"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"
Оценка 5

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

Оценка 5
Работа в классе
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
22.04.2017
"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"
Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.
Успех Как создать ситуацию успеха для ученика.doc
«Создание ситуации успеха ученика в учебной деятельности» «Счастливого человека может  воспитать только счастливый  человек» Цель: обучение педагогов приемам профессионального поведения,  направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке Задачи: ­ информирование педагогов о психолого­педагогической сущности ситуации  успеха, способах усиления мотивации достижения успеха учащимися; ­ инициирование профессиональной активности педагогов, использование их  педагогического опыта; ­ проектирование позитивных программ действий для создания ситуаций  успеха на уроке; ­ развитие навыков сотрудничества. Вступительное слово. Организационный момент.  Музыкальное приветствие, создание благоприятной обстановки. «Добрый день, уважаемые коллеги! Для того чтобы начать работу, послушайте, пожалуйста,  притчу. Притча (сотрудничество). Жил­был один монах. И в течение большей части своей жизни он пытался  выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и  ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных  раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад. Осмотрелся он кругом и видит:  сидят люди перед котлом с едой. Но какие­то изможденные и голодные.  Присмотрелся он получше ­ у каждого в руках ложка с длиннющей ручкой.  Зачерпнуть из котла они могут, а в рот никак не попадут. Вдруг подбегает к  монаху местный служащий (судя по всему черт) и кричит: ­ Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай. Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду.  Котлы с едой, люди с ложками с длиннющими  ручками. Но все веселые и  сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими же ложками кормят друг  друга. Поэтому, чтобы у нас с вами не получилось как в старой притче, я  предлагаю принять определенные правила. Для того чтобы легко работалось, берем с собой в дорогу хорошее  настроение. Но, для начала, давайте познакомимся.           Разминка "Имя ­ качество". Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно  обращаться. К имени придумать качество (например, Катя ­ красивая). Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с  нежеланием учащихся идти в школу, выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в  школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и  рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и  одноклассников. Крушение этого оптимизма – самая серьезная проблема  обучения. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом  школа и ее методы обучения? Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при  помощи чего?  На эти и другие вопросы искали ответ не только наши  современники, но педагоги прошлых лет. Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к  учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть  вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной  деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего  мира, а учебное заведение стать школой радости. Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и  педагог так же убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку.  Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на  успех в жизни. Уважаемые коллеги! Я  прошу Вас ответить на анкету «Незаконченное  предложение».  Закончите предложение. Начиная урок, я произношу слова:  __________________________________________________________________ Ученик не работает на уроке. Я ему говорю:  ______________________________________________________ Перед музыкальной викториной  обычно я говорю:  __________________________________________________________________ По моему мнению, на эффективность урока влияет:  ____________________________________________________________ Выделяют несколько основных типов ситуаций успеха: 1. Неожиданная радость. 2. Общая радость. 3. Радость познания. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что  результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической  точки зрения неожиданная радость – это результат продуманной,  подготовленной деятельности. Приемами “неожиданной” радости являются:  «Даю шанс», «Лестница», «Исповедь» и др.   Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно  вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического  самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.  Прием “Лестница” или “Встань в строй” Прием “Даю шанс” Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает  возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные  возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит,  правильно его оценит, сумеет его материализовать. Следующий тип ситуации успеха это общая радость. Игра “Волшебный стул”. В  дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное,  видят достоинства друг друга. Давайте поучимся замечать положительное у  своих друзей. А поможет вам в этом “волшебный стул”.  На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как  только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его  достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза:  называют качества (умный, добрый, внимательный...); дают поведенческие  характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой...);  говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы. Эти  упражнения помогают детям обрести уверенность в себе, позволяют осознать  себя как носителя достоинств, изменяют положение ребенка в классе,  переориентируют внимание детей с “недостатков” на “достоинства”). Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя  реакции класса. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной,  заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции  классного коллектива, которые дают возможность ученику почувствовать  себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на  успех члена своего коллектива. Прием “Следуй за нами” Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему  возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил.  Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом  пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий. Прием “Эмоциональный всплеск”  Главная роль отведена учителю. Слова его экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребенку, создать  ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в  каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством  слово учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге  формируется вера в себя, вера в успех. Последним типом ситуации успеха является радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового,  сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична.  Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания  не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин.  Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и есть  предмет заботы учителя, формирующего радость познания. Прием “Эврика” Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя  учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему  неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный  результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять  в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески  поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи,  вдохновить на их решение.  Нужно помнить, что: – успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку  возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока  достичь не удается; – ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного,  что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на  завтрашнюю радость; – ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Прием “Линия горизонта” Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир  неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не  считаясь с трудностями, неудачами. У него будет формироваться  уважительное отношение к возможностям человеческого разума. Если учитель делает учеников свидетелями своих раздумий, если он  показывает движение своих мыслей в решении каких­то поставленных  проблем, если он подводит ученика к тому рубежу, у которого они могут  сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного“озарения”,  значит он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный  ученик может почувствовать себя творческой личностью. Важно искать новые пути, пускай неожиданные, противоречивые на первый взгляд: Вывод: ­ Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию  для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает  уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого,  можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во  время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это  должно быть чем­то большим, нежели несколько фраз, которые всё время  повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения  ребёнка. Просим Вас привести 20­25 возможных вариантов (способов) сказать  ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо  работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!» Подведение итогов Успех­ это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что  результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием.  В  результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности,  меняется уровень самооценки, самоуважения. Умение создавать ситуации успеха в учебно­познавательном процессе  основано на сотрудничестве  ребенка и учителя.  В процессе взаимодействия учитель формирует у школьника положительную  « Я­Концепцию».  Для этого необходимо: видеть в каждом уникальную личность, уважать её, понимать, верить в неё  («Все дети талантливы»); создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки,  доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносила  ребенку радость; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять  их, не нанося ущерба достоинству («Ребенок хорош, плох его поступок»);  помогать детям реализовать себя в деятельности («В каждом ребенке ­ чудо,  ожидай его»).  Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только  счастливый человек». А можно сказать и так: «Успех школьнику создает  учитель, который сам переживает радость успеха».  Вот и подошел к концу наш мастер­класс.  Уважаемые коллеги! Существует много способов поддержать ученика во  время выполнения заданий на уроке. Эта поддержка нужна постоянно. И это  должно быть чем­то большим, нежели несколько фраз, которые всё время  повторяются: «хорошо», «очень хорошо», «отлично». Искренность,  творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения  ребёнка. Просим Вас привести 20­25 возможных вариантов (способов) сказать  ученику: «Ты молодец! Отлично!» Например: «Продолжай также хорошо  работать», «это достижение! Я ценю то, что ты сделал!» Чтобы не уйти с мастер­класса с пустыми руками, я дарю вам  перечень  рекомендаций по управлению  успехом на уроке. Благодарю вас за желание  работать,  общаться, делиться опытом.   Упражнение: «Ресурсный мешочек» Мне тоже хочется, чтобы вы всегда помнили,  что у каждого человека есть его собственный внутренний ресурс.  Он помогает нам выстоять в трудную  минуту, найти силы, когда кажется, что уже ничего не получится. Подумайте каждый для себя: что это может быть?  Чтобы не забыть, что этот ресурс действительно существует, я приготовила  для вас ресурсный мешочек. Пусть этот талисман напоминает вам о вашем  внутреннем человеческом потенциале.   По кругу передается мешочек с мелкими бусинками и ракушками.  Каждый  по очереди вынимает из мешочка талисман на память. Для группового обсуждения мнений и принятия какого­либо решения  рекомендуем соблюдать следующие правила: обязательное участие каждого в работе группы на протяжении всего занятия; откровенность и доброжелательность в общении; «Работаем без погон», то есть все равны в общении без учета заслуг, знаний и  педагогического стажа; четко и ясно выражайте свои мысли, стремитесь «сделать себя понятным»   себе и другим; помните, что каждый участник ответственен за результат работы всей группы, а группа – за каждого. ПАМЯТКИ:  «Успех школьнику создает учитель, который сам переживает радость  успеха» Создание ситуации успеха на уроке музыки: Первое обязательное условие:   Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего  урока. Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание  друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие  жесты. Снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к  реализации поставленной задачи. Авансировать успех – значит объявить о  положительных результатах до того, как они получены. Данная операция  увеличивает меру уверенности в себе ребёнка, повышает активность и его  свободу. (Приём персональной исключительности, основанием служит любое  соответствующее предлагаемой деятельности достоинство школьника:  физическая сила, чёткость мышления, оригинальность восприятия, хорошая  память, находчивость и т. п.)  Высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради  чего? Зачем? Мотив – сильнейший механизм. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция  деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного  образа предстоящей деятельности, и пути её выполнения. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение,  собранное в яркий фокус: «За дело! Приступаем!» Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие  реплики или мимические жесты). Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится  «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы. Прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”. Главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт,  вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления  помочь ребенку, создать ситуацию успеха. Колоссальный интеллектуальный  потенциал скрывается в каждом ученике, если найти способ воспламенить  этот заряд, высвободить его энергию, превратить в цепную реакцию, где  пропитанное горячим чувством слово учителя рождает усилие, усилия  рождают мысль, а мысль расщепляется на знание и ответное чувство  признательности.  В конечном итоге формируется вера в себя, вера в успех. Прием  “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся  неправильно. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор  потенциал интеллектуальных эмоционально­волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные  самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.  Девиз этого приема: “Чем  ярче личность, тем ярче коллектив” Прием « Формирование положительной "Я"­ концепции» у  школьников. Положительная "Я"­ концепция (я нравлюсь себе и другим, я многое могу)  способствует успеху, отрицательная (я не нравлюсь, не способен) ­ мешает  успеху ухудшает результаты, приводит к изменению личности в  отрицательную сторону.   Прием «Авансирование». Расскажите более подробно о том, в чем состоит авансирование,  особенно для неуверенных, сомневающихся в себе детей. Речь идет о тех  случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной  или контрольной работе, предстоящей проверке знаний. Предупреждает не  просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий  контроль. Прием  "Холодный душ". На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды  подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда ухудшается. Такие ученики очень эмоциональны,  активно реагируют на успехи и неудачи, оценки переживают бурно. Как  правило, они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова  пята этих школьников ­ быстрое привыкание к успеху, девальвация радости,  превращение уверенности в себе в самоуверенность. Прием  "Эврика". Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать  условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для  себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее  возможности. Он должен получить интересный результат, стимулирующий  познание. Прием  "Эмоциональное поглаживание". Учитель с легкостью раздает комплименты. На уроке много раз говорит  "молодец", тридцать раз ­ "умница" и раз десять: "Ребятки, я горжусь вами!". Успехов Вам и Вашим ученикам!

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"

"Успех. Как создать ситуацию успеха для ученика?"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2017