Обобщение опыта и анализ современной практики работы с одаренными детьми в образовательных учреждениях. В данной работе представлены формы и методы работы с детьми разного вида одаренности; основные цели и задачи данного направления педагогической деятельности; модель одаренного ребенка и модель профессионализма учителя.Данный материал содержит аспекты подготовки педагогов к работе с одаренными детьми, способы выявления детей разного вида одаренности и этапы реализации программы по работе с одаренными детьми.
Программа Одарённые дети. Александрова С.Н..doc
Концепция работы с одарёнными детьми
Такие психологические особенности личности, как развитый интеллект,
высокий уровень креативных возможностей, активная познавательная
потребность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать
одарёнными.
У них отличная память, способность классифицировать информацию и
успешно реализовывать в повседневной жизни приобретенный ранее опыт.
Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, имеют
большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические
конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и
интеллектуальные игры. У некоторых детей доминируют математические
способности, подавляющие интерес к чтению. Одаренные дети обладают
повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в
сфере, которая им интересна.
Психологический аспект: у одаренных детей сильно развито чувство
справедливости, личностные системы ценностей, одаренные дети обладают
ярким воображением, чувством юмора постоянно пытаются решать
проблемы, которые им пока « не по зубам»; кроме того, эмоциональность
таких детей порождает различные страхи, они очень эгоцентричны в
толковании событий и явлений и это нередко вызывает проблемы в
общении со сверстниками, т.к. они не понимают, что восприятие мира у
всех разное.
В дальнейшем основным структурным компонентом одаренности и
творческого развития талантливого ребенка становится проблемность. Она
обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в
поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых
вопросов и проблем,
стремлении к исследовательской творческой
деятельности.
Оригинальность составляет непременный структурный элемент
одаренности. Она выражает
степень непохожести, нестандартности,
неожиданности предлагаемого решения среди других « стандартных»
решений.
Общая одаренность выражается в более « быстром»
обнаружении решения.
Одарённые дети:
как правило, проявляют большую активность и всегда чем – либо
заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся
непосредственно к уроку;
настойчиво преследуют поставленные перед ними цели. Хотят знать все
более подробно и требуют дополнительную и информацию; благодаря многочисленным умениям они способны лучше других
заниматься самостоятельной деятельностью;
они умеют критически рассматривать окружающую их
действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;
умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно
найти новые источники информации;
некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют
много времени.
Условно можно выделить три категории одарённых детей:
1 категория
Дети, с необыкновенно
высоким
общим
уровнем умственного
развития (такие дети
чаще встречаются в
младшем школьном
возрасте)
2 категория
3 категория
признаками
Дети
с
умственной
специальной
одарённости – одарённости в
определённой области науки
учащиеся
(такие
чаще
обнаруживаются
в
подростковом возрасте)
Учащиеся,
не
достигающие по каким
либо причинам успехов в
учении, но обладающие
яркой познавательной
активностью,
оригинальностью
психического
незаурядными
умственными резервами
(возможности
таких
учащихся раскрываются
в старшем школьном
возрасте)
склада,
Создание условий для оптимального развития одарённых детей,
включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть ещё не
проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть
серьёзная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их
способностей, является одним из главных направлений работы
образовательного учреждения.
В работе с этой категорией учащихся образовательное учреждение
руководствуется:
Принципом индивидуализации обучения;
Принципом свободы выбора учащимся дополнительных
образовательных услуг, помощи, наставничества;
Принципом возрастания роли внеурочной деятельности;
Принципом максимального разнообразия представляемых
возможностей; Принципом особого внимания к проблеме межличностных связей в
индивидуальной работе с учащимися;
Принципом создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии педагога.
Стратегические задачи по осуществлению деятельности:
1. Координация и активизация работы школы с одаренными и способными
детьми на основе обеспечения единой системы исследования природы и
развития одаренности.
2. Повсеместное проведение диагностических обследований детей на
выявление одаренных и способных детей, определение их творческого
потенциала, интересов и способностей (на всех ступенях обучения).
3.Составление банка данных об одаренных детях, прогнозирование их
развития.
4. Максимальное развитие способностей и творческого потенциала
одаренных детей на основе дифференцированного обучения их в различных
образовательных областях, художественного творчества; совершенствования
традиционных и внедрения в образовательный процесс современных
педагогических технологий, методик.
5. Создание необходимых условий для дифференцированного обучения
всех одаренных детей.
6. Определение комплекса мер, обеспечивающих поддержку и
стимулирование активной деятельности одаренных и способных детей, а также
специалистов, работающих с ними.
Основные цели и задачи
Цель: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их
самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Задачи
создание системы работы с одаренными
детьми
осуществление социальной защиты одаренных
детей
развитие спектра образовательных услуг,
удовлетворяющих потребности, интересы детей
подготовка и повышение квалификации кадров по
работе с одаренными детьми
методическое и информационное сопровождение
процесса развития одаренных детей
Организация и функционирование научного
общества учащихся «Поиск» Условия реализации программы
Школа должна давать
качественное современное
образование;
Школа, где хорошо учат по всем
предметам, а по окончании школы
дети легко поступают в ВУЗы ;
Требования
В школе должны быть порядок и
дисциплина, должны преподавать
высококвалифицированные
творческие педагоги;
и
Родители
образовательными
школы;
удовлетворены
услугами
уважают
В школе
личность
ребенка, с ним занимаются не
только на уроках, но в системе
дополнительного образования;
Материальнотехническое
оснащение школы
Требования к учителю
Учитель должен быть:
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
творческим;
профессионально грамотным;
интеллигентным, нравственным и эрудированным;
умеющим развивать компенсаторные способности учащихся
владеть современными образовательными технологиями;
умелым организатором учебно–воспитательного процесса;
владеть компетентностным подходом к обучению;
Учителю характерны:
желание работать нестандартно;
поисковая активность;
знание психологии одаренных детей;
готовность педагога к сотрудничеству в работе с одаренными детьми;
признание системы работы с одарёнными учащимися является одним из
приоритетных направлений в работе; стремление к интеллектуальному совершенствованию
создание на уроке и во внеурочной деятельности доверительных
межличностных отношений;
признание прав учащегося на ошибку,
обсуждение с учащимися целей и задач совместной деятельности.
Модель профессионализма учителя
Основные показатели профессиональной компетентности учителя:
специально – профессиональные знания, их соответствие объему,
структуре, характеру, требованиям профессиональности на современном
уровне развития науки, техники, культуры. Конкретное создание знаний
будет зависеть от специальности, уровень их и объем от категории: чем выше
уровень профессионализма, тем выше компетентность учителя, и наоборот,
чем выше уровень компетентности, тем более эффективную деятельность он
может осуществлять в своей профессиональной области.
психологопедагогические знания – это сведения из педагогики и
психологии о сущности труда учителя, об особенностях подготовительной
деятельности и общения личности учителя, о психологическом развитии
учащихся, их возрастных особенностях и др.
психологопедагогические умения – способность психологически
грамотно осуществлять взаимодействие на учащихся с целью достижения
определенного педагогического результата, реализации знаний.
Модель одаренного ребенка
личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной
ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить
исследования, рефлексию деятельности, владеющая средствами и
способами исследовательского труда;
личность, способная осуществить самостоятельно продуктивную
деятельность; личность, способная реализовать в жизни «Я – концепцию»,
способная к саморазвитию, самопознанию и самоизменению;
личность,
обладающая
разносторонним
интеллектом,
компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
личность,
руководствующаяся в своей жизнедеятельности
общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и
другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора,
самовыражения;
личность,
готовая к осознанному выбору и освоению
профессиональных образовательных программ отдельных областей
знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и
индивидуальных возможностей;
Подготовка педагогов к работе с одаренными детьми:
1
Знакомство учителей с научными данными о психологических
особенностях и методических приёмах, эффективных при работе с
одарёнными детьми через:
проведение педагогических советов, семинаров, круглых
столов и т.д. по данной проблеме;
обучение на курсах повышения квалификации;
систематический обзор литературы по данному направлению
2 Подбор материалов и инструментария для выявления возможности
работы педагогов с одарёнными детьми
3
4
Коррекционно–развивающая работа в форме лекционных занятий,
деловых игр, социально – психологических консультаций, тренинги
Выявление достоверно значимых изменений в личностной,
коммуникативной, эмоциональной, профессиональной сфере
педагогов, непосредственно связанных с процессом межличностного
взаимодействия с одарёнными и способными детьми 5
Разработка программы действий по результатам проделанной
работы.
Диагностика педагогических затруднений в области межличностного
взаимодействия с одаренными учащимися.
Выявление основных затруднений педагогов, их классификация.
Этапы выявления «Одаренных детей»
Начальная школа (1 – 4 классы)
Основная школа (организация работы гимназических классов)
9 класс – предпрофильное подготовка
Профильное обучение (10 – 11 классы)
Формы работы с одаренными учащимися
творческие мастерские;
групповые занятия по параллелям классов с сильными
учащимися;
Факультативы, элективные курсы, индивидуальногрупповые
занятия;
Организация учебноисследовательской деятельности;
Функционирование НОУ «Поиск»;
Участие в интеллектуальных конкурсах, марафонах, предметных
олимпиадах, научнопрактических конференциях различного
уровня; организация летних профильных отрядов;
сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Этапы реализации программы
1 этап: прогнозно методологический
Мониторинг одаренности
Создание:
банка данных по одаренным детям;
банка творческих работ учащихся;
банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
рекомендаций по работе с одаренными детьми.
Организация:
внеклассной работы по предмету;
деятельности научного общества.
2 этап: деятельностный
Апробация учебных программ для детей повышенного
образовательного уровня.
Продолжение работы по выявлению одаренных и способных детей на
ранних этапах обучения.
Организация системы учебноисследовательской деятельности
учащихся.
Внедрение метода проектов.
Переход на систему портфолио.
Проведение выставок детского творчества.
Представление опыта работы по технологиям интеллектуального
развития. 3 этап: завершающий
Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными
детьми.
Выпуск методического пособия «Опыт работы с одаренными
детьми».
Внедрение в практику работы интеллектуального рейтинга
учащихся.
Ожидаемые результаты:
Обеспечение общеобразовательной подготовки высокого уровня,
способствующей развитию целостного миропонимания и высокого
уровня компетентности в различных областях знания в соответствии
с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.
Увеличение числа одаренных детей.
Совершенствование системы работы с одаренными и способными
детьми, создание условий для ее устойчивого существования.
Повышение качественных показателей обученности школьников в
образовательном учреждении в целом.
Поэтапное формирование исследовательской культуры учащихся.
Формирование познавательного интереса учащихся.
Формирование умений самостоятельной работы.
Литература
1. Азаров Ю. Ускоренное выявление и развитие детских дарований //
Воспитание школьников. 20009. №1. с.2531.
2. Антонова Е.Е. Педагогическая креативность как ведущий компонент
структуры педагогической одаренности // Завуч. Управление современной
школой. 2009.№5. с.117124.
3. Барбитова А.Д. Проблема одаренности: от теории к практике//
Управление современной школой. Завуч для администрации школ. 2009.
№12.с.2330.
4. Галянт И. О проблемах художественной одаренности дошкольников//
воспитание. 2009.№7. с.3138. 5. Генералова Н.С. Методы работы с одаренными детьми в условиях
общеобразовательной школы //Управление современной школой. Завуч
для администрации школ. 2009. №5. с.117124.
6. Дворжецка Л.В. Выявление и развитие креативных способностей
учащихся// Управление современной школой. Завуч для администрации
школ. 2009. №8. с.7881.
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
"Формы и методы работы с одаренными детьми"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.