Усложняем рисунок игры

  • Занимательные материалы
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы уже имеем представление о ритмическом рисунке. Теперь давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь, ничего страшного. Не такой он уж и более сложный. Мы раньше играли, в основном, одинаковыми длительностями. Но по теории проходили тему "Нота с точкой". Вот сейчас и разберемся с этими и точками, и нотами, и другими штучками-дрючками.
Иконка файла материала 1.docx
Усложняем рисунок игры Мы уже имеем представление о ритмическом рисунке. Теперь давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь, ничего страшного. Не такой он уж и более сложный. Мы раньше играли,   в   основном,   одинаковыми   длительностями.   Но   по теории   проходили   тему   "Нота   с   точкой".   Вот   сейчас   и разберемся с этими и точками, и нотами, и другими штучками­ дрючками. Напомню,   что   точка,   поставленная   с   правой   стороны   около ноты, увеличивает ее длительность наполовину. В упражнении как   раз   и   начинается   это   самое.   Стоит   четвертная   нота   с точкой. Говорим: "раз (естественно, одновременно с нажатием на клавишу), два..." и после слова "два" ударяем на следующую ноту.   То   есть   немного   задерживаемся.   Вот   и   все.   А   теперь пора слушать и учить. Новый урок, и опять про пастуха. Не потому, что меня тянет к этому виду профессии, а потому, что выучив эту пьеску, Вы узнаете   новенькое.   К   примеру,   изменение   ключа   в   партии правой руки. Напомню, что нота до первой октавы (пишется на первой   нижней   добавочной)   в   скрипичном   ключе   равна ноте до первой октавы (пишется на первой верхней добавочной)в   басовом   ключе.   Пьеса   богата   динамическими   оттенками.   крещендо ­ (crescendo) ­ постепенное   усиление Вспомним: звучности. Диминуэндо ­ (diminuendo) ­ постепенное ослабление звучности. Знак (фермата) означает, что данную ноту, аккорд или паузу (в моих произведениях мне больше всего нравятся паузы) надо выдержать несколько дольше, чем они написаны. Ну,   а   теперь,   после прослушивания,   можно   приступить   и   к разучиванию. При игре двумя руками партия левой руки была весьма легкой. А теперь давайте усложним. Конечно, ничего сверхсложного я Вам предлагать не буду, но чуть­чуть разнообразим. Послушать.Немного   теоретического   курса   (напоминаю,   что   подробнее смотрите в разделе "Теория"). Нота, напечатанная мелким шрифтом, называется форшлагом. Форшлаги прибавляются к основным звукам как украшение. В предлагаемой Вашему вниманию пьесе (как и в других, которые Вы   будете   играть)   форшлаг   следует   исполнять   за   счет предыдущей длительности.   играть   надо   по   возможности   больше. В   последнем   такте   записан   "непонятный"   знак.   Сейчас   мы быстренько   разберемся   и   с   ним,   а   потом   будем   уже   играть. Вообще,   Для вырабатывания   техники   и   навыков   игры.   Итак,   нарисована цифра "8" с пунктирной линией. Видите? Так вот, если такой знак Вы встретите над нотами (как и в данном упражнении), то на всем протяжении пунктирной линии ноты играются на октаву выше. Ну, а если под нотами... А вот угадайте с одного раза, что тогда делать надо. Послушайте. Два   этюда,   предлагаемых   Вашему   вниманию,   помогут   более свободно   ориентироваться   на   клавиатуре   обеим   рукам.Представьте, что Вы выступаете на сцене и красиво переносите руки   на   октаву   вверх   (вниз),   чтобы   зрители   по   достоинству оценили Ваше мастерство. Послушайте. Послушайте. Познакомимся (если еще не знакомы,  хотя мы проходили на "Уроках   теории")   с   таким   термином,   как   вольта.   Прошу   не пугаться   и   не   путать   с   электрическим   напряжением.   Итак, знак   назвается (правильно!) вольтой. Он означает, что вся пьеса, или ее часть, повторяется. При повторении не нужно играть нотный материал, расположенный под первой вольтой, а следует сразу переходить на вторую. Рассмотрим на примере "Менуэт" СПЕРОНТЕСА. Играем с самого начала, доходим до знака "реприза" (напомню, что это знак повторения), начинаем опять играть с самого начала, как только доигрываем до 1­ой вольты, сразу же "перескакиваем" ко второй. Вольт может быть и   больше,   в   зависимости   от   настроения   композитора.   Вотзахотел он, понимаете ли, повторить раз пять, но каждый раз с другим   окончанием   музыкальной   фразы.   Вот   и   получится   5 вольт.   Еще   вольты   бывают   "Для   повторения"   и   "Для окончания". В основном применяются такие вольты для песен (куплетов).   А   теперь   внимательно   рассмотрим   нотный   текст, мысленно отметим, что размер три четверти, при ключе один диез ­ фа. Составим "план игры", т.е. где и что повторим, и... вперед, друзья. Желающие могут прослушать миди­файлик. В пьесе Л.Моцарта Бурре отметим, что репризы (повторение части пьесы) есть, а вольт нет. Значит, повторяем каждую часть по   2   раза.   Соблюдайте   динамические   оттенки,   аппликатуру, legato и staccato. Послушать.