Раздел программы: Здоровый образ жизни
Тема: В гостях у бабули Медуницы. Травы и куклы.
Цель: Формирование экологической культуры и Зож.
Задачи:
- Содействовать развитие навыков, необходимых для исследования окружающей среды и повышающих общую экологическую культуру.
- Содействовать представлению о разнообразии целебных свойств и ароматах трав.
- Стимулировать практические навыки, помогающие заботиться о своем здоровье.
Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, самостоятельная практическая работа. Сохраняющие здоровье технологии. Неформальное общение, музыкальная терапия, подвижная минутка.
Форма занятия – Традиционная, совместная творческая деятельность детей старшей и младшей группы. Равный обучает равного.
Продолжительность – 45 минут.
Основные этапы. Орг. момент.2 мин. Вводная часть 3 мин. Теория.13 мин. Подвижная минутка 5 мин. Самостоятельная практическая работа 12. мин. Рефлексия 10 мин.
Возрастная категория – 7-8 лет.
Оборудование и материалы: Схемы. Текстиль, хлопчатобумажный лоскут. Нитки, тесьма, ножницы. Саше с ароматическими травами. Чай. Самовар, заварник, чашки. Мармеладки.
Зрительный ряд: электронная презентация «Травы и куклы»».
Музыкальный ряд Музыкальные наигрыши белорусского художника, музыканта Алеся Лося.
Ход занятия
Организационный момент. Краткая беседа о последних событиях, как прошла неделя. Какие успехи. Отметить присутствующих.
Вводная часть 3 мин
Педагог: Сегодня в гостях у нас Бабуля Медуница-рукодельница, травница и сказочница. Она пришла к нам в гости, чтобы поделиться своими знаниями и умениями. (Роль бабули исполняет учащаяся средней группы).
Бабуля Медуница. Давайте познакомимся
Я - Бабуля Медуница. Живу я в деревеньке, где еще не забыли, как самим собирать травы и делать из них ароматные смеси для здоровья. И расскажу я вам о том, как детворе забаву сделать и о здоровье позаботится. Теперь я передам волшебный мешочек тому, кто слева тот меня, а он скажет, как его зовут, и какое ароматное растение ему нравится, перебросит его другому, и так каждому.
Игра «волшебный мешочек».
Теоретическая часть
Бабуля Медуница. В старину люди обратили внимание на растения, обладающие резкими пряными запахами. Они в дальнейшем обнаружили в них драгоценные вещества – эфирные масла, и разработали способы для их выработки из цветков, листьев, семян и коры растений. Так появилась ароматерапия – в соответствии с энциклопедией – использование в качестве лекарства различных запахов. Запахи, оказывая на человека определенное влияние, могут быть достаточно сильным средством, как при лечении, так и при снятии стрессов, нормализации настроения, ободрении.
Возьмите в руки мешочки с травами, прочтите название, и изомните их в руках. От прикосновения аромат трав раскрывается. Развяжите мешочки и загляните в них, потрогайте сенце травы пальчиками, возьмите в ладошку.
Обратите внимание на экран. Я буду знакомить вас с произрастанием трав в природе, а вы находите её в мешочках.
Демонстрация слайдов
Бабуля Медуница Современный человек больше половины своей жизни проводит в помещении, лишая себя естественного контакта с природой. Между тем, аромат растений является мощным источником лечения и энергии, как и куколка, сделанная своими руками, самая милая и любимая. Благодаря тому, что она рукотворная и в ней ароматные травы, она защищает организм от стресса.
Предлагаю вам самим сделать куколку «Ароматный зайчик на пальчик». Игра с зайкой на пальце развивает координацию, чувство ритма, дарит радость общения и положительные эмоции от игры.
Куколку нельзя делать в плохом настроении. Поэтому я заварю ароматный чай, а вы вставайте, поиграем в игру «На лугу»
Игра «На лугу». Звучит музыкальное сопровождение.
Практическая часть.
Бабуля Медуница. Это "Зайчик на пальчик" – детский оберег, который родители давали ребенку, чтобы ему не было страшно и одиноко, когда родителей нет рядом.
Изготовление зайки.
1. Ткань лучше брать мягкую, хлопчатобумажную, размером с ладонь.
2. Складываем пополам.
3. Для ушек куколки сверху сгиб убрать внутрь, зафиксировать ниткой, нитку не отрывать, лучше закончить узелком
4. Кусочек ваты или любого мягкого наполнителя и ароматические травы, поместить под ушками зайки.
5. Перевязать ниткой. Получится голова зайки с ушками.
6. Подогнуть материю по бокам и снизу на 1-2 см и свернуть два раза, остальное сложить пополам до головы, сформировать лапки - перевязать ниткой через шею по диагонали ткань так, чтобы зайка оделся на пальчик.
Оформление Зайчика. Можно зайке завязать бантик на ушках, используя декоративные ленты. Можно сделать несколько разноцветных зайцев и сочинять про них разные истории, сказки и т.п. Импровизируйте, фантазируйте.
Педагог: Открыв для себя ароматерапию и куколку, вы обретёте надёжного помощника вашему здоровью и прекрасное настроение.
Пока вы играли и творили, закипел самовар. (ТБ при обращении с кипятком). Теперь давайте разольем заваренный чай из разных душистых трав, попробуем сладости. Предлагаем вам попробовать изделия с использованием пектина. Это мармелад, Пектин содержится в грушах, смородине, малине баклажанах. Особенность пектина позволяет ему повышать вязкость растворов, создавая желе, что даёт возможность использовать его в кондитерской промышленности для изготовления мармелад, зефира и, пастилы и безалкогольных напитков.
Вдохните аромат трав. За угощением сочините сказку, где одним из персонажей будет зайка.
Рефлексия. Поделитесь своими сказками. О разнообразии целебных свойств и ароматах, каких трав вы сегодня узнали? Чему научились? Как правильно собирать травы? Как это помогает быть здоровым? Будете ли вы теперь пользоваться аромозайчиком?
Список используемой литературы
1. Абрамова, М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству / М.А. Абрамова. - М-ва, Владос, 2002.
2. Большая энциклопедия почемучек Москва «Росмен» 2001 г.
3. Верзилин Николай Михайлович По следам Робинзона / Верзилин Н.М. «Народная асвета»1982
4. Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль.: «Академия развития», 1996.
5. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. – М., 2006.
6. Молодова. Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П. Молодова.– Минск, «Асар»- 1995.- 128 с., ил.
Технологическая карта
Работа с текстилем.
Цель: научить выполнять тряпичную куклу на основе традиционной технологии.
Оборудование и материалы: текстильный лоскут, нитки, тесьма, сутаж, вата, ножницы. Ароматические травы.
№ |
Этапы выполнения |
Графическое изображение |
1 |
Ткань лучше брать мягкую, хлопчатобумажную, размером с ладонь |
|
2 |
Складываем пополам |
|
3 |
Для ушек куколки сверху сгиб убрать внутрь |
|
4 |
Зафиксировать ниткой, нитку не отрывать |
|
5 |
Кусочек ваты или любого мягкого наполнителя и ароматические травы, поместить под ушками зайки |
|
6 |
Подогнуть материю по бокам и снизу на 1-2 см и свернуть два раза, остальное сложить пополам до головы, сформировать лапки |
|
7 |
Перевязать ниткой через шею по диагонали ткань так, чтобы зайка оделся на пальчик |
|
Интегративные технологии, используемые на занятии.
(Интерактивные игры)
Игры и упражнения для начала занятия
«Волшебный мешочек».
Перекидывая, друг другу мешочек, назвать себя по имени, и какое ароматное растение нравится.
Упражнение активирует творческое мышление, внимание, хорошо поддерживает рабочую мотивацию.
Цель:
• создание условий для сплочения коллектива;
• для поднятия работоспособности
• установление контактов на вербальном и невербальном уровне.
Игры и упражнения для снятия мышечных зажимов во время занятия или в перерыве между заданиями.
«На лугу».
Дети встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Круг двигается по часовой стрелке. Каждый из тройки имеет название: «цветок», «ягодка», «травинка». Ведущий находится за пределами круга. Ведущий произносит слово «цветок», (или «ягодка», «травинка») и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье то место. Если это ему удается, то он станет «цветком», («ягодкой», «травинкой».), а тот, кто остался без места, стает на место ведущего.
Цель:
• раскрепощение детей, снятие мышечных зажимов;
• формирование уверенности в себе,
• эмоциональной устойчивости.
Игры и упражнения для окончания занятия.
«Обмен мини сказками»
Цель:
• получение обратной связи от участников игры;
• развитие доверия, взаимопонимания;
• развитие самопознания, уверенности в себе;
• формирование позитивного отношения к своим возможностям.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.