Мы уже имеем представление о ритмическом рисунке. Теперь давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь, ничего страшного. Не такой он уж и более сложный. Мы раньше играли, в основном, одинаковыми длительностями. Но по теории проходили тему "Нота с точкой". Вот сейчас и разберемся с этими и точками, и нотами, и другими штучками-дрючками.
Усложняем рисунок игры
Мы уже имеем представление о ритмическом рисунке. Теперь
давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь,
ничего страшного. Не такой он уж и более сложный. Мы раньше
играли, в основном, одинаковыми длительностями. Но по
теории проходили тему "Нота с точкой". Вот сейчас и
разберемся с этими и точками, и нотами, и другими штучками
дрючками.
Напомню, что точка, поставленная с правой стороны около
ноты, увеличивает ее длительность наполовину. В упражнении
как раз и начинается это самое. Стоит четвертная нота с
точкой. Говорим: "раз (естественно, одновременно с нажатием
на клавишу), два..." и после слова "два" ударяем на следующую
ноту. То есть немного задерживаемся. Вот и все. А теперь
пора слушать и учить.
Новый урок, и опять про пастуха. Не потому, что меня тянет к
этому виду профессии, а потому, что выучив эту пьеску, Вы
узнаете новенькое. К примеру, изменение ключа в партии
правой руки. Напомню, что нота до первой октавы (пишется на
первой нижней добавочной) в скрипичном ключе равна
ноте до первой октавы (пишется на первой верхней добавочной)в басовом ключе. Пьеса богата динамическими оттенками.
крещендо (crescendo) постепенное усиление
Вспомним:
звучности. Диминуэндо (diminuendo) постепенное ослабление
звучности. Знак (фермата) означает, что данную ноту, аккорд
или паузу (в моих произведениях мне больше всего нравятся
паузы) надо выдержать несколько дольше, чем они написаны.
Ну, а теперь, после прослушивания, можно приступить и к
разучиванию.
При игре двумя руками партия левой руки была весьма легкой.
А теперь давайте усложним. Конечно, ничего сверхсложного я
Вам предлагать не буду, но чутьчуть разнообразим.
Послушать.Немного теоретического курса (напоминаю, что подробнее
смотрите в разделе "Теория").
Нота, напечатанная мелким шрифтом, называется форшлагом.
Форшлаги прибавляются к основным звукам как украшение. В
предлагаемой Вашему вниманию пьесе (как и в других, которые
Вы будете играть) форшлаг следует исполнять за счет
предыдущей длительности.
играть надо по возможности больше.
В последнем такте записан "непонятный" знак. Сейчас мы
быстренько разберемся и с ним, а потом будем уже играть.
Вообще,
Для
вырабатывания техники и навыков игры. Итак, нарисована
цифра "8" с пунктирной линией. Видите? Так вот, если такой
знак Вы встретите над нотами (как и в данном упражнении), то
на всем протяжении пунктирной линии ноты играются на октаву
выше. Ну, а если под нотами... А вот угадайте с одного раза, что
тогда делать надо.
Послушайте.
Два этюда, предлагаемых Вашему вниманию, помогут более
свободно ориентироваться на клавиатуре обеим рукам.Представьте, что Вы выступаете на сцене и красиво переносите
руки на октаву вверх (вниз), чтобы зрители по достоинству
оценили Ваше мастерство.
Послушайте.
Послушайте.
Познакомимся (если еще не знакомы, хотя мы проходили на
"Уроках теории") с таким термином, как вольта. Прошу не
пугаться и не путать с электрическим напряжением. Итак,
знак
назвается (правильно!) вольтой. Он означает, что
вся пьеса, или ее часть, повторяется. При повторении не нужно
играть нотный материал, расположенный под первой вольтой, а
следует сразу переходить на вторую. Рассмотрим на примере
"Менуэт" СПЕРОНТЕСА. Играем с самого начала, доходим до
знака "реприза" (напомню, что это знак повторения), начинаем
опять играть с самого начала, как только доигрываем до 1ой
вольты, сразу же "перескакиваем" ко второй. Вольт может быть
и больше, в зависимости от настроения композитора. Вотзахотел он, понимаете ли, повторить раз пять, но каждый раз с
другим окончанием музыкальной фразы. Вот и получится 5
вольт. Еще вольты бывают "Для повторения" и "Для
окончания". В основном применяются такие вольты для песен
(куплетов). А теперь внимательно рассмотрим нотный текст,
мысленно отметим, что размер три четверти, при ключе один
диез фа. Составим "план игры", т.е. где и что повторим, и...
вперед, друзья. Желающие могут прослушать мидифайлик.
В пьесе Л.Моцарта Бурре отметим, что репризы (повторение
части пьесы) есть, а вольт нет. Значит, повторяем каждую часть
по 2 раза. Соблюдайте динамические оттенки, аппликатуру,
legato и staccato. Послушать.