В любой организационной системе деятельность аппарата управления в основном направлена на решение непрерывно возникающих проблем, т.е. на устранение проблемных ситуаций (развитие организации, расшивка узких мест, ликвидация недостатков, просчетов и др.)
Выявление проблем в настоящем обеспечивает возможность прогнозирования проблем в будущем, следствием чего является устранение неожиданности появления проблем и увеличения времени для подготовки соответствующих решений. В результате повышается планомерность процесса подготовки и принятия решений.
Для анализа проблемной ситуации необходимо четко сформулировать сущность проблемы. Проблема (в переводе с греческого – задача) в широком смысле – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения, в более узком понимании – несоответствие желаемого и фактического уровней достижения цели.
Как следствие деятельности или как результат сопоставления желаемого и возможного формируется проблемная ситуация. Ситуация называется проблемной, если она не может быть решена имеющимися средствами. Выделяют четыре стадии осознания проблемы:
смутное ощущение, что что-то не так;
осознание необходимости;
выявление потребности;
формулировка цели (состояния).
Цель – это субъективный образ несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы проблему.
Формулирование целей – это наиболее сложный и трудоемкий процесс. Этот этап осуществляется с помощью метода декомпозиции, что позволяет выяснить состав необходимых условий достижения главной цели.
Цели нижнего уровня иерархии подчинены целям верхнего уровня, а цели верхнего уровня не могут быть достигнуты, пока не достигнуты цели ближайшего нижнего уровня. Полученная схема целей является основой для синтеза функций, а затем и структуры системы.
Рис. 2. Пирамида целей управления организационной системой
Креативный менеджмент должен развиваться по определенным правилам. В первую очередь, по общим законам развития – законом диалектики. В то же время, научно-технический прогресс влияет на потребности общества и развитие природы.
Рис. 3. Основные законы диалектики
Законы диалектики
Закон единства и борьбы противоположностей
Во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения
Противоположности не просто сосуществуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами
Борьба противоположностей, их взаимодействие и взаимный переход являются источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения
В процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения
Законы диалектики
Смысл действия закона отрицания: все находится в процессе постоянного развития, движения, обновления, поэтому должно быть развито профессиональная интуиция на все новое, прогрессивное, но и наиболее подходящие моменты внедрения нового и устранение устаревшего.
Законы диалектики
Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, общества и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового.
Использование теории сложных систем в управлении организацией
Развитие системных представлений характеризуется постепенным переходом от простого к сложному – от структурных понятий к методам функционирования, которые определяют эффективность систем. В современных условиях имеется возможность применить системный подход к решению различных технических, промышленных, экономических и социальных проблем.
Рис. 5. Типы систем с позиций набора общих характеристик
Система остается равновесной (устойчивой) до возникновения новой проблемной ситуации. Для того, чтобы развиваться, система должна непрерывно функционировать и иметь гармоничное соотношение между равновесной и неравновесной структурами в данной системе.
Рис. 6. Разрабатываемое согласование в системе
Методы постановки и системного анализа управленческих проблем
Творчество как процесс создания нового продукта, выражает творческий, преобразовательный труд человека. Творческий процесс представляет собой последовательность этапов, на каждом из которых осуществляется поиск и выбор функций объекта и его структуры.
Рис. 7. Этапы творческого процесса
Существует множество методов системного анализа проблем, оценивая каждую идею по отдельным критериям, можно получить интегральный итог, который поможет при выборе оптимальной.
Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма, «рыбий скелет») предложена Каору Исикава в 1952 г. Метод применяется при разработке и совершенствовании продукции, обеспечивает системный подход к определению фактических причин возникновения проблем.
Цель метода – изучить, отразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного ее решения. Преимуществами этого инструмента является то, что диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить существенные и постепенно найти первопричины.
Диаграмма Исикавы
Аналитическая работа проводится по следующим этапам:
сбор и систематизация причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
группировка этих причин по смысловому и причинно-следственному блокам;
ранжирование их внутри каждого блока;
анализ диаграммы.
Диаграмма Исикавы позволяет стимулироать творческое мышление; представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.
Недостатки метода:
не рассматривается логическая проверка цепочки причин, то есть отсутствует правила проверки в обратном направлении – от результатов до первопричины;
если проблема слишком сложна, то диаграмма не позволяет сделать правильные выводы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.