По данным Е.Е. и Г.Г.Кравцовых, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство.
Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития , требующие большей или меньшей коррекционной работы.
Варианты развития.
По данным Е.Е. и Г.Г.Кравцовых, примерно треть 7ми летних
первоклассников недостаточно готова к школе. С 6ти летними детьми ситуация
еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их
меньшинство.
Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом
обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития , требующие
большей или меньшей коррекционной работы.
При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная
сформированность какоголибо одного компонента психологической готовности.
Многие педагоги считают, что в процессе обучения легче развить
интеллектуальные механизмы, чем личностные.
Ученики с личностной неготовностью к обучению, проявляя детскую
непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и
перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами.
Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним
учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе,
нарушают дисциплину. Имея завышенную самооценку они обижаются на
замечания когда учитель и родители выражают недовольство их поведением,
они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница
злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой
проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности.
Преобладающая интеллектуальная неготовность к обучению
непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности
понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам.
При интеллектуальной неготовности возможны разные варианты развития
детей. Своеобразным вариантом является вербализм.
Вербализм связан с высоким уровнем речевого развития, хорошим
развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. Утаких детей речь развивается рано и интенсивно. Они владеют сложными
грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время,
предпочитая чисто вербальное общение со взрослыми, дети недостаточно
включаются в практическую деятельность, деловое сотрудничество с
родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в
развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с
заданными способами и некоторым другим особенностям, что не позволяет
успешно учиться в школе. Коррекционная работа с этими детьми требует
возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста игре,
конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного
мышления.
Психологическая готовность к школе целостное образование. Отставание
в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или
искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех
случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению
может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей
дети испытывают значительные трудности в учении.
А.Л.Венгер описал 3 варианта развития 67ми летних детей:
1. Тревожность. Она бывает ситуативной, но может стать и личностной
особенностью. Высокая тревожность приобретает устойчивость при
постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и
родителей обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает изза страха
чтото сделать плохо, неправильно. Такой же результат достигается в
ситуации, когда ребенок учится хорошо, но родители ожидают от него
большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные.
Изза нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценкой
снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе
приводит к ряду других особенностей желанию бездумно следовать указаниямвзрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить
инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.
Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка,
все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что
усиливает эмоциональный дискомфорт.
Получается замкнутый круг:
неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его
учебной деятельности, низкая результативность деятельности вызывает
соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою
очередь, усиливает сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот
порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие
взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка, не
порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим
способствуют успешному выполнению учебных заданий.
2. «Негативистическая демонстративность». Демонстративность особенность
личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе
окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его
утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной
цели обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с
высокой тревожностью основная проблема постоянное неодобрение
взрослых, то для демонстративного ребенка недостаток похвалы. Негативизм
распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные
требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из
процесса обучения, ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и
способами действий, успешно учиться.
Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном
возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые
чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку
оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силугипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные
требования проявляются, как правило избалованными детьми.
Дети с негативистической демонстративностью, нарушая правила
поведения, добиваются необходимого им внимания. Это может быть даже
недоброжелательное внимание, все равно оно служит подкреплением
демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не
замечают», извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за
что его наказывают.
Таким детям желательно найти возможность самореализации. Лучшее
место для проявления демонстративности сцена. Помимо участия в утренниках,
концертах, спектаклях детям подходят другие виды художественной
деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное снять или хотя
бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых
обходиться без нотаций и назиданий, не обращать внимания на легкие
проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать.
3. «Уход от реальности». Уход от реальности еще один вариант
неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается
с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к
себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут изза
своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение,
стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная
потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей
пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты.
Эти особенности, усиливающиеся со временем, обычно сочетаются с
инфантильностью, отсутствием самоконтроля.
Не достигая существенных успехов в учении, такие дети так же, как и
чисто демонстративные, «выпадают» из процесса обучения на уроке. Но
выглядит это иначе: не нарушая дисциплины, не мешая работать учителю и
одноклассникам, они «витают в облаках».Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок
получает возможность стать главным действующим лицом, добиться
недостающего ему признания. В некоторых случаях фантазия проявляется в
художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в
отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию.
В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При
поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их
учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается
относительно легкая коррекция их развития.
Психологическая готовность к школьному обучению целостное
образование,
предполагающее достаточно высокий уровень развития
мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности.
Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности
влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные
варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.