Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Шахтёрский я/с №11»
«В ГОСТИ К ДЕДУШКЕ ФОЛЬКЛОРУ»
интегрированное музыкальное занятие
с использованием здоровье сберегающих технологий,
элементов русского фольклора
дети младшей смешанной группы
Музыкальный руководитель:
Коваль Елена Михайловна
2021 год
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе организации музыкальной деятельности. Формировать у детей представления о фольклоре. Развивать чувство ритма, координацию движений. Расширять словарный запас.
Задачи:
ü создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества, активизировать словарный запас детей;
ü уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначении, учить громко и чётко произносить их;
ü развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук, внимание, память мышление, ритмическое чувство, творческие способности посредством музыки;
ü развивать интерес к хороводным играм, умение играть в коллективных играх;
ü учить согласовывать слова с движениями, развивать координацию движений;
ü совершенствовать навыки правильного звукопроизношения;
ü развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность;
ü воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Музыкальный репертуар:
1. Музыкальное приветствие «Здравствуйте ладошки» сл. и муз. М.Картушиной.
2. Песня «К нам гости пришли» муз. Ан. Александрова.
3. «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковский из балета «Щелкунчик.
4. Дыхательное упражнение (с снежинкой)
5. Стихотворение с движением «Зимняя прогулка».
6. Муз.- ритм. движение «Хороводный и топающий шаг» русск.нар.песня.
7. Д/и « Что лежит в сугробе» (музыкальные загадки).
8. Логоритмическая игра «Упражнения с палочками» русск.нар.песня «Ах вы сени».
9. Оркестр-шумовой «русский русск.нар.мел.
10. Парный танец «Мы с дружочком» автор М. Рожкова.
11. Русск.нар.хороводная игра «Шел козел по лесу».
Предварительная работа: знакомство детей с элементами движений русского танца, знакомство с творчеством П.И. Чайковского, просмотр презентации при ознакомлении русского народного фольклора, разучивание партитуры для игры в оркестре, разучили логоритмическую игру «Упражнения с палочками», играли в хороводную игру «Шел козел по лесу» развивали творческое воображение детей.
Оборудование: дети в русск.нар. костюмах, ритмические палочки, снежинки для дыхательной гимнастики, презентация к дидактической игре «Что лежит в сугробе», телевизор, народные музыкальные инструменты, маска для хороводной игры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети (одеты в русские костюмы) с воспитателем входят в зал «змейкой». Звучит русская народная музыка "Как у наших у ворот", взявшись за руки проходят по залу, встают полукругом. Их встречает музыкальный руководитель (на плечах русский платок).
М.Р.: Здравствуйте, гости дорогие!
Здравствуйте, ребятки, розовые пятки.
Звонкие соловушки, умные головушки!
Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло.
Давайте мы поздороваемся, как бывало в старину.
Воспитатель: На меня глядите, за мной повторите.
Приветствие "Здравствуйте ладошки"
Дети: Доброго здоровьица, гости дорогие!
Милости просим, заходите. Как живём, поглядите!
Песня "К нам гости пришли"
М.Р.: Посмотрите, ребята, как я обрядилась, вас дожидалась.
И вы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли дружно петь, играть
Себя людям показать!
- Ребята, предлагаю вам сегодня отправиться в зимний лес, в гости к дедушке Фольклору.
- А кто знает, что же такое фольклор? Почему дедушку так зовут?
Дети: Это народная мудрость, песни, пословицы, потешки, прибаутки, хороводы, игры, которые сочинил народ.
М.Р. Какие вы молодцы, всё знаете.
Но в путешествие я возьму с собой только самых смелых, веселых, активных и музыкальных. Ответьте мне на вопрос, ребята: вы такие? Самые музыкальные и активные? (ответы детей). В дороге нам надо будет преодолеть различные препятствия, выполнить разные задания. Вы согласны?
Дети: Да!
- На чем мы совершим наше путешествие? (ответы детей).
- Давайте поедем на саночках.
(Станем парами).
Дружно за руки берись,
Эй! Поехали! Держись!
Песня-игра "Санки" муз. Е.Железновой, сл. Сауко
(по окончании игры в зале зажигаются фонарики, они бегают по декорациям: кустам, сугробам)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какая красота, давайте присядем на бревнышки, пенечки и посмотрим (дети любуются): зимой лес выглядит сказочно и волшебно. А что самое красивое в зимнем лесу, как вы думаете? (ответы детей)
Дети: большие деревья, сугробы, снег…
М. Р.: А мне кажется, что красивее снежинок ничего нет!
Посмотрите, какие они разные, серебристые, игольчатые, волшебные…. (обращает внимание на снежинки, которые расположены вокруг детей)
Послушайте и посмотрите как они танцуют.
Слушанье "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик" муз. П.И. Чайковского. (использование ИКТ во время прослушивания).
- О чем рассказала музыка? (ответы детей)
М.Р.: музыка рассказывает о сказочном зимнем лесе, о легких, волшебных, сверкающих снежинках.
- В каком темпе она прозвучала? (ответы детей)
М.Р.: Спокойный, умеренный темп, ритм то медленный, то усиливается от резкого дуновения ветра.
- Как прозвучала музыка? (ответы детей)
М.Р.: Легко, нежно, тревожно, в музыке слышно, как ветер кружит снежинки.
- Как называется музыкальное произведение?
- Кто написал эту музыку? (ответы детей)
М.Р.: Ну, что продолжим путешествие к домику дедушки Фольклора?
Дети: Да!
М.Р.: Вот только как же нам пройти, все снегом занесло?
(ответы детей)
Воспитатель: А мы с вами сделаем в снегу дорожку.
Стихотворение с движением "Зимняя прогулка"
Вот сугробы на пути - поднимают руки вверх.
Здесь ребятам не пройти! - качают головой, руки на поясе.
Чтобы сделать нам дорожку, - имитируют
Покопаем мы немножко - работу лопатками.
Ох, устали мы копать - вытирают "пот" со лба.
Дорожку надо протоптать!
М. Р.: Стали, в круг. Мы с вами дорожку протопчем с помощью танцевальных движений.
Дети выполняют элементы танцевальных движений.
«Хороводный и топающий шаг» обр. Т. Ломова (русская народная мелодия).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам на ладошку снежинка упала, предлагаю вам на снежинку подуть и она полетит дальше (дети берут палочки со снежинкой, кладут снежинку на ладошку, выполняют движения по тексту).
Дыхательное упражнение:
Большая снежинка лежит на ладошке.
На эту снежинку подую немножко.
Подули тихонько – снежинка – летит
Подули сильнее – снежинка летит.
Воспитатель: Что такое? У нас на пути вырос снежный сугроб! Что - то в нем лежит, надо заглянуть (достает коробку, она закрыта, на ней висят сосульки)
Муз.рук.: Чтобы нам ее открыть
Будем чудеса творить.
Мы музыкальные загадки отгадаем
И наша коробка растает.
Давайте присядем на свои места.
- Я буду загадывать вам музыкальные загадки, а вы смотрите на экран, и выбирайте правильный ответ и он обязательно появиться на экране, а если не отгадаете, наша коробка еще сильнее замерзнет, и мы не узнаем, что в ней лежит. Готовы!
(ответ детей).
Д/и «Что лежит в сугробе» с использованием ИКТ
(на экране появляются музыкальные инструменты, дети отгадывают инструменты и на экране остается изображение правильного ответа).
Музыкальные загадки:
1. Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит (Барабан)
2. Опускаем молоточки
На железные листочки,
И летит веселый звон.
Что звучит? (Металлофон).
3. Он под шапочкой сидит, не тревожь его - молчит.
Стоит только в руки взять и немного раскачать,
Слышен, будет перезвон: «Дили-дон, дили-дон. » ( Колокольчик)
4. Если хочешь поиграть, нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка – будет музыка слышна.
Подумайте минуточку… Что же это? (Дудочка)
5. Бьют в него - не барабан.
Солнце встретит с ним шаман,
И на празднике он будет-
Скрипкам подыграет…(Бубен)
Муз.рук.: На все загадки ответили вы правильно, молодцы! Может и наша коробка откроется, ну, что давайте откроем и посмотрим, что же в ней лежит?
(дети вместе с муз.рук. и воспитателем открывают коробку и достают ритмические палочки).
Воспитатель: Ребята что это?
Дети: Ритмические палочки.
Муз.рук.: А, что мы можем ними делать? Ребята, а давайте ритмическими палочками постучим, дедушка Фольклор услышит нас и выйдет к нам на встречу.
Логоритмическая игра «Упражнения с палочками» русск.нар.песня «Ах, вы сени, мои сени»
(Кладут палочки назад в коробку)
Воспитатель (говорит с детьми закличку): Давайте закликать дедушку, звать.
- Уж ты, дедушка, вставай! Да гостей своих встречай!
Выходи поскорей! Погляди на гостей!
Дети повторяют вместе с воспитателем.
Звучит русская народная музыка "Как у наших у ворот", выходит дедушка Фольклор.
Д.Фольклор: Здравствуйте, ребятки! Молодцы, что пришли. Заждался я вас.
М.р. Дедушка Фольклор, мы с ребятами пришли к тебе не просто в гости, мы хотим, чтобы ты нам рассказал, что же интересного есть в вашей лесу.
Д.Фольклор: Ну, что же, это можно. В нашем лесу все живут дружно, любят веселиться, поют песни, пляшут, играют на разных народных инструментах.
Вот послушайте, ребятки,
Вам задам такой вопрос.
Знаю, знаю наперёд -
Вы смекалистый народ!
Угадайте, что в корзинке
Инструменты иль картинки.
Берет корзину, ставит посреди зала
Деревянная подружка,
Без неё мы как без рук,
На досуге – веселушка.
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот,
И обжечься не даёт.
Дети: Ложка.
Дедушка Фольклор (достаёт деревянную ложку): Правильно.
- И сейчас я расскажу вам одну историю.
Однажды к мастеру, который ложки делал, пришёл
барин. Заглянул-то просто так, да и ахнул. «Ах, ты!» - закричал он. - «
Говорят, что крестьяне плохо живут! А они из золотой посуды едят». Да как
схватит ложку. И застыл с раскрытым ртом. Он думал, что она золотая, тяжёлая. А
ложка лёгкая, да к тому же тёплая. Объяснили барину, что посуда не из золота, а
из дерева.
М.р.: Эта деревянная ложка не одна пришла, а с веселыми друзьями. Подходите, инструменты берите.
Мы с вами устроим концерт удивительный,
Будем все вместе играть восхитительно.
(дети и взрослые берут инструменты, становятся на свои места)
1 ребенок: Вот красивый, звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет!
(зазвенели бубны)
2 ребенок: Словно дружные ладошки
Заиграют наши ложки!
(застучали ложки)
3 ребенок: Это братья – сорванцы
Колокольцы – бубенцы!
(зазвенели бубенци)
4 ребенок: Будет здесь играть для вас
Яркий, красный маракас!
(зашумел маракас)
5 ребенок: Тараторить будет звонко,
Деревянная трещотка!
(затрещала трещетка)
Оркестр «Русский» русск.нар.мел.
После звучания оркестра д. Фольклор.
Дедушка Фольклор: Эй, друзья, идите в круг,
Смело, без опаски.
Нам сегодня лучший друг -
Тот, кто любит пляски!
Танец «Мы с дружочком танцевали»
автор М. Рожкова, аранж. ЕФирсовой
Дедушка Фольклор: Ну, ребята молодцы! Порадовали от души! А ещё у меня в лесу живет козлик. И я знаю очень интересную хороводную игру. Хотите поиграть?
Дети: Да.
Дедушка Фольклор: А называется она «Шел козел по лесу»
Становись ребята в круг, я твой друг и ты мой друг.
Воспитатель: Выбрать нам козлика поможет считалочка,
Я начну, а вы мне помогайте:
Вышли мыши как-то раз.
Поглядеть, который час,
Раз, два, три, четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон -
Убежали мыши вон!
Русская народная хороводная игра «Шёл козёл по лесу»
М.р.: Как интересно д. Фольклор в твоем лесу. Ребята вам понравилось?
Дети: Да.
- А что вам понравилось, что запомнилось?
(ответы детей)
Дедушка Фольклор: И вам спасибо, что пришли, а я приготовил для вас угощение, вкусный яблочный пирог, угощайтесь (угощает детей)
М.р.: Но к сожалению нам пора прощаться, давайте скажем спасибо дедушке.
Дети: Спасибо! До свидания!
(дедушка Фольклор прощается, уходит)
М.р.: Вы, ребята,
молодцы! Все старались от души!
Пели и играли, красиво танцевали!
Тут занятию конец, а кто пришёл к нам – молодец!
Приходите
ещё в гости к нам, будем рады мы гостям!
Доброго всем здоровьица! (поклон)
Под русск. нар. песню «Как у наших у ворот», дети, взявшись за руки, «змейкой» выходят из зала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.