Варианты психодрамы

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мы уже говорили, что страхи аутичных детей могут быть самыми разными. Соответственно и варианты психодрамы в каждом конкретном случае будут различаться. этом разделе мы приведем несколько конкретных примеров, с которыми столкнулись в практике работы с аутичными детьми. Это продемонстрирует общую тактику поведения и варианты конкретных действий психолога или педагога во время проведения психодрамы.
Иконка файла материала Варианты психодрамы.doc
Варианты психодрамы Мы   уже   говорили,   что   страхи   аутичных   детей   могут   быть   самыми   разными. Соответственно   и   варианты   психодрамы   в   каждом   конкретном   случае   будут различаться.   этом   разделе   мы   приведем   несколько   конкретных   примеров,   с которыми   столкнулись   в   практике   работы   с   аутичными   детьми.   Это продемонстрирует общую тактику поведения и варианты конкретных действий психолога или педагога во время проведения психодрамы. Страх машин Вспомним пример, описанный выше. ходе терапевтической игры мы наблюдали у ребенка агрессивные действия и высказывания, направленные  на игрушечную машинку.   На   основе   этих   наблюдений   в   ходе   беседы   с   мамой   ребенка   был произведен анализ событий прошлого. Удалось выяснить первопричину страха ребенка – переживания в ситуации аварии, в которую мальчик вместе с мамой попал за два года до того. Чтобы окончательно убедиться в правильности этого предположения,   было   организовано   наблюдение   за   ребенком   в   других ситуациях.   результате   были   выявлены   следующие   особенности   поведения ребенка: во­первых, он сильно напрягался, переходя через дорогу; во­вторых, с игрушечными   машинками   проигрывал   только   один   сюжет   –   аварии. При появлении агрессивных действий по отношению к игрушечной машинке был немедленно   предложен   такой   вариант   развития   событий:   «Ой,   машинка перевернулась – кажется, авария. Сейчас быстренько починим и снова можно ехать   –   поехали!»   Такие   слова   повторялись   всякий   раз   при   возникновении подобных   действий.   Работа   продолжалась   и   вне   занятий   под   наблюдением мамы,   которой   педагог   объяснил,   как   нужно   действовать.   Со   временем психодрама   ребенка   стала   принимать  более   разнообразные  формы:   он  топил игрушечные машинки в ванной с водой, закапывал в песок, играя в песочнице. дальнейшем  действия ребенка перешли на реальные  объекты: он подходил к стоящим   на   улице   автомобилям   и   дотрагивался   до   них,   в   некоторых   случаях пинал их ногами по колесам. Но всякий раз взрослый предлагал положительный выход   из   ситуации:   «Смотри,   машина   большая,   красивая,   зеленого   цвета.   А колеса круглые, черные. Завтра на машине поедем в гости к бабушке». Ребенку разрешали посидеть за рулем настоящего автомобиля, принять участие в мытье машины   (за   городом),   поливая   ее   водой   из   шланга.   результате   можно   было наблюдать, как страх постепенно теряет свою силу. Страх «шампанского» На   занятиях   ребенок   время   от   времени   произносил   слово   «шампанское»,  при этом заглядывая в глаза педагогу. результате беседы с мамой выяснилось, что такое поведение ребенка продолжается уже длительное время, однако причина оставалась   непонятной.   Было   решено   специально   организовать   ситуацию,   в которой   у   ребенка   была   бы   возможность   проявить   свои   эмоции. В оговоренный заранее день мама и ребенок отправились в магазин и купили бутылку   детского   шампанского.   В   этот   день   ребенок   встретил   педагога   в коридоре с криками: «Шампанское! Шампанское!» На кухне была организована игра.   Сначала   ребенок   долго   ходил   с   бутылкой   в   обнимку,   приговаривая: «Детское шампанское! Яблочное». Наконец он вполне насладился обладанием интересующим его предметом и попросил: «Открывать!» Из­за того, что ребенок, играя с бутылкой, взболтал ее содержимое, пробка вылетела с громким хлопком, за которым последовал фонтан из шампанского. Ребенок отреагировал громкими     в   страхе криком убежал. Педагог,   сохраняя   полное   спокойствие,   дал   ребенку   возможность   немного прийти в себя, погладил его по спинке. Сразу после этого была организована сюжетная   игра.   Педагог   превратился   в   официанта   (надев   на   шею   галстук­ бабочку)   и   торжественно   внес   в   комнату   поднос   с   бутылкой   и   стаканами. Сначала   ребенок   испуганно   наблюдал,   а   педагог,   пока   не   добиваясь   его активного участия в игре, продолжал: разлил шампанское по стаканам и стал угощать   кукол,   приговаривая:   «Ах,   какое   вкусное   детское   шампанское. Яблочное». Затем предложил ребенку попробовать напиток. И через некоторое время   ребенок   оправился   от   страха   и   активно   включился   в   игру. Игра в этот раз продолжалась довольно долго. По инициативе ребенка вновь и вновь   проигрывалось   открытие   бутылки,   сопровождаемое   определенными словами   и   действиями:   «Берем   бутылку,   откручиваем   проволоку (имитируем действия): ба­бах! ылетела пробка! Пш­ш­ш! (поднимаем руки вверх, изображая «фонтан») Шампанское   потекло!   вкусно!» В   последствии,   в   ситуации   возникновения   психодрамы   «страх   шампанского», использовалось   совместное  рисование   –   был   многократно  прорисован   момент откупорки бутылки с тем же речевым комментарием. При этом ребенок принял предложенный педагогом вариант развития событий, имеющий положительный конец. течение двух месяцев данный сюжет проигрывался 1–2 раза в неделю, после чего перестал быть актуальным для ребенка, и он стал возвращаться к этой теме все реже.   Теперь   можно   пить,