. Это требует создания соответственного психолого-педагогического микроклимата в ученическом коллективе. Поэтому на учителя в данном случае возлагается большая ответственность, потому что коммуникативная активность детей предусматривает активное участие во всех видах лингвистической деятельности. Важно, чтобы эта деятельность приближалась к непосредственному общению. Групповое взаимодействие тех, кто обучается, направлено на решение этой проблемы, в которой каждый ученик видит свой вклад, стимулирует его активность, побуждает к созданию атмосферы взаимопонимания каждого в результате деятельности. В таком случае необходимы творческие виды работ, которые требуют общего поиска решения проблем.
Одним из важнейших условий активизации коммуникативности учащихся является присвоение определенной роли в процессе использования разных игровых форм обучения, и в первую очередь, ролевых игр. Эффективным способом запоминания является использование драматизации, в которых ученики общаются в парах или в группах. Игра раскрепощает ребенка, стимулирует фантазию, раскрывает творческие способности, свойства личности.
В процессе изучения иностранного языка учащиеся знакомятся с культурой народа, который общается на этом языке.
Создание коммуникативной атмосферы на уроке - это создание ситуации общения уже в начале урока, включение всех учащихся в общение, психологический комфорт, доступность предмета языка и интерес к нему. Войдя в класс, учитель должен улыбнуться, поприветствовать детей на изучаемом языке, сказать что-то приятное, при этом обратиться к каждому учащемуся с вопросом или пожеланием. Для создания и поддержания атмосферы коммуникации, самая важная роль отводится учителю, который своим отношением, заинтересованностью стимулирует активность учащихся.
Учитель является творцом общения, предлагая интересные виды речевой деятельности.
Обучение в условиях новых технологий опирается на внутренние личностные качества мотивации учащихся, на присущие детям природные потребности саморазвития, на стремление к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
Методы школьного обучения и воспитания должны обеспечить ребенку свободу выбора деятельности, преодоление пассивности учащихся, выработке в них стойкой мотивации к обучению.
Таким образом, личность учителя на этом этапе играет ключевую роль в освоении учащимися коммуникативных аспектов иностранного языка. А коммуникативная методика обучения – это путь к успеху.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.