В общественной атмосфере сегодняшнего дня как никогда важны вопросы нравственного воспитания. Это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Огромная роль в воспитании духовно развитого человека отводится урокам литературы.
Предлагаем вашему вниманию разработку урока литературы для 6 класса с русским языком обучения по повести современного узбекского писателя Уткура Хошимова «Дела земные».
Урок литературы в 6 классе (по новому учебнику) на тему: «Уткур Хошимов «Дела земные»
Тема урока: «Дела земные» - лирический дастан, посвященный Матери.
Цели урока: образовательная: рассказать учащимся об узбекском писателе Уткуре Хошимове; пополнить словарь учащихся новыми словами; повторить значение литературоведческих терминов «дастан», «новелла»;
развивающая: развивать связную речь учащихся, навыки анализа литературного текста;
воспитательная: воспитывать любовь к ближнему, к людям, уважение к трудящемуся человеку, любовь к Родине
Тип урока : урок формирования знаний, умений и навыков.
Оборудование: портрет Уткура Хошимова, сборник писателя «Дела земные», презентация о жизни и творчестве писателя и др.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка выполнения домашнего задания.
III. Введение нового материала.
Учитель: Ребята, давайте вспомним, каких узбекских писателей мы с вами изучали до сегодняшнего урока.
Называя имена писателей и их произведения, учащиеся один за другим выходят к доске и записывают их.
Ø Худайберды Тухтабаев «Волшебная шапка»
Ø Абдулла Каххар «Сказки о былом»
Ø Гафур Гулям «Озорник»,
Ø Адыл Якубоа «Мороженое»
- Молодцы! В этом учебном году мы продолжим знакомство с новыми для вас именами в узбекской литературе. И одно из них – народный писатель Узбекистана Уткур Хошимов. Запишите в тетрадь тему сегодняшнего урока.
Работа с портретом писателя.
Чтение визитной карточки Уткура Хошимова на стр.90 учебника.
Учитель: Вспомним, что такое дастан.
- А что называется новеллой?
_ Уткур Хошимов в небольшом вступлении к своему произведению написал: «Эта повесть состоит из больших и маленьких новелл. но объединяет их образ самого дорогого для меня человека - матери. Тех людей, о которых пишу, я видел своими глазами. Только изменил некоторые имена. И судьба этих людей в какой-то степени тоже связана с моей матерью.
Все матери мира одинаковы по отношению к своим детям. Раз так, то повесть эта посвящается вам, дорогие Матери».
IV. Активизация материала.
1. Чтение вслух новеллы «Светлые лунные ночи», попутно изучаются новые слова.
Беседа по вопросам к первой новелле:
v Ребята, почему «светлые» лунные ночи? Только ли от луны они светлые?
v О чём шептала мать, обращаясь к луне?
v С чем сравнивает души матерей автор?
2. Чтение вслух второй новеллы «Кваква - ночная птица»
Беседа по вопросам :
v Какие мысли приходят в голову автору, когда он видит горы?
v Как вы думаете, зачем мать рассказывает своему сыну легенду о двух братьях?
v Почему произведение названо «Кваква - ночная птица»?
v В чём, по мнению автора, жизнь безжалостна к матерям?
3. Чтение третьей новеллы «Две легенды»
Знакомство с новыми словами:
Беседа по вопросам:
v Почему автор вспомнил две легенды?
v Как можно соотнести с легендой о коромысле слова матери:
«Видишь ли, человек перво-наперво должен любить близких своих. В мире много хороших людей. Очень много. Но ежели ты не будешь любить отца своего, сестру, братьев… Если мать свою не будешь любить, ты и вообще никого на свете любить не научишься»?
Согласны ли вы с этими словами?
Обобщение.
v Чей образ объединяет все новеллы повести «Дела земные» Уткура Хошимова, которые мы с вами сегодня прочитали?
v Какой мы видим мать писателя в этом произведении? Обоснуйте свою точку зрения, используя текст.
v Перед вами узбекские пословицы и поговорки. Подумайте и скажите, какие из них можно соотнести с новеллами Уткура Хошимова?
ü Весна реку разливает, труд человека прославляет.
ü Живи своим трудом.
ü Чем стоять без дела, лучше работай даром.
ü Терпение таит в себе жёлтое золото.
ü Умный сын – счастье, глупый сын - горе.
ü Ребёнок- глина, мать - гончар.
ü Соловей цветник любит, человек - родину
VI. Итоги урока. Оценивание работы учащихся.
VII. Задание на дом: напишите короткий рассказ на тему одной из понравившихся пословиц.
Нурманова Замира Аблокуловна,
учитель русского языка и литературы
средней школы № 21 города Ангрена
Ташкентской области.
Мой контактный номер телефона:
+9989 0 957 11 97
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.