Нетрадиционный урок по технологии:
«Возвращение к истокам забытого ремесла.
Фельцевание - валяние»
5 класс.
Эпиграф к уроку: «Не то золото, что дорого и блестит, а то золото, что руками мастера создано».
Цель урока:
· научить технологии выполнения бус в технике мокрого валяния.
Задачи урока:
обучающая:
· познакомить учащихся с историей возникновения ремесла;
· стимулировать познавательный и практический интерес к предмету;
· расширить знания учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества;
· расширить знания учащихся о русской культуре;
· учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
· развивать речевую и зрительную деятельность.
воспитательная:
· прививать любовь к художественному творчеству;
· воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
· воспитывать культуру общения, умения работать в группе и индивидуально;
· воспитывать эстетический вкус.
развивающая:
· развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления;
· развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, биологией, географией, музыкой;
· способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук;
· способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к новому для них ремеслу;
· развития инициативы и творчества умения отбирать наиболее важное, существенное из общего потока информации;
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
технические средства обучения компьютер , проектор инструменты ( ножницы ) приспособления ( яйцо от киндер –сюрприза).
Дидактическое обеспечение:
презентация, образец изделия, инструкция по безопасным приемам труда при работе с ножницами .
Методы обучения:
· рассказ учителя,
· самостоятельная работа учениц под контролем учителя;
· выставка работ.
Тип занятия: комбинированный
План урока:
Ход занятия
Отмечаем присутствующих 1 мин
Организационный момент 3 мин
Здравствуйте! Наверное, вы догадались, войдя в класс, что наш урок технологии сегодня будет необычным.
И наряжены вы сегодня по особому, что на вас одето
Дети - русский народный костюм
И речь пойдет о национальных ремеслах (профессиях)
Какие вы знаете из старых ремесел
Дети – кузнец, плотник, столяр ,вышивальщица ,портниха….
Одно из таких ремесел валяние из шерсти
Правильно . А как вы думаете ребята почему я взяла именно такой эпиграф к нашему уроку? Не то золото, что дорого и блестит, а то золото, что руками мастера создано( на доске)
Дети- именно побывав в руках мастера материал, становится действительно ценным и приобретает форму полезной и нужной вещи ?
Вот и мы сегодня попробуем представить себя не только учениками, но и мастерами, т.к. мы изготовим не только красивую, но и полезную для всех вещь - бусы . Изучив при этом и технологию обработки шерсти. В конце урока вы получите отметки за готовую работу и поставит их ваш мастер.
Мастер получал свое название «мастера» с зарабатывания авторитета за свои изделия к нему прикрепляли подмастерья
Кто у нас занимался валянием Катя и Аня они мастера в помощь - остальные подмастерья ( делим клас на 2 мастерские)
Рассказ учителя 10 мин
Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары (слайд №2) + оформленная выставка работ учащихся
Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. ( слайд3)
Древние люди начинали валять войлок из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани (слайд №3)
Существует предание о том, как люди научились валять из шерсти, оно уходит корнями в легенду о Ноевом ковчеге. Овцы в ковчеге сбились в плотную кучу, и невольно топтали и взбивали копытцами шерсть, которая падала с их боков и намокала на полу. После того, как ковчег опустел, на этом месте нашли прекрасный ковер из валяной шерсти. (слайд №4)
Древние люди начинали валять войлок из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани (слайд №3)
Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Появились большие мастерские и валяльное производство (слайд №5).
В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна (слайд №6)
В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима (слайд №7).
Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом. В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской Армии зимой обувались именно в валенки (слайд №8).
Существуют две основные техники валяния шерсти:
валяние сухое (фильцевание) - это сваливание шерсти с использованием специальных игл
валяние мокрое (фелтинг) - это сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора (слайд №9).
Для сухого валяния необходимы специальные иглы для валяния. Иглы снабжены насечками, с их помощью происходит сцепление и спутывание волокон. Зазубрины на иглах направлены в противоположную сторону, поэтому игла легко выпутывается из шерсти. Иглы для валяния бывают трех видов: тонкие, средние и грубые (слайд №10).
Для сухого валяния пригодна любая шерсть (натуральная или акриловая). Чаще всего используется шерсть овечья разных видов. Так же подходит шерсть и других животных. В качестве приспособления для удобства процесса валяния необходима щетка-мат или поролоновая губка (слайд №11).
Сухое валяние - уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Техника напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от нем. filzen). Он подразумевает перемешивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие. Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, куклы, украшения (слайд №10)
)Для мокрого валяния используется только натуральная шерсть. Для процесса мокрого валяния необходимы: пупырчатая плёнка, москитная сетка, мыло и горячая вода (слайд №11),
Основная хитрость мокрого валяния состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор. Он значительно уменьшает трение между волосками. Под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера (слайд № 13,14).
Сегодня мы с вами подробно познакомимся с техникой мокрого валяния. Её используют для создания различных изделий, имеющих постоянную форму и объем одежды , украшений, предметов интерьера. На сегодняшнем занятии мы будем делать "бусы" (слайд №15)
инструктаж на 5 мин
Практическая часть20 мин
5 шагов по изготовлению цветка наши мастерицы уже делали цветы им я дам инструкционные карты для напоминания о этапах работы
Шаг 1 Разложите заготовки кругом. Первый слой раскладывается от центра круга (слайд №23)
Шаг 2. Второго слой изменяем угол накладывания шерсти (слайд №24)
Шаг 3.Смачиваем шерсть равномерно мыльным раствором(слайд №25)
Шаг 4 Когда шерсть начнет приобретать более плотную фактуру, усильте нажим. Также нужно периодически переворачивать цветок для равномерного сваливания(слайд №26)
Проверяем наличие необходимых материалов (слайд №16)
1 .Возьмите прядь шерсти и немного расщепите волокна (слайд №17)
2. Сверните шерсть в шарик и используйте приспособление киндер-сюрприз (слайд №18)
3. Возьмите шарик и намочите (слайд №19)
4.Начинайте катать шарик между ладонями, или трясти киндер сначала нежно, а потом усиливая нажим споласкиваем холодной водой (слайд №20)
5. После того как бусины готовы, нанизывайте на нитку (слайд №21 ,22)
Подводим итоги предлагается решить кроссворд , командам раздаётся приложение 3и 4 с вопросами к кроссворду ,на доске нарисован кроссворд решив его в мастерской подмастерье заполняет на доске.,
Выставление отметок
Приложение №5
План урока:
Время |
Этапы урока и их содержание |
Методы и приемы обучения |
Наглядные средства |
4 мин |
Орг. Момент. Приветствие. Контроль посещаемости. Сообщение темы и плана работы на уроке. |
Словесные, слово учителя |
|
10 мин |
Подготовительный этап. Изложение нового материала. |
Словесные, слово учителя, Беседа
|
Проектор ,комп, презентация « Возвращение к истокам забытого ремесла».выставка работ учащихся |
5 мин |
Практическая работа. Вводный инструктаж, постановка художественной задачи |
Словесные, слово учителя, беседа |
Проектор ,комп. инструктаж по ТБ призентация |
20 мин |
Самостоятельная работа обучающихся а)Текущий инструктаж. б) Музыкальный фон. |
Самостоятельная работа обучающихся на рабочих местах.
|
Демонстрационный материал, технологическая карта.
|
5 мин |
Заключительный инструктаж. Рефлексия.
|
Словесные, слово учителя, анализ выполненной работы |
кросворд |
1 мин |
Подведение итогов урока. Домашнее задание
|
Подведение итогов занятия |
Комп. электрон дневник |
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Техника безопасности
при работе в технике мокрого валяния
1. В процессе работы нужно быть очень внимательным и нельзя отвлекаться.
2. Процесс валяния долгий и нужно набраться терпения, выполняя мокрое валяние.
3. После работы с мыльным раствором обязательно нужно мыть руки.
4. Не пробовать мыльный раствор.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Техника безопасности
при работе в технике мокрого валяния
1. В процессе работы нужно быть очень внимательным и нельзя отвлекаться.
2. Процесс валяния долгий и нужно набраться терпения, выполняя мокрое валяние.
3. После работы с мыльным раствором обязательно нужно мыть руки.
4. Не пробовать мыльный раствор.
Кроссворд «Валяние из шерсти»
|
|
|
|
|
1. |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
п |
|
|
в |
|
|
|
1. |
в |
о |
й |
л |
о |
к |
|
а |
|
|
|
|
|
|
|
|
р |
|
|
л |
|
|
3. |
|
|
|
|
|
о |
|
|
е |
|
|
о |
|
|
2. |
ф |
е |
л |
т |
и |
н |
г |
|
в |
|
|
|
|
|
о |
|
|
к |
|
|
ц |
|
|
|
|
|
н |
|
3. |
и |
г |
л |
а |
По горизонтали
По вертикали
Приложение №2
Разгадайте кроссворд «Валяние из шерсти»
Команда №1
По горизонтали
1. Как называется этот универсальный материал, используемый с древних времен кочевыми народами?
2. Сваливание волокон шерсти, под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора называется…
3. Фильцевание – это сваливание шерсти с использованием специальной …
|
|
|
|
|
1. |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
Приложение №3
Разгадайте кроссворд «Валяние из шерсти»
Команда №2
По вертикали
1. Какая губка используется в качестве приспособления для удобства процесса валяния?
2. Как называется теплая, зимняя обувь?
3. Шерсть каких животных используют чаще всего в валянии?
|
|
|
|
|
1. |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
,
Приложение №4
Разгадайте кроссворд «Валяние из шерсти»
Команда №1
По горизонтали
1. Как называется этот универсальный материал, используемый с древних времен кочевыми народами
2. Сваливание волокон шерсти, под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора называется…
3. Фильцевание – это сваливание шерсти с использованием специальной
По вертикали
1. Какая губка используется в качестве приспособления для удобства процесса валяния? (поролон)
2.Как называется теплая, зимняя обувь? (валенки)
3. Шерсть каких животных используют чаще всего в валянии? (овец)
|
|
|
|
|
1. |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение1
«Цветок в технике мокрого валяния»
Материалы и инструменты:
- непряденая шерсть,
- вода,
- мыльный раствор,
- упаковочная воздушно-пузырчатая пленка,
- москитная сетка
№ п/п |
Описание операции |
Графическое изображение |
1 |
Приготавливаем все нужные материалы: - непряденая шерсть, - вода, - мыльный раствор, - упаковочная воздушно-пузырчатая пленка, - москитная сетка
|
|
2 |
Стелим на стол пленку пупырышками вверх. |
|
3 |
Выкладываем на пленку, непряденую красную шерсть отщипывая от прядки. Выкладываем ее звездочкой. Обратите внимание, что все лепестки должны находиться на одном основании. |
|
4 |
Для того чтобы придать объем цветку немного накладываем сверху желтую шерсть. |
|
5 |
Украшаем также черной шерстью. |
|
6 |
Как только слои шерсти получаться равномерными на заготовке, то мы накрываем их сеткой и немного смачиваем теплым мыльным раствором и начинаем валять. |
|
7 |
В процессе валяния приподнимаем аккуратно сетку, выравниваем форму цветка и проверяем не прилипала ли она к полотну.
|
|
8 |
Чтобы проверить свалялось ли изделие можно аккуратно потянуть пальцами шерсть вверх. Если отделяется целая прядь, то валяем дальше. А если отделяются отдельные волоски, значит изделие свалялось. Рекомендуется переворачивать заготовку и валять с другой стороны. В конце работы уже можно в ладонях довести до необходимой именно вам плотности войлока.
|
|
9 |
Готовую деталь необходимо промыть в воде, отжать, придать ему форму и положить сушиться.
|
|
10 |
Цветок готов! |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.