Устный экзамен по русскому языку. Задание 4

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 17.01.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разбор задания 4 из устного экзамена по русскому языку 9 класс
Иконка файла материала Задание 4 устный.pptx

Задание 4. Диалог.

Формулировка задания

Во время беседы учитель-собеседник будет задавать вопросы по выбранной теме, т.е. по той, по которой составлялся монолог. Тема остается неизменной, чтобы выпускников не вводить в неловкое положение и спровоцировать стресс. В выбранной теме выпускник ориентируется, значит и на вопросы должен обязательно найти ответы. При этом выпускник не получает каких-либо карточек. Карточка-помощница в этот раз оказывается в руках собеседника.

На ней записаны 3 вопроса по выбранной выпускником теме, которые собеседник задает во время беседы. Если вдруг при ответе на задание 3 выпускник уже раскрыл суть написанного на карточке вопроса, собеседник должен придумать другой вопрос по этой теме. Если же выпускник дает достаточно развернутые и полные ответы на два первых вопроса, то собеседник может ими ограничиться и не задавать последний вопрос.

Вспомним задание 3:

Как выглядит задание 4:

Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.

Выполнить коммуникативную задачу в данном случает – ответить на все вопросы собеседника. Во время ответов вы также должны продемонстрировать умение понимать вопросы, рассуждать, отвечать конкретно. На диалог по регламенту отводится 3 минуты. Собеседник может задать вам 3 вопроса. Получается, что на один ответ должно уйти не более 1 минуты. Да, ответ должен быть развернутым, но не стоит сочинять роман на заданную тему. 

Если вопрос не совсем понятен, не бойтесь переспросить, уточнить. Ведь ваша задача – ответить на этот вопрос. Добивайтесь результата всеми способами. Если же вам нечего ответить собеседнику, ни в коем случае не молчите. Скажите, что затрудняетесь ответить на этот вопрос, что вопрос для вас не до конца понятен,  то вы в жизни не сталкивались с таким явлением. 

Также вы можете задавать встречные вопросы учителю-собеседнику, касающиеся темы. Например, если собеседник спрашивает о любимых актерах, поинтересуйтесь, кому отдает предпочтение он. 

Тема 1: описание фотографии

Какие праздники Вы любите больше всего и почему?

Больше всего мне нравятся праздники, проходящие в тесном семейном кругу. Самым любимым является Новый год. Еще до наступления праздника в доме царит особая атмосфера. Вся семья собирается вместе. Это общий праздник, поэтому все друг друга поздравляют и дарят подарки. А еще мне нравится ждать боя курантов и смотреть на взлетающие в небо салюты.

2. Когда можно сказать, что праздник удался?

Праздник можно назвать удавшимся, когда все рады и счастливы, когда каждый получил то, что хотел. И это не всегда материальное, не всегда подарки. Ведь кто-то ждет от праздника встречи с дорогим человеком, кто-то мечтает услышать греющие душу слова. 

3. Вы любите больше праздник или подготовку к нему?

Конечно же, праздники всегда доставляют людям удовольствие. Но не менее захватывает и увлекает подготовка к нему. Мы с мамой всегда вместе продумываем меню на праздник, отправляемся в магазин за продуктами, потом начинаем готовить. Также я люблю выбирать подарки. Это всегда интересно и любопытно. 

Тема 2: повествование на основе жизненного опыта

Чем полезны походы и экскурсии?

Польза похода и экскурсии очевидна. Во-первых, совместные мероприятия сплачивают. Во-вторых, они помогают лучше узнать человека, посмотреть на него с другой стороны. В-третьих, походы и экскурсии носят воспитательный характер. Если мы отправляемся в поход, то знакомимся с миром живой природы, учимся сохранять природу, наводя после себя порядок. В походе мы приобретаем полезные навыки, вырабатываем силу воли. Если же мы участвуем в экскурсии, то узнаем что-то новое, расширяем кругозор.

2. Что бы Вы рекомендовали Вашим сверстникам, решившим впервые отправиться на экскурсию или в поход?
Сначала нужно обратить внимание на технику безопасности: правильно переходить дорогу, обходить автобус и т.д. Обязательно нужно слушать взрослых. На экскурсии не нужно шуметь, перебивать других. Также не стоит брать с собой много лишних вещей. Лучше взять только самое необходимое. 

3. Что является самым важным в походе или на экскурсии?
В походе самым важным является выносливость. Если вы не можете преодолевать длинные расстояния, то в походе вам будет трудно. Очень важно уметь ориентироваться в незнакомой местности. Не лишним будет умение разводить костер.

Если вы в задании 3 рассказывали о походе, то вопросы будут заданы именно про поход. Если же вы вели речь об экскурсии, то о ней будет спрашивать и собеседник.

Тема 3: рассуждение на одну из проблемных тем

Что означает слово “модный”?

Модный – это современный, пользующийся известностью и успехом. Например, модная одежда – это та, которую носит много людей. Модная музыка – это та, которую слушает большинство. Модный дизайнер – это тот, который пользуется популярностью и востребован благодаря своим талантам.

2. Вы слушаете чужие советы?

Чьи советы для Вас более важны? В основном, я самостоятельно принимаю все решения. Даже в выборе одежды полагаюсь на свой вкус. Однако иногда прислушиваюсь к советам родителей. Ведь ори заботятся о нас и никогда не посоветуют плохого. Только вот представления о моде у нас немного разные.

3. Приведите пример отрицательного влияния моды.

Я считаю, что примером отрицательного влияния моды являются вредные привычки, в частности курение. В подростковой среде существует такой стереотип, что курить модно. И многие школьники в погоне за модой приобретают эту пагубную привычку. Я же отношусь к курению негативно.

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
 
1) Опишите фотографию.

1. Есть ли у Вас или Ваших знакомых домашний питомец?
2. Чем он дорог Вам или Вашим знакомым?
3. Почему Вы могли бы назвать его другом?

2) Расскажите об экскурсии, которая Вам запомнилась.
1. Чем, по Вашему мнению, полезны экскурсии?
2. Что бы Вы порекомендовали своим друзьям, впервые собирающимся на экскурсию?
3. Что, по Вашему мнению, самое важное на экскурсии?

3) Всегда ли нужно следовать моде?
1. Отчего, на Ваш взгляд, происходит увлечение молодёжи неформальными движениями?
2. Поддерживаете ли Вы какое-либо из этих движений?
3. Что Вы могли бы посоветовать своим друзьям, увлекающимся молодёжными субкультурами?

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
 
1) Опишите фотографию.

1. Почему по фотографии можно сделать вывод, что делать подарки — это семейная традиция?
2. Как Вы думаете, девочка, изображённая на фотографии, раскрывает предназначающийся ей подарок или кладёт под ёлку подарок для кого?
3. Какие семейные традиции празднования Нового года есть в Вашей семье?

2) Поход в театр (музей).
1. В каких театрах или музеях Вам приходилось бывать?
2. Что бы Вы порекомендовали своим друзьям, впервые собирающимся в театр (музей)?
3. Что, по Вашему мнению, самое важное человек выносит для себя от посещения театра (музея)?

3) Модно ли быть патриотом?
1. Не кажется ли Вам, что некоторые люди в наше время «играют» в патриотизм, потому что это считается модным?
2. Ощущаете ли Вы себя патриотом? Как это проявляется?
3. Приведите примеры истинного патриотизма?

Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
 
1) Опишите фотографию.

1. Какие чувства Вы испытываете с приходом весны?
2. Почему первые весенние цветы по-особенному радуют взгляд?
3. Какие краски ассоциируются у нас с приходом весны?

2) Как я однажды помогал маме.
1. Осознаёте ли Вы, что мама нуждается в нашей помощи?
2. Часто ли Вы помогаете маме?
3. В чём выражается Ваша помощь?
4. Что Вы могли бы посоветовать своим сверстникам, которые не помогают родителям?

3) Что значит, поступать по совести?
1. Почему совесть считают мерилом нравственности?
2. Можно ли, на Ваш взгляд, иногда поступать против совести?
3. Приходилось ли Вам совершать поступки, за которые потом было стыдно?