Устный журнал "Дети войны" был создан для выступления на мероприятии ко Дню Победы. В нем представлен большой и подробный материал об участии детей в Великой Отечественной войне. Мероприятие проходило в рамках Недели Памяти в школе. Материал может быть использован, как пособие на уроках, а так же для подготовки патриотических мероприятий.
ДЕТИ И ВОЙНА -устный журнал.docx
Дети войны
Книга памяти.1941-1945 гг. Цель занятия:
Воспитание патриота. Применение полученных знаний и умений в собственной
проектной и исследовательской практике.
Задачи :
Обучающая:
Расширить знания детей о Великой Отечественной войне.
Развивающая:
Развитие речевой , мыслительной , проектной и исследовательской деятельности.
Обогащение знаний об истории Родины.
Воспитательная:
Создание условий для развития патриотизма и коллективизма.
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе знакомства с
теоретической информацией.
Актуальность темы:
Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю
русского народа. Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит
судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом
старались приблизить победу
Цель исследования:
1)Формирование у учащихся, знания о Великой Отечественной войне 19411945 гг., ее
защитниках и их подвигах.
2)Воспитание любви и уважения к своему народу, к истории своей страны, бережное
отношение к ветеранам.
3)Развитие своих навыков нетрадиционной работы по предмету.
4).Исследовать факты участия детей в событиях Великой Отечественной войны.
5).Из собранных материалов сделать проект «Книга памяти.19411945 гг.» и презентацию
«Дети войны. Книга памяти».
Проблемный вопрос:
1)Были ли дети участниками Великой Отечественной войны?
2)Помогали ли взрослым в тылу и партизанском подполье?
Гипотеза
В тяжёлое для страны время дети несли все тяготы войны наравне со
взрослыми.
Ход исследования:
1. Изучить материалы по данной теме.
2. Провести опрос в среде своих сверстников в школе, что им известно
об участии детей в годы Великой Отечественной войны, расспросить у
взрослых.
3. Сделать выводы.
4.Сделать проект-книгу «Книга памяти.1941-1945гг.»
Оборудование: выставка книг, посвященная ВОВ; презентация; интерактивная доска;
изображения для создания коллажа «Памятные даты Великой Отечественной
Войны»
Предварительная подготовка: разучивание стихотворений, сбор материала для коллажа. Форма проведения: устный журнал
Дети войны и веет холодом
Дети войны и пахнет голодом,
Дети войны и дыбом волосы:
На челках детских седые полосы.
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лидице или Освенциме?
Их кровь алеет на плацах маками
Трава поникла, где дети плакали.
Дети войны боль отчаянна!
И сколько надо им минут молчания! Песня «Отмените войну»
При слове «война» нам представляются смерть и разрушения, грохот орудий, разрывы
снарядов и гул вражеских самолетов. Но война – это две половины жизни страны: фронт и
тыл. Мы много знаем про страшные бои, раны и смерть на полях сражений. Многое написано
и про работу в тылу, где ковалась победа, но немногое сказано про детей войны – про тех,
кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они не могли стоять у станков,
растить хлеб. Они были просто маленькими детьми. А ведь именно они, дети войны, стали
главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его
сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали
взрослыми. И мы поставили себе цель: Узнать о детях войны и собрать материал, который
станет основой книги. Эту книгу передать в нашу библиотеку, что бы и другие дети могли ее
прочитать.
Вспомним несколько фактов того времени. Слайдпроверка.
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы. Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.
+ Сегодняшнее наше занятие мы посвятили детям, чье детство было опалено войной.
Ребята готовили проекты, собирали материалы и изучали разные аспекты воздействия войны
на жизнь детей. Мы проведем наше занятие в виде конференции, работать будем в 3 группах по
темам: «Плен», «Тыл», «Бой». Будем слушать доклады, выполнять задания и вспоминать те
страшные годы и маленьких героев большой войны.
Первая страница нашей книги памяти : « Оккупация и концлагеря»
+ Посмотрим работу ребят и послушаем стихи о тех детях.
Среди сугробов и воронок в селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок – последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый, обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело от прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя и плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете, а что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили, угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки, пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке, и за ребёнка на снегу.
Мне рассказывал смоленский паренек:
– В нашей школе деревенской шел урок.
Проходили мы частицы "Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы в эти дни.
Обобрали наши школы и дома.
Наша школа стала голой, как тюрьма.
Из ворот избы соседской угловой
К нам в окно глядел немецкий часовой.
И сказал учитель: "Фразу дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу "Ни" и "не"."
Мы взглянули на солдата у ворот
И сказали: "От расплаты НИ один фашист проклятый НЕ уйдет!"
мучили детей. Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело, Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять: кляня, ругаясь без причины...
Мужчины Занесенный в
А детям было не понять, чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова, побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва, что это за непослушанье.
Они представить не могли того, что было всем открыто:
По древней логике земли, от взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны, и дети стали образцовы.
Но их всё били. Так же. Снова. И не снимали с них вины.
Они хватались за людей. Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были, Мужчины мучили детей.
графу с аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге: "Три тысячи двести девятый".
"Обувь детская. Ношена. правый ботинок. С заплатой..."
Кто чинил его? Где? В Мелитополе? В Кракове? В Вене?
Кто носил его? Владек? Или русская девочка Женя?..
Как попал он сюда, в этот склад, в этот список проклятый,
Под порядковый номер "Три тысячи двести девятый"?
Неужели другой не нашлось в целом мире дороги,
Кроме той, по которой пришли эти детские ноги
В это страшное место, где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно одежду убитых считали?
Здесь на всех языках о спасенье пытались молиться:
Чехи, греки, евреи, французы, австрийцы, бельгийцы.
Здесь впитала земля запах тлена и пролитой крови
Сотен тысяч людей разных наций и разных сословий...
Час расплаты пришел! Палачей и убийц – на колени!
Суд народов идет по кровавым следам преступлений.
Среди сотен улик – этот детский ботинок с заплатой.
Снятый Гитлером с жертвы три тысячи двести девятой.
+ Страшные свидетельства немыслимой жестокости фашистов и беспредельного мужества
и страданий наших детей.
+ Перейдем к следующей странице.
И это Ленинградская блокада.
Груз драгоценный баржа принимала – дети блокады садились в неё.
Лица недетские цвета крахмала, в сердце горе своё.
Девочка куклу к груди прижимала. Старый буксир отошёл от причала, к дальней Кобоне баржу потянул.
Ладога нежно детишек качала, спрятав на время большую волну.
Девочка, куклу обняв, задремала.
Чёрная тень по воде пробежала, два "Мессершмита" сорвались в пике.
Бомбы, оскалив взрывателей жала, злобно завыли в смертельном броске.
Девочка куклу сильнее прижала...
Взрывом баржу разорвало и смяло. Ладога вдруг распахнулась до дна
И поглотила и старых, и малых. Выплыла только лишь кукла одна,
Та, что девчурка к груди прижимала...
Ветер минувшего память колышет, в странных виденьях тревожит во сне.
Сняться мне часто большие глазища тех, кто остался на ладожском дне.
Снится, как в тёмной, сырой глубине девочка куклу уплывшую ищет.
(А. Молчанов)
+А давайте представим себя в том классе за заклеенными окнами, с замерзшими
чернилами, с тетрадками из грубой бумаги. Сцена в школе.
В классе очень холодно, на перо дышу,
Опускаю голову и пишу, пишу.
Первое склонение — женский род на «а»,
Сразу, без сомнения, вывожу — «война».
Что всего существенней нынче для страны?
В падеже родительном: нет — чего?— «войны».
Шлю «войне» проклятия, помню лишь «войну»...
Может, для примера мне выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я — это тоже месть...
О «войне» тот горестный, гордый тот урок,
И его запомнила я на вечный срок.
+ Страшные страницы, но забывать об этом нельзя. И мы будем помнить. Послушаем
сердце блокадного Ленинградаметроном. Песня о Ленинграде
+ И следующая страница : Тыл.
: В первые же дни на войну с немцами ушло много народа: рабочие с заводов, предприятий,
служащие, колхозники, все стремились попасть на фронт защищать Родину. Взамен их на заводы
и фабрики пошли работать молодежь и женщины. Большие трудности во время войны
переживало сельское хозяйство. Но колхозники справлялись с трудностями военных лет. И
большую роль здесь сыграла молодежь, те, кому исполнилось 1317 лет. Совсем еще дети, они делали все для приближения победного часа.Они понимали, что без крепкого и надежного тыла
не выдержать бы страшные испытания войны.
Отца на фронт призвали. И по такой причине
Я должен жить отныне, как следует мужчине.
Мать вечно на работе. Квартира опустела.
Но в доме для мужчины всегда найдётся дело.
Полны водою вёдра. Подметена квартира.
Посуду мыть несложно –на ней ни капли жира.
С трёх карточек талоны стригут мне в гастрономе.
Кормилец и добытчик. Мужчина. Старший в доме.
Я искренне уверен, что стал отцу заменой.
Но в жизни той далёкой, блаженной, довоенной,
Отец не занимался подобными делами.
Мать заменила папу. Я помогаю маме.
В великой русской кузнице за каменной горой
Стоит, гудит, работает заводик номерной.
Туда Василь Васильевич приходит чуть заря
И весело командует: "За дело, токаря!
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Во всем Урале токаря, пожалуй, лучше нет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!
С глазами светлосиними, с кудрявой головой
Работает, старается гвардеец тыловой.
Фотографы газетные бегут его снимать.
Никто Василь Васильича не может обогнать.
В минуту получается готовая деталь,
На грудь ему повешена отличия медаль.
Девчата им любуются, подходят и молчат,
А он и не оглянется, не смотрит на девчат.
За горы за Уральские молва о нем идет,
А он себе работает и бровью не ведет.
Василию Васильичу всего тринадцать лет.
Привет, Василь Васильевич, примите наш привет!(Б. Ласкин, 1944)
издалёка я, приехал я с войны...
Теперь учусь на токаря, нам токари нужны.
Теперь стою я за станком
И вспоминаю мать, она звала меня сынком
И тёплым, клетчатым платком любила укрывать.
Мне не забыть, как мать вели,
Я слышал крик её вдали...
Приехал Братишка был ещё живой, он бился, звал отца,
Штыком фашистский часовой столкнул его с крыльца.
Мне не забыть, как мать вели,
Мелькнул платок её вдали…
Синеглазая
девчонка девяти неполных лет...
Льётся песня нежно, звонко на больничный белый цвет.
И под звуков переливы чьито братья и отцы
Вспоминают дом счастливый, просят спеть ещё бойцы.
«Я спою, — в ответ девчонка, —низко голову склонив,
— Вот, пришла нам похоронка... но я верю: папа жив!
Может, кто из вас случайно папу гденибудь встречал?
Гдето там, в сторонке дальней, вместе с папой воевал?»
И как будто виноваты в том, что живы до сих пор,
Вдруг отводят все солдаты от девчонки малой взор.
Проглотив слезу украдкой, вновь поёт до хрипотцы,
И, повзрослому, солдаткой кличут девочку бойцы.
Бесконечно петь готова песни раненым она,
Но при этом спросит снова, а в ответ лишь тишина.
И однажды, как награда, весь изранен, но живой,
Папа, милый! Вот он, рядом! «Я спою тебе, родной!»
А еще плясали: « Катюша»
+ И , конечно же, дети принимали участие в боевых действиях, партизанили и , бывало,
выполняли самые трудные задания.
Эту страницу нашей книги памяти представят.
+ А теперь давайте представим себя на месте этих ребят. У нас будет 2 группы
разведчиков, которые уже узнали все про фашистов в деревне и возвращаются с задания в
отряд. Одни добрались и должны доложить командиру отряда. Другим не повезло, они
встретили полицаев и им надо както спастись.
Драматизация.
+ Разные подвиги совершали дети, сыны полка, маленькие партизаны. Многие были
награждены. Есть среди них и те, кто удостоился самой высшей награды Родинызвания
Героя Советского Союза.
Песня « Дети войны»
+Стремление победить фашистов охватило весь советский народ, и даже маленькие дети,
дошколята, приняли участие в движении «Все для фронта, все для победы!»
Доклад о танке «Малютка» + Та страшная война отозвалась страшным эхом в сердце каждого человека и это никогда
не должно повториться!
Решим кроссворд и заполним таблицу.
Действительно, наша гипотеза подтвердилась. Дети были не только участниками той войны,
но и проявили героизм.
Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чёмто человечество отстанет,
И в чёмто обеднеет целый мир.
Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю похозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.
Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
Песня «Бухенвальдский набат» МИНУТА МОЛЧАНИЯ Если мы будем уважать друг друга и беречь мир, то на нашей прекрасной планете всегда
будет мир, будет сиять солнце и будет всегда синее небо! У меня для вас сюрприз: Снимем
газеты с заклеенных окон…А там солнце!
И что бы еще раз выразить наше огромное желание мира всему миру сделаем такое же
солнышко на нашей доске и споем песню «Солнечный круг» !
Устный журнал "Дети и война"(3 класс)
Устный журнал "Дети и война"(3 класс)
Устный журнал "Дети и война"(3 класс)
Устный журнал "Дети и война"(3 класс)
Устный журнал "Дети и война"(3 класс)
Устный журнал "Дети и война"(3 класс)
Устный журнал "Дети и война"(3 класс)
Устный журнал "Дети и война"(3 класс)
Устный журнал "Дети и война"(3 класс)
Устный журнал "Дети и война"(3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.