В помощь учителю
Если ты учишь, старайся быть кратким, чтоб разум послушный
Тотчас понял слова и хранил бы их в памяти верно!
Все, что излишне, хранить понятие наше не может.
Если ты, что вымышляешь, будь в вымысле к истине близок!
Гораций
.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ
1. Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
|
Как научиться эффективно использовать и увеличивать свои силы.
- заинтересованность - помогает продвигаться вперед; - волнение - стимулирует активность; - любознательность - помогает познать новое; - уверенность - добавляет солидности, является важным фактором личного "имиджа".
Американский психолог У.Джеймс предложил формулу определения самоуважения: "Самоуважение" равно "успех" плюс "притязание". Он считал, что "...наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того, кем мы решили стать и чего мы решили достичь", т.е. чем выше уровень притязаний, тем более значительным должен быть успех.
5. Помните, что люди более всего любят слушателей. Вам совсем необязательно "выдавать" каскад остроумных реплик, чтобы привлечь к себе внимание. Слушайте внимательно других, они будут боготворить Вас.
|
Работа с родителями
Благодарите родителей за все подряд. Много раз за одно и то же; всех за что-нибудь. Обязательно при всех. Благодарите учеников за их замечательных родителей. Благодарите бабушек и дедушек за то, что встречают детей из школы, помогают организовать праздники. Отдельно благодарите пап - за удивительное внимание к нуждам школы, за любой шаг навстречу ребенку и учителю. Конечно, форма выражения благодарности может быть любой. Но особенно запоминаются благодарственные письма. Записи в дневнике любимого чада - самая больная тема для многих родителей. Как правило, записи безлико информируют о том, чего ребенок не сделал в школе. А если тактику поменять и начать писать позитивные вещи: хвалить ребенка, официально (письменно) и регулярно закрепляя похвалу?! Да, потребуется ваше время, но ведь оно того стоит!
Основная задача школы, если она действительно хочет изменить порочный круг противостояния с родителями по поводу прав и ответственности за воспитание и обучение детей, - убедить родителей в своем искреннем желании разделить эту самую ответственность поровну. Родители не должны бояться школы (вспомните отсутствие оптимизма на лице родителей, когда вы сообщали им о приглашении на очередное собрание). Родители не должны чувствовать себя в школе гостями, которых приглашают только по большим праздникам, или подсобными рабочими, чьи руки нужны для покраски парт или мытья окон, или безразмерными кошельками, чтобы вытряхивать из них нужные суммы по мере необходимости.
- Особенно эффективно, если вам удастся проанализировать, чего достигли школьники с момента вашей последней встречи с родителями, а в чем им так и не удалось поднять планку. Выявление проблем должно быть конструктивным: вот есть проблема; для ее решения неплохо было бы сделать то-то и то-то; со своей стороны я постараюсь, а вы со своей попробуйте...
|
Чтобы ваши усилия были эффективными,
воспользуйтесь следующими советами:
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело
учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей
по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение
от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется
временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв,
вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его
интеллектуальные возможности.
4. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
5. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма;
научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все
это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы. 6.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите
ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его
слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих
силах. А самое главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как
тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда
не теряйте чувство юмора.
Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком. Итак, успехов вам и - больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучите методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.
9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
12. Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого н не добиться глубоких и прочных знаний.
13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.
Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.
Памятка начинающему учителю при анализе своего урока
Приучите себя к самоанализу урока. Пусть не уйдут из поля вашего зрения следующие вопросы:
1. Работа по формированию учебных навыков и умений:
· работа с книгой;
· использование справочников и словарей;
· развитие устной и письменной речи учащихся;
· самоконтроль учащихся за своей учебной деятельностью;
· самостоятельная работа;
2.Сколько учащихся не справилось с самостоятельной работой? Как вы поработали с учащимися по ликвидации пробелов в их знаниях?
3.Планомерно ли осуществляли контроль за знаниями учащихся на уроке? Учли ли вы следующее:
· не преобладали ли фронтальные опросы?
· как давно вы использовали ТСО, наглядные средства для оптимизации учебно-воспитательного процесса?
· включили ли вы повторение в опрос? Делаете ли вы это в системе?
· каково соотношение в составе опрошенных слабых и сильных учеников?
Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.
Анкета для изучения трудностей в работе учителя №1
Виды и элементы педагогической деятельности |
Степень затруднения |
|||
|
очень сильно |
сильно |
средне |
почти нет |
Поурочное планирование: -В определение обучающей, развивающей, воспитательной цели темы; -в планировании текущего и обобщающего повторения; -в определение мер по предупреждению возможных затруднений уч-ся; -в планировании проверки результатов на каждом этапе и результатов урока в целом; -в планировании учебно-познавательной деятельности уч-ся, в том числе коллективной, групповой и индивидуальных форм. |
|
|
|
|
Использование разнообразных форм работы на уроке, в том числе нестандартных |
|
|
|
|
Соблюдение логики поэтапного усвоения учебного материала: подготовка к восприятию-восприятие-осмысление-предварительный учет-предварительное совершенствование-закрепление-итоговый учет-итоговое совершенствование. |
|
|
|
|
Обеспечение самостоятельной и активной работы уч-ся в течение всего урока |
|
|
|
|
Использование методов развивающего обучения |
|
|
|
|
Использование новых педагогических технологий |
|
|
|
|
Проведение практических работ |
|
|
|
|
Формирование умений и навыков учебного труда (планирование, самоконтроль, чтение, счет и т.п.) |
|
|
|
|
Развитие интереса к учению и потребности в знаниях |
|
|
|
|
Выявление типичных ошибок и затруднений школьников в учении |
|
|
|
|
Осуществление индивидуального подхода к уч-ся в процессе обучения |
|
|
|
|
Использование межпредметных связей |
|
|
|
|
Выявление типичных причин неуспеваемости |
|
|
|
|
Объективный учет и оценка знаний, умений и навыков уч-ся |
|
|
|
|
Работа с родителями |
|
|
|
|
Умение провести самоанализ урока |
|
|
|
|
Анкета для изучения трудностей в работе учителя №2
· В чем вы испытываете затруднение при проведении анализа педагогической деятельности (нужное подчеркните):
- самоанализ урока и всей своей педагогической деятельности;
- анализ деятельности своих коллег;
- анализ качества знаний, умений, навыков учащихся.
· Недостаточность каких знаний и умений Вы ощущаете при планировании своей деятельности (нужное подчеркните):
- знания теоретических основ курса;
- знания требований программы,
- знания содержания и качества школьных учебников;
- умение составлять тематическое планирование,
- умение выделять трудности, которые могут испытывать учащиеся при усвоении конкретной темы,
- умения определять и решать в единстве дидактические цели урока;
- знания основных методов преподавания;
- умения выбрать их в соответствии с целями и задачами урока.
Анкета для изучения трудностей в работе учителя №3
Отметьте знаком "+" по каким направлениям учебно-воспитательной деятельности Вы могли бы поделиться опытом и в чем испытываете затруднения.
Направления деятельности
|
Оценка деятельности |
||||||
Собственная |
Собственная |
||||||
могу поде-литься опытом |
владею |
испыты-ваю затруд-нения |
может поде-литься опытом |
владеет |
испыты-вает затруд-нения |
||
Поурочное планирование: · определение обучающей, воспитательной, развивающей цели темы |
|
|
|
|
|
|
|
1.Активизация познавательной деятельности уч-ся |
|
|
|
|
|
|
|
2.Использование
на ряду с уроками других организационных форм обучения: |
|
|
|
|
|
|
|
3.Применеие лекционно-семинарской системы в старших класса |
|
|
|
|
|
|
|
4.Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными |
|
|
|
|
|
|
|
5.Организация самостоятельной работы на уроке |
|
|
|
|
|
|
|
6.
Техника и методика расчетных задач различных типов и сложности: |
|
|
|
|
|
|
|
7.Организация систематического контроля и учета знаний уч-ся |
|
|
|
|
|
|
|
8.Объективный учет и оценка знаний, умений, навыков |
|
|
|
|
|
|
|
9.Выявление типичных ошибок и затруднений уч-ся, причин неуспеваемости |
|
|
|
|
|
|
|
10.Развитие интереса к учению и потребности в знаниях |
|
|
|
|
|
|
|
11.Формирование умений и навыков учебного труда (планирование, самоконтроль и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
12.Использование методов развивающего обучения |
|
|
|
|
|
|
|
13.Использование новых педагогических технологий |
|
|
|
|
|
|
|
14.Соблюдение логики поэтапного усвоения материала: - подготовка к восприятию - восприятие - осмысление - предварительный учет - предварительное совершенствование - закрепление - итоговый учет - итоговое совершенствование |
|
|
|
|
|
|
|
15.Работа с родителями |
|
|
|
|
|
|
|
16.Организация внеклассной работы по предмету |
|
|
|
|
|
|
|
17. Использование ТСО |
|
|
|
|
|
|
|
18.Умение провести самоанализ педагогической деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. (Для директоров и заместителей директоров школ) - М: Центр "Педагогический Поиск",2000 г.
Примерный перечень заданий для стажировки молодого учителя
1. Разработка календарно-тематического планирования с учетом особенности класса и учебной программы.
2. Разработка технологической карты учебных занятий по одной из тем с учетом результатов входного контроля.
3. Разработка тестовых заданий для рубежного и итогового контроля.
4. Разработка поуровневых контрольных заданий для рубежного и итогового контроля.
5. Разработка программы ликвидации пробелов в знаниях учащихся, с учетом данных входного контроля.
6. Разработка планов уроков различных типов.
7. Разработка сценариев учебных занятий и внеурочных мероприятий.
8. Написание характеристики с анализом достижений школьника
9. Анализ уровня развития классного коллектива.
10. Анализ результатов обучения школьников.
11. Анализ учебного занятия.
12. Подготовка и проведения занятий с родителями школьников по одной из педагогических проблем.
13. Проведение различных занятий и др. Мероприятий с уч-ся, родителями школьников и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.