«Уткур Хошимов «Дела земные»
Оценка 4.6

«Уткур Хошимов «Дела земные»

Оценка 4.6
Лекции
docx
чтение
Детсад
27.06.2023
«Уткур  Хошимов  «Дела земные»
В общественной атмосфере сегодняшнего дня как никогда важны вопросы нравственного воспитания. Это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Огромная роль в воспитании духовно развитого человека отводится урокам литературы. Предлагаем вашему вниманию разработку урока литературы для 6 класса с русским языком обучения по повести современного узбекского писателя Уткура Хошимова «Дела земные».
Уткир хошимов.docx

В общественной атмосфере сегодняшнего дня как никогда важны вопросы нравственного воспитания. Это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Огромная роль в воспитании духовно развитого  человека отводится урокам  литературы.

 Предлагаем  вашему  вниманию  разработку урока литературы для 6 класса с русским   языком  обучения по  повести  современного  узбекского   писателя Уткура  Хошимова «Дела земные».

 

 

Урок  литературы  в 6  классе  (по  новому   учебнику)        на  тему:  «Уткур  Хошимов  «Дела земные»

 

Тема  урока:  «Дела  земные»  - лирический   дастан, посвященный  Матери.

Цели  урока: образовательная:  рассказать учащимся  об  узбекском писателе Уткуре  Хошимове; пополнить  словарь   учащихся   новыми  словами; повторить   значение   литературоведческих  терминов  «дастан», «новелла»;

                           развивающая:  развивать  связную  речь  учащихся, навыки  анализа  литературного   текста;

                           воспитательная: воспитывать  любовь   к   ближнему, к людям, уважение  к   трудящемуся   человеку, любовь   к  Родине

Тип  урока :  урок   формирования знаний,  умений  и  навыков.

Оборудование: портрет   Уткура  Хошимова, сборник   писателя  «Дела    земные»,  презентация    о  жизни  и  творчестве    писателя и др.

 

                              Ход   урока.

      I.            Организационный  момент.

   II.            Проверка  выполнения домашнего  задания.

III.            Введение   нового  материала.

Учитель: Ребята, давайте  вспомним, каких узбекских писателей    мы           с вами   изучали  до сегодняшнего   урока.

Называя имена   писателей и  их произведения, учащиеся  один  за   другим выходят    к  доске и   записывают   их.

Ø Худайберды  Тухтабаев «Волшебная  шапка»

Ø Абдулла Каххар  «Сказки  о   былом»

Ø Гафур  Гулям  «Озорник»,

Ø Адыл  Якубоа  «Мороженое»

- Молодцы!   В  этом  учебном   году мы  продолжим  знакомство  с новыми  для  вас именами  в   узбекской   литературе.  И   одно  из  них – народный   писатель   Узбекистана Уткур  Хошимов.  Запишите   в   тетрадь   тему  сегодняшнего   урока.

Работа  с  портретом  писателя.

Чтение   визитной  карточки Уткура   Хошимова на  стр.90  учебника.

Учитель:  Вспомним, что  такое   дастан.

Табличка:    Дастан   -  эпическое (от  слова  «эпос» - род  литературы,  описывающий  легенды, былины, сказания)  произведение   в  фольклоре или  литературе  Востока.
 

 

 

 

 

 


-  А  что  называется   новеллой?

Табличка: Новелла  -   малый  повествовательный   жанр,  по   объёму  близкий  к  рассказу.  Для неё   характерны остросюжетность,  неожиданный   финал   и отсутствие  чёткой  авторской   позиции. 

 

 

 

 


  

  _   Уткур  Хошимов   в  небольшом  вступлении  к  своему  произведению  написал:  «Эта   повесть состоит  из больших  и  маленьких новелл. но  объединяет  их  образ  самого  дорогого  для  меня  человека   -  матери. Тех людей, о которых пишу, я  видел  своими   глазами. Только  изменил  некоторые  имена.  И  судьба  этих людей  в  какой-то  степени тоже  связана  с  моей матерью.

            Все  матери   мира   одинаковы по  отношению к  своим    детям. Раз  так, то   повесть   эта посвящается   вам, дорогие   Матери».

 

IV.            Активизация   материала.

1.     Чтение  вслух новеллы «Светлые  лунные  ночи», попутно   изучаются   новые  слова.

Табличка: Базилик   -  трава  с  сильным  пряным  ароматом и  вяжущим, чуть  горьковатым    вкусом.
Супа -  глиняное возвышение    в  саду  или  во  дворе  для  сидения   или   лежания.
Тиллякош _-  женское  налобное    украшение.
 

 

 

 

 

 

 

 


Беседа   по  вопросам   к   первой  новелле:

v Ребята, почему «светлые»   лунные  ночи?  Только  ли  от    луны  они  светлые?

v О чём   шептала    мать, обращаясь  к   луне?

v  С  чем  сравнивает   души  матерей    автор?

2.     Чтение  вслух  второй  новеллы «Кваква    -   ночная  птица»

Беседа   по  вопросам :

v Какие   мысли  приходят  в  голову   автору,  когда он  видит   горы?

v Как   вы  думаете, зачем   мать  рассказывает  своему  сыну  легенду   о  двух братьях?

v Почему  произведение  названо «Кваква   -  ночная птица»?

v В  чём, по  мнению автора, жизнь  безжалостна  к  матерям?

3.     Чтение   третьей  новеллы  «Две   легенды»

Знакомство  с  новыми  словами:

Табличка: Сандал -  низкий  квадратный  столик, который  ставится  поверх  углубления в земляном  полу:   углубление   заполняется   горячими  углями, а  стол  накрывается  одеялом.
Обкаш  - (здесь) коромысло.
Анхор  - большой  оросительный  канал   в  Ташкенте.
                          

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по  вопросам:

v Почему  автор  вспомнил  две  легенды?

v Как   можно  соотнести   с  легендой   о  коромысле   слова  матери:

      «Видишь ли,  человек  перво-наперво  должен  любить близких  своих.  В  мире  много   хороших  людей. Очень  много. Но   ежели   ты  не  будешь  любить отца  своего, сестру, братьев…     Если  мать  свою  не   будешь  любить, ты  и вообще никого на   свете любить   не   научишься»?

 Согласны   ли  вы  с   этими словами?

Обобщение.

v Чей   образ  объединяет  все   новеллы повести  «Дела  земные» Уткура  Хошимова, которые мы  с  вами   сегодня  прочитали?

v Какой  мы  видим  мать  писателя  в этом  произведении?  Обоснуйте  свою точку   зрения, используя  текст.

v Перед  вами   узбекские   пословицы  и  поговорки.  Подумайте  и  скажите, какие   из  них можно  соотнести  с  новеллами  Уткура  Хошимова?

ü Весна  реку   разливает, труд  человека  прославляет.

ü Живи  своим  трудом.

ü Чем  стоять  без дела, лучше  работай  даром.

ü Терпение    таит  в  себе   жёлтое   золото.

ü Умный  сын – счастье, глупый  сын   -   горе.

ü Ребёнок-   глина, мать   -   гончар.

ü Соловей   цветник  любит,  человек   -  родину

                        VI.            Итоги  урока. Оценивание   работы   учащихся.

                     VII.            Задание  на  дом: напишите короткий  рассказ  на   тему   одной  из понравившихся  пословиц.

 

Нурманова  Замира  Аблокуловна,

учитель  русского   языка и  литературы

средней школы №  21 города  Ангрена

Ташкентской  области.

Мой  контактный  номер  телефона:

+9989 0 957 11 97


 

В общественной атмосфере сегодняшнего дня как никогда важны вопросы нравственного воспитания

В общественной атмосфере сегодняшнего дня как никогда важны вопросы нравственного воспитания

Узбекистана Уткур Хошимов.

Узбекистана Уткур Хошимов.

Ребята, почему «светлые» лунные ночи?

Ребята, почему «светлые» лунные ночи?

Живи своим трудом. ü

Живи своим трудом. ü
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.06.2023