Варианты развития.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

По данным Е.Е. и Г.Г.Кравцовых, примерно треть 7-ми летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6-ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство. Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития , требующие большей или меньшей коррекционной работы.
Иконка файла материала Варианты развития.doc
Варианты развития. По   данным   Е.Е.   и   Г.Г.Кравцовых,   примерно   треть   7­ми   летних первоклассников недостаточно готова к школе. С 6­ти летними детьми ситуация еще более сложная. Среди них есть дети, готовые к школьному обучению, но их меньшинство. Психологическая   готовность   к   школе,   связанная   с   успешным   началом обучения, определяет наиболее благоприятные варианты развития , требующие большей или меньшей коррекционной работы. При   поступлении   детей   в   школу   часто   выявляется   недостаточная сформированность какого­либо одного компонента психологической готовности. Многие   педагоги   считают,   что   в   процессе   обучения   легче   развить интеллектуальные механизмы, чем личностные. Ученики   с   личностной   неготовностью   к   обучению,   проявляя   детскую непосредственность,   на   уроке   отвечают   одновременно,   не   поднимая   руки   и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Они обычно включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а в остальное время отвлекаются, не следя за происходящим в классе, нарушают   дисциплину.   Имея   завышенную   самооценку   они   обижаются   на замечания когда учитель и родители выражают недовольство  их поведением, они жалуются на то, что уроки неинтересные, школа плохая или учительница злая. Мотивационная незрелость, присущая этим детям, часто влечет за собой проблемы в знаниях, низкую продуктивность учебной деятельности. Преобладающая   интеллектуальная   неготовность   к   обучению непосредственно приводит к не успешности учебных действий, невозможности понять и выполнить требования учителя и, следовательно, к низким оценкам. При   интеллектуальной   неготовности   возможны   разные   варианты   развития детей. Своеобразным вариантом является вербализм. Вербализм   связан   с   высоким   уровнем   речевого   развития,   хорошим развитием памяти на фоне недостаточного развития восприятия и мышления. Утаких   детей   речь   развивается   рано   и   интенсивно.   Они   владеют   сложными грамматическими конструкциями, богатым словарным запасом. В то же время, предпочитая   чисто   вербальное   общение   со   взрослыми,   дети   недостаточно включаются   в   практическую   деятельность,   деловое   сотрудничество   с родителями и игры с другими детьми. Вербализм приводит к односторонности в развитии мышления, неумению работать по образцу, соотносить свои действия с заданными   способами   и   некоторым   другим   особенностям,   что   не   позволяет успешно   учиться   в   школе.   Коррекционная   работа   с   этими   детьми   требует возврата к видам деятельности, характерным для дошкольного возраста ­ игре, конструированию, рисованию т.е. тем которые способствуют развитию образного мышления. Психологическая готовность к школе ­ целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях,   когда   исходная   психологическая   готовность   к   школьному   обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. А.Л.Венгер описал 3 варианта развития 6­7­ми летних детей: 1. Тревожность.   Она   бывает   ситуативной,   но   может   стать   и   личностной особенностью.   Высокая   тревожность   приобретает   устойчивость   при постоянном   недовольстве   учебной   работой   ребенка   со   стороны   учителя   и родителей ­ обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из­за страха что­то   сделать   плохо,   неправильно.   Такой   же   результат   достигается   в ситуации,   когда   ребенок   учится   хорошо,   но   родители   ожидают   от   него большего и предъявляют завышенные требования, подчас нереальные. Из­за   нарастания   тревожности   и   связанной   с   ней   низкой   самооценкой снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей ­ желанию бездумно следовать указаниямвзрослого,   действовать   только   по   образцам   и   шаблонам,   боязни   проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. Взрослые, недовольные низкой продуктивностью учебной работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются в общении с ними на этих вопросах, что усиливает   эмоциональный   дискомфорт.   Получается   замкнутый   круг: неблагоприятные личностные особенности ребенка отражаются на качестве его учебной   деятельности,   низкая   результативность   деятельности   вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это отрицательная реакция, в свою очередь,   усиливает   сложившиеся   у   ребенка   особенности.   Разорвать   этот порочный круг можно, изменив установки оценки и родителя и учителя. Близкие взрослые,   концентрируя   внимание   на   малейших   достижениях   ребенка,   не порицая его за отдельные недочеты, снижают уровень его тревожности и этим способствуют успешному выполнению учебных заданий. 2. «Негативистическая   демонстративность».   Демонстративность   ­   особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели ­ обратить на себя внимание, получить ободрение. Если для ребенка с высокой   тревожностью   основная   проблема   ­   постоянное   неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка ­ недостаток похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на учебные требования учителя. Не принимая учебные задачи периодически «выпадая» из процесса   обучения,   ребенок   не   может   овладеть   необходимыми   знаниями   и способами действий, успешно учиться. Источником демонстративности, ярко проявляющейся уже в дошкольном возрасте, обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Бывает, что ребенку оказывается   достаточное   внимание,   а   оно   его   не   удовлетворяет   в   силугипертрофированной   потребности   в   эмоциональных   контактах.   Завышенные требования проявляются, как правило избалованными детьми. Дети   с   негативистической   демонстративностью,   нарушая   правила поведения,   добиваются   необходимого   им   внимания.   Это   может   быть   даже недоброжелательное   внимание,   все   равно   оно   служит   подкреплением демонстративности. Ребенок, действуя по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают», ­ извращенно реагирует на понимание и продолжает делать то, за что его наказывают. Таким   детям   желательно   найти   возможность   самореализации.   Лучшее место для проявления демонстративности ­ сцена. Помимо участия в утренниках, концертах,   спектаклях   детям   подходят   другие   виды   художественной деятельности, в том числе и изобразительная. Но самое главное ­ снять или хотя бы ослабить подкрепление неприемлемых форм поведения. Задача взрослых ­ обходиться   без   нотаций   и   назиданий,   не   обращать   внимания   на   легкие проступки, как можно менее эмоционально делать замечания и наказывать. 3. «Уход   от   реальности».  Уход   от   реальности   ­   еще   один   вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать  ее  в резкой театрализованной  форме  не могут из­за своей   тревожности.   Они   мало   заметны,   опасаются   вызвать   неодобрение, стремятся   к   выполнению   требований   взрослых.   Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию тревожности и еще большей пассивности,   незаметности,   что   затрудняет   и   так   недостаточные   контакты. Эти   особенности,   усиливающиеся   со   временем,   обычно   сочетаются   с инфантильностью, отсутствием самоконтроля. Не  достигая  существенных   успехов  в  учении,  такие  дети  так  же,  как  и чисто   демонстративные,   «выпадают»   из   процесса   обучения   на   уроке.   Но выглядит   это   иначе:   не   нарушая   дисциплины,   не   мешая   работать   учителю   и одноклассникам, они «витают в облаках».Дети любят фантазировать. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает   возможность   стать   главным   действующим   лицом,   добиться недостающего   ему   признания.   В   некоторых   случаях   фантазия   проявляется   в художественном или литературном творчестве. Но всегда в фантазировании, в отстраненности от учебной работы отражается стремление к успеху и вниманию. В этом же заключается и уход от не удовлетворяющей ребенка реальности. При поощрении взрослыми активности детей, проявление внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития. Психологическая   готовность   к   школьному   обучению   ­   целостное образование,   предполагающее   достаточно   высокий   уровень   развития мотивационной,   интеллектуальной   сфер   и   сферы   производительности. Отставание   в   развитии   одного   из   компонентов   психологической   готовности влечет   за   собой   отставание   развития   других,   что   определяет   своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.