В. Осеева. «Почему?».

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В. Осеева - Почему.docx

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС НОО

 

Утверждаю _____________________

« 30» января 2018 г.

1

Тип урока

Открытия новых знаний.  Комбинированный

2

Класс

2

3

Тема

В. Осеева. «Почему?».

4

Образовательная программа, автор

«Школа России»

5

Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе

 

6

Цели урока

Содержательная цель: Научить детей отыскивать в произведении глубинный смысл – подтекст, понимать главную мысль произведения.

 

Деятельностная цель:

-  Дать представление о том, что каждая деталь в художественном произведении имеет свой смысл и помогает понять всё произведение.

- Показать, что в центре самого произведения – человек. Научить разбираться в том, как писательница изображает человека, как открывает нам то, что скрыто от глаз: мысли и чувства персонажей, черты их характера.

- Воспитывать у учащихся честность, ответственность за свои поступки.

 

7

Планируемые результаты

Личностные:

- Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

- Уважать мнение одноклассников.

-  Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм.

Предметные: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение; объяснять нравственный смысл рассказа; понимать и объяснять поступки героев; составлять план пересказа и пересказывать текст по нему; соотносить чувства героя с состоянием природы.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

-Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

-Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

-Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

- Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

Познавательные:

-Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

-Сравнивать  и группировать  объекты  по нескольким признакам; находить части текста; самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности.

-Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы.

Коммуникативные:

-Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

-.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

-Читать вслух и про себя текст учебника, понимать прочитанное.

- Сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод

Частные методы и приёмы

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

 

10

Описание методов оценивания, применяемых на уроке

 

11

Средства

портрет В.А. Осеевой, карточки с выдержками из текста, цветные карандаши, раскраски, презентация.

 

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание, время этапа

I. Мотивация самоопределение к учебной деятельности

Речевая разминка.

Произнесите чистоговорки.

А) Собирала Маргарита Маргаритки на траве,

Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Б) Жужжит над жимолостью жук,

Зеленый на жуке кожух.

В) Сорока с вороной спорила:                                                   

Тараторила, тараторила, ворону переспорила.

 

 

3  мин.

II. Актуализация

знаний и фиксация затруднений в

деятельности.

 

1) составление плана пересказа.

- Восстановите последовательность событий в рассказе.

(задание на карточках)

1.      Бум наказан.

2.      Мальчик с собакой.

3.      Сын признался.

4.      Чашка разбилась.

5.      У каждого своё почему.

6.      Это…Бум!

7.      Ночью.

8.      Расстроенный лай.

9.      Все дома!

10.   Он будет жить в будке!

11.   Бум один на крыльце.

(проверяем по цепочке с опорой на презентацию)

(ответ: 2,4, 6, 10, 1, 11, 7, 8, 3, 9,5)

2) пересказ по плану.

 

6  мин.

III.Постановка темы и цели урока.

 

- У меня на доске расположены иллюстрации из рассказа и портрет автора.

 

- Скажите, с каким произведением мы будем продолжать работать и кто его автор?

 

-Сегодня мы будем работать с текстом рассказа В.А. Осеевой «Почему?»

 

 

3 мин.

IV.Первичное

чтение (прослушивание)

- С текстом рассказа мы с вами знакомились на прошлом уроке. Но ведь при первичном чтении трудно все понять, все осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.

Вот мы и попробуем сегодня сделать маленький шаг к такому настоящему чтению.

-Сейчас, я предлагаю вам вернуться к прошлому уроку и послушать ваше мнение о главном герое, а также ваши предположения, о чём мог бы быть рассказ с названием “Почему?”

-Давайте попробуем предположить, чему будет посвящён второй урок.

- Какие открытия мы можем сегодня совершить и на какой вопрос ответить?

 

- Прослушав ваши мнения, я поняла, что у нас главный герой получился какой-то непривлекательный. Давайте теперь обратимся к тексту и попробуем понять главного героя: какой он человек, какой у него характер? Заодно посмотрим, изменится ли ваше отношение к мальчику

- У каждого из вас на столе лежит отрывок из рассказа, в котором я кое – что изменила. Прочитайте этот отрывок (сильный ученик читает вслух).

Послышался звон…Сердце у меня замерло. Я тихонько встал со стула и опустил глаза. На полу валялись розовые черепки, золотой ободок блестел на солнце.

    Бум вылез из под стола, осторожно понюхал черепки и сел, склонив на бок голову и подняв в верх одно ухо.

  Из кухни послышались быстрые шаги.

- Что это? Кто это? – мама опустилась на колени и закрыла лицо руками.- Папина чашка… горько повторяла она. Потом подняла глаза и с упреком спросила: - Это ты?

Бледно-розовые черепки блестели на ее ладонях.

- Это, это Бум!

- Бум? – Мама поднялась с колен и медленно переспросила: - Это Бум?

- А теперь сравним этот отрывок с текстом из рассказа. Что я изменила или пропустила?

 (Изменения фиксируются на доске подготовленными карточками с выдержками из произведения.)

Тихонько сполз     заменила на     Встал

- Но ведь и так понятно! Попробуйте изобразить как главный герой “встал” со стула (показывает один ученик), а теперь, как он “тихонько сполз” (показывает другой ученик). Есть разница? Какая?

- Какой можно сделать вывод?

(Замена лексического значения слов играет очень важную роль.)

- Далее.

Пропустила слова: колени у меня задрожали, язык заплетался.

- Эти оценочные слова относятся к какой части речи?

- Уместно ли было употребление автором таких характерных глаголов?

(Они помогают оценить состояние мальчика.)

- Молодцы! Давайте дальше.

Не поставила многоточие в предложении “Это… это… Бум!”

- Ну и что подумаешь какие-то точки!

- Почему они важны?

Вот мы и доказали, каким важным в произведении может оказаться всего лишь одно слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети высказывают свое мнение, учитель записывает их высказывания на доске)

 

19 мин.

V.Закрепление знаний.

На доске слово «Природа» и картина Левитана  «Дождь. Буря».

- Есть ли в тексте отрывок описания природы, который можно было бы сравнить с данной картиной? Прочитайте его.

- Ребята, какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Как выдумаете с чем связано такое настроение картины? (с настроением мальчика).

- Я предлагаю вам с помощью различных цветов изобразить те ощущения, которые испытывал мальчик, после того, как разбил папину чашку?

Дети рисуют. Учитель вывешивает работы на доске с анализом.

-Как вы думаете, что мы изобразили на листе бумаги: настроение или душу мальчика?

-А теперь найдите и прочитайте в учебнике эпизод признания мальчика.

Мама, это я, я разбил чашку! (читают дети)

- Обратимся теперь к краскам, изобразите, какой теперь стала душа мальчика?

                                       

-Давайте сравним, что у нас получилось? (Первые иллюстрации изображены темными красками, а вторая светлыми и яркими)

-Почему иллюстрации получились разными?

Душа мальчика после признания стала гораздо светлее и чище.

Учитель показывает картину Левитана «Золотая осень».

- Отражает ли эта картина состояние души мальчика? Докажите.

- Ребята, выполнив следующее задание, вы поймете, что живет в душе мальчика?

Синквейн:

1. … . .(Дети отгадывают – совесть.)

2. Чистая, беспокойная.

3. Мучает, побуждает, возвышает.

4. Стыд не дым, а глаза ест.

5. Честь.

-Что такое совесть?

Совесть — способность человеческого духа к различению добра и зла, сознание добра и зла.

 

- Молодцы! Именно совесть, которая живёт в сердце каждого человека, показывает, как правильно жить и правильно поступать. Каждый человек имеет право на ошибку, главное уметь вовремя найти правильное решение, исправить её.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Дети рисуют)

2 мин.

VI.Рефлексия деятельности.

- Давайте вспомним, какой портрет мальчика мы составили в начале урока?

- Скажите, изменилось ли ваше мнение о мальчике. Дайте ему характеристику.

- Скажите, чему учит нас этот рассказ?

 

1 мин.

VII. Задание на дом.

выразительное чтение отрывка, который больше всего тронул, поразил.

Записывают домашнее задание

1 мин.

 


 

Скачано с www.znanio.ru