«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»
Оценка 4.7

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
физическая культура
1 кл—4 кл
21.09.2019
«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»
Психолого-педагогические аспекты проблемы повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания. Потребность в движении - одна из общебиологических потребностей организма, играющая важную роль в его жизнедеятельности и формировании человека на всех этапах его эволюционного развития. Развитие происходит в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью.
проект.docx
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение  города Новосибирска  «Средняя общеобразовательная школа №184» Педагогический проект «Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания» Выполнил учитель физической культуры Никитин И.Л. Цель:   определить   педагогические   условия   повышения   двигательной активности   детей   младшего   школьного   возраста   в   процессе   физического Новосибирск, 2014 воспитания. Задачи: 1. Оценить важность двигательной активности учащихся младшего школьного возраста. 2. Изучить   теоретические   аспекты   проблемы   повышения   двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания. 3. Определить   педагогические   средства   и   методы   повышения   двигательной активности младших школьников Психолого­педагогические аспекты проблемы повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания. Потребность   в   движении   ­   одна   из   общебиологических   потребностей организма,   играющая   важную   роль   в   его   жизнедеятельности   и   формировании человека   на   всех   этапах   его   эволюционного   развития.   Развитие   происходит   в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Потребность   в   движении   заложена   в   самом   существе   живого   организма. Отсутствие   физических   упражнений   тормозит   всестороннее   развитие   человека, ухудшает   его   состояние   и   приводит   к   преждевременному   старению.   Еще знаменитый врач Древней Греции Гиппократ утверждал: "Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие". От   состояния   двигательной   сферы   и   соответственно   возможностей   в овладении   теми   или   иными   движениями,   моторными   актами,   двигательной деятельностью   в   целом   очень   многое   зависит   в   жизни   человека:   от   развития жизненно   необходимых   способов   передвижения   (лазанье,   ходьба,   бег   и   др.)   и формирования элементарных навыков самообслуживания в раннем и дошкольном детстве   до   овладения   учебно­трудовой   деятельностью   в   школьном   возрасте   и, наконец,  выбора   в  будущем   желаемой  профессии,  требующей  высокого   уровня координации движений. Двигательная функциональная система оказывает благотворное влияние на весь   организм   и   особенно   на   деятельность   мозга.   Доказано,   что   двигательная активность   способствует   повышению   умственной   работоспособности,   речевому развитию,   полноценному   формированию   произвольных   движений   и   действий, лежащих   в   основе   двигательного   поведения   человека.   Как   свидетельствуют специальные исследования в этой области, именно прогресс в развитии движений (двигательного   анализатора)   в   большой   мере   определяет   прогресс   развития функций мозга человека. Двигаясь,   ребенок   познает   окружающий   мир,   учится   любить   его   и целенаправленно   действовать   в   нем.   Движения   –   первые   истоки   смелости, выносливости,   решительности   маленького   ребенка,   а   у   более   старших   детей   ­ форма проявления этих важных человеческих качеств. Многие   известные   педагоги   отмечают,   что   движения   являются   важным средством   не   только   развития,   но   и   воспитания   ребенка,   способствуя формированию   его   как   личности.   С   помощью   собственных   движений, сопровождаемых   соответствующими   словами   взрослых,   ребенок   познает окружающий   его   предметный   мир,   выражает   свое   отношение   к   нему,   учится целенаправленно   действовать   в   нем.   Именно   в   движениях   начинают просматриваться   первые   ростки   смелости,   решительности,   выносливости, настойчивости   маленького   ребенка,   которые   в   будущем   станут   формой проявления   этих   и  других   важных   качеств  личности.  В  играх   с  движениями   и правилами ребенок приобретает навыки человеческого общения, осваивает опыт социального поведения. Таким   образом,   движения,   двигательная   активность,   являются   не   только фундаментом настоящего и будущего здоровья и физического развития ребенка, но и представляют собой условие и средство его общего и психического развития, формирования его как личности. Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности   в   движениях   можно   обеспечить   за   счет   правильной   организации двигательного режима в детском саду, в школе и дома. В детских учреждениях   в   котором такой   режим   обеспечивается   особым   распорядком   дня, предусматривается   время   для   разнообразных   видов   занятий   по   развитию двигательной сферы детей. К сожалению, не всегда, особенно в условиях школы, дети имеют возможность получить достаточный уровень двигательной нагрузки. Это   не   позволяет   им   в   полной   мере   удовлетворять   свои   физиологические потребности в движении. Существует   ежедневная   потребность   в   движениях.   Она   должна удовлетворяться так же, как потребность в пище. Доказано, что суточное число движений   здорового   школьника   колеблется   в   пределах   10­40   тыс.   шагов   и составляет   в   среднем   12­18   тысяч   локомоций.   Суточной   нормой   двигательной активности (ДА) для современных школьников считают 19­22 тыс. шагов. Удовлетворение   ежечасной   потребности   следует   осуществлять   за   счет малых   форм   физического   воспитания:   утренней   гимнастики,   гимнастики   до уроков,   физкультминуток   на   уроках   и   гимнастики   для   глаз,   динамических перемен. Кроме того, ежечасная двигательная потребность реализуется на уроках физкультуры   и   уроках   труда,   а   также   подвижных   играх,   на   прогулках. Двигательный   отдых   является   средством   повышения   умственной работоспособности и сохранения здоровья учащихся. Двигательная   активность   принадлежит   к   числу   основных   факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно­сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья:  физическим, психическим  и  социальным  и  в  течение  жизни  человека играет   разную   роль.   Потребность   организма   в   двигательной   активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально­экономических их   культурных   факторов.   Уровень   потребности   в   двигательной   активности   в значительной   мере   обуславливается   наследственными   и   генетическими признаками.   Для   нормального   развития   и   функционирования   организма сохранения здоровья необходим определенный  уровень  физической  активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Младший школьный возраст ­ наиболее активный период в формировании двигательной   координации   ребенка.   В   этот   период   закладываются   основы культуры   движений,   успешно   осваиваются   основы   культуры   движений, приобретаются новые двигательные навыки. Однако при дозировании физических нагрузок   в   младшем   школьном   возрасте   необходимо   проявлять   определенную осторожность.   У   ребенка   этого   возраста,   с   одной   стороны   еще   не   завершился процесс формирования двигательного аппарата, а с другой ­ изменились общий режим   и   ритм   жизни   в   связи   с   началом   учебы   в   школе.   Поэтому   следует ограничивать   применение   силовых   упражнений,   тренировочных   нагрузок   на выносливость,   строго   контролировать   длительность   занятий.   Кроме   школьных уроков   физкультуры   физическая   активность   младшего   школьника   должна обязательно   дополняться   утренней   физической   зарядкой   и   2­3   домашними тренировочными занятиями. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние   организма.  При   оптимальном  достигается   наиболее   высокий   уровень функциональных   возможностей   и   жизнедеятельности   организма;   максимальные границы   отделяют   чрезмерные   нагрузки,   которые   могут   привести   к переутомлению, резкому снижению работоспособности. Следует учитывать, что на уроках физического воспитания возможны разные признаки утомляемости детей, в зависимости от индивидуальных особенностей организма каждого ребенка, важно вовремя увидеть эти признаки. Движение   ­   фундамент   настоящего   и   будущего   здоровья   детей,   их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития   ребенка,   формирования   его   психики,   способностей,   жизненной активности. Чем раньше начата с ребенком работа по формированию у него двигательной сферы, тем меньше вероятность возникновения отклонений в его моторике и тем более   благотворно   скажется   влияние   двигательных   функций   на   его психофизическое   развитие.   Здесь   уместно   будет,   перефразировав   известное высказывание,   заметить,   что   предупредить   отставание   в   моторном   развитии ребенка легче, чем устранить его. Основные педагогические средства и методы повышения двигательной активности младших школьников на уроках физического воспитания Существует мнение, что возможность разгрузки учащихся следует искать не в сокращении нагрузки, а в большей  упорядочности, лучшей организации режима учебы и отдыха, в частности их двигательного режима. Это позволит школьникам владеть объемом знаний, повысить успеваемость, а так же улучшить свое здоровье и физическое развитие. Известно,   что   большое   значение   в   оздоровлении   школьников,   повышении защитных   сил   юного   организма   в   преодолении   различных   недугов   имеет закаливание.   Закаливание   должно   стать   особым   разделом   работы   учительских коллективов   с   родителями   и   учащимися.   Закаливать   ­   значит   повышать естественную способность организма приспосабливаться к окружающей внешней среде   и   развивать   его   защитные   силы.   Закаленные   дети   меньше   подвержены простудам, ангине, гриппу и многим другим заболеваниям, они легче переносят болезни. Физическая  активность  учащихся в школе  должна  быть организована  при взаимодополняющем сочетании двух направлений: • уроков физкультуры и работы спортивных секций во внеурочное время (так называемые большие формы занятий); •   малых   форм,   вводимых   в   структуру   учебного   дня   для   поддержания высокого   уровня   работоспособности   школьников   в   течение   всего   времени обучения. К   малым   формам   относятся:   вводная   гимнастика   до   учебных   занятий; физкультминутки   и   физкультпаузы;   физические   упражнения   на   удлиненной перемене; микросеансы отдельных упражнений. За счет малых форм физического воспитания   можно   удовлетворять   ежемесячную   потребность   в   движениях   и реализовать около 40% суточной нормы двигательной активности. Подвижные игры проводятся на малых переменах и динамической перемене. Последнюю, при подходящей погоде лучше проводить на пришкольном участке после второго или третьего уроков. Продолжительность динамической перемены ­ 20­40 минут. Термином "физкультминутка" принято обозначать кратковременные серии физических   упражнений,   используемых   в   основном   для   активного   отдыха   на уроке.   Каждый   учитель   должен   уметь   проводить   физкультминутки   на   своих уроках,   учитывая   специфику   своего   предмета.   Обычно   они   включают   в   себя проведение 3­5 физических упражнений во время урока.  Время начала физкультминутки выбирает сам учитель, ориентируясь на то, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление. В течение урока имеет смысл проводить 1­2 физкультминутки. Они обязательны на третьем и последующих уроках. Проведение физкультминуток должно решать следующие задачи: а) уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; б) активизацию внимания учащихся и повышение способности к восприятию учебного материала; в)   эмоциональную   "встряску"   учащихся,   возможность   сбросить накопившийся   (например,   во   время   опроса)   груз   отрицательных   эмоций   и переживаний. Физкультминутки   следует   проводить   в   светлом,   чистом,   хорошо проветренном   помещении.   При   этом   недопустимо,   чтобы   воздух   в   классе   был спертым.  До   того  как   приступить   к   выполнению   упражнений,  следует   открыть форточки, остановить текущую работу и предложить школьникам подготовиться к физкультминутке.   Для   повышения   интереса   учеников   на   начальных   этапах внедрения физкультминуток можно использовать какой­либо переходящий приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд. Для   осуществления   преемственности   между   физкультминутками, проводимыми разными педагогами в одном классе в течение одного учебного дня, учителю   физкультуры   необходимо   составить   примерную   программу физкультминуток, которая должна быть соотнесена с расписанием уроков. Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального фона, оптимальная загруженность школьников на уроке. Создание   положительного   эмоционального   фона   имеет   исключительное значение на уроках, в том числе и на уроках физической культуры. Как правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит   от   самочувствия   учеников,   их   интереса   к   физической   культуре   как   к предмету, к физическим упражнениям, конкретному уроку или личности учителя, от оценок их деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя. Существует   несколько   основных   факторов,   способствующих   повышению эмоциональности   урока   и   вызывающих   радость   у   школьников,   выполняющих физические упражнения. 1.   Обстановка   на   уроке   и   поведение   учителя   существенно   влияют   на эмоциональность занятий, иногда превращая все дело в шутку. Урок физической культуры всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают   его   шутки,   знают   и   наглядно   ощущают   результаты   своего   труда. Излишняя   возбужденность   учителя   (суетливость,   шумливость),   как   правило, приводит   к   повышению   неорганизованной   активности   учеников.   Не   следует смешить   и   развлекать   школьников,   бесконечно   шутить   с   ними.   Важно,   чтобы строгость,   точность   и   четкость   действий   учителя   перемежались   улыбками, словами поощрения учеников за их успехи, подбадриванием их при временных неудачах. 2.   Использование   игрового   и   соревновательного   методов,   в   силу   их психологических   особенностей,   всегда   вызывает   у   школьников   сильную эмоциональную   реакцию.  Следует   помнить,  что   часто   эта   реакция   может   быть настолько   сильной,   что   выполнение   учебных   задач   становится   практически невозможным. Сильные эмоции по своей природе долго затухают после окончания игры   или   соревнования,   поэтому   использовать   эти   методы   на   уроке   следует, определив их место, форму и меру. Упражнения в соревновательной форме рекомендуется планировать на конец урока.   Совершенно   недопустимо   использовать   их   перед   разучиванием   техники физических упражнений. Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного возраста это не только развлечение, но и способ развития (возрастная особенность). С помощью игр, требующих проявления двигательной активности, ученики   усваивают   правила   и   нормы   рациональных   форм   движения,  развивают психические и физические качества, коммуникативные способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры, при этом учитель, создавая   определенный   игровой   сюжет   деятельности   для   учеников,   включает   в содержание   урока   программный   учебный   материал.   Применяя   такой   метод, учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им образов   и   выполнять   соответствующую   сюжету   роль.   С   повышением   возраста   отличающиеся   все   большей школьников   следует   использовать   игры, реалистичностью.   Это   могут   быть   разнообразные   спортивные   игры,   вначале   с упрощенными   правилами   и   условиями   выполнения, соответствующие реальным требованиям.   затем   полностью 3. Разнообразие используемых на уроке средств и методов. Известно, что однообразная   физическая   деятельность   приводит   к   развитию   неблагоприятных психических состояний: монотония, психическое пресыщение.   Исследователи   проблем,   связанных   с   изучением   проявлений   активности школьников   на   уроках   физической   культуры,   отмечают   снижение   учебной активности у учащихся из­за того, что учитель допускает ошибки, ставя задачи урока. Наиболее типичными из них являются следующие:  учитель перечисляет упражнения, которые будут выполнять ученики на уроке, вместо того чтобы поставить задачу, которую следует решить;  задача,   которая   ставится   учителем,   значима   для   него,   а   не   для учеников;  учитель   ставит   неконкретную   задачу   ("научиться   метать",   "будем учиться играть в баскетбол");  учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно,   чтобы   учебная   задача   была   связана   с   интересами   школьников   и   их потребностями;  учитель   ставит   перед   учениками   задачу,   недостижимую   в   пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны. Оптимальная   загруженность   учащихся   на   уроке   может   быть   достигнута рядом   специальных   организационно­дидактических   мер,   основными   из   которых являются: 1 устранение   ненужных   пауз   на   уроке,   которое   осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы;   выполняя   с   учениками   в   паузах   подготовительные   и   подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками; 2 осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены,   причем   оценивается   не   только   уровень   знаний,   умений   и   навыков, приобретаемых   ими   на   уроке,   но   и   их   активность,   внимательность   и дисциплинированность); 3 включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые   Освобожденные, освобождены   от   выполнения   физических   упражнений. присутствующие   на   уроке,   получают   задание   внимательно   следить   за   тем,   что делают   остальные,   мысленно   выполнять   все   упражнения.   Известно,   что идеомоторная  тренировка  не  только  способствует  формированию   двигательных умений,   но   и   развивает   (в   незначительной   степени)   физические   качества. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников­организаторов. Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения   школьников,   она   определяется   как   социально­экономическими условиями   и   уровнем   культуры   общества,   так   и   организацией   физического воспитания,   а   также   и   индивидуально­типологическими   особенностями   высшей нервной   деятельности,   особенностями   телосложения   и   функциональными особенностями и возможностями школьников.  Формированию   устойчивой   положительной   мотивации   школьников   к активной двигательной деятельности способствует в первую очередь образ жизни семьи,   ее  двигательный   режим.  В   подростковом   возрасте   одним   из   важнейших социальных   факторов,   формирующих   привычную   двигательную   активность, становятся   массовые   физкультурно­спортивные   мероприятия   и   создание благоприятных   условий   для   регулярных   тренировочных   занятий   различными видами спорта с учетом интересов самих школьников. Установка на регулярные занятия   физической   культурой   —   обязательное   условие   формирования   и поддержания здорового образа жизни. Гигиенические   факторы.   К   важнейшим   гигиеническим   факторам, формирующим привычную двигательную активность школьников, относятся: а благоприятные гигиенические факторы  рациональный суточный режим;  работы;  воспитания;   жизни семьи; правильное чередование труда и отдыха, физической и умственной разнообразие   используемых   средств   и   форм   физического нормальные гигиенические условия окружающей среды; наличие   достаточных   гигиенических   навыков;   правильный   образ б неблагоприятные гигиенические факторы  учебная перегрузка в школе и дома;   воспитания;   нарушение режима дня; отсутствие   условий   для   правильной   организации   физического наличие вредных привычек; неблагоприятный психологический климат в семье и классе. Заключение. Движение   ­   фундамент   настоящего   и   будущего   здоровья   детей,   их гармонического физического развития. Это важнейшее условие и средство общего развития   ребенка,   формирования   его   психики,   способностей,   жизненной активности. Двигаясь,   ребенок   познает   окружающий   мир,   учится   любить   его   и целенаправленно   действовать   в   нем.   Движения   ­   первые   истоки   смелости, выносливости,   решительности   маленького   ребенка,   а   у   более   старших   детей   ­ форма проявления этих важных человеческих качеств. Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения,   развивают   опыт   поведения.   Ощущение   красиво   двигаться   приносит истинную радость и эстетическое удовольствие. Комплексы   упражнений   общеразвивающего   воздействия   с   применением различных пособий и предметов будут содействовать укреплению разных групп мышц и мышечного тонуса. В   процессе   обучения   элементам   спортивных   игр,   а   также   спортивным упражнениям   создается   особая   обстановка,   требующая   от   детей   умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определенным правилам, а также находить самостоятельно разные способы выполнения задания. Целесообразный   подбор   и   рациональное   использование   физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствует развитию   физических   качеств   и   творческих   способностей,   формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственно­волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этим решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»

«Условия повышения двигательной активности младших школьников в процессе физического воспитания»