"Формы и методы работы с одаренными детьми"
Оценка 4.9

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
11.01.2017
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
Обобщение опыта и анализ современной практики работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях. В данной работе представлены формы и методы работы с детьми разного вида одаренности; основные цели и задачи данного направления педагогической деятельности; модель одаренного ребенка и модель профессионализма учителя.Данный материал содержит аспекты подготовки педагогов к работе с одаренными детьми, способы выявления детей разного вида одаренности и этапы реализации программы по работе с одаренными детьми.
Программа Одарённые дети. Александрова С.Н..doc
Концепция работы с одарёнными детьми           Такие психологические особенности личности, как развитый интеллект, высокий   уровень   креативных   возможностей,   активная   познавательная потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одарёнными.       У них отличная память, способность классифицировать информацию и успешно реализовывать в повседневной жизни приобретенный ранее опыт. Одаренные   дети   умеют   пользоваться   накопленными   знаниями,   имеют большой   словарный   запас,   используют   в   речи   сложные   синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют  математические способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна.          Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, одаренные дети обладают ярким   воображением,   чувством   юмора   постоянно   пытаются   решать проблемы,  которые им пока « не по зубам»; кроме того, эмоциональность таких   детей   порождает   различные   страхи,   они   очень   эгоцентричны   в толковании   событий   и   явлений   и   это   нередко   вызывает   проблемы     в общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у всех разное.           В дальнейшем основным структурным   компонентом одаренности и творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она обеспечивает   постоянную     открытость   ребенка   новому,   выражается   в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов   и   проблем,     стремлении   к   исследовательской   творческой деятельности.         Оригинальность   составляет   непременный   структурный   элемент   одаренности.   Она   выражает     степень   непохожести,   нестандартности, неожиданности   предлагаемого   решения   среди   других   «   стандартных» решений.     Общая   одаренность   выражается   в   более   «   быстром» обнаружении решения. Одарённые дети: ­ как   правило,   проявляют   большую   активность   и   всегда   чем   –   либо заняты.   Занимают   себя   делами,   которые   иногда   не   относятся непосредственно к уроку; ­ настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную и информацию; ­ благодаря   многочисленным   умениям   они   способны   лучше   других заниматься самостоятельной  деятельностью; ­ они   умеют   критически   рассматривать   окружающую   их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений; ­ умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно ­ найти новые источники информации;   некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.  Условно можно выделить три категории одарённых детей: 1 категория   Дети, с необыкновенно высоким общим уровнем   умственного развития   (такие   дети чаще   встречаются   в младшем   школьном возрасте) 2 категория 3 категория       признаками Дети с умственной специальной одарённости   –   одарённости   в определённой   области   науки   учащиеся   (такие чаще обнаруживаются в   подростковом возрасте)   Учащиеся, не достигающие   по   каким либо причинам успехов в учении,   но   обладающие яркой   познавательной активностью, оригинальностью психического   незаурядными умственными   резервами (возможности таких учащихся   раскрываются в   старшем   школьном возрасте) склада,   Создание   условий   для   оптимального   развития   одарённых   детей, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная   надежда   на   дальнейший   качественный   скачок   в   развитии   их способностей,   является   одним   из   главных   направлений   работы образовательного учреждения. В   работе   с   этой   категорией   учащихся   образовательное   учреждение руководствуется:  Принципом индивидуализации обучения;  Принципом   свободы   выбора   учащимся   дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;  Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;  Принципом   максимального   разнообразия   представляемых возможностей;  Принципом особого внимания к проблеме межличностных связей в индивидуальной работе с учащимися;  Принципом создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога. Стратегические задачи по осуществлению деятельности: 1. Координация и активизация  работы школы с одаренными и способными  детьми  на основе обеспечения единой системы исследования природы и  развития одаренности. 2. Повсеместное проведение диагностических обследований детей на  выявление одаренных и способных детей, определение их творческого  потенциала, интересов и способностей (на всех  ступенях обучения).  3.Составление банка данных об одаренных детях,  прогнозирование их  развития. 4. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала  одаренных детей на основе дифференцированного обучения их в различных  образовательных областях, художественного творчества;  совершенствования  традиционных и внедрения в образовательный процесс современных  педагогических  технологий, методик.  5. Создание необходимых условий для дифференцированного обучения  всех одаренных детей. 6. Определение комплекса мер, обеспечивающих поддержку и  стимулирование активной деятельности одаренных и способных  детей, а также  специалистов, работающих с ними. Основные цели и задачи Цель:     создать   условия   для   выявления,   поддержки   и   развития     одаренных   детей,   их самореализации,  профессионального самоопределения в соответствии со способностями. Задачи создание системы работы с одаренными  детьми осуществление социальной защиты одаренных  детей развитие спектра образовательных  услуг,  удовлетворяющих потребности, интересы детей подготовка и повышение квалификации кадров по  работе с одаренными детьми методическое  и информационное   сопровождение  процесса развития  одаренных детей  Организация и функционирование научного  общества учащихся «Поиск» Условия реализации программы Школа должна давать  качественное современное  образование; Школа, где хорошо учат по всем  предметам, а по окончании  школы  дети легко поступают в ВУЗы ; Требования В  школе  должны  быть  порядок  и  дисциплина,  должны  преподавать  высококвалифицированные    творческие педагоги;   и    Родители  образовательными  школы; удовлетворены  услугами  уважают  В  школе  личность  ребенка,  с  ним  занимаются  не  только  на  уроках,  но  в  системе  дополнительного образования;   Материально­техническое  оснащение школы Требования к учителю Учитель должен быть: способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; творческим; ­ ­ профессионально грамотным; ­ ­ интеллигентным, нравственным и эрудированным; ­ ­ ­ ­ умеющим развивать компенсаторные способности учащихся владеть современными образовательными технологиями;  умелым организатором учебно–воспитательного процесса; владеть компетентностным подходом к обучению; Учителю характерны:  желание работать нестандартно;  поисковая активность;  знание психологии одаренных детей;  готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми;  признание системы работы с одарёнными учащимися  является одним из приоритетных направлений в работе;  стремление к интеллектуальному совершенствованию  создание   на   уроке   и   во   внеурочной   деятельности   доверительных межличностных отношений;   признание прав учащегося на ошибку,   обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности. Модель профессионализма учителя Основные показатели профессиональной компетентности учителя:  специально   –   профессиональные   знания,   их   соответствие   объему, структуре,   характеру,   требованиям   профессиональности   на   современном уровне   развития   науки,   техники,   культуры.     Конкретное   создание   знаний будет зависеть от специальности, уровень их и объем от категории: чем выше уровень профессионализма, тем выше компетентность учителя, и наоборот, чем выше уровень компетентности, тем  более эффективную деятельность он может осуществлять в своей профессиональной области.  психолого­педагогические   знания   –   это   сведения   из   педагогики   и психологии   о   сущности   труда   учителя,   об   особенностях   подготовительной деятельности   и   общения   личности   учителя,   о   психологическом   развитии учащихся, их возрастных особенностях и др.   психолого­педагогические   умения   –   способность   психологически грамотно   осуществлять   взаимодействие   на   учащихся   с   целью   достижения определенного педагогического результата, реализации знаний. Модель одаренного ребенка  личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;  личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации,   осуществлять   поисковую   деятельность,   проводить исследования,   рефлексию   деятельности,   владеющая   средствами   и способами исследовательского труда;  личность,   способная   осуществить   самостоятельно     продуктивную деятельность;  личность,   способная   реализовать   в   жизни   «Я   –   концепцию», способная к саморазвитию, самопознанию и самоизменению;  личность,   обладающая   разносторонним   интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;  личность,   руководствующаяся   в   своей   жизнедеятельности общечеловеческими   ценностями   и   нормами,     воспринимающая   и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;  личность,   готовая   к   осознанному   выбору   и   освоению профессиональных   образовательных   программ   отдельных   областей знаний   с   учетом   склонностей,   сложившихся   интересов   и индивидуальных возможностей; Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми: 1 Знакомство учителей с научными данными о психологических   особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с  одарёнными детьми через:  проведение педагогических советов, семинаров, круглых  столов и т.д. по данной проблеме;  обучение на курсах повышения квалификации;  систематический обзор литературы  по данному направлению 2 Подбор материалов и инструментария для выявления возможности  работы педагогов с одарёнными детьми 3 4 Коррекционно–развивающая работа в форме лекционных занятий,  деловых игр, социально – психологических консультаций, тренинги  Выявление достоверно значимых изменений в личностной,  коммуникативной, эмоциональной, профессиональной сфере  педагогов, непосредственно связанных с процессом межличностного  взаимодействия с одарёнными и способными детьми 5 Разработка программы действий по результатам  проделанной  работы.  Диагностика педагогических затруднений в области межличностного  взаимодействия с одаренными учащимися. Выявление основных затруднений педагогов, их классификация. Этапы выявления «Одаренных детей» Начальная школа (1 – 4 классы) Основная школа (организация работы гимназических классов) 9 класс – предпрофильное подготовка Профильное обучение (10 – 11 классы) Формы работы с одаренными учащимися  творческие мастерские;  групповые   занятия   по   параллелям   классов   с   сильными учащимися;  Факультативы,   элективные   курсы,   индивидуально­групповые занятия;  Организация учебно­исследовательской деятельности;  Функционирование НОУ «Поиск»;  Участие в интеллектуальных конкурсах, марафонах, предметных олимпиадах,   научно­практических   конференциях   различного уровня;  организация летних профильных отрядов;  сотрудничество с другими школами, ВУЗами.                              Этапы реализации программы  1 этап: прогнозно ­  методологический  Мониторинг одаренности Создание:  банка данных по одаренным детям;  банка творческих работ учащихся;  банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;  рекомендаций по работе с одаренными детьми. Организация:  внеклассной работы по предмету;  деятельности научного общества. 2 этап: деятельностный  Апробация учебных программ для детей повышенного  образовательного уровня.  Продолжение работы по выявлению одаренных и способных детей на ранних этапах обучения.  Организация системы учебно­исследовательской деятельности  учащихся.  Внедрение метода проектов.  Переход на систему портфолио.  Проведение выставок детского творчества.  Представление  опыта работы по технологиям  интеллектуального  развития. 3 этап: завершающий   Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными  детьми.  Выпуск методического пособия  «Опыт работы с одаренными  детьми».  Внедрение в практику работы интеллектуального  рейтинга  учащихся. Ожидаемые результаты:  Обеспечение   общеобразовательной   подготовки   высокого   уровня, способствующей   развитию   целостного   миропонимания   и   высокого уровня компетентности в различных областях знания в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.  Увеличение числа одаренных детей.  Совершенствование   системы   работы   с   одаренными   и   способными детьми, создание условий для ее устойчивого существования.  Повышение   качественных   показателей   обученности   школьников   в образовательном учреждении в целом.  Поэтапное формирование исследовательской культуры учащихся.  Формирование познавательного интереса учащихся.  Формирование  умений самостоятельной работы. Литература 1. Азаров   Ю.   Ускоренное   выявление   и   развитие   детских   дарований   // Воспитание школьников.­ 20009.­ №1.­ с.25­31. 2. Антонова   Е.Е.   Педагогическая   креативность   как   ведущий   компонент структуры педагогической одаренности // Завуч. Управление современной школой.­ 2009.­№5.­ с.117­124. 3. Барбитова   А.Д.   Проблема   одаренности:   от   теории   к   практике// Управление современной школой. Завуч для администрации школ.­ 2009.­ №12.­с.23­30. 4. Галянт   И.   О   проблемах   художественной   одаренности   дошкольников// воспитание.­ 2009.­№7.­ с.31­38. 5. Генералова   Н.С.   Методы   работы   с   одаренными   детьми   в   условиях общеобразовательной   школы   //Управление   современной   школой.   Завуч для администрации школ.­ 2009.­ №5.­ с.117­124. 6. Дворжецка   Л.В.   Выявление   и   развитие   креативных   способностей учащихся// Управление современной школой. Завуч для администрации школ.­ 2009.­ №8.­ с.78­81.

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"

"Формы и методы работы с одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017