Вариативная программа «Развивай-ка» по ЛЕГО-конструированию

  • docx
  • 28.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала моя ЛЕГО «Развивай-ка».docx

                  ПРИНЯТО:                                                                                     УТВЕРЖДАЮ:

        на заседании педсовета                                                             Директор МАОУ «Лицей №159»

        «____»_________2023 г.                                                                ____________/Т.В. Горбачева

                                                                                                                               «____»_____________2023г.  

 

                                                                                 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

г. Новосибирска «Лицей № 159»

Дошкольное отделение «Солнечный город».

 

 

 

 

 

 

 

Вариативная программа «Развивай-ка»

по ЛЕГО-конструированию

для детей средней группы

на 2023 – 2024 учебный год

                                

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                     Автор:

                                                                                                   Воспитатель ВКК                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                               Бондаренко Е.А.

 

 

                                                                                                                                                                                   

Новосибирск 2023

                            Пояснительная записка

    Только в игре ребенок познает с удовольствием, а новый материал запоминает надолго. Игра движет обучением. Обучаясь легко, ребенок легко усваивает новые знания. ЛЕГО – самая популярная настольная игра на планете. У слова «ЛЕГО» в переводе с латыни два значения: «я учусь» и «я складываю». Введение ФГОС дошкольного образования предполагает разработку новых образовательных моделей, в основу которых должны входить образовательные технологии. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения. Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские умения, воображение, навык предвидеть результат своих действий. Дети начинают решать трудные задачи посредством увлекательной созидательной игры. У дошкольников развивается мелкая моторика, улучшается качество речи. ЛЕГО конструирование способствует сенсорному развитию дошкольника, т.к. яркие, функциональные детали способны воздействовать буквально на все органы чувств ребенка: совершенствуется острота зрения, точность цветового восприятия, тактильные качества, восприятие формы, величины объекта, пространства и многое другое. Конструирование из ЛЕГО помогает видеть ребенку мир во всех его красках. Чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут впечатления детей об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки. Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, могу сказать, что конструирование является одной из самых любимых и занимательных занятий для детей.  Перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.

    Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по областям. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области.

1.«Социально-коммуникативное развитие».

2.«Познавательное развитие».

3.«Речевое развитие».

4.«Художественно-эстетическое развитие».

5. «Физическое развитие».

            Социально-коммуникативное развитие направлено на:

- Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации;

- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

        Познавательное развитие предполагает:

- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- Формирование познавательных действий, становление сознания;

- Развитие воображения и творческой активности;

- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

          Речевое развитие включает:

-Владение речью как средством общения и культуры;

-Обогащение активного словаря;

-Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

-Развитие речевого творчества;

            Художественно-эстетическое развитие предполагает:

- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, изобразительного), мира природы;

-Становление эстетического отношения к окружающему миру;

-Формирование элементарных представлений о видах искусства;

-Реализацию самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

          Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;

- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму;

- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

 

 

 

 

 

                                                   Актуальность.

    Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.     

     Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

 

 

Новизна программы.

      Данная программа составлена на основе методических рекомендаций Е.В. Фешиной «Конструирование в детском саду», «Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducation.

      Отличительная особенность и новизна программы. выражается в реализации задач по развитию творчества и конструктивных навыков через такие формы работы как игровые мини-проекты с использованием конструкторов Лего.

          Дети проходят 4 этапа усвоения данной программы:

1-восприятие;

2-мышление;

3-действие;

4-результат (продукт).

     По окончанию каждого занятия ребенок видит результат своей работы.

 

Цель программы:

    Создание благоприятных условий для развития творческого мышления и конструкторских способностей дошкольников при создании действующих моделей на основе LEGO– конструирования.

                                 Задачи программы:

v Формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности.

v Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения.

v Развивать наглядно-действенное, наглядно-образное мышление, воображение, память

v Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

v Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, усидчивость: терпение, волю, самоконтроль.

       Направленность программы -художественно-эстетическая.

       Направление образовательной деятельности –конструирование

 

 

Срок реализации:

    Программа «LEGO-конструирование» направлена на развитие конструкторских способностей детей. Длительность занятий определяется возрастом детей не более 20 мин. Срок реализации 1год. В течение года на освоение программных задач отводится 36 часов (один раз в неделю). Занятия проводятся с детьми 4-5 лет.

 

Принципы Лего-конструирования.

          Основные принципы по Лего-конструированию:

 - от простого к сложному;

- учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

 

 

Формы организации обучения дошкольников конструированию:

       С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок используются формы организации обучения, рекомендованные исследователями З.Е. Лиштван, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова:

v Конструирование по образцу: заключается в том, что детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного, материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность - важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.

v Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющихся у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками -достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.

v Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.

v Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.

v Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности- они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.

v Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу-с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме-актуализация и закрепление знаний и умений.

 

Ожидаемый результат реализации программы:

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

• ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

• у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;

• у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов;

•ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу;

• ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения;

• ребенок овладевает умением использовать разнообразные конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам, так и придумывая свои;

•ребенок овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования;

• знает правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.

• ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

 

Для реализации программы используются следующие методические материалы:

Ø -учебно-тематический план;

Ø -методическая литература по лего-конструированию;

Ø -ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий;

Ø -схемы пошагового конструирования

Ø -иллюстрации различных построек

Ø -картотека пальчиковых игр

Ø -картотека физминуток

Ø -стихи, загадки по темам занятий.

                           Взаимодействие с родителями:

§  Консультации: «Использование ЛЕГО-конструктора в разных видах деятельности»,

§  «Успехи детей в первый год общения с ЛЕГО конструктором»

§  Выставка детских работ на тему: «Вот как мы умеем!»

§  Анкета для родителей «Значение ЛЕГО конструирования для детей»

Лего – конструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.

 

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

       Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание

дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

     Физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма.

      Психическое развитие ребенка в возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными,

произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. 5 вещей, из-за которых вы не должны испытывать чувства стыда. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность.

      Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое

стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4–5 лет, воспитатели дошкольных учреждений создают условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребенка.

      Роль игры: Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в моряков, военных, рыцарей. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха.

      Творческие способности: Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль.

     Развитие речи: в течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего.  В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 4–5 лет.

      Эмоциональные особенности: В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет. Психология знает много способов борьбы с такими страхами, но важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Обучение детей 4–5 лет Сотрудники дошкольных учреждений при обучении учитывают психологические и возрастные особенности детей 4–5 лет. По программе «От рождения до школы», используемой в настоящее время, акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности. При этом с детьми проводятся тематические занятия, на которых объясняются правила поведения в коллективе, дома и в общественных местах, основы безопасности, развивается речь, совершенствуются гигиенические навыки и так далее. При этом учебный процесс строится на игре. Педагоги знакомят ребенка с новыми понятиями и правилами через доступный и привлекательный для него вид деятельности, принимая во внимание возрастные особенности детей 4–5 лет. В этом возрасте необходимо расширять кругозор ребенка и его знания об окружающем мире.

     Воспитание: Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем

раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Главная функция взрослых сейчас – объяснить, как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью

первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться.

      Роль дошкольных учреждений: Стоит отметить, что лучших успехов в воспитании можно добиться в случае тесного и доверительного сотрудничества семьи и дошкольного учреждения, так как сотрудники садиков учитывают возрастные

особенности детей 4–5 лет. Консультация для родителей является одним из путей такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны обладать хотя бы минимальной подготовкой в области психологии, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные особенности детей 4–5 лет – родительское собрание. На нем воспитатели и детский психолог совместно со взрослыми членами семьи могут наметить основные принципы воспитания и обсудить все интересующие и спорные вопросы.

      Семья – это главное. По мнению практикующих детских психологов, семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 4–5 лет. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полым

дошкольником и ролями взрослых в семье. Так, мать учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Отец является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который

помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь.

                                     Мониторинг.

      В процессе реализации поставленных задач осуществляется отслеживание усвоение детьми обучающего и развивающего материала. Периодичность мониторинга -2 раза в год (октябрь-апрель). 

     Формы отслеживания результатов за деятельностью детей:

- наблюдение за деятельностью детей;

- задания для самостоятельного выполнения;

- общение с ребенком.

 

                                        Диагностическая карта детей 4-5 лет

Ф.И.

ребенка

Называет

детали

Называет

форму

Умеет скреплять детали конструкто-ра «Дупло»

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по схеме со второго полугодия

Называет детали, изображён-ные на карточке

Умение рассказать о постройке

 

   

     Итог

 

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1балл — ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,

2балла — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,

3балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,

4балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,

5баллов — ребенок выполняет все параметры опенки самостоятельно.

 

К концу первого года обучения дети могут:

- сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;

- использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных схем;

- строить постройку с перекрытиями, делать   постройку прочной, точно соединять детали между собой;

- конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом;

- сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей

- располагать кирпичики, пластины вертикально;

-правильно использовать детали строительного материала;

        Планируемый результат средний дошкольный возраст 4-5 лет

дети могут:

- анализировать конструктивную и графическую модель;

- создавать более сложные постройки, сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых предназначается;

- правильно называть детали лего-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесиками);

- возводить конструкцию по чертежам без опоры на образец;

- обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности;

- преобразовывать конструкцию в соответствии с заданным условием.

-изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими;

- использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств;

- преобразовывать постройки в соответствии с заданием;

- анализировать образец постройки;

- планировать этапы создания собственной постройки, находить конструктивные решения;

- создавать постройки по рисунку, схеме;

- работать коллективно;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

 

Перспективный план реализации программы вариативного компонента

средний дошкольный возраст 4-5 лет

Первое полугодие:

• Расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования

• Использовать специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем

• Учить определять изображённый на схеме предмет, указывать его функцию

• Формировать представление, что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения

• Учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия

• Формировать умение строить по схеме

• Учить сооружать постройки с перекрытиями. Делать постройку прочной, точно соединять детали между собой

• Конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать её общее описание

• Развивать творческую инициативу и самостоятельность

Второе полугодие:

• Закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели

• Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается

• Правильно называть детали лего-конструктора

• Продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой

• Учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цели деятельности

• Сравнивать полученную постройку с задуманной

• Развивать способность к контролю за качеством и результатом работы

Примерное распределение занятий на год:

• Конструирование по образцу и преобразование образца по условиям (26)

• Конструирование по условиям (4)

• Конструирование по замыслу (7)

    Занятия проводятся раз в неделю по 15-20 минут по подгруппам (по 8-10 детей) во второй половине дня. Используются большой мягкий и маленький лего-конструктоы «Дупло».

    На первых занятиях дети закрепляют знания и умения, приобретённые во второй младшей группе. С этой целью следует весь сентябрь проводить близкие по тематике занятия предыдущего года, но в усложнённом варианте. В средней группе несколько занятий необходимо уделить коллективной постройке.

План анализа образца:

• Рассмотреть объект в целом

• Выделить цвета деталей

• Назвать детали лего-конструктора

• Установить пространственное расположение частей постройки

    После анализа занятия необходимо отводить время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Помогая в объединении построек в общий сюжет.

    На занятиях по замыслу детей нужно учить обдумывать тему будущей постройки, намечать цель деятельности, давать общее описание будущего продукта, осваивать план разработки замысла, сравнивать полученную постройку с задуманной.

 

    Календарно-тематическое планирование

Сентябрь.

Конструирование по замыслу.

Программное содержание:

1. Закреплять навыки, полученные в младшей группе

2. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

3. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

 

Башня.

Программное содержание:

1. Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приёмы построек снизу-вверх.

2. Учить строить простейшие постройки.

 3. Формировать бережное отношение к конструктору

Строим лес.

Программное содержание:

1. Закреплять умение строить лесные деревья

2. Учить отличать деревья друг от друга

3. Закреплять названия деталей, цвет

Мостик.

Программное содержание:

1. Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга.

 

Октябрь.

Весёлые утята.

Программное содержание:

1. Разучивать стихотворения про утят

2. Учить строить утят, используя различные детали.

Красивые рыбки.

Программное содержание:

1. Уточнять и расширять представления о рыбах

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы

3. Учить строить морских обитателей.

Гусёнок.

Программное содержание:

1. Учить строить из конструктора гусёнка.

Конструирование по замыслу.

Программное содержание:

1. Закреплять полученные навыки.

2. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

3. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

Ноябрь.

Улитка.

Программное содержание:

1. Учить строить улитку.

2. Воспитывать добрые отношения.

3. Развивать память, мышление, внимание.

Большие и маленькие пирамидки.

Программное содержание:

1. Учить строить разные пирамидки.

2. Развивать внимание, мелкую моторику рук.

3. Учить бережно относиться к конструктору.

Ворота для заборчика.

Программное содержание:

1. Учить строить ворота для заборчика

2.Аккуратно и крепко скреплять детали лего-конструктора «Дупло»

Конструирование по замыслу.

Программное содержание:

1. Закреплять полученные навыки.

2. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

3. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

Декабрь.

Лесной домик. Программное содержание:

1. Учит строить дом

2. Распределять детали лего-конструктора правильно

3. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

Мебель.

Программное содержание:

1. Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части.

2. Учить анализировать образец.

Русская печь.

Программное содержание:

1. Рассказать о русской печке.

2. Развивать воображение, фантазию.

3. Учить строить печку из конструктора.

Конструирование по замыслу.

Программное содержание:

1. Закреплять полученные навыки

2. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

3. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

Январь.

Загон для коров и лошадей.

Программное содержание:

1. Учить строить загоны по условиям.

2. Развивать глазомер, навыки конструирования.

Мелкую моторику рук.

Грузовик.

Программное содержание:

1. Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора.

Дом фермера.

Программное содержание:

Учить строить большой дом для фермера.

2. Развивать фантазию, творчество.3. Учить доводить начатое дело до конца.

Мельница.

Программное содержание:

1. Учить строить мельницу

2. Развивать воображение, фантазию.

Февраль.

Знакомство со светофором.

Программное содержание:

1. Учить слушать сказку.

2. Рассказать о светофоре.

3. Закреплять навыки конструирования.

Продолжение знакомства со светофором.

Программное содержание:

1. Продолжать знакомить со светофором.

2. Учить правила дорожного движения.

3. Строить проезжую часть и надземный переход.

Робот.

Программное содержание:

1. Познакомить с игрушкой робот.

2. Учить строить из лего-конструктора.

Конструирование по замыслу.

Программное содержание:

1. Закреплять полученные навыки

2. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

 

Март.

Мы едем в зоопарк.

Программное содержание:

1. Учить отличать хищников от травоядных животных.

Слон.

Программное содержание:

1. Учить строить слона

2. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

 

 

Обезьяна.

Программное содержание:

1. Учить строить обезьяну. 2. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

Конструирование по замыслу.

Программное содержание:

1. Закреплять полученные навыки

2. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

3. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

Апрель.

Ракета, космонавты.

Программное содержание:

1. Рассказать о космических ракетах и космонавтах.

2. Учить строить ракету и космонавтов.

Грузовая машина с прицепом.

Программное содержание:

1. Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить её элементы с частями предмета.

Корабли.

Программное содержание:

1. Дать обобщённое представление о кораблях.

2. Учить способам конструирования.

3. Закреплять имеющиеся навыки конструирования.

4. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек.

 

Поезд.

Программное содержание:

1. Познакомить с приёмами сцепления кирпичиков с колёсами, друг с другом, основными частями поезда.

2. Развивать фантазию, воображение.

 

Май.

Разные профессии. Программное содержание:

1. Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар,  водитель).

Пожарная машина.

Программное содержание:

1. Развивать умение создавать конструкцию используя конструктор LEGO.

2.Формировать умение анализировать объекты: повторить строение цветка, создавать модуль похожий на оригинал.

Самолёт.

Программное содержание:

1. Рассказать о профессии лётчика

2. Учить строить самолёт, выделяя функциональные части.

3. Развивать интерес и творчество.

Конструирование по замыслу.

Программное содержание:

1. Закреплять полученные навыки.

2. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание.

3. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение программы

     Для успешного выполнения поставленных задач необходимы следующие условия:

Предметно-развивающая среда:

 Строительные наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- деревянные;

- металлические;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;

     Для   обыгрывания конструкций необходимы игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- магнитофон;

- фотоопарат;

- диски, касеты с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

Список литературы:

1.Комарова Л.Е «Строим из Lego» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego) - М.; Линка Прес,2001г.

2. Куцакова Л.В «Конструирование и ручной труд в детском саду» Издательство: Мозаика-Синтез 2010г.

3. Методический комплект заданий к набору первые механизмы Legoeducationсложные задания, связанные с физикой.

4.  Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.; Академия,2002г.-192с.

5. Программное обеспечение LegoEgucationWegov1,2.

6. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012-114с.

Интернет –ресурсы:

1.http://ulybkasad.ucoz.ru/programma/programma_lego_ulybka.pdf

http://www.lego.detmir.ru

http://www.lego.com/ru-ru/

https://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm

«LEGO DACTA», «LEGO DUPLO»

Рекомендуемая литература для воспитанников и родителей

1.     Аллан Бедфорд -  Большая книга LEGO, 2014г.

 

Анкета для родителей

«Значение Лего-конструирования для детей»

1. Как Вы считаете, для чего нужно конструирование?

а) чтобы научить детей играть с разнообразными конструкторами;

б) чтобы развивать у детей навыки ориентирования в пространстве;

в) чтобы развивать способности к изменению заданной формы объекта

согласно заданным условиям;

г) чтобы развивать универсальные психические функции мышления, памяти,

внимания, воображения?

2. Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном

возрасте? В чѐм заключается их важность?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Часто ли Ваш ребѐнок в домашней обстановке проявляет интерес к

конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Какие конструкторы имеются у Вас дома?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребѐнок?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию

вместе с ребѐнком?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме

развития конструктивных навыков Вашего ребѐнка?

__________________________________________________________________

 


 

Скачано с www.znanio.ru