Класс: 2
Тема: Гласные и согласные звуки и буквы.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний.
Главная дидактическая цель урока:
Обобщить знания о гласных и согласных, привести их в систему
Цели:
1.Обучающие:
- обобщить знания учащихся о роли гласных и согласных звуков и букв в языке;
- продолжить формирование умения выделять гласные и согласные звуки и буквы и давать им характеристику;
- актуализировать знания учащихся о работе гласных и согласных букв;
- обеспечить применение учащимися знаний на практике.
2.Воспитывающие:
- возбудить интерес к изучению русского языка как науки;
- создать условия для заинтересованной работы на уроке;
3. Развивающие:
- содействовать расширению кругозора;
- развивать речь;
Оборудование к уроку: тетрадь и другие канцелярские принадлежности, компьютер, лента букв.
Ход урока:
1) Организационный этап: (проверка готовности к уроку, правильная осанка).
-С радостью пришла учиться ты сегодня?
- Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным учащимся?
Запомни, тот, кто много трудится, у него что-то да получится. «Учение и труд все перетрут»
-Как ты понимаешь смысл этой пословиц? Есть еще одна пословица, которая нам сегодня поможет на уроке: «Повторенье — мать ученья»
2))Сообщение темы и целей урока&
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране гласных и согласных звуков и букв , где ты вспомнишь гласные и согласные звуки, для чего они нужны и какие функции выполняют.
Пальчиковая гимнастика.
А сейчас мы должны хорошо выполнить разминку, чтобы красиво и правильно делать записи в тетради
- заведем мотор машины
(вращение кулаков)
-покажите как работает наше сердце
(сжимание и разжимание рук)
-поднимаемся по ступенькам и спускаемся вниз
(большим пальцем нажимаем на подушки пальцев по порядку)
-раз,два, три, четыре, пять,(сгибаются пальцы по порядку в кулак)
и сразу:
все пальчики ушли спать.(наклон кулачков)
-вдруг проснулись ,потянулись.
Разминку сделали просто замечательно. Теперь наши пальчики и руки будут хорошими помощниками.
3)Актуализация знаний:
1) Минутка чистописания.
- Открываем тетради и записываем число и “Классная работа”
- Какую букву ты больше всего хочешь сейчас написать?
- Охарактеризуй эту букву и ее звук?
- Запиши в тетрадь заглавную и строчную рядом. Продолжи таким образом ряд до конца строки. Выбери самые красивые буквы и подчеркни.
- Молодец!
4) Обобщение и систематизация знаний
а) - А теперь я открываю ленту букв. Давай внимательно рассмотрим ее.
- Почему одни букв выделены красным цветом, другие синим?(красным цветом -гласные, синим — согласные). Почему 2 буквы у нас остались серыми?(это ъ и ь хнак.они не имеют звука)
- Что ты знаешь о гласных звуках?(гласные поются)
- Сколько их в русском языке? (6) А сколько гласных букв?(10)
- Давай вспомним как произносятся гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
- Как на письме записываются звуки?(в квадратных скобках)
- Назови буквы гласных звуков, обозначающих твердость согласного звука (а, о, у, ы, э)
- Назовите буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука (я, е, ё, и, ю)
- Какие из этих букв могут обозначать два звука? (я, ё, е, ю) (Я-йа, Ё –йо, Е –йэ, Ю –йу)
- Когда они обозначают два звука?(в начале слова, после гласных, перед ъ и ь знаками)
- Давай приведём примеры таких слов.
Например, ясно, поёт, льёт, подъезд.
- Может ли слог состоять только из одного гласного звука?(да)
- А без гласных звуков может состоять слог?(нет)
- Давай сделаем вывод, для сего нужные гласные?
(Гласные звуки нужны для образования слога.)
-Попробуй разобрать слова, которые мы приводили ранее, по слогам.(яс-но, по-ёт, подъ-езд -по 2 слога, а в слове льёт -один слог)
Запомни, сколько в слове гласных, столько и слогов!
б) Гимнастика для глаз.
Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами, посмотреть направо на счет 1-4, затем налево на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
в) На экране звуки: [г], [р], [м], [в], [у], [ф].
-Какой звук лишний?[у] Почему?(гласный, а остальные-согласные)
-А ты знаешь стихотворения о согласных звуках?
Тогда я тебе сейчас буду читать, а ты-повторяй за мной:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Ссс – змеиный слышен свист,
Шшш – шуршит опавший лист.
Жжж – шмели в саду жужжат,
Ррр – моторы тарахтят.
г)-Как произносятся согласные звуки?
- Что ты можешь сказать про согласный звук? (он состоит из голоса и шума или только из шума)
Какие буквы обозначают согласные звуки? (б,в,г,д,ж,з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ)
- На какие группы делятся согласные звуки?( на мягкие и твёрдые, на глухие и звонкие, на парные и непарные)
Чем обозначается мягкость на письме согласного звука?(обозначается гласными буквами е,ё, ю, и, я, а также мягким знаком)
- Я тебе приведу для сравнения такие слова — лук-люк, мел-мель.Где мягкие согласные, а где твёрдые, скажи?
- А теперь мы с тобой переключимся на парные согласные.
Назови мне пары!(б-п,в-ф,г-к,д-т,ж-ш,з-с — твердые и такие же мягкие)
- Остальные согласные у нас остались без пары.
- Назови буквы непарных звонких согласных звуков (л,м,н,р,й)
- Что можешь сказать о буквах ха, це, че, ща? (буквы непарных глухих согласных звуков)
- Назовите буквы всегда мягких согласных звуков. (й, ч, щ )
- Назовите буквы всегда твердых согласных звуков. (ж, ш, ц)
- И еще раз повторим, чем отличается от всех других букв Ь и Ъ? (они не обозначают звука)
- Ну и последнее, согласный звук может образовать слог без гласного?(нет, слог образуется только вместе с гласным звуком)
Молодец! Ты успешно прошла проверку на знание гласных звуков!
д) Физкультминутка.
Раз, два, три, четыре, пять
Начал заинька скакать,
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
5)Применение знаний и умений в новой ситуации
а) А теперь немножко потренируемся в применении наших знаний.
- На экране расположены буквы: З, К, А, В, Е, Н, М, И, Ю, Б.
Раздели эти буквы на 2 группы .
- По какому признаку ты разделила буквы?(гласные и согласные)
Назови буквы каждого ряда. Дополни каждый ряд своими примерами по две буквы.
Подбери слова, которые начинаются с букв, обозначающих согласные звуки. А теперь, гласные.
б) Отгадай загадки и мы сделаем звуковой анализ слов-отгадок.
Вот по небу мчится конь –
Из – под ног летит огонь.
Конь копытом бьет могучим
И раскалывает тучи.
Так он тяжело бежит,
Что внизу земля дрожит. (гроза).
Я мохнатый, я кудлатый,
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде – нигде меня
Не бывает без огня. (дым)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Дело ясное вполне:
Пусть отмоет руки мне. (мыло).
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
- Что изучали и повторили на уроке?
-Определи различие между буквами и звуками?
- Является ли истинным высказывание «Количество слогов определяется по
количеству гласных в слове»?
За урок я тебе ставлю оценку 5(4, 3..)
7)Информация о домашнем задании
Повтори все гласные и согласные звуки и буквы.
Выпиши из последней загадки 5 слов и сделай звуковой анализ.
8)Рефлексия.
- Что тебе больше всего понравилось на уроке?
- Продолжи высказывания:
Мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.