В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, которое проявляется в стойких и повторяющихся ошибках, которое обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. Дисграфия представляет собой нарушение фонематического принципа правописания.
Дизорфография – это стойкое и специфическое нарушение в усвоении и использовании морфологического и традиционного принципов орфографии, которое проявляется в разнообразных и многочисленных морфологических ошибках; специфическая неспособность учащихся к усвоению орфографических правил; нарушение письма, в основе которого лежит несформированность морфологического анализа.
дисграфия и дизорфография.pptx
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфия и дизорфография
у младших школьников
МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная
Учитель-логопед
школа»
Синотова Елена Николаевна
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфия – частичное специфическое
нарушение процесса письма, которое
проявляется в стойких и повторяющихся
обусловлено
ошибках,
несформированностью
высших
психических функций, участвующих в
процессе письма. Дисграфия представляет
собой
фонематического
принципа правописания.
нарушение
которое
Число детей с дисграфией по результатам
29%
обследования
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
1.Замены и
смешения букв,
акустико-
Дисграфические ошибки
обусловленные
артикуляционным сходством звуков:
а) звонких и глухих согласных, включая их
мягкие пары - звонкий согласный на глухой
согласный («кладкой» вместо «гладкой»);
-глухой согласный на звонкий согласный
(«сдебельке» вместо «стебельке»).
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
б) твердых и мягких согласных,
отражающихся в смешениях гласных букв
(по вертикали) между собой:
гласные буквы 1 ряда А О У Э
Ы;
И.
гласные буквы 2 ряда Я Ё Ю Е
- гласная буква 2 ряда на гласную 1 ряда
(«стебелок» вместо «стебелёк», «радом»
вместо «рядом»);
- гласная буква 1 ряда на гласную 2 ряда
(«високие» вместо «высокие», «фёне»
вместо «фоне», «списивание» вместо
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Ошибки обозначения мягкости согласных
не относятся к дисграфическим:
- замена гласной буквы 2 ряда на Ь
«любовались»,
(«льбовались»
«зельными» вместо «зелёными);
вместо
- замена гласной буквы 2 ряда на Ь +
(«льюбовались» вместо
гласная буква
«любовались»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Ошибки обозначения мягкости
согласных
- замена гласной буквы 2 ряда на Й +
гласная («землйа» вместо «земля»);
- замена гласной буквы 2 ряда на Й в
конце слова («цаплй» вместо «цапля»,
«воробьй» вместо «воробьи»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Ошибки обозначения мягкости
согласных
- замена Ь на гласную букву («листиев»
вместо «листьев», «любовалиси» вместо
«любовались», «веси» вместо «весь»,
«тене» вместо «тень»);
- пропуск Ь («стебелке» вместо
«стебельке»,);
- замена разделительного Ь на Й, Й + или Ъ
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
в) свистящих и шипящих согласных:
- свистящий согласный на шипящий
вместо
вместо
(«чудешный»
«окажалось»
согласный
«чудесный»,
«оказалось»);
- шипящий согласный на свистящий
вместо
вместо
(«подснезники»
«слысны»
согласный
«подснежники»,
«слышны»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
г) аффрикатов и их компонентов:
- согласный звук Ц на согласный Ч
(«расчвели» вместо «расцвели»);
- согласный звук Ч на согласный звук Ц
(«цудесные» вместо «чудесные»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
- аффрикаты на компоненты аффрикатов
(«светок» вместо «цветок»);
- компоненты аффрикатов на аффрикаты
(«чёмный» вместо «тёмный»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
д) заднеязычных согласных (к-х, г-х,
включая их мягкие пары):
- смычных согласных (К, Г) на щелевой (X)
(«холоса» вместо «голоса»);
- щелевой (X) на смычные (К, Г) («шороки»
вместо «шорохи», «черёмука» вместо
«черёмуха»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
е) сонорных согласных (включая мягкие
пары):
-вибрант Р на смычно-проходной
согласный Л («класив» вместо «красив»,
«озела» вместо «озера»);
- смычно-проходной согласный Л на
вместо
вместо
вибрант
Р
«кораблики»,
«стебелёк», «тёпрым» вместо «тёплым»);
(«корабрики»
«стеберёк»
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
ж) гласных букв, проявляющихся в смешениях
гласных букв между собой (по горизонтали).
А— О— У— Э— Ы
Я —Ё —Ю —Е —И
-гласная буква 1 ряда на гласную букву 1
«цветами»,
ряда
вместо
«глодкой» вместо «гладкой»);
(«цветоми»
- гласная буква 2 ряда на гласную букву 2
ряда («тарилками» вместо «тарелками»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
з) согласных сходных по способу
образования: п-к, с-х, т-к и т.д («хобачка»
вместо «собачка», «кам» вместо «там»);
и) согласных сходных по месту
образования: п-м; т-н, н-л и т.д. («то»
вместо «но»; «лад» вместо «над»).
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
2. Моторные ошибки:
а) ошибки двигательного запуска («поднял»
вместо «поднят»);
б) графический поиск при написании букв;
в) лишние элементы при написании букв (И -
Й, И — Ш: «цветамш» вместо «цветами»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
г) недописывание отдельных элементов
букв (Е — Ё) («темной» вместо «тёмной,
«ис» вместо «их», «стебелек» вместо
«стебелёк» );
д) персеверации - повтор предыдущей
букв
«стебелёк»,
буквы (слога): -
(«стебелёл»
«корарблики» вместо «кораблики»);
согласных
вместо
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
- гласных букв («шариик» вместо «шарик»,
«кувшиинки» вместо «кувшинки»);
- слогов и слогослияний («словновно» вместо
вместо
«списысывание»
«словно»,
«списывание»);
- неоднократные правильные обводки букв.
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
3. Зрительно-моторные ошибки:
а) смешения оптически сходных букв
(«очи» вместо «они», «дветам» вместо
«цветам», «радные» вместо «разные»);
б) неточность передачи графического
образа буквы;
в) неадекватное начертание букв;
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфичесие ошибки
4. Зрительно-пространственные ошибки:
а) зеркальность букв («спи)ывание» вместо
«списывание»);
б) неточность оформления рабочей строки :
-неудержание строки во время письма;
-колебания высоты букв;
-колебания наклона букв;
-несоизмеримость элементов одной из букв.
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
5. Ошибки звукового анализа и синтеза:
а) пропуски букв: согласных:
- парных звонких согласных, парных глухих
согласных («понят» вместо «поднят»,
«тебельке» вместо «стебельке», «высоие»
вместо «высокие»);
- непарных звонких, непарных глухих согласных
(«касивыми» вместо «красивыми», «кувшики»
вместо «кувшинки»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
гласных:
- А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («стебльке»
вместо «стебельке», «лстьев» вместо
«листьев», «выско» вместо «высоко»);
знаков:
- Ъ («подъём» - «подём»).
б) вставки букв: согласных:
-парных звонких согласных, парных глухих
согласных («расцветли» вместо «расцвели»
«будтоны» вместо «бутоны»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
-непарных звонких, непарных глухих
согласных («повеляло» вместо «повеяло»,
вместо «развернулся»,
«разцвернулся»
«лёхгкие» вместо «лёгкие»);
знаков:
- Ь и Ъ («лесьном» вместо «лесном»,
«проехал» - «пъроехал»);
гласных:
- А, О, У, Э, Ы, Я, Ё, Ю, Е, И («пылывут»
вместо «плывут», «расцевели» вместо
«расцвели»,
«был»,
«тумано» вместо «туман»);
«было»
вместо
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
в) перестановки букв:
- хаотичные перестановки («отцевли»
вместо «отцвели», «Люя» вместо «Юля»);
-реверсия (зеркальная перестановка) букв
в слоге («чуседные» вместо «чудесные»,
«поевяло» вместо «повеяло»);
- реверсия букв в слове («ему» вместо «уме»,
«то» вместо «от»).
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дисграфические ошибки
г) антиципация букв:
-согласных («с лесной» вместо «к лесной»,
звонкие»,
вместо «их
звонкие»
«из
«кравив» вместо «красив»);
- гласных («чедесные» вместо «чудесные»,
«плувут» вместо «плывут»).
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
морфологического
Дизорфография – это стойкое и
специфическое нарушение в усвоении и
использовании
и
орфографии,
традиционного
которое проявляется в разнообразных и
многочисленных морфологических ошибках;
специфическая неспособность учащихся к
усвоению
правил;
нарушение письма, в основе которого лежит
несформированность
морфологического
анализа.
принципов
орфографических
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дизорфографические
ошибки
Ошибки, обусловленные нарушением
формирования морфологического принципа
письма:
а) ошибки написания безударной гласной
(«вады» вместо «воды», «молютка» вместо
«малютка»);
б) ошибки написания в слове проверяемых
парных согласных («шупке» вместо «шубки»,
«грутке» вместо «грудке»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дизорфографические
ошибки
в) ошибки написания в слове
непроизносимых согласных («сонце»
вместо «солнце»);
г) ошибки написания приставок
«оказалась»,
(«аказалась»
«праснулась» вместо «проснулась»);
вместо
д) ошибки написания суффиксов
(«шалашок» вместо «шалашик»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дизорфография
е) ошибки, отражающие единообразное
написание окончаний («далёкам» вместо
«далёком», «хлопочат» вместо «хлопочут»,
«летния ночь»).
2. Ошибки, обусловленные
формирования
нарушением
традиционного принципа письма: а)
неправильное написание традиционных
сочетаний: жи -ши, ча - ща, чу - щу
(«шалашык»
«шалашик»
«чюдесное» вместо «чудесное», «ёжык»
вместо «ёжик»);
вместо
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дизорфографические
ошибки
б) неправильное написание традиционных
сочетании: ЧК-ЧН, РЩ, ЩН, НЩ, СТ, ЗН
вместо «жизнь», «бабочьки»
(«жизьнь»
вместо
вместо
«листья»);
«бабочки»,
«лисьтья»
в) неправильное написание слов, имеющих
орфоэпическое традиционное произношение,
которое на письме отражается устоявшимися
сочетаниями («скушно» вместо «скучно»,
«реннева» вместо «раннего»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дизорфографические
ошибки
г) ошибки написания словарных слов
«лягушка»,
вместо
вместо
«жураволь»
(«легушка»
«жураваль»,
«журавль»);
д) ошибки написания удвоенных согласных
в слове;
е) неправильное написание предлогов
(«ис» вместо «из»,«пот», «пат» вместо
«под»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дизорфографические
ошибки
ж) правописание наречий («ловка» вместо
«ловко», «несколька» вместо «несколько»);
3. Ошибки, обусловленные
нарушением
формирования
грамматического принципа (принципа
морфолого-графических
аналогий) письма:
а) Ь-знак, как графический уравнитель, для
обозначения категории повелительного
наклонения и инфинитива («проч» вместо
«прочь»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дизорфографические
ошибки
Ь-знак в конце существительных,
оканчивающихся на шипящий согласный
(«рож» вместо «рожь», «мыш» вместо
«мышь», «лучь» вместо «луч»).
4. Ошибки, обусловленные
нарушением слого-морфемного
принципа письма:
неправильный перенос слов («сп-рятался»,
«бежа-ть», «ст арой»).
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дизорфографические
ошибки
Ошибки, обусловленные нарушением
формирования лексикологического
принципа письма:
а) слитное написание слова и стоящей
перед ним служебной части речи
(предлога, союза, частицы) («понебу»
вместо «по небу», «наземлю» вместо «на
землю»,
«на
далёком»);
«надалёком»
вместо
б) слитное написание слова и следующей
за ним служебной части речи (предлога,
союза, частицы);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дизорфографические
ошибки
в) слитное написание двух слов
(«онпозвал» вместо «он позвал»);
г) раздельное написание слова («о
краска» вместо «окраска», «в сюду» вместо
«всюду», «по лил» вместо «полил);
д) пропуск дефиса («жила была» вместо
«жила-была»);
В помощь учителю (дисграфия и дизорфография)
Дизорфографические
ошибки
Ошибки, обусловленные нарушением
формирования семантического
принципа письма:
отсутствие заглавной буквы в именах
собственных («вася» вместо «Вася»).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.