Устные упражнения на уроках математики для лиц с нарушением слуха
Оценка 4.6
Памятки +1
docx
математика +1
Взрослым
13.11.2018
Наибольшую трудность для восприятия детей с нарушением слуха составляют абстрактные понятия. Мышление детей с нарушением слуха формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами. Недостатки речи затрудняют возможность выявления сущности явлений и связей между ними, что наиболее отчётливо проявляется в глубоком недоразвитии их словесно-логического мышления. Анализ и синтез представляют собой основные мыслительные операции, всегда участвующие в познании действительности: при восприятии предметов и явлений, при их припоминании, при размышлении о них».
Математика, как учебный предмет представляет собой начала математиче¬ского анализа и отличается строгой логической основой, опорой на абстрактное мышление, спецификой математической, терминологической речи. От педагога требуется, оптимально используя различные упражнения, задания, дидактические игры подготовить восприятие ученика к пониманию нового материала, связи его с предыдущим, ранее изученным и его значение для дальнейшего обучения. Материал устного счёта имеет кроме дидактической направленности, также коррекционную и воспитывающую, безотрывно связан с темой и целью урока содержательно. На протяжении всего урока учитель поддерживает состояние комфорта всех участников учебного процесса. Изучение математического материала для обучающихся с интел¬лектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умствен¬но отсталых школьников. Все мы прекрасно знаем, как важно, чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле.Наибольшую трудность для восприятия детей с нарушением слуха составляют абстрактные понятия. Мышление детей с нарушением слуха формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами. Недостатки речи затрудняют возможность выявления сущности явлений и связей между ними, что наиболее отчётливо проявляется в глубоком недоразвитии их словесно-логического мышления. Анализ и синтез представляют собой основные мыслительные операции, всегда участвующие в познании действительности: при восприятии предметов и явлений, при их припоминании, при размышлении о них».
Математика, как учебный предмет представляет собой начала математиче¬ского анализа и отличается строгой логической основой, опорой на абстрактное мышление, спецификой математической, терминологической речи. От педагога требуется, оптимально используя различные упражнения, задания, дидактические игры подготовить восприятие ученика к пониманию нового материала, связи его с предыдущим, ранее изученным и его значение для дальнейшего обучения. Материал устного счёта имеет кроме дидактической направленности, также коррекционную и воспитывающую, безотрывно связан с темой и целью урока содержательно. На протяжении всего урока учитель поддерживает состояние комфорта всех участников учебного процесса. Изучение математического материала для обучающихся с интел¬лектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь объясняются особенностями развития познавательной и эмоционально-волевой сферы умствен¬но отсталых школьников. Все мы прекрасно знаем, как важно, чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле.
Устные упражнения на уроках математики для лиц с нарушением слуха..docx
Устные упражнения на уроках математики для лиц с нарушением слуха.
Наибольшую трудность для восприятия детей с нарушением слуха составляют абстрактные
понятия. Мышление детей с нарушением слуха формируется в условиях неполноценного чувственного
познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные
операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами. Недостатки речи затрудняют
возможность выявления сущности явлений и связей между ними, что наиболее отчётливо проявляется в
глубоком недоразвитии их словеснологического мышления. Анализ и синтез представляют собой
основные мыслительные операции, всегда участвующие в познании действительности: при восприятии
предметов и явлений, при их припоминании, при размышлении о них».
Математика, как учебный предмет представляет собой начала математического анализа и
отличается строгой логической основой, опорой на абстрактное мышление, спецификой математической,
терминологической речи. От педагога требуется, оптимально используя различные упражнения, задания,
дидактические игры подготовить восприятие ученика к пониманию нового материала, связи его с
предыдущим, ранее изученным и его значение для дальнейшего обучения. Материал устного счёта имеет
кроме дидактической направленности, также коррекционную и воспитывающую, безотрывно связан с
темой и целью урока содержательно. На протяжении всего урока учитель поддерживает состояние
комфорта всех участников учебного процесса. Изучение математического материала для обучающихся с
интеллектуальным недоразвитием представляет большие трудности, причины которых в первую очередь
объясняются особенностями развития познавательной и эмоциональноволевой сферы умственно отсталых
школьников. Все мы прекрасно знаем, как важно, чтобы урок с самого начала пошёл в нужном русле.
Обращая внимание на тот факт, что навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения
учащимися разнообразных упражнений:
1. Нахождение значений математических выражений
2. Сравнение математических выражений
3. Решение уравнений
4. Решение задач
Для математики начало урока — это устный счёт. Разнообразие и комбинирование различных
видов устных упражнений возбуждают интерес у детей, активизируют их мыслительную деятельность,
что приводит к лучшему усвоению нового и закреплению пройденного ранние материала.
Существуют различные формы восприятия информации:
1. беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии
задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются.
Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память;
зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает
2.
вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух
наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений;
3. комбинированный.
1. обратная связь (отображения ответов с помощью карточек).
задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)
2.
3. упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стукстук, хлопки).
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить
правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять
письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Именно это натолкнуло на мысль, что для достижения правильности и беглости устных
вычислений на протяжении всех лет обучения (в коррекционной школе) на каждом уроке
математики необходимо выделять 6 – 12 минут для проведения упражнений в устных
вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. Чтобы навыки устных вычислений
постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и
письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно
вычислять трудно.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с
проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Материал
для этого можно подобрать из учебника или специальных сборников. Устные упражнения должны
соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или ранее
пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если
устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных
навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения
нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо
провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как
дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество
упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало
отведенного на это времени урока.
Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в
методической связи с основной темой и носить проблемный характер.К тому же, хорошо известно,
что учащиеся, владеющие твердыми навыками устного счета, быстрее овладевают технику
алгебраических преобразований, лучше справляются с различными заданиями, составной частью которых
являются вычисления. В устных вычислениях развиваются память учащихся, быстрота их реакции,
сосредоточенность. Устный счет я всегда провожу так, чтобы ребята начинали «умственную гимнастику» с легкого, а
затем брались за вычисления все более трудные. Если сразу обрушить на учащихся сложные устные
задания, то они обнаружат свое собственное бессилие, растеряются, и их инициатива будет
подавлена.При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и
первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и прямолинейнее.
Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения
для отработки знаний и навыков и, особенно для применения их в различных условиях, наоборот
должны быть однообразные. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то,
чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными,
сформулированы легко и определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания
всётаки трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.Приведу
примерыустных упражнений, которые я использую на уроках математики:
1. Задачи в стихах
2. Дидактические игры
3. Цепочка числовых выражений, значение которых надо найти
4. Составление задач
5. Составление примеров
6. Вопросответ (учительученик)
7. Вопросответ (ученикученик)
8. Задачи со сказочными сюжетами
9. Таблица умножения в стихах и картинках
10. Восстанови пропущенные цифры
11. Составление и решение задач по рисунку
12. Составление и решение задач по схеме
13. Мозговой штурм
14. Разминка
15. Физминутка «Думай,считай,выполняй!»
Устная работа на уроках математики весьма оживляет урок. На ней можно отдохнуть; в хорошем
смысле этого слова, развлечься. Это самый «свободный» этап урока. Вопросы быстро сменяют друг
друга, и если не знаешь ответ на один, то не беда, сможешь проявить себя на следующем. Это очень
динамичный, активный вид деятельности, вносящий разнообразие в уроки математики. Кроме того,
каждый ученик может отличиться «заработать» поощрение, высокий балл и т.п.Устные упражнения
активизируют мыслительную деятельность учащихся, развивают внимание, наблюдательность, память,
речь, быстроту реакции, повышают интерес к изучаемому материалу. Они дают возможность изучить
большой по объему материал за более короткий промежуток времени, позволяют учителю судить о
готовности класса к изучению нового материала, о степени его усвоения, помогают выявлять ошибки учащихся. Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном
материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию.С
помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется
индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает
правильного ответа.Значение и роль устного счёта велико в формировании вычислительных навыков, в
совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка с ограниченными
возможностями здоровья. В устной работе особенно ярко проявляется еще один аспект современного
обучения – она дает возможность для формирования и развития диалоговой культуры учащихся, которая
является элементом общей культуры современного человека. Она дает умение вести диалог с
собеседником, т.е. умение общаться, убеждать, слушать его. Это умение необходимо при ведении
диалога с компьютером.
Рекомендации:
1.
школе .
2.
Устные упражнения неотъемлемая часть каждого урока математики в коррекционной
Устные упражнения могут проводиться не обязательно в начале урока, но в середине,
конце, в зависимости от целей устных упражнений на уроке.
3.
Устные упражнения должны быть тесно связаны с темой и основной обучающей задачей
урока. Однако в устный счет могут включаться и такие упражнения, которые ставят целью выработать
беглость счета, закрепить те или иные вычислительные приемы. Устный счет нередко ставит целью
подготовить учащихся к восприятию новых знаний. Устный счет включает несколько форм упражнений и
заданий: это могут быть устные арифметические и геометрические задачи, упражнения вычислительного
характера, задания на закрепление нумерации, различение фигур, повторение их свойств и т. д.
4.
Длительность этого этапа урока не должна превышать 10—12 мин, так как устный счет
требует от учащихся максимальной отдачи умственных сил.
5.
Устный счет, как правило, проходит в быстром темпе, происходит довольно частое переклю
чение с одного вида деятельности на другой, с одной формы упражнений на другую. Как известно, такого
рода переключения чрезвычайно полезны для развития мыслительных процессов, но трудны для умственно
отсталых школьников.
6.
Упражнения для устного счета предъявляются как в устной, так и в письменной форме.
Нередко вместо записи на доске учитель пользуется различными таблицами с краткой записью
содержания задач, с записью чисел, арифметических знаков, выражений.
7.
Целесообразно устным заданиям придавать занимательный характер, шире использовать
дидактические игры математического содержания. Это позволяет поддерживать постоянный интерес
учащихся к устному счету и урокам математики.
8.
Задания для устного счета необходимо подбирать с учетом индивидуальных возможностей
каждого ребенка. Это позволит вести фронтальную работу и включить в активную учебную деятельность
всех учащихся класса. При устном счете важно установить обратную связь между учителем и учащимися. С этой целью
используются различные средства, например «светофор», когда правильность ответа ученики
подтверждают зеленым цветом кругов, а неправильность — красным; использование табличек с цифрами,
из которых ученики составляют числа ответов и др. После проведения устного счета подводится итог,
учитель оценивает активность класса, правильность их ответов, успехи отдельных учеников Комплекс
математической зарядки по теме «Делители и кратные» предлагается ниже.
1 упр. Правильный ответ – руки вперед, неправильный ответ – руки вверх.
2∙0,3=0,6
0,5∙10=50
0,7∙12=84
6:100=0,6
6 : 2=3
7+0,5=0,75
2 упр. Все стоят, руки на поясе. Правильный ответ – поворот направо, неправильный – поворот налево.
2 – делитель 222 1 имеет один делитель
15 кратно 10 любое число кратно 1.
Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета – одно из условий их успешного обучения в
старших классах. Устный счет желательно проводить так, чтобы ребята начинали с легкого, а затем
брались за вычисления все более и более трудные.
Следует разделять два вида устного счета. Первый – это тот, при котором учитель не только
называет числа, с которыми надо оперировать, но и демонстрирует их учащимся какимто образом.
Подкрепляя слуховые восприятия учащихся, зрительный ряд фактически делает ненужным удерживание
данных в уме, чем существенно облегчает процесс вычислений.
Однако именно запоминание чисел, над которыми производятся действия, важный момент устного
счета. Тот, кто не может удерживать чисел в памяти, в практической работе оказывается плохим
вычислителем. Поэтому в школе нельзя недооценивать второй вид устного счета, когда числа
воспринимаются только на слух. Учащиеся при этом ничего не записывают и никакими наглядными
пособиями не пользуются.
Естественно, что второй вид устного счета сложнее первого. Но он и эффективнее в методическом
смысле – при том, однако, условии, что этим видом счета удастся увлечь всех учащихся. Последнее
обстоятельство очень важно, поскольку при устной работе трудно контролировать каждого ученика.
Желательно сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Тогда
они сами следят за ответами друг друга.
Опишу некоторые формы проведения устного счета. Беглый счет. Учитель показывает карточку с заданием и тут же громко прочитывает его. Учащиеся
устно выполняют действия и сообщают свои ответы. Карточки быстро сменяют одна другую, но
последние задания предлагаются уже не с помощью карточек, а только устно.
Для таких упражнений полезно подобрать такие, в которых особенно заметен эффект прикидки.
Равный счет. Учитель записывает на доске упражнения с ответом. Ученики должны придумать свои
примеры с тем же ответом. Их примеры на доске не записываются. Ребята должны на слух определять,
верно ли составлен пример, на слух воспринимать названные числа.
«Лесенка». На каждой ступеньке записано задание в одно действие. Команда учащихся из пяти человек
(столько ступенек у лесенки) поднимается по ней. Каждый член команды выполняет действие на своей
ступеньке. Если ошибся – упал с лесенки. Вместе с неудачником может выбыть из игры и вся команда.
Или команда заменяет своего выбывшего товарища другим игроком. В это время вторая команда
продолжает подъём. Выигрывают те ребята, которые быстрее добрались до верхней ступеньки. По
лесенке можно подниматься и с разных сторон, играя вдвоём. Побеждает тот, кто быстрее даст
правильные ответы на всех ступеньках.
Устные упражнения позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном
материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию. С
помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется
индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает
правильного ответа.Устный счёт по математике важен также тем, что он активизирует мыслительную
деятельность; при его выполнении развивается речь, внимательность, сосредоточенность, быстрота
реакции, память, способность к восприятию сказанного на слух. В сочетании с другими видами работы на
уроках, устный счёт позволяет создать условия, при которых активизируются такие виды деятельности
как моторика и мышление. И устные упражнения в этом комплекте играют важную роль.
Значение
и роль устного счёта велико в формировании вычислительных навыков, в
совершенствовании знаний по нумерации, в развитии познавательного интереса, логического мышления и
личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Литература.
1. Арутюнян Е.Б. “Математические диктанты”, Москва, Просвещение, 1997г.
2. Кононов А.Я. “Устные занятия по математике” “Столетие”, Москва, 1997г.
3. Рабинович Е.М. “Геометрия. Задачи и упражнения на готовых чертежах”. Гимназия, Харьков,
1991г.
4. Гончар Д. Р. Устный счёт и память: загадки, приёмы развития, игры // В сб. Устный счёт и память.
Донецк: Сталкер, 1997 г. 5. Лукин Р.Д. Лукин Т.К., Якунина М.С. Устные упражнения по алгебре и началам анализа – М.:
Просвещение 1989 г.
6. Устные вычисления и быстрый счет. Тренировочные упражнения за курс 711 классов Ростовна
Дону: Легион 2010 г.
7. Фирстов В.Е. Количественные меры информации и оптимизация группового сотрудничества при
обучении // Вестник Саратовского госуд. техн. унта. – 2008. – №3 (34), вып. 1. – С. 105109.
Давыдова // Ярославский педагогический вестник. – 2005. вып. 3 (44). – С. 6571.
Интернетисточники:
http://pedagog.kz/
http://teacheralmaty.clan.su/publ/33
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/matematika?page=3
http://www.nachalka.com/
http://www.proshkolu.ru/user/vikafedotova38/file/368567/
Устные упражнения на уроках математики для лиц с нарушением слуха
Устные упражнения на уроках математики для лиц с нарушением слуха
Устные упражнения на уроках математики для лиц с нарушением слуха
Устные упражнения на уроках математики для лиц с нарушением слуха
Устные упражнения на уроках математики для лиц с нарушением слуха
Устные упражнения на уроках математики для лиц с нарушением слуха
Устные упражнения на уроках математики для лиц с нарушением слуха
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.