Материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе.
Категория: Русский язык
Презентации и КИМы для подготовки к собеседованию. Критерии и схемы оценивания ответов учащихся на собеседовании.Устная часть по русскому языку состоит из четырёх заданий.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку –
2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 3 предлагается выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.
Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – 15 минут.
На протяжении всего времени ответа ведётся аудио- и видеозапись.
Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорить ясно и чётко, не отходить от темы и следовать предложенному плану ответа. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.Собеседование по русскому языку в 9 классе.(апрель)
ВАРИАНТ 1
1. Задание
1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии.
Это Михаил Васильевич Ломоносов (17111765) первый русский
ученый.
Выразительно прочитайте текст о М.В.Ломоносове вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
основателем университета,
Михаил Васильевич Ломоносов родился в 1711 году в деревне
Денисовка ( ныне село Ломоносово),близ Холмогор, около
Архангельска. В 19 лет без ведома отца ушел из дому и поступил в
Славяногреко латинскую академию. Этот упрямо стремившийся к
знаниям сын государственного крестьянина стал выдающимся ученым,
академиком,
государственным и
общественным деятелем, великим просветителем. С него, со знаменитой
ломоносовской строки «Восторг внезапный ум пленил», начинается
история новой русской поэзии. «Ломоносов стоит впереди наших
поэтов, как вспупленье впереди книги», верно сказал Н. В. Гоголь.
Пушкин верно заметил, что Ломоносов прежде всего был великим
ученым и просветителем и что поэзия для него имела чисто служебное ,
прикладное значение. Но именно поэтому будущий поэт изучал
искусство поэзии Германии и стал по возвращении реформатором
русского стиха, написав в 1739 году знаменитую оду на взятие Хотина и
теоретическое « Письмо о правилах русского стихотворства», в
котором спорил с Тредиаковским. Итогом этого спора явилось создание
силлабо тонической поэзии, то есть такой свободной в размерах и
рифмованной, какой она является сегодня. С поэзией связана и
знаменитая ломоносовская теория «трех штилей», открывшая дорогу
для создания нового литературного языка.
Академик Ломоносов и в поэзии
мыслил государственно и научно, что оставляло мало места лирике,
высказыванию личных чувств. Он прославлял реформы и победы Петра
Великого и посвятил ему героическую поэму.
Любимые науки, и
прежде всего астрономия, география и естествознание, также находили
отражение в его поэзии. В 1747 году Ломоносов написал свой
«Памятник» («Я знак бессмертия себе воздвигнул…»), вольный перевод
знаменитой оды Горация где уже есть намеки на российскую
действительность и его собственную судьбу.
Главным жанром поэзии
Ломоносова были «торжественные» или «похвальные» оды, обращенные
к монархам. Хвалы поэта всегда искренни, он любил и уважалимператрицу Елизаветудочь Петра Великого.
« Всякое
прикосновение к любезной сердцу его России,на которую глядит под
углом ее сияющей будущности, исполняет его силы чудотворной»,
говорил о поэте Гоголь.
( по В.И.Сахарову)
2. Пересказ текста.
Но именно поэтому будущий поэт изучал искусство поэзии
Германии и стал по возвращении реформатором русского стиха,
написав в 1739 году знаменитую оду на взятие Хотина и теоретическое
« Письмо о правилах русского стихотворства», в котором спорил с
Тредиаковским. Итогом этого спора явилось создание силлабо
тонической поэзии, то есть такой свободной в размерах и рифмованной,
какой она является сегодня. С поэзией связана и знаменитая
ломоносовская теория «трех штилей», открывшая дорогу для создания
нового литературного языка.
Подумайте, где лучше использовать слова о М.В.Ломоносове
в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
Князь В.Ф. Одоевский увидел в российском поэте 18 столетия
всеобъемлющего гения, схожего с титанами эпохи Возрождения: «
Этот человек мой идеал; он тип славянского всеобъемлющего
духа,которому,может быть,суждено
гармонию,
потерявшуюся в западном ученом мире.Этот человек знал все,что
знали в его веке: об истории,
химии,
физике,металлургии,навигации,живописи и пр., и в каждом сделал
новое открытие ,может,именно потому, что все обнимал своим
духом».
грамматике,
внести
ВАРИАНТ 2
1. Задание
1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой
фотографии. Это Иван Сергеевич Тургенев русский писатель
реалист.
Выразительно прочитайте текст о И.С.Тургеневе вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Иван Сергеевич Тургенев великий русский романтист, первый изрусских писателей, чьи произведения получили мировую известность,
были переведены на многие языки. Он первый вошел в круг выдающихся
европейских писателей, много жил за границей, преимущественно в
Париже, был знаком с Жорж Санд, Гюставом Флобером, Эмилем Золя,
Альфонсом Доде. Его отец, красавец, гвардейский офицер, был
человеком неглупым, слабовольным и эгоистичным, рано умер и
никакого положительного влияния на характер сына не оказал
( некоторые его черты потом отразились в тургеневской повести
«Первая любовь»).Мать будущего писателя, богатейшая орловская
помещица , отличалась тяжелым, деспотическим характером, жестоко
наказывала мальчика, угнетала и обижала уже взрослого сына( она
умерла в 1850 году),не давала ему денег, все время грозила лишить
наследства. До весьма зрелых лет он был в полной власти самодурства
волевой крепостницы, потом описанной в знаменитом рассказе «Муму».
Все это вызвало протест против крепостничества и повлияло на
характер юноши, мягкий и ранимый, сентиментальный, лишенный
сильной мужской воли и самостоятельности, поддающийся любому
энергичному нажиму и влиянию и обреченно видевший в важных
событиях своей жизни некий рок, трагическую неизбежность.
Тем не менее он получил
великолепное образование в нескольких пансионах, учился в
Московском, Петербургском и Берлинском университетах. Тургенев
много путешествует. По возвращении изза границы поселился в своем
родовом имении СпасскоеЛутовиново, затем познакомился с
Лермонтовым, а потом с Белинским, Некрасовым, Достоевским
.Будущий знаменитый романист начинал как поэт, печатал поэмы и
стихотворения, да и по своей натуре был лириком, учеником
Жуковского. В 1844 году написал свою первую повесть – «Андрей
Колосов», где в эскизах уже появились главные герои и обозначился сам
стиль романов Тургенева. К началу 1847 года Тургенев сотрудничает с
журналом «Современник», публикует свои произведения: романы
«Рудин» 1856 год, «Дворянское гнездо» 1859 год. В «Русском
вестнике» романы «Накануне»1859 год, «Отцы и дети» 1861 год,
«Дым» 1867 год. Завершается литературная деятельность Тургенева
циклом лирических миниатюр «Стихотворения в прозе» и речью о
Пушкине.
( по В.И.Сахарову)
2.Перескажите текста.
До весьма зрелых лет он был в полной власти самодурства
волевой крепостницы, потом описанной в знаменитом рассказе «Муму».
Все это вызвало протест против крепостничества и повлияло на
характер юноши, мягкий и ранимый, сентиментальный, лишенный
сильной мужской воли и самостоятельности, поддающийся любому
энергичному нажиму и влиянию и обреченно видевший в важныхсобытиях своей жизни некий рок, трагическую неизбежность.
Подумайте, где лучше использовать слова о И.С.Тургеневе в
пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования
« И. С. Тургенев один из самых удивительных русских
писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел
Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной
силой.»
Ф. В. Гладков. Из письма в музей. 1958 г.
Вариант 3
1. Задание
1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой
фотографии. Это Елизавета Петровна Глинка ( 19622016) русский
писатель российский общественный деятель и правозащитник,врач.
Выразительно прочитайте текст о Е.П.Глинке вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Елизавета Петровна Глинка родилась 20 февраля 1962 года в
Москве в семье военного. Отмечалось, что мать Глинки Галина
Поскребышева известный врачвитаминолог. В 1986 году Глинка
окончила Второй Медицинский институт имени Пирогова, получив
диплом по специальности "детский реаниматологанестезиолог". Во
время учебы работала в реанимационном отделении одной из
московских клиник.
Затем вместе с мужем
эмигрировала в США. В Америке Глинка по инициативе мужа начала
работать в хосписе и, по собственным словам, была потрясена
человеческим отношением к безнадежным больным в этих учреждениях
("Эти люди счастливы, — вспоминала позже Глинка. — У них есть
возможность проститься с родными, дополучить от жизни что-то
важное"). В 1991 году Глинка получила в США второе медицинское
образование, окончив Дартмутскую медицинскую школу. В 1994 году
Глинка, по собственным словам, "узнала, что вслед за Питером
открывают хоспис в Москве", познакомилась и подружилась с его
главным врачом Верой Миллионщиковой.
В 2007 году, когда заболела ее мама,
Глинка перебралась в Москву. В июле того же года она основала
благотворительный фонд "Справедливая помощь" и стала его
исполнительным директором. Изначально предполагалось, что фондбудет оказывать помощь нетяжелым больным, для которых в России не
существовало хосписов, однако впоследствии круг его подопечных
существенно расширился.
Организация занималась помощью
малообеспеченным больным и другим социально незащищенным
категориям населения, в том числе людям без определенного места
жительства. Начиная с 2007 года каждую неделю по средам волонтеры
фонда выезжали на Павелецкий вокзал в Москве, где раздавали
бездомным еду, одежду и лекарства, а также оказывали им
медицинскую помощь.
В 2012 году на попечении
"Справедливой помощи" находились более 50 малоимущих семей из
Нижнего Новгорода, Архангельска, Тюмени и других городов России. В
августе 2010 года фонд "Справедливая помощь" организовал сбор
помощи пострадавшим от лесных пожаров, охвативших различные
регионы страны. Эта благотворительная кампания, как отмечали СМИ,
принесла Глинке всероссийскую известность. Зимой 20102011 года для
замерзающих людей фонд,
занимался
организацией пунктов для обогрева бездомных и собрал десятки
килограммов гуманитарной помощи.
основанный Глинкой,
пострадавших от разрушительного наводнения в Крымске.
В июле 2012 года Глинка и ее фонд организовали сбор вещей для
Жизнь Лизаветы Петровны оборвалась внезапно: 25 декабря 2016
года Глинка погибла в катастрофе Ту154 под Сочи. Она сопровождала
в Сирию партию лекарств для университетского госпиталя Тишрин в
Латакии.
( по материалам интернет ресурсов)
2.Перескажите текста.
Начиная с 2007 года каждую неделю по средам волонтеры фонда
выезжали на Павелецкий вокзал в Москве, где раздавали бездомным
еду, одежду и лекарства, а также оказывали им медицинскую помощь.
В 2012 году на попечении "Справедливой помощи"
находились более 50 малоимущих семей из Нижнего Новгорода,
Архангельска, Тюмени и других городов России. В августе 2010 года
фонд "Справедливая помощь" организовал сбор помощи пострадавшим
от лесных пожаров, охвативших различные регионы страны. Эта
благотворительная кампания, как отмечали СМИ, принесла Глинке
всероссийскую известность. Зимой 20102011 года для замерзающих
людей фонд, основанный Глинкой, занимался организацией пунктов для
обогрева бездомных и собрал десятки килограммов гуманитарной
помощи.
Подумайте, где лучше использовать слова о Е.П.Глинке в
пересказе. Вы можете использовать любые способы цитированияОбыденные слова о том, что доброта и милосердие
открывают сердца, что они есть самое сильное оружие, в случае
Лизы — не просто формальность или фигура речи. Годами, изо дня в
день, добровольно занимаясь тяжелой, грязной, непосильной для
большинства людей работой, сталкиваясь с неприятием и даже
ненавистью, не сдаваясь в самых безнадежных обстоятельствах,
Лиза действительно завоевывала сердца.
( из воспоминаний друзей)
Вариант 4
1. Задание
1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой
фотографии. Это Евгений Иванович Евтушенко ( 19332017)
советский и российский поэт,режиссер,сценарист,публицист.
Выразительно прочитайте текст о Е.И.Евтушенко вслух.У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Евгений Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири. По
данным паспорта, год рождения 1933. В крови Евтушенко течет кровь
как прибалтийская, так и немецкая по линии отца геолога, поэта
любителя Александра Рудольфовича Гангнуса. Мать Зинаида
Ермолаевна Евтушенко поэт, геолог, заслуженный деятель культуры.
С детства Евтушенко был привязан к
книгам. Родители помогали познать мир с помощью книг, регулярного
общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне,
еще несмышленому ребенку и о падении Вавилона, и об испанской
инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском...
Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал
без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса.
Первой книгой,
написанной Евгением Евтушенко, была «Разведчики грядущего». В ней
содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска
книги, Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед
встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой
работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР,
причем он являлся самым молодым в этом сообществе. Будущую
известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он
пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание»,
«Стихи разных лет», «Яблоко». Евтушенко принимает участие в
поэтических вечерах, которые проходили в Политехническом музее.
Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт
Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава.
объездил 96, кажется, стран – весь мир. Но прежде всего, как немногие,
объездил, исколесил и облетал Россию. Не только с поэтическими
гастролями. Живший в Переделкино на улице Гоголя, он выполнил
гоголевский завет: «Нужно самому узнавать, нужно проездиться по
России».
Евгений пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, он
играет словами, звуками. На стихи Евтушенко накладывали музыку,
получались прекрасные песни: «А снег идёт», «Родина», «Со мною вот
что происходит», «Когда звонят колокола», «Под скрипучей, плакучей
ивой», но это всего лишь малая часть. Хорошо известны мемуары
Евгения Евтушенко: «Волчий паспорт», «Шестидесятник: мемуарная
проза», «Я пришел к тебе: Бабий Яр». Известен он и как прекрасный
режиссерпостановщик, авторсценарист. Так, Евтушенко является
режиссером и сценаристом военной драмы «Детский сад» . (по
материалам Интернета)
Поэт
2.Перескажите текста.Первой книгой, написанной Евгением Евтушенко, была
«Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная
поэзия 50х годов. В год выпуска книги, Евтушенко выпускает еще свои
стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей
серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав
Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом
сообществе. Будущую известность Евгению Евтушенко приносят
сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе
энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко». Евтушенко
принимает участие в поэтических вечерах, которые проходили в
Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо
любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат
Окуджава.
Поэт объездил 96, кажется, стран – весь мир. Но
прежде всего, как немногие, объездил, исколесил и облетал Россию.
Подумайте, где лучше использовать слова о Е.И.Евтушенко
в пересказе. Вы можете использовать любые способы
цитирования
Жизнь Евгения Евтушенко, как и книги, перенаселена не
литературными героями, а людьми. «Я жаден до людей,/ и жаден
все лютей», – не фраза. О скольких поэтахсовременниках, не всегда
ему близких, написал он, и написал понастоящему! Мало кто
отплатил тем же.Вариант 5
1. Задание
1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой
фотографии. Это Майя Михайловна Плисецкая ( 19252015)
примабалерина Большого театра
Выразительно прочитайте текст о М.М. Плисецкой вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Майя Михайловна Плисецкая родилась в Москве, в огромной семье.
Через 6 лет родился ее средний брат Александр, который впоследствии
стал балетмейстером, а еще через шесть лет младший брат Азарий,
будущий хореограф. У нее было 11 дядюшек и тетушек, и все они так
или иначе были связаны с балетом и танцем. Например, родной дядя по
маминой линии Асаф Мессерер был виртуозным танцовщиком и
отличным педагогом. Мама будущей великой балерины Рахиль
Михайловна Мессерер (в девичестве) была звездой «Великого немого
кино». Она привлекала внимание и зрителей, и режиссеров. В 1932 году
отца назначили заведовать угольными рудниками на Шпицбергене, и
всей семье пришлось переехать. Именно на острове Шпицберген
маленькая Майя впервые вышла на сцену. Свою первую роль она
сыграла в опере «Русалка» Даргомыжского. С того момента малышка не
могла усидеть на месте и стала просто грезить сценой и выступлениями
на публике. Она будто готовила себя к блестящему будущему ипостоянно пела, танцевала, импровизировала. В семье было решено по
возвращении в Москву отдать непоседу в хореографическое училище.
Семилетнюю Майю отдали в класс бывшей солистки Большого театра
Евгении Долинской.
Первое значимое выступление в Большом
театре у Майи Плисецкой прошло накануне рокового для Советского
Союза дня. Меньше чем за сутки до начала Великой Отечественной
войны на сцене филиала Государственного Академического Большого
театра состоялся выпускной концерт хореографического училища.
Уже с первых шагов на сцене
Большого театра проявилась индивидуальность Майи,
ее
выразительность и динамика танца, особенная страстность. Успех не
заставил себя ждать. Плисецкая получила признание в балете
«Шопениана», где она исполняла мазурку. Каждый прыжок Майи
вызывал несмолкаемые аплодисменты. Девушка любила танцевать, но
вот трудиться не хотела. Она много позже начала понимать, каким
интересным и творческим может быть ежедневный труд балерины. Путь
к вершине карьеры Плисецкой всетаки можно сравнить с подъемом по
лестнице: к своим главным партиям она поднималась постепенно.
алерина не только выступала на сцене театра, но и взяла на себя роль
постановщика. В Большом театре она выступала в качестве
балетмейстера для спектаклей Родиона Щедрина «Анна Каренина»
(1972, совместно с Н. И. Рыженко и В. В. СмирновымГоловановым),
«Чайка» (1980), «Дама с собачкой» (1985). И сама же исполняла в них
главные женские партии.
2.Перескажите фрагмент текста.
Уже с первых шагов на сцене Большого театра проявилась
индивидуальность Майи, ее выразительность и динамика танца,
особенная страстность. Успех не заставил себя ждать. Плисецкая
получила признание в балете «Шопениана», где она исполняла мазурку.
Каждый прыжок Майи вызывал несмолкаемые аплодисменты. Девушка
любила танцевать, но вот трудиться не хотела. Она много позже начала
понимать, каким интересным и творческим может быть ежедневный
труд балерины. Путь к вершине карьеры Плисецкой всетаки можно
сравнить с подъемом по лестнице.
Подумайте, где лучше использовать слова о М.М.Плисецкой в
пересказе.
Вы можете использовать любые способы
цитирования.
Майя Михайловна вообще не любила тренироваться и репетировать,
а тут приходилось стараться не для себя, а для другой балерины.
Преподавать Плисецкая тоже отказывалась, хотя просьбы о
мастерклассах сыпались на нее со всех уголков земного шара,
особенно зазывали в Японию.
( из воспоминаний А.Васильева)Напишите сочинениерассуждение, раскрывая смысл высказывания
Веры Васильевны Бабайцевой: «Знаки препинания помогают пишущему
точно и ясно выражать мысли и чувства, а читающему — понять их».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы
можете словами В .В. Бабайцевой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному
тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких
бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём
баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1) Полина
работала домоправительницей у известного
художника Родиона Викторовича Иванова. (2) Этим летом хозяева
уехали в Германию, оставив на неё свою дочь Никандру, которая не
могла ходить и с каждым годом становилась всё несноснее: капризная,
вздорная девчонка.
(3)Накануне, придя от приятельницы, Полина глазам своим не поверила,
застав Никандру и её нового знакомого Костю за мытьём посуды.
(4)Прежде и речи не шло, чтобы девочка помогала по дому. (5)Это всё
влияние её приятеля: уж неизвестно — к худу или к добру?
(6)Откуда было Полине знать, что со вчерашнего дня мытьё посуды
превратилось для Ники в почти священный ритуал, помогающий
прокрутить снова и снова воспоминания о чаепитии с Костей. (7)Как
любой человек, которому недоступны простые радости жизни, Ника
острее воспринимала звуки, запахи... (8)Она знала, что памятьощущений бывает порой сильнее, чем обычная память. (9)Её руки
помнили шершавость вафельного полотенца и прохладу мокрой
фарфоровой чашки. (10)До слуха доносился шум текущей воды, а
воображение дорисовывало Костю, намывающего тарелки возле
раковины.
(11) Они о многом говорили. (12)Девочка впервые так близко и на
равных общалась с ровесником. (13)Костя рассказывал о своих
родителях, о том, что мать у него портниха и что отец много работает.
(14) От этих мыслей Никандра перешла к размышлениям о своём отце.
(15) Она всю жизнь стремилась привлечь к себе его внимание.
(16)Однажды это почти удалось. (17)Он увидел её рисунки, и на его
лице появился интерес. (18)В тот день Никандра решила во что бы то ни
стало научиться рисовать так, чтобы он восхищался ею. (19)В дом стал
приходить учитель рисования. (20)Как она старалась! (21)Иногда ей
казалось, что рисунок особенно удался, и она с волнением ждала отца,
чтобы разделить с ним радость, но искра интереса больше не загоралась
на его лице. (22)Он мимоходом смотрел, бросал: «Неплохо». (23)Это
всё, что она сумела заслужить. (24)Но рисовать не перестала.
(25) И в это утро она рисовала и думала о Косте. (26)Краски не успели
просохнуть, как вдруг мальчик появился — будто почувствовал!
(27)Нике не терпелось показать ему новую акварель.
(28)Мольберт с акварелью возвышался посреди комнаты, а рядом на
тумбочке лежали краски, кисти и заляпанный яркими пятнами лист
бумаги, служивший палитрой.
— (29)Это я нарисовала для тебя, — не дав Косте опомниться, Ника
указала на мольберт и затаила дыхание в ожидании приговора.
(30)Чтобы не обидеть девочку, Костя искоса глянул на акварель: из
травы выглядывала нарядная ёлочка. (31)В тёмную зелень деревца
вплелась пара кустиков костяники. (32)Красные капли ягод алели на
еловых ветках, будто на рождественской открытке.
(33)Костя невольно присвистнул:
— (34)Ну ты даёшь! (35)Сама нарисовала? (36)Отпад!
(37) Ему понравилось! (38)Понравилось! (39)Нике вдруг стало так
легко и весело, что она невольно рассмеялась. (40)Время от времени
гости отца хвалили её работы, но никакие комплименты не шли в
сравнение с коротким и весомым словом «отпад».
— (41)Твой отец, наверное, гордится. (42)Мой бы страшно удивился,
если б я чего такое сотворил, — улыбнулся Костя.(43) Ника помрачнела. (44)Искушение рассказать Косте о равнодушии
отца, о непонимании, об одиночестве было велико, но в последний миг
Ника сдержалась: незачем выплёскивать свои обиды.
— (45)Он нанял для меня хорошего учителя по рисованию, —
сдержанно сказала Ника.
такая сдержанность была ей несвойственна.
(46) Раньше
(47) Никандре
ещё предстояло научиться поновому общаться с
близкими ей людьми, заслуживать их доверие, а это было трудно.
(48)Но в её жизни ничего не было легко.
(По Т. Ш. Крюковой) *
* Крюкова Тамара Шамильевна (род. в 1953 г.) — современная
писательница, автор произведений для детей и юношества. В книге
«Костя+Ника» рассказана история взаимоотношений подростков. Автор
показывает, как настоящая любовь побеждает всё: непонимание,
равнодушие и даже недуг. Сюжет повести лёг в основу художественного
фильма «КостяНика. Время лета».
Пояснение.
Приведем пример сочинениярассуждения в публицистическом стиле.
В.В Бабайцева утверждала: «Знаки препинания помогают пишущему
точно и ясно выражать мысли и чувства, а читающему — понять их».
Это, безусловно, так, ведь основная задача знаков препинания — на
письме передать то, что мы в устной речи можем сделать интонационно.
Подтверждение нашего предположения находим в тексте Т. Ш.
Крюковой.
Знаки препинания являются грамматическими средствами языка,
которые играют важную роль в тексте. Они помогают оформить наши
мысли и тем самым передать их суть. Так, с помощью знаков
препинания в конце рядом стоящих предложений № 34—36 ((34)Ну ты
даёшь! (35)Сама нарисовала? (36)Отпад!) переданы эмоции героя от
рисунка Ники. В конце предложения № 34 стоит восклицательный знак
— предложение передает восхищение мальчика рисунком. Предложение
№ 35, хотя и вопросительное, и содержит некоторое недоверие героя к
увиденному, опять же подчеркивает уже высказанное восхищение. А
следующее предложение № 36 опять заканчивается восклицанием,
словно отвечающим собственному недоверию мальчика и отметающим
всякое сомнение.Обращает на себя внимание использование многоточия в тексте.
Многоточие служит для передачи незавершенности мысли. Примером
может стать предложение 7 (Как любой человек, которому недоступны
простые радости жизни, Ника острее воспринимала звуки, запахи...). В
данном предложении многоточие дает понять, что необычность Ники не
ограничивается восприятием звуков и запахов, есть чтото, о чем автор
недоговаривает и о чем предлагает догадаться читателю.
Таким образом, нам удалось доказать мысль В. В. Бабайцевой о том, что
для выражения своих мыслей и переживаний у нас есть огромный
арсенал разнообразных языковых средств, в том числе и знаки
препинания.
Источник: МИОО: Диагност