Элеваторы являются подъемниками вертикального действия и служат для вертикального и крутонаклонного (под углом 60–82º) перемещения насыпных и штучных грузов без промежуточной загрузки и разгрузки. Применение элеваторов в качестве междуэтажного транспортного средства даёт возможность иметь компактные транспортные схемы, занимающие малые площади.
Ковшовые элеваторы имеют вертикально замкнутый тяговый элемент (лента, цепь) с жёстко прикреплёнными к нему грузонесущими элементами (ковшами), тяговый элемент огибает верхний приводной и нижний натяжной барабаны (или звёздочки) (рис. 2).
Привод элеватора – редукторный, размещается в верхней части элеватора, при малой мощности применяют мотор-редукторы, привод снабжён остановом для предохранения от обратного движения ходовой части.
Натяжное устройство – винтовое, пружинно-винтовое или грузовое в зависимости от типа тягового элемента, привода и высоты. НУ располагается на валу нижнего барабана (звездочки), ход натяжного устройства составляет 200–500 мм. Ходовая часть и поворотные устройства элеватора помещаются в закрытом металлическом кожухе, который является силовым каркасом, воспринимающим статические и динамические нагрузки. Кожух состоит из верхней части (разгрузочный патрубок или головка элеватора), средних секций и нижней части (загрузочный носок). В боковых стенках кожуха располагаются люки с герметичными дверцами для обслуживания и ремонта. Секции кожуха соединяют между собой болтами, высота секций составляет 2–2,5 м.
Всего предусмотрено четыре типа ковшей
1. Глубокие со скругленным (цилиндрическим) днищем. Обозначение – «Г».
2. Мелкие со скругленным днищем. Обозначение – «М».
3. С остроугольным днищем и бортовыми направляющими. Обозначение – «О».
4. Скругленные с бортовыми направляющими. Обозначение – «С».
В зависимости от конструкции ковшей различают следующие типы элеваторов:
– ленточный быстроходный с расставленными глубокими ковшами типа «ЛГ»;
– ленточный быстроходный с расставленными мелкими ковшами типа «ЛМ»;
– ленточный тихоходный с сомкнутыми остроугольными ковшами типа «ЛО»;
– цепной быстроходный с расставленными глубокими ковшами типа «ЦГ»;
– цепной быстроходный с расставленными мелкими ковшами типа «ЦМ»;
– цепной тихоходный с сомкнутыми остроугольными ковшами типа «ЦО»;
– цепной тихоходный с сомкнутыми скругленными ковшами типа «ЦС».
Тяговые элементы
Тяговым элементом ленточного ковшового элеватора может являться как резинотканевая, так и резинотросовая конвейерная лента, аналогично тому, как это реализовано в ленточных конвейерах. Ленты применяются преимущественно в быстроходных элеваторах для перемещения пылевидных, порошкообразных, зернистых и мелкокусковых грузов малой и средней насыпной плотности, т. е. таких, зачерпывание которых не оказывает большого сопротивления при загрузке.
Тяговым элементом цепного ковшового элеватора служит одна или две тяговые пластинчатые цепи. Сварные цепи используются реже. Цепи применяются при большой производительности элеватора, значительной высоте подъема, для перемещения тяжелых кусковых, горячих грузов, т. е. в случаях, когда создаются значительные сопротивления движению.
Классификация ковшовых элеваторов
По типу грузонесущего элемента элеваторы классифицируют на ковшовые (для перемещения сыпучих грузов), полочные и люлечные (для перемещения штучных грузов). Ковшовые элеваторы служат для подъема насыпных грузов (пылевидных, зернистых, кусковых). Люлечные и полочные – для штучных (мешки, ящики, отдельные детали и т. д.).
По виду тягового органа различают элеваторы: ленточные; цепные (одно- и двухцепные); канатные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.