Представлена методическая разработка родительского собрания по адаптации первоклассников к школе
Цель: Разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;
Задачи:
- Познакомить родителей с возрастными особенностями детей в возрасте семи лет
- Дать необходимые рекомендации по планированию ... режима дня.
- Познакомить с понятием «адаптация»Цель: Разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которые проявляются в возрастных и психологических особенностях младших школьников;
Муниципальное образовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат № 4» города
455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Суворова, 110
Магнитогорска
Тел.: (3519) 202585, email: internat
4 shunin
Материал разрешён автором для публикации на сайте
«Знанио»
@ mail
. ru; http://74203s037.edusite.ru
Тема: «Ваш ребёнок первоклассник»
(Методическая разработка родительского собрания)
Автор составитель: Чубаева Наталья Николаевна,
воспитатель ГПД, первой квалификационной категории,
города Магнитогорска, Челябинской области, 2014 годг. Магнитогорск, 2014
Цель: Разъяснить родителям трудности привыкания детей к школе, которыепроявляются в
возрастных и психологических особенностях младших школьников;
Задачи:
Познакомить родителей с возрастными особенностями детей в возрасте семи лет
Дать необходимые рекомендации по планированию режима дня.
Познакомить с понятием «адаптация»
Ход родительского собрания.
I. Вступительное слово педагога.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Вот и прошла 1 неделя нашей жизни в школе. Дети ещё привыкают к новым условиям своего
назначения «Я – ученик, я одноклассник», к соблюдению распорядка дня, необходимости
выполнения тех требований, которые им предъявляют взрослые, к сотрудничеству с новым
коллективом взрослых и сверстников.
Для ребёнка "первый раз в первый класс" это как для взрослого с парашютом прыгнуть.
Как вы считаете, легко ли им самостоятельно справиться со всем этим?
Можем ли мы ( а возможно, и обязаны), взрослые, им помочь?
Не кажется ли вам порой, что и мы иногда оказываемся в тупике: что делать?
Сегодня вы получите ответы на те вопросы, которые волнуют вас больше всего.
II. Основная часть.
1.
« Возрастные особенности детей перволклассников».
В жизни ребенка, пожалуй, нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально
менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители
почемуто думают, что он автоматически переходит в другую возрастную категорию.
Знание основных возрастных особенностей детей 67 лет позволит не только трезво оценить
уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения
с его потенциальными возможностями.
Каковы же они – наши первоклассники? Вот некоторые умения и особенности развития детей 67
летнего возраста.
Социальное развитие:
• дети 6 лет уже умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила
общения;
• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко
экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче:
• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
• дети семилетнего возраста способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание,
но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются
в организующей помощи,
• они могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок,
однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут,
• ребята способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 1015 минут, затем
им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности,• они способны оценить в общем качество своей работы, при этом ориентированы
на положительную оценку и нуждаются в ней,
• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие:
• дети способны правильно произносить все звуки родного языка,
• способны к простейшему звуковому анализу слов,
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов).
• грамматически правильно строят предложения,
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам
и любят это делать,
• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы,
умеют выражать свою мысль,
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно,
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения
Интеллектуальное развитие:
• дети шестилетнего возраста способны к систематизации, классификации и группировке
процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинноследственных связей,
• они проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям,
наблюдательны, задают много вопросов,
• с удовольствием воспринимают любую новую информацию,
• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
Развитие внимания:
• семилетки способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (10—
15 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объема внимания:
• количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2),
• преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко
повышается при активном восприятии,
• дети способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить
задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного
материала; значительно легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения),
• способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая
группировка),не способны быстро и четко переключать внимание с одного объекта, вида
деятельности и т. п. на другой..
Развитие мышления:
• наиболее характерно нагляднообразное и действенно образное мышление,
• доступна логическая форма мышления.
Зрительнопространственное восприятие:
• способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под,
на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п.);
• способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат,
ромб и т. п.),
• способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
• способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме,
конструировать фигуры (конструкции) из деталей.Зрительномоторные координации:
• способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы,
цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много
индивидуального: то, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
Слухомоторные координации:
• способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
• способны выполнять под музыку ритмичные (танцевальные) движения.
Развитие движений:
• дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;
• способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку
в группе детей;
• способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе
на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.;
• способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения,способны
к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий,
при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.,
• способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных
линий, овалов, кругов и т. п.);
• способны овладеть игрой на различных музыкальных инструментах.
Личностное развитие, самосознание, самооценка:
• способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками,
стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах
деятельности, которые они выполняют;
• самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться,
• не способны к адекватной самооценке. Она в значительной степени зависит от оценки
взрослых (педагога, воспитателей, родителей).
Мотивы поведения:
• интерес к новым видам деятельности;
• интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них;
• проявляют познавательные интересы;
• устанавливают и сохраняют положительные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Произвольность:
• способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных
правил
• способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
Как мы видим, различные сферы детей семи лет развиты неодинаково и требовать от ребенка
соответствовать тем или иным собственным представлениям, по меньшей мере, неосмотрительно.
Кроме того, у каждого ребенка свой собственный индивидуальный темп деятельности и развития
и то, что удается у сына друзей, совсем не обязательно будет получаться у вашей дочери.
Почемуто почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда
оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почемуто не справляется
со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными
и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый,
не стараешься, грязнуля, растяпа… Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал,
что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается,а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают.
У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть не совсем перестали,
но, если раньше его любили, безусловно, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь
заслужить. Отношение родителей ни в коей мере не должно изменяться в связи с успехами или
неудачами ребенка, более того, родители должны пытаться подчеркнуть временный характер этих
неудач и показать ребенку, что он попрежнему, несмотря ни на что, остается любимым.
В ваших силах внушить малышу волю к победе. Не обзывайте малыша смешным прозвищем,
если он чтото плохо делает (например, «курица криволапая»), чтобы избежать вашей насмешки
ребенок вообще перестанет писать или смирится со своим прозвищем и не захочет научиться
красиво писать. Почаще хвалите малыша за любую победу и не акцентируйте внимание
на неудачах.
В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских
и «домашних», хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых,
усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении,
настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.
99% детей идут в школу с большим желанием и удовольствием, но половина из них теряет
интерес к учёбе уже к концу 1 класса. Это статистика! Переход в разряд школьников для детей –
весьма трудное испытание. Резко меняется уклад жизни. Появляются дополнительные
обязанности, расширяется круг общения.
Помните об этом родители!
III. Психологическая готовность ребёнка к школе.( советы психолога)
Подготовленные дети к школе – это дети, для которых школьная действительность уже с первых
дней собственно учебная. С ними не бывает хлопот. А есть дети, которые занимают положение
кумира в семье. Если такой ребёнок дома не усвоил простейшие представления о справедливости,
то жизнь в школе будет полна неоправданных обид.
Личностная готовность к школе.
Родители должны способствовать формированию у детей следующих качеств.:
Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать,
подчиняться ( разумная необходимость), чувство товарищества. Такие качества обеспечат ему
безболезненную адаптацию к новым социальным условиям.
Волевая готовность.
Это условие характеризуется отношением ребёнка к трудностям и способам их преодоления.
Здесь главное значение имеет воспитание мотивов достижения целей, умение принять трудности и
стремление разрешить их.
Интеллектуальная готовность.
Это наличие определённого кругозора, запаса конкретных знаний о живой и неживой природе,
общественной жизни. В этом возрасте логическая форма мышления доступна, но не характерна.
Важная роль отведена наглядно – действенному и наглядно – образному мышлению.
Уважаемые родители! Старайтесь всегда отвечать на вопросы, которые задаёт ваш ребёнок. Не
отмахивайтесь от детских вопросов, но не пичкайте их готовыми знаниями: сначала дайте
возможность приобрести их самостоятельно( книги, наблюдение, тактильные ощущения и т.д.).
познавая окружающий мир, ребёнок учится мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы.
IV. Режим дня вашего ребёнка.
Уважаемые родители! Давайте, опираясь на советы психологов, составим вместе режим дня для
ваших детей.
Напишите режим ребёнка до поступления в школу.
А теперь, используя бланки режима дня школы, составьте режим дня для своего ребёнка.
V. Заключительная часть собрания.Адаптация – это приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым
отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму дня. В адаптационный период дети по –
разному реагируют на смену обстановки: могут быть очень шумными, рассеянными, зажатыми,
робкими, плачут больше обычного; могут быть нарушения сна, аппетита, вдруг увеличивается
интерес к игрушкам, играм. Все эти нарушения вызваны той нагрузкой, которую испытывает
психика ребёнка, его организм. Безусловно, самым лучшим для ребёнка в это время будет ваша
поддержка и совместно со школой оказание помощи своему ребёнку.
Родительская поддержка это процесс, в ходе которого вы, уважаемые папы и мамы:
сосредоточены на достоинствах ребёнка, укрепляя тем самым в нём самооценку;
помогите ему поверить в себя и в свои силы;
помогайте избегать ошибок;
не осуждайте в случае неудач.
Если ребёнок не всегда успешно справляется с заданием, дайте ему понять, что ваше отношение к
нему не изменилось. Поддержка основана на том, чтобы ребёнок чувствовал свою нужность и
вашу заботу. Для того, чтобы снять дневное напряжение, нужно постараться создать
благоприятные условия:
не занимайтесь с ребёнком после 19. 00;
не вспоминайте дневные неудачи;
не ругайте за несобранный портфель, а спокойно предложите собрать его вместе;
пойдите с ним на прогулку, отвлеките;
после прогулки лучше принять вашему ребёнку тёплый душ;
перед сном полезно дать ему стакан тёплого молока с мёдом;
спокойный, глубокий сон не менее 8 – 10 часов позволяет восстановить силы,
работоспособность;
на ночь смотреть по телевидению только спокойные программы, а не триллеры, ужастики,
боевики. Не стоит перегружать нервную систему ребёнка;
если ребёнок боится темноты, включите ему ночник, можно свет в соседней комнате;
не забудьте на ночь поцеловать ребёнка, погладить его.
Ласка это не пустяк, а уверенность ребёнка в себе.
Источники
При составлении собрания использовались материалы сайтов
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2014/04/12/roditelskoesobraniev1klasseadaptatsiya
pervoklassnikav
http://www.nashideticlub.ru/vozrastnyeosobennostidetejj67let/