В материале предложены стихотворные задачи для устного счёта, которые помогут оживить и разнообразить данный этап урока математики. В материале предлагается более продуктивный способ подбора значения частного при решении примеров на деление двузначного числа на двузначное. В материале предложены вопросы, которые помогут более осознанно решать текстовые задачи.В помощь учителю
В помощь учителю.doc
В помощь учителю
Много лет работаю в школе. И за все эти годы ни разу не забыла
улыбнуться детям, приходя в класс. Улыбка – моё приветствие. Она сближает
нас, вселяет в детей уверенность в собственных силах. Мы улыбаемся друг
другу, дети успокаиваются. Можно и обычные задания на уроке сделать
необычными, весёлыми, более понятными детям.
На уроке математики устный счёт можно дать в рифмованной форме. Это
развивает не только счётный навык,но и внимательность. Зарифмовать можно
самостоятельно.
***
Давайте познакомимся –
Марина, Даша, Сонечка,
Максим, Никита, Аня,
Данила, Коля, Таня,
Две Ангелины и Тарас.
Пересчитайте, сколько нас?
***
По тропинке шла ежиха,
А за нею – семь ежат.
На иголках у ежат
По пять яблочек лежат.
Сколько яблочек всего
Принесут они домой?
***
На пруду утята играют
А мать – утка следит, их считает.
Четверо пёстрых, шесть – пёстрых утят,
Жёлтеньких – три, а чёрненьких – пять.
Уточке трудно всех сосчитать!
Скорее, ребята, ей помогите!
Сколько утят на пруду? Подскажите!
***
Скоро небо содрогнётся.
Дождь на землю сейчас прольётся.
В хлев уже спрятались 9 телят,
Скрылись в сарае 7 белых козлят,
Рыжий бычок встал под навес,
Пёстрый петух в курятник залез,
Спрятались в будке 6 милых щенят,
А на крылечке – 5 белых котят.
Вы сосчитайте их всех для меня.
Сколько укрылось зверят от дождя?
***
Сплету для сестрички красивый венок.
Сорву 3 ромашки и ноготок, Вплету алый мак, резеду, василёк
И клевера яркий душистый цветок.
Я пять голубых незабудок вплету,
Три красных гвоздики и резеду.
Вы времени тоже зря не теряйте,
Сколько цветочков в венке? Сосчитайте!
***
Ян принёс из сада груши.
Три отдал сестрёнке Ксюше.
Восемь груш отдал он нам,
Две последних съел он сам.
Сколько ж груш принёс наш Ян?
***
Семь ежей иголки чистят,
Шесть катаются по листьям,
Пять глядят изпод ветвей.
Сосчитайте всех ежей.
***
У рыбаков по 5 щучат
В их ведёрочках лежат.
Они две ещё поймали.
Сколько ж рыб вы насчитали?
***
У кошки в коробке котята лежат.
Ты помоги нам их всех сосчитать.
Есть у неё двое серых котят,
Вот трое чёрненьких громко пищат,
Четверо белых хотят поиграть.
Ты уже смог нам их всех сосчитать?
***
А вот такую сказку можно рассказать детям, чтобы легче запомнить
постановку знаков при сравнении чисел.
«В городе чисел жил разноцветный петушок. Все числа хотели с ним
подружиться, ведь он был такой красивый. Ведь числа не знали, что внешняя
красота не всегда говорит о красоте душевной. А петушок этим пользовался.
Он дружил только с тем, кто больше, а значит сильнее. А тех, кто меньше и
слабее, он клевал. Поэтому друзья у него постоянно менялись. Идёт он с
числом 7, встретит число 6, обязательно клюнет. Достанется и числам 5,4,3 и
другим, кто меньше. А встретит число 9, тут же отвернётся от числа 7, да и
клюнет его. Ведь 9 больше семи! И так постоянно.
(На доске написаны пары чисел.) Как вы думаете, какое число клюнет
петушок? (Дети расставляют знаки)
***
Деление двузначного числа на двузначное. Эта тема трудна для понимания детей. В методических пособиях для
учителей рекомендуется начинать решать такие примеры методом подбора.
Например: 84 : 12=… Начинаем подбирать: 12 *2=24, 12*3=36 и т.д. пока не
дойдём до нужного ответа.
Но лучше поступить так:
чтобы быстрее найти нужное число в значение частного к примеру 84:12,
надо подобрать такое число, чтобы при умножении на последнюю цифру в
делителе, в значении произведения на конце получалась последняя цифра
делимого. Пробуем: 2*2=4 и 2*7=14. Значит надо пробовать толь два числа.
Подбор значительно сократился.
Этот способ дети быстро усваивают. При делении данным способом
учитель сразу может выявить качество знания учащимися таблицы
умножения.
***
Работа с текстовой задачей.
Работу с текстовой задачей я стремлюсь совмещать с целенаправленным
всесторонним развитием учащихся. Для этого использую дополнительные
вопросы, способствующие, с одной стороны, расширению кругозора детей
(общего и математического). формированию умений устанавливать причинно
– следственные связи, делать выводы, а с другой стороны – способствующие
более осознанному и глубокому раскрытию связей между данными и
искомыми величинами в задаче.
Приведу примеры.
Задача. Сёстры Оля и Аня читали книги. Оля за день прочитали 7
страниц, Аня – 15. На сколько страниц меньше прочитала Оля?
Вопрос:
Ребята, как вы думаете, почему Оля прочитала страниц меньше, чем
Аня?
(Дети отвечали, что Оля первоклассница. У Ани шрифт крупнее и больше
картинок. Аня больше отвлекалась и т.д.)
Такое представление жизненной ситуации позволяет более осознанно
относиться к решению задачи.
Задача. Ширина реки 21м, а ширина ручья – 3м. Во сколько раз река
шире ручья?
Провожу беседу:
Что общего между рекой и ручьём?
(Пресная вода, течение, протяжённость по местности, исток, устье,
берега.)
Продолжите цепочку: ручей, река, … При рассмотрении сюжета задачи не упускайте возможность обогатить
словарный запас учащихся.
Задача. В табуне было 48 взрослых лошадей, а жеребят в 4 раза меньше.
На сколько больше взрослых лошадей, чем жеребят?
Вопрос:
Подберите синонимы к слову лошадь. (Конь, кобыла, жеребец, скакун и
т.д.)
Как можно сказать о большом количестве лошадей? коров? овец?
верблюдов? птиц? и т.д.
Трата времени на такие отступления на уроках математики оправдана.
Дети учатся рассуждать, обосновывать свои высказывания и делать выводы.
В помощь учителю
В помощь учителю
В помощь учителю
В помощь учителю
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.