Узбекский язык
Оценка 5

Узбекский язык

Оценка 5
Презентации учебные
docx
русский язык
10 кл
09.10.2018
Узбекский язык
Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования. Слово состоит из основы и окончания. Основа (negiz) – это часть слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание(qo‘shimcha) – это изменяемая значимая часть слова. Неизменяемые слова не имеют окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. В изменяемом слове может быть нулевое окончание.Словообразование
9. Словообразование.docx
Тема урока: Состав слова и способы словообразования 10­класс. Цели урока:  А) образовательная: познакомить учащихся с составляющими частями слова и способами словообразования  по материалу данной темы; Б) развивающая:  развивать знания по теме; расширить словарный запас учащихся по данному материалу;  совершенствовать знания по разделу «Лексика»; В) воспитательная:  воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка; привить уважение к труду  филологов; Задачи урока (образовательные компетенции): А)  Компетенция   самосовершенствования:  стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения; Б) Компетенция социально­гражданской активности: уметь вести деятельность в качестве ученика,  зрителя, покупателя, потребителя услуг, пассажира, пешехода, туриста в пределах изученного на русском  языке; В) Лингвистическая компетенция:  Распознавать различные способы словообразования. Оборудование: плакаты, раздаточный материал. I. Организационный момент: Приветствие, проверка готовности класса к уроку, рапорт дежурного ученика; ХОД УРОКА: Повторение пройденного: II. Упражнение 6. Прочитать текст о происхождении фразеологизма «соломоново решение». Пересказать его  содержание. Упражнение 7. Рассказать, какие узбекские фразеологизмы вы знаете. Объяснить их значение. Найти в  словаре подобные русские фразеологизмы,  составить  с ними предложения и записать их. III. Объяснение нового материала: 1. Ознакомление с правилом: Словообразование – раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей  они состоят) и способы их образования.  Слово состоит из основы и окончания. Основа (negiz) – это часть слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое  значение. Окончание(qo‘shimcha) – это изменяемая значимая часть слова. Неизменяемые слова не имеют  окончания. Окончание образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и  предложении. В изменяемом слове может быть нулевое окончание. Это турник. Здесь нет турника. Мы занимались на турнике. Я поднимаю штангу. Ты поднимаешь  штангу. 2.  Работа над упражнением 1. Прочитать текст. В выделенных словах указать основу и окончание.  Найти в тексте слова без окончания.  Гимнастика перед началом  дня  нужна  каждому.  Чтобы утром  быстрее включить  в работу весь организм, нужно заняться гимнастикой. Кровь станет быстрее течь по  сосудам, суставы расправятся, мышцы наполнятся силой, легкие будут сильнее  вдыхать воздух, желудок приготовится принимать  пищу. Утренняя гимнастика называется зарядкой. Десять­пятнадцать минут  поупражняешься – и зарядишься энергией на весь день. У тебя появится хорошее,  бодрое настроение, желание работать, двигаться. (По А. Дорохову.) 3. Работа над правилом: В основе слова могут быть приставка, корень и суффикс. Приставка, корень, суффикс,  окончание – части слова. Корень(o‘zak) – главная часть слова, в которой заключено общее значение всех  однокоренных(bir o‘zakli) слов: гимнаст, гимнастика, гимнастка, гимнастический. Суффикс– значимая часть слова, которая находится после корня. Приставка (old qo‘shimcha) – значимая часть слова, которая находится перед корнем. Приставка и суффикс служат для  образования новых слов или форм слов:  сила– сильный, бессильный (новое слово); сильный– сильнее, бежать–прибежать (формы слова). Новые слова можно образовать разными способами: Приставочный способ – бежать – убежать, подбежать, перебежать; Суффиксальный способ – тренер – тренерский, мощь – мощный; суффиксально­приставочный– колено – наколенник. IV. Закрепление материала: Выполнение упражнений: Упражнение 2.Выпишите однокоренные слова по группам. Образец: баскетбол, баскетбольный, баскетболист. Волейбол, спортсмен, закалённый, тренировать, штанга, закалка, волейболистка, штангист,  волейбольная, тренер, спорт, спортивный, тренировка, закаляться. Упражнение 3.Подберите и запишите однокоренные слова к данным ниже. Олимпиада, плавать, сила, спорт. Упражнение 4.Определите способ образования слов.  Образец: футбольный (футбол) – суффиксальный. Баскетболист, перенести, молодость, подбросить, талантливый, прилететь, нарукавник,  капитанский, по­русски, штрафной, забежать, защитник. Упражнение 5.Образуйте новые существительные от глаголов суффиксальным способом. Наказать – наказание, рисовать, плавать, формировать, молчать, вязать. Вращать – вращение, спасать, нападать, исправлять, гореть, варить. Упражнение 6.Образуйте новые глаголы. Составьте с ними предложения по образцу. Образец: качать – качнуть. Спортсмен качал пресс целый месяц. Ветер качнул ветку. Махать, нырять, прыгать, толкать, стучать. Упражнение 7.Образуйте новые глаголы приставочным способом. Объясните их значение. Образец: бежать – перебежать, добежать… Плыть (про­, до­, за­, пере­, вы­). Ходить (вы­, за­, под­, при­, у­, от­). Лететь (про­, до­, за­, пере­,  вы­). Ползти (вы­, за­, под­, с­, пере­, от­). Ехать (вы­, за­, под­, пере­, у­). V. Домашнее задание: Выполнение упражнений: Упражнение 8.Образуйте слова суффиксально­приставочным способом. Запишите 3 предложения  с ними. Образец: узбекский – по­узбекски. Он говорит по­узбекски. Русский, немецкий, английский, турецкий, казахский, киргизский. Упражнение 9.Внимательно прочитайте текст, перескажите его. Выпишите из текста выделенные  слова, разберите их по составу. Узбекскому народу с древних времен были известны разнообразные виды физических  упражнений и игр: верховая езда, борьба кураш, дарваз и другие. Национальные узбекские игры  служили и служат не только средством  развлечения для детей и молодежи, но и важным фактором  их физического развития и укрепления здоровья. Через национальные игры и национальные  виды спорта лежит путь к современным классическим, широко распространённым в нашей стране  спортивным играм и отдельным видам спорта.

Узбекский язык

Узбекский язык

Узбекский язык

Узбекский язык

Узбекский язык

Узбекский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2018