"В судьбе природы - наша судьба" статья

  • docx
  • 30.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала В судьбе природы.docx

«В судьбе природы – наша судьба»

Экологическое воспитание в современном мире

 

 

mir_vokrug_nas 

 

                                         АКТУАЛЬНОСТЬ

 

                                                                                    Ты, человек, любя природу,

 

                                                                                    Хоть иногда её жалей.

 

                                                                                    В увеселительных походах

 

                                                                                    Не растопчи её полей!

 

                                                                                    В вокзальной сутолоке века

 

                                                                                    Ты оценить её спеши,

                                                                                    Она - твой  давний добрый

                                                                                                        лекарь,

                                         

                                                                                    Она - союзница души.

                                                                                    Не жги её напропалую

                                                                                    И не исчерпывай до дна.

                                                                                    И помни истину простую-

                                                                                    Нас много, а она одна!

                                                                                                                             Н. Плотников

Одной из важнейших задач сегодняшнего дня является воспитание у подрастающего поколения гражданской ответственности за судьбу родной природы.

Экологическое воспитание в современном мире - это не дань моде, а забота о подрастающих поколениях, о гражданах новой России. В век совершенных технологий, высокого уровня  развития многих сфер мирового хозяйства человек остается беспомощным перед природой. Его бессилие перед стихией

 

 

 

 

 

подтверждается  каждый год, месяц, день: информация о катастрофах, землетрясениях, цунами, селях не сходит с экранов телевизоров. 

Что случилось  с природой? За что она так сурова, стала к нам, своим детям? Причиной многих негативных  геоэкологических  явлений и процессов является производственная и другая деятельность человека.  Мы обязаны думать о поколениях, которым мы после себя оставляем нашу страну, планету. Мы  должны научить детей быть грамотными детьми природы, с детства учить их  природной  разумности. И надо верить, что это возможно.

      Человек и природа – одно целое, неделимое. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости и нормативности.

 

Учить детей законам природы - значит воспитывать поколения, которые будут знать свой дом - родную Мать-Землю, будут разумно  строить, разумно мыслить и жить, думая о будущем жизни на планете.

      Среди основ  человеческого бытия, среди несомненных ценностей, на которые опирается человеческое существованиеприроде принадлежит одно из первых мест.  После проблемы мира и войны, проблема человека, Человека и Земли, Человека и Природы является самой важной в наши дни. Мы привыкли считать, что природа  всесильна, а человек - ее властелин и не наоборот. Мы забываем, что человек часть природы, а она ранима, хрупка, беззащитна. Удивительный, захватывающий мир природы создавался миллионы лет, но может быть легко разрушен в одно мгновение. Наша природа грандиозная, в сто тысяч галактик, и крохотная, как былинка, неимоверно всемогущая и одновременно беззащитная.

Люди, коренным образом меняют лик Земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, растений. Человеку стоит задуматься: что будет дальше? Ведь Земля наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Всё на этой Земле должно быть нам родное, а вокруг столько равнодушия, жестокости, пренебрежения к природе…

                                                                     «Два мира есть у человека:

                                                                      Один,  который нас творил.

                                                                      Другой,  который мы от века

                                                                      Творим по мере наших сил».

                                                                                                          Н.Заболоцкий.

Природа - наш общий дом. Потеря уважения к ней ведёт к потере нравственности в человеке, - эту мысль неоднократно утверждали в своих произведениях русские писатели М.Пришвин, В.Бианки, К.Паустовский.

Наше выживание, защита окружающей среды, могут оказаться абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребёнку простую и убедительную мысль:  люди-это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки,  поля и леса, как мы любим саму жизнь. Но как учить детей любить природу? Несомненно, собственным примером, слова здесь силы не имеют. Надо, чтобы дети поняли: леса, реки, луга, животный мир оказались на краю гибели. Достаточно оглянуться вокруг и всё как «на ладони» - наше экологическое бескультурье, наша экологическая неграмотность и как следствие, наша измученная земля, воды, воздух и всё живое в них.

 

 

                                                                    Не то, что мните вы, - природа

                                                                    Не слепок, не бездушный лик.

                                                                    В ней есть душа, в ней есть свобода,

                                                                    В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                                                                          Ф. Тютчев.

Заставить полюбить природу нельзя, но помочь полюбить можно.

                                                                                                          Н.Сладков

                                                                   «Есть просто храм,

                                                                     Есть храм науки,

                                                                     А есть еще Природы храм

                                                                     И простирает свои крылья

                                                                     Он к детским душам и сердцам!

                                                                     Он свят в любое время суток,

                                                                     Открыт  для нас в жару и стынь,

                                                                     Входи сюда, будь сердцем чуток,

                                                                     Не оскверняй её святынь».

                                                                                                          С. Смирнов.

Наши дети - будущие хозяева планеты.  Земля-то живая! И глаза у Земли есть, и эти глаза полны слез, и душа есть и эта душа болит. Ведь чего только не делают люди со своей маленькой и хрупкой планетой! Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность и безграмотность. 

Необходимо  чтобы  дети поняли,  что в  СУДЬБЕ  ПРИРОДЫ - НАША СУДЬБА, СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

                                                                       «Стали люди сильными, как Боги

                                                                         И судьба Земли у них в руках,

                                                                         Но темнеют страшные ожоги

                                                                         У земного шара на боках.

                                                                         Мы давно освоили планету,

                                                                         Широко шагает новый век.

                                                                         На Земле уж белых пятен нету,

                                                                         Чёрные сотрёшь ли, человек?

Мы стоим на пороге Природы - нашего общего Дома с другими живыми существами. С общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей Землёй, что нас кормит, с общей водой, что утоляет жажду, с общим воздухом, которым мы все не надышимся и  если мы хотим достичь какого - то согласия с  природой, то нам в большинстве случаев придется принимать её  условия.               Р. Риклефе.

 Сегодня уже не печаль, а острую боль вызывает у неравнодушного человека вид замусоренного леса, загрязнённые реки, города, земли. Безвозвратно исчезают  десятки видов растений и животных. Срывая ландыш,  люди не знают, что он на этом месте зацветет через 6 лет. Человек  охапками уносит весенние первоцветы. Редкими становятся  подснежники, полевые ирисы, тюльпаны, сон-трава (прострел весенний),  лекарственный адонис (горицвет),  рябчики (кукушкины слёзки).  Люди забывают, что Природа хрупка, ранима, беззащитна, а порой и невосполнима.

Наша Оренбургская область занимает 1 место по загрязнению в Приволжском регионе. Пылевые осадки выпадают до нескольких тонн. Бензопилен способствует раковым заболеваниям. (см.прилож. экологическая ситуация г. Оренбурга)

Серьезная угроза окружающей среде заключается в радиационном и химическом загрязнении.

На территории России растет проблема ликвидации отходов мусора, радиационных захоронений.

В городах и селах повышается уровень загрязнения воздуха, которым мы дышим, растет загрязнение воды, которую мы пьем. Люди страдают от шума, бытовых и транспортных вибраций.

Возникла целая группа заболеваний, которую можно назвать экологическими (рак, аллергия). Экологическая ситуация в России становится угрожающей. Земле грозит опасность. Охранные мероприятия плохо финансируются.

В последнее время всё чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна, выпадают кислотные дожди – это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Распространение других резко сократилось. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлечённым словом, не наполненным конкретным содержанием. В связи с этим тема экологического образования в настоящий момент актуальна как никогда.

                                                                          Пора бы человечеству понять,

                                                                          Богатства у природы отбирая,

                                                                          Что Землю надо тоже сохранять

                                                                          Она, как мы, такая же живая.

                                                                                                     И.Трофимова

Охрана окружающей среды, разумное отношение к природе стали настоящей проблемой века. Между человеком и  окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть всё для жизни. Природа щедра, но, черпая из её кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа всё настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения.

На сегодняшний день у большинства людей наблюдается экологическое невежество. «В нынешних условиях жёсткого экологического императива экологическое воспитание и образование превращаются в стержень современного образования, являясь ключом к перестройке современных систем образования и общества в целом. А воспитатель становится одной из центральных фигур современного гражданского общества». (Н.Н.Моисеев.)

Всё сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня и типа.

 Актуальность настоящего времени это не изучение природы как таковой, а её сохранение. Позиция «Человек и природа» должна смениться на более  разумную позицию: »Человек в природе». Природа должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной. Говорим, что природа является неиссякаемым источником духовного обогащения ребёнка. Да, обогащаем, учим, развиваем и не раз сами себе задаём вопрос, но почему же дети экспериментируют над живыми существами, последствия, которого оказываются неблагоприятными или даже губительными для них. Почему вокруг много зла, равнодушия, жестокости, бездумного отношения к животным,  растениям, друг другу. Необходимо научить детей «языку чувств», осознанию  экологически грамотного отношения к объектам природы. Ответы на многочисленные вопросы мы находим в науке по имени «Экология», изучающая взаимоотношения организмов между собой и окружающей средой.

Экологическая  проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее    человечества зависит  от  уровня  экологической культуры каждого человека, его компетентной, активной позиции в решении насущных задач экологического аспекта. В этих условиях экологическое воспитание и  образование во всех его звеньях приобретает приоритетное направление, которое активно внедряется в нашу жизнь. А наша жизнь может быть преображена утверждающим понятием  культура. Н. Рерих.

Воспитать в детях бережное отношение к окружающей среде возможно лишь тогда, когда сами взрослые обладают определённой культурой природопользования.

 

 На пирамиде Хеопса начертано:  »Люди погибают от неумения пользоваться природой…»

 

Воспитание детей экологически грамотными является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете, сохранение будущего на Земле!

                                                                         «Человек –

                                                                         Хоть будь он трижды гением –

                                                                         Остаётся мыслящим растением.

                                                                         С ним в родстве деревья и трава,

                                                                         Не стыдитесь этого родства».

                                                                                                              С.Я. Маршак.

При таком восприятии окружающего мира человек обретает способность ограничивать свои запросы до разумных пределов и старается жить по принципу »иметь не много, а достаточно». Развитие экологической культуры возможно лишь в условиях экологического ограничения. Так, изменяя своё отношение к природе, человек обязательно меняется и сам.

Экологическая  культура - это  часть общей культуры. Это-образ, правила, стиль жизни, при котором человек имеет разумные потребности, сознательно и без чувства сожаления  отказывается от любых излишеств, бережлив к природным ресурсам, а его деятельность направлена  на сохранение природы для блага людей и всего сущего в ней.

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов.

Экологическая культура-это бережное, ответственное  отношение к окружающему миру, любовь к природе.

Экологическая  культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой.

Экологическая культура - включает в себя не только культуру взаимоотношений с природой, но и сообществом людей - детьми, взрослыми, коллегами. Жить в созвучии с окружающим миром – природным и социальным – вот чем руководствуется в своей жизни экологически культурный человек.

Экологическая культура включает в себя понятие экологически развитое сознание, ядром которого является экологически развитое мышление, синтезирующая  способность человека, дающая ему возможность на основе знаний осознания, понимания, научно – обоснованного, продуманного, целенаправленного, целесообразного взвешенного вмешательства в организацию отношений к природе и в обществе людей между собой  и сохранение экологического равновесия.

Формирование экологической культуры - это есть осознание и принятие человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним.

Существенным моментом в воспитании культуры  у дошкольников всех возрастов является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости. Без осознания человеком самоценности природы как таковой, а не сточки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях,  творениях рук человеческих.

Исходя, из выше сказанного заключаем следующее, что всем нам необходимо научиться жить так, чтобы не нарушать гармонии природы. Каков человек, такова и его деятельность,  таков и мир,  который он создаст вокруг себя. Основной показатель экологической культуры – это поступки человека. Поэтому, формирование экологического сознания, экологическое воспитание, экологическое образование в целом должно быть ориентировано на созидание более совершенного человека в нравственном, мировоззренческом, творческом плане, расширение его возможностей социального  нравственного воспитания в процессе обучения как  воспитания, прежде всего чувства ответственности за собственное поведение, образ собственных  мыслей и поступков.

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания, это целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно-экологической позиции личности, умений и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. Оно предусматривает воспитание человечности, доброты, ответственного отношения к живой и неживой природе, к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни.

Экологическое воспитание неразрывно связано с экологическим образованием.

Экологическое образование - это целенаправленное воздействие на формирование мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, формирование экологических знаний, умений и навыков.

Экологическое образование - это то образование, которое должно научить ребёнка жить в гармонии с собой, окружающей средой, природой. Это формирование экологических знаний, умений, навыков. Это система знаний о природе, понимание взаимосвязей в ней. Экологическое образование  позволяет понять, как удаётся видам растений и животных сохраниться в постоянно меняющихся условиях, и как выжить человеку в той среде, которую оно подчас непреднамеренно, создал.

Экологическое образование определяется такими понятиями как «сознание - мышление - знание - деятельность».

Экологическое   воспитание оперирует такими терминами как «ценности - отношение - поведение».

Человек будущего - это духовно развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости и нормативности. Для того чтобы сохранить себя, человек,  несомненно, должен сохранить природу, но чтобы суметь это сделать, он должен развить и улучшить себя.

Таким образом, современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры.

 Необходимо воспитать человека с новым экологическим сознанием, с новой культурой.

А экологическое сознание - это единство экологического образования, экологического воспитания, экологической культуры и экологического мышления.

 

Исходя из запросов общества, потребности детей и задач нашего  дошкольного учреждения, мы определили актуальность экологического воспитания и экологического образования  в процессе социально-личностного развития дошкольников    

как одно из важных направлений работы, продвигая ребёнка вперёд в собственном развитии, учитывая его стартовые возможности и способности, определяя, что 

экологическое воспитание и экологическое образование  играет не последнюю роль в развитии личности подрастающего человека, так как формирует у него экологическую грамотность, социально-одобряемые стереотипы поведения, развивает эмоционально-чувственную  сферу, нравственно-эстетическое и правовое отношение к окружающей среде. Необходимо учить детей «языку чувств» (понимать состояние другого человека, сочувствовать или радоваться его настроению, адекватно определять своё поведение).  Учить понимать и осознавать значимость каждого живого существа на планете, воспитывать осознанно правильное отношение к объектам природы, приобщать к эффективной деятельности, к  активной жизненной позиции в познании окружающего мира через чувственно-эмоциональные реакции в социуме, что позволит успешно реализовывать обозначенные проблемы и обеспечит переход работы дошкольного учреждения в новое качественное состояние.

 

 

Целенаправленная  работа по формированию и развитию  экологического сознания,  предусматривает  прежде всего, развитие личности воспитанника, его ценностных ориентаций, достижение социальной полноценности  ребёнка  во всех её проявлениях.

Каковы же они,  возрастные границы экологического воспитания? «Как можно раньше и до конца жизни».Надо начинать с того момента, когда ребёнок стал понимать человеческую речь. Приобщение детей к прекрасному, воспитание чувственно – эмоциональной реакции на окружающую  среду,  воспитание эстетических, патриотических чувств, развитие  творчества, воображения экологизация  быта и народных традиций – как тесно переплетаются задачи развития ребёнка, цель которых – воспитание души человека, её  Красоты и Гармонии. Многие учёные приходят к выводу, что экологический кризис – кризис мировоззренческий и формирование экологического сознания у подрастающего поколении  – важнейшая задача современности.

Дошкольное детство –начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы  личностной культуры.

 

 

Дошкольный возрастсамоценный этап в развитии экологической культуры и  является наиболее благоприятным периодом для формирования её снов, так как в этот период развития ребенка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем.

Именно дошкольном возрасте закладываются основы элементарной экологической культуры. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. В этом возрасте в сознании детей происходит формирование наглядно – образной картины мира и нравственно – экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка  к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности  истолкование мира, рассматриваемого в его целостности.

Ребёнок  дошкольного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить своё место  в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе.

 

 Целенаправленная работа  по формированию  экологического сознания способствует формированию  экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования