Устный экзамен по русскому языку. Задание 3

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 17.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разбор задания 3 из устного экзамена по русскому языку 9 класс
Иконка файла материала Задание 3 ОГЭ.pptx

Задание 3. Монолог.

Пример задания

Тема 1. Выставка. (Опишите фотографию).

Не забудьте рассказать,
-на какой выставке находится девушка;
- какие картины привлекают её внимание;
- как выглядит девушка

Тема 2. Посещение библиотеки
Не забудьте рассказать
- часто ли Вы бываете в библиотеке;
- с кем Вы ходите в библиотеку;
- какие книги Вам больше нравятся.

Тема 3.
Можно ли охарактеризовать человека по его речи?
-Что может рассказать о человеке его речь?
-Можно ли по речи узнать о том, что интересует человека?
-Подчёркивает ли речь уровень интеллекта?

Время на подготовку: 1 минута Время на выполнение: до 3 минут Что самое важное: составить рассказ минимум из 10 фраз в рамках выбранной темы.

Советы. Обязательно отвечайте на вопросы из карточки. Иначе вы потеряете 1 балл.

Баллы. За монолог можно получить максимум 3 балла. Он оценивается по трём основным критериям:
1. Соответствие коммуникативной задаче
Вы получите 1 балл, если в вашем монологе не менее 10 фраз, нет фактических ошибок, есть ответы на все вопросы в карточке.
2. Учёт речевой ситуации
1 балл начисляется, если ваша лексика соответствует моменту. Нужно избегать любого сленга.
3. Речевое оформление
Вы получите 1 балл, если в вашей речи есть смысловая цельность, связность и последовательность изложения. И если в ней нет логических ошибок.

Типы речи

Тип речи – это способ изложения, построение слов и предложений в логическом порядке.

Что это?

В зависимости от содержания текста выделяются следующие типы речи – повествование, описание, рассуждение.

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Повествование – это рассказ о событии, которое происходит в определенный промежуток времени. Отраженные в событии действия последовательны, логически связаны друг с другом. Повествование может идти как от третьего лица, так и от первого, и для него характерны такие элементы как завязка (начало события), развитие действия и развязка (итог описываемого события).

Так как повествование – текст событийный, то его речевая особенность – большое количество глаголов и цепочечное развитие действия. Текст отвечает на вопросы «что? где? когда?» – что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Повествование

Пример текста-повествования:
“Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. Дождя в городе ждали два месяца, и теперь, когда он пришел, люди молча улыбались, благословляя плачущее небо…”

Примерный текст – изобразительное повествование- отвечает на следующие вопросы:
что случилось? – в городе пошел дождь;
где и с кем произошло? – городские жители дождались дождя;
когда случилось? –  летом пошел дождь.

Описание

Описание – это словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного предмета. Цель – представить читателю текста образ, который легко вообразить в красках. Важны единство времени и места проявления признаков.

Текст описания состоит из следующих частей:
общая характеристика предмета, общее впечатление;
признаки, детали;
общая оценка предмета.

Например, описание может быть портретным, пейзажным; объектом писания может быть все что угодно – и человек, и его эмоциональное состояние, и животное, и растение, и место (город, отельный дом, парк, деревня), и погода. Речевая особенность – преобладание существительных, прилагательных, наречий, минимум действия и статичность текста.
Описательный текст отвечает на вопросы «какой? какие?» (какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?).

Описание

Пример текста-описания:
“Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.”

Примерный текст отвечает на описательные вопросы:
какой предмет описывается? – дождь;
каков предмет? – серый, мелкий, вредный, непредсказуемый, бесконечный и др.

Рассуждение

Рассуждение – это развитие и подтверждение мысли, объяснение явления (свойств предмета) и выражение собственного мнения. Рассуждение отвечает на вопросы  «почему? зачем?».

Рассуждение состоит из следующих частей:
тезис – мысль, которую нужно доказать;
обоснование тезиса, подтверждающая аргументация с примерами, доказательства;
резюме – итоги, выводы.

Текст рассуждения нацелен на то, чтобы убедить, объяснить, доказать. Для рассуждения характерно активное использование риторических вопросов и вводных слов – связок: во-первых… во-вторых… в-третьих… следовательно (таким образом соответственно); между тем, потому что, итак.
Рассуждения бывают следующими:
рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? Что из этого следует?);
рассуждение-объяснение (что это такое? откуда оно взялось? Почему предмет именно такой?);
 рассуждение-размышление (как быть? Быть или не быть? Что делать?).

Рассуждение

Пример текста-рассуждения:
“Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.”

Примерный текст – рассуждение-размышление – отвечает на следующие вопросы:
почему? – потому что закончится дождь и вернется надоевшая всем жара;
зачем? – чтобы представить, чего ждать от капризной природы.

Типы речи – это способы изложения, которые решают следующие авторские задачи:

повествование – динамично отражает действительность, рассказывает о ее событиях; повествование – это клип, кино, смена кадров;

описание – изображает статичную действительность, изучает со всех сторон интересующий объект; описание – это фотография, застывший кадр;

рассуждение – ищет причинно-следственные связи между событиями и явлениями, выражает мнение автора, «потому что…»; это схема с блоками тезисов и доказательств и стрелочками – логичными вопросами.

И напоследок – напоминание: не путайте функциональные стили речи и типы речи. Ведь, например, газетная статья публицистического стиля речи может быть и повествовательной (репортаж с места событий), и описательной (заметка о пропавшем человеке; реклама новостройки), и рассуждением (аналитическая статья).

ЧТО ВЫБРАТЬ – ОПИСАНИЕ, ПОВЕСТВОВАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ?

НЕ ВЫБИРАЙТЕ РАССУЖДЕНИЕ!!! Это самый сложный тип монолога. Если в повествовании и описании у Вас есть на что опереться (цепочка событий в памяти или картинка на столе), то в рассуждении нужно думать на ходу. Одной минуты для составления полноценного рассуждения недостаточно! Если в повествовании нужно рассказать о чём-то хорошо знакомом, то выбирайте повествование. Если чувствуете, что с повествованием будет сложно, то берите описание.

МОЖНО ЛИ ПОМЕНЯТЬ ТЕМУ ПОСЛЕ ЕЁ ВЫБОРА?

Нет, выбрать тему можно только один раз.

ПЛОХО ЛИ, ЕСЛИ В МОЁМ ОТВЕТЕ БУДЕТ СЛИШКОМ МНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЙ?

Лучше ответить много, чем мало. Если будет явный перебор предложений, то экзаменатор Вас остановит, сказав: «Достаточно». Однако в этом нет ничего плохого, за это баллы не снизят.

НУЖНО НАБРАТЬ 10 ФРАЗ. ЭТО 10 ПРЕДЛОЖЕНИЙ?

Нет, если предложение сложное, то каждая грамматическая основа – это отдельная фраза. Пример: «Я мечтаю успешно сдать экзамены, но моя подготовка затягивается» – это 2 фразы.

КАК ОПИСЫВАТЬ ФОТОГРАФИЮ?

Обратите внимание на название темы. Именно от темы нужно отталкиваться и строить монолог. Помочь в описании фото помогут следующие вопросы: ● Кто изображён на фотографии? ● Как он выглядит? ● Какое у него выражение лица? ● Где он находится? ● Когда было сделано фото? ● Кто, по Вашему мнению, сделал этот снимок? ● Чем он занят? ● О чём он, возможно, думает? ● Какие чувства он, скорее всего, испытывает? ● Что больше всего привлекает в фотографии? ● Какие мысли/чувства/переживания вызывает снимок?

КАК СОСТАВИТЬ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ?

Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы: ● Как событие планировалось? ● Как велась подготовка? ● Как событие начиналось? ● Когда произошло событие? ● Где произошло событие? ● Кто были участниками события? ● Чем завершилось событие? ● Каковы были эмоции у участников события (понравилось? хотели бы его повторить ещё раз?)? ● Почему именно это событие стало для Вас запоминающимся?

КАК СОСТАВИТЬ РАССУЖДЕНИЕ?

1. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете доказывать). 2. Подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис). 3. Сделайте вывод. Помочь в составлении рассказа помогут следующие вопросы: ● В чём причина данного явления? ● Что из этого следует? ● К чему приводит данное явление? ● Что оно значит?

Примерный ответ: 
События, изображенные на фотографии, происходят в школе. Мероприятие состоится на школьном дворе. Судя по изображенной обстановке, дети празднуют окончание учебного года. Это можно понять, рассмотрев присутствующих на празднике школьников. Все они одеты в парадную школьную форму: мальчики в черные костюмы, девочки в платья и белые фартуки. На голове девочек красуются белоснежные банты. В кадре фотографа оказались выпускники. Можно рассмотреть на детях выпускные ленты. В руках они держат воздушные шары. На первом плане изображены двое выпускников: мальчик и девочка. Ребята дают свой последний школьный звонок. На заднем плане видно родителей, которые с замиранием сердца смотрят на своих повзрослевших детей. Атмосфера праздника доброжелательная. Этому способствует солнечная погода и радостное настроение школьников. 

Выберите одну из предложенных тем беседы.
1) Праздник (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.

Не забудьте описать:
1. место и время проведения праздника;
2. событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
3. присутствующих на празднике;
4. общую атмосферу праздника и настроение участников.

Примерный ответ:
В один из жарких июльских дней мы с родителями отправились в поход с ночевкой. Вся наша дружная семья решила отправиться на озеро порыбачить. Готовиться к походу мы начали еще за день. Вместе с папой и старшим братом мы готовили снаряжение: палатки и рыболовные снасти. Мама в это время занималась женскими делами: собирала посуду и теплые вещи, готовила съестные припасы. Еще мы взяли с собой мяч для игры в волейбол. Эта игра является самой любимой для каждого из нас. В поход мы отправились пешком. Рюкзаки за плечами казались нам легкими, а глаза горели радостью и нетерпением. Самым интересным для меня была ночевка в палатках и вкусная уха, приготовленная на костре. Мы прекрасно провели время, и на следующий день вернулись домой  отдохнувшие и счастливые. 

2) Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Не забудьте описать:
1. куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);
2. с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
3. как Вы готовились к походу (экскурсии);
4. почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).

Примерный ответ:
По моему мнению, следовать моде – это стараться выглядеть в соответствии с мировыми тенденциями модной индустрии. Следование моды заключается в выборе современной одежды, украшений, прически. Конечно, важно быть модным. Но в этом вопросе нужно быть осторожным. Одежда должна быть не только модной, но и подходящей к возрасту и фигуре. К тому же не стоит забывать и об удобстве и комфортности одежды. Следовать моде можно не только в подборе одежды. Современные тенденции могут быть выражены в обустройстве дома, в интересах и увлечениях. Многие люди обладают хорошим вкусом. Иметь хороший вкус – это значит отличать красивое от вульгарного, уместное от неуместного. Обладающий хорошим вкусом человек может правильно подобрать одежду, соответствующую обстановке. Я считаю, что обладающий хорошим вкусом человек всегда выглядит модно и современно.

3) Всегда ли нужно следовать моде (рассуждение по поставленному вопросу)? Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте описать:
1. Что значит, следовать моде?
2. Для Вас важно следовать моде и почему?
3. Следовать моде можно только в одежде?
4. Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Выберите одну из предложенных тем беседы.
 
1) Мой четвероногий друг (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.

Не забудьте описать:
1. кто изображён на фотографии;
2. какое событие изображено на фотографии;
3. настроение, которое передано на фотографии;
4. ваши впечатления фотографии.

2) Экскурсия (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите об экскурсии, которая Вам запомнилась.
Не забудьте рассказать:
1. Куда и когда состоялась экскурсия?
2. Кто был её организатором и участниками?
3. Чем эта экскурсия была Вам интересна и полезна?
4. Почему Вы могли бы порекомендовать Вашим друзьям побывать на этой экскурсии?

3) Так ли безобидны молодёжные субкультуры (рассуждение по поставленному вопросу)? Так ли безобидны молодёжные субкультуры?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Какие молодёжные субкультуры Вам известны?
2. Есть ли среди Ваших знакомых представители молодёжных субкультур?
3. В чём выражаются особенности их поведения?
4. Чем может быть опасно увлечение субкультурами?
 
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.

Выберите одну из предложенных тем беседы.
1) Семейные традиции (на основе описания фотографии). Опишите фотографию.

Не забудьте описать:
1. место, где происходит событие, изображённое на фотографии;
2. людей на фотографии;
3. как автору фотографии удалось передать эмоционально приподнятое ощущение ожидания праздника.

2) Поход в театр (музей) (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о том, как Вы побывали в театре или музее.
Не забудьте рассказать:
1. когда и с кем Вы ходили в театр или музей;
2. что это был за театр (музей);
3. почему Вы решили туда сходить;
4. что Вам особенно запомнилось;
5. какие впечатления остались у Вас от посещения.

3) Модно ли быть патриотом (рассуждение по поставленному вопросу)?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
1. Что такое патриотизм?
2. Существует ли мода на патриотизм?
3. Применимо ли к патриотизму слово «мода»?
4. Какой патриотизм можно назвать истинным, а какой ложным?
 
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.