Пояснительная записка
Контрольная работа(промежуточная аттестация) по русскому языку(в различных ее формах) проводится ежегодно. В данном случае используется контрольный диктант с грамматическими заданиями.
Цель: проверить уровень усвоения стандарта на конец года, практические навыки учащихся в усвоении тем по русскому языку.
Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала:
- правописание проверяемых безударных гласных;
- правописание непроверяемых безударных гласных;
- правописание окончаний прилагательных и причастий;
-правописание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжения;
- написание н-нн в прилагательных и причастиях;
- написание -тся - ться в глаголах;
- написание не с глаголом.
Знаки препинания:
-запятые в простых осложненных предложениях.
Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков учащихся:
- синтаксического разбора простого осложненного предложения;
- фонетического разбора слова;
-разбора слова по составу;
-морфологический разбор.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
• «5» - 0/0,0/1,1/0(негрубая ошибка).
• «4» - 2/2,1/3,0/4,3/0,3/1(если ошибки однотипные).
• «3» - 4/4,3/5,0/7,5/4 в 5 классе;6/6(если ошибки однотипные или негрубые).
• «2» - 7/7,6/8,5/9/,8/6.
Грамматическое задание «5» - безошибочное выполнение всех заданий;
«4» - если учеником выполнено не менее 3/4 заданий;
«3» - правильно выполнил не менее половины заданий.
"2" - если ученик не справился с большинством грамматических заданий.
Контрольная работа(диктант) по русскому языку для 8б класса(промежуточная аттестация) №1
В роще
Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. Я бросился под высокий куст орешника, под которым молодой, стройный клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Касьян присел на толстый конец срубленной берёзы. Я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, и их жидко-зеленоватые тени скользили взад и вперёд по его тщедушному телу, кое-как закутанному в армяк, по его маленькому лицу. Он не поднимает головы. Наскучив его безмолвием, я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далёком светлом небе. Удивительно приятное занятие - лежать на спине и глядеть вверх! Вам кажется, что вы смотрите в бездонное море, что оно широко расстилается под вами, что деревья не поднимаются от земли, но, словно корни огромных растений, спускаются отвесно в те стеклянно ясные волны, листья на деревьях то сквозят изумрудами, то сгущаются в золотистую, почти чёрную зелень.
Волшебными облаками тихо наплывают и тихо проходят круглые облака - и вот вдруг всё море, этот лучезарный воздух, эти ветки и листья, облитые солнцем, - всё заструится, задрожит беглым блеском, и поднимется лепетание, похожее на мелкий песок внезапно набежавшей зыби. Вы глядите: та глубокая, чистая лазурь возбуждает на устах ваших улыбку, невинную, как она сама, как облака по небу, и как будто вместе с ними, медлительной вереницей, проходят по душе счастливые воспоминания, и всё вам кажется, что взор ваш уходит дальше и дальше, тянет вас самих за собой в ту спокойную сияющую бездну, и невозможно оторваться от этой вышины, от этой глубины. (187 слов) (По И.С. Тургеневу)
Грамматические задания
1. Произвести полный синтаксический разбор предложений
Наскучив его безмолвием, я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой перепутанных листьев на далёком светлом небе. (1Вариант).
Жара заставила нас, наконец, войти в рощу. (2Вариант).
2.Фонетический разбор: наплывают (1 вариант); глубокая (2 вариант).
2. Морфологический разбор: поднимется (1 вариант); наплывают (2 вариант).
3. Морфемный разбор: глубокая (1 вариант); набежавшей ( 2 вариант).
Контрольная работа(диктант) по русскому языку для 8б класса(промежуточная аттестация) №2
Бабушка
Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в моей памяти, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым. Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. Вся она - темная, но светилась изнутри, - через глаза - неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка.
До нее как- будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком. Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.
(По М. Горькому)
Грамматические задания
1. Произвести полный синтаксический разбор предложений
Она нюхала табак из черной табакерки, украшенной серебром. (1Вариант).
Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни.(2Вариант).
2.Фонетический разбор: сочные (1 вариант); выпевая (2 вариант).
2. Морфологический разбор: слова (1 вариант); цветы (2 вариант).
3. Морфемный разбор: разноцветное (1 вариант); бескорыстная (2 вариант).
Контрольная работа(диктант) по русскому языку для 8б класса(промежуточная аттестация) №3
На реке
Река шла причудливыми изгибами. Над бегущей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие стрекозы, а в вышине неподвижно парили огромные ястребы. Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.
Сосновые сухие ветки леса по берегам перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы ольхи. Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали через реку над прозрачной водой, как- будто медные литые мосты. Лес тянулся почти на двести километров, и не было поблизости никакого жилья. Лишь кое-где на берегах стояли шалаши смолокуров, и изредка тянуло по лесу сладковатым дымком тлеющего смолья.
Удивительнее всего в этих местах был воздух. В нём была полная и совершенная чистота. Эта удивительная чистота придавала особую резкость всему, что было окружено этим воздухом. Каждая сухая ветка сосны была видна среди тёмной хвои очень далеко.
Грамматические задания
1. Произвести полный синтаксический разбор предложений
Река шла причудливыми изгибами. (1Вариант).
Песчаные косы, перемытые речной водой и перевеянные ветром, поросли цветами.(2Вариант).
2.Фонетический разбор: сосновые (1 вариант); тлеющего (2 вариант).
2. Морфологический разбор: сухая (1 вариант); тёмной (2 вариант).
3. Морфемный разбор: вековыми (1 вариант); шла ( 2 вариант).
Контрольная работа(диктант) по русскому языку для 8б класса(промежуточная аттестация) №4
Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. Неширокая, но глубокая речонка, розовая в
лучах солнца, плещется у самых ног. Легкий ветерок едва колышет прибрежные
кусты. Ни шума, ни шорохов.
На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из
ближайших сел. На песчаной отмели, возле коряги, выброшенной когда-то ветром,
сидит рыбак. Снасть его незатейлива и надежна. Он прилаживает на крючок кусочек
сырой раковой шейки (раки лежат возле него в сумке) и закидывает наживу на
середину реки. Грузик у него, я заметил, потяжелее обыкновенного. Свинцовая
полукруглая пластинка плотно ложится на дно, и вода ее хорошо обтекает, не
сдвигая с места. Впрочем, здесь почти не ощущается течение.
Закинув удочки, рыболов настораживается и в течение некоторого времени
неотрывно смотрит на гибкий прутик, воткнутый в песок. Но вот прутик начинает
дергаться и трястись, и вскоре на песке трепещет несколько рыбешек:
окунь-красавец, красноперая плотва, серебряный язь.
Рыбалка, конечно, удивительная вещь! (142 слова)
(По В. Солоухину)
Грамматические задания
1. Произвести полный синтаксический разбор предложений
Утро, тихое, ясное, ошеломило меня. (1Вариант).
На берегу приютилось несколько удильщиков, приехавших, как выяснилось, из ближайших сел. (2Вариант).
2.Фонетический разбор: тихое (1 вариант); ясное (2 вариант).
2. Морфологический разбор: приютилось (1 вариант); прилаживает (2 вариант).
3. Морфемный разбор: времени (1 вариант); удивительная ( 2 вариант).
Контрольная работа(диктант) по русскому языку для 8б класса(промежуточная аттестация) №5
Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько
редких животных.
Однажды ранним утром меня разбудили голоса: «Дикий кот у дяди Прохора! В капкан
попался».
Через несколько минут я уже был у дяди Прохора. Там стояла толпа, наблюдавшая
за лежащим на земле крупным камышовым котом. Короткая цепь капкана,
прикрепленная к вбитому в землю колу, валила кота на землю. Я сбросил с себя
кожаную куртку и, прикрывая ею лицо, приблизился к зверю. Зверь был связан и
водворен в клетку. Однако вел он себя странно: не пытался освободиться,
неподвижно лежал в углу клетки, не прикасаясь к пище, предлагаемой ему, и,
казалось, не замечал людей.
Опасаясь за жизнь кота, я впустил в его клетку живую курицу — любимую пищу кота
на воле. Вначале курица, испугавшись опасного соседа, металась по клетке, но
потом успокоилась. Хищник не обращал на нее никакого внимания. Прожив еще два
дня, кот умер. По-видимому, он не смог примириться с потерей свободы. Курица,
обреченная на съедение, осталась невредимой и была отпущена на волю. (162
слова)
(По Е. Спангенбергу)
Грамматические задания
1. Произвести полный синтаксический разбор предложений
Я получил задание привезти из экспедиции, направленной в Закавказье, несколько редких животных.(1Вариант).
Там стояла толпа, наблюдавшая за лежащим на земле крупным камышовым котом. (2Вариант).
2.Фонетический разбор: опасаясь (1 вариант); внимания (2 вариант).
2. Морфологический разбор: хищник (1 вариант); кота (2 вариант).
3. Морфемный разбор: примириться (1 вариант); лежал ( 2 вариант).
Контрольная работа(диктант) по русскому языку для 8б класса(промежуточная аттестация) №6
Кирилл и Мефодий — славянские просветители
Братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний.
Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные
и церковные книги.
Кирилл (до принятия монашества его звали Константином) и Мефодий жили в Солуни
— знаменитом торговом городе Византии. Вокруг Солуни славянские племена растили
хлеб. В городе жили мастеровые люди, но они были неграмотными. Книга считалась
недоступной роскошью.
Прошло несколько лет, и Константин, уже прославившийся своей ученостью,
приезжает в столицу. Здесь, в Константинополе, он учится у знаменитых ученых: у
Фотия — литературе, у Льва Математика — механике, астрономии.
Чтобы получить высшее образование, полагалось изучить семь наук: грамматику,
риторику, философию, арифметику, геометрию, а также музыку. Константин
постепенно становится лучшим учеником. В течение десяти лет он освоил ряд
языков: славянский, греческий, арабский. Знание славянского, существовавшего
тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. (139
слов)
(По В. Янченко)
Грамматические задания
1. Произвести полный синтаксический разбор предложений
Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский священные и церковные книги.(1Вариант).
Знание славянского, существовавшего тогда лишь в устной форме, определило его дальнейшую жизнь и деятельность. (2Вариант).
2.Фонетический разбор: мастеровые (1 вариант); роскошью (2 вариант).
2. Морфологический разбор: славянские (1 вариант); греческого (2 вариант).
3. Морфемный разбор: принесли (1 вариант); церковные ( 2 вариант).
Контрольная работа(диктант) по русскому языку для 8б класса(промежуточная аттестация) №7
Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. Вот вверху, почти над головой, послышалась
барабанная трель, звонкая, радостная. Нет, это не скрип старого дерева, как
обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это,
выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант — пестрый дятел.
Всюду: в лесу, ближе и дальше — торжественно звучат, как бы перекликаясь,
барабаны. Так дятлы приветствуют весну.
Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева,
рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго еще
колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем
рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие знают, что эти
птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно
устраивая в густых сучьях теплые гнезда. Опершись на лыжные палки, долго
любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена,
как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки. (149 слов)
(По И. Соколову-Микитову)
Грамматические задания
1. Произвести полный синтаксический разбор предложений
Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. (1Вариант).
Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. (2Вариант).
2.Фонетический разбор: пригретая (1 вариант); белая (2 вариант).
2. Морфологический разбор: лучами (1 вариант); лесах (2 вариант).
3. Морфемный разбор: мартовского (1 вариант); городские ( 2 вариант).
Контрольная работа(диктант) по русскому языку для 8б класса(промежуточная аттестация) №8
Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил.
Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится
преодолевать в пути.
Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов.
Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. Ненастная осенняя погода,
сокращение продолжительности светового дня — все это торопит в дорогу. Другое
дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. Как птицы определяют, живя в
тропиках, приближение весны у нас? По-видимому, им помогают птичьи
биологические часы.
Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода
в западные. Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц
ориентироваться по солнцу. Для многих птиц эта способность врожденная.
Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути
ориентиры помогает фантастическая память. Птицы, утверждают ученые, ощущают
также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают
величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на
изменение ее магнитного поля. (148 слов)
(По Б. Сергееву)
Грамматические задания
1. Произвести полный синтаксический разбор предложений
Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. (1Вариант).
Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память. (2Вариант).
2.Фонетический разбор: утверждают (1 вариант); раздающимся (2 вариант).
2. Морфологический разбор: перемещается (1 вариант); реагируют (2 вариант).
3. Морфемный разбор: центробежной (1 вариант); становятся ( 2 вариант).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.