Сегодня у меня опять потеря. Снова мой хозяин будет меня ругать. А в чем я виноват? Невозможно все сберечь, если тебя постоянно швыряют, куда попало. То на гвоздь напорешься в заборе, то угол прожжешь возле костра.
Да, вид у него отвратительный! Весь в пятнах и дырах, и работает хуже некуда. Вчера ручку твою потерял, позавчера — перочинный ножик, а сегодня последнюю монетку.
ВАСИН РАНЕЦ
А.Лопатина
Прыг-дзинь, — монетка выкатилась из ранца и покатилась по мостовой.
— Прощай, монетка, — крикнул ранец ей вслед и грустно вздохнул.
— Сегодня у меня опять потеря. Снова мой хозяин будет меня ругать. А
в чем я виноват? Невозможно все сберечь, если тебя постоянно
швыряют, куда попало. То на гвоздь напорешься в заборе, то угол
прожжешь возле костра.
— Мама, — я просто умираю от голода, — этот ранец потерял мою
монетку, и я ничего не смог купить себе на завтрак! — закричал Вася,
вернувшись домой.
Мама внимательно посмотрела на ранец:
— Да, вид у него отвратительный! Весь в пятнах и дырах, и работает
хуже некуда. Вчера ручку твою потерял, позавчера — перочинный
ножик, а сегодня последнюю монетку. Плохо он служит тебе — видно,
придется его уволить.
— Да, мамочка, — подхватил шутку Вася, обрадовавшись, что мама не
ругает его за потерю, — и тетрадку мою давай тоже уволим. Она
размазала какую-то грязь на странице и получила плохую отметку.
— Ты прав, тетрадка твоя никуда не годится, — согласилась мама, — да
и учебник весь грязный и потрепанный. Его тоже нужно уволить. А
посмотри, как выглядит твоя куртка: один карман порван, из другого
ржавая проволока торчит. Разве подходит такая плохая куртка моему
сыну?
— Нет, совсем не подходит. Можно эту выкинуть, а мне новую купить,
— предложил Вася.
Радостно вбежал Вася в свою комнату и с размаху швырнул ранец в
угол, а затем отодвинул валяющиеся на полу игрушки, карандаши,
книжки и добавил:
— И вас мы выкинем, если будете плохо работать и валяться, где
попало.
Вдруг в глазах у Васи все закружилось, и он почувствовал, что куда-то
стремительно падает. Когда мальчик пришел в себя, то увидел, что
лежит на полу, а возле него стоит незнакомый седой старичок с
ящиком, полным самых разных инструментов.
— Вы кто? — хотел спросить Вася, и не смог произнести ни слова.
Но старичок словно услышал его и произнес:
— Я, Вася, мастер сломанных вещей. Обычно я прихожу только к
старым вещам, у которых нет хозяина, и помогаю им обрести новуюжизнь. Я попал к тебе, потому что твои вещи не выдержали и позвали
меня, не смотря на то, что у них есть хозяин. И это случилось впервые в
моей жизни.
— Он нам не хозяин! Он нас рвет, бросает и пачкает, ругает и обижает!
— раздались со всех сторон крики, и поднялся невообразимый шум.
— Тише, успокойтесь, я постараюсь вам помочь, — успокоил старичок
вещи и добавил:
— Вот видишь, Вася, терпению твоих вещей пришел конец. А ведь
вещи, обычно, очень терпеливы. Даже не знаю, что делать!
— Мастер, поменяйте меня и Васю местами, — пусть он поработает
ранцем, а я, став мальчиком, приведу все его вещи в порядок, —
раздался из угла голос Васиного ранца.
— Хорошо, — согласился мастер, — даю тебе три дня сроку. За это
время Вася, надеюсь, изменится и поймет, как тяжело ранцу, когда его
не берегут.
С этими словами мастер исчез, а Вася, не успев опомниться, вдруг
почувствовал, что лежит весь грязный и порванный в углу, а на кровати
спит мальчик как две капли воды похожий на него.
В этот момент в комнату вошла мама с большой коробкой в руках и
сказала сама себе:
— Пока Вася спит, соберу-ка я его рваные и испорченные вещи и
выброшу их, все равно они уже никуда не годятся. Жаль, что мой Вася
ничего не бережет.
Мама собрала с пола порванные книжки и сломанные игрушки, а сверху
положила Васин ранец. Вася, конечно, не мог ей крикнуть, чтобы она
его не выкидывала, и с ужасом представил, как окажется в грязном
мусорном баке. Но в этот момент мальчик на кровати открыл глаза и
сказал:
— Не надо, мама, ничего выкидывать, все эти вещи я почищу и починю.
И он тут же принялся за дело.
Наблюдая за сыном, мама не верила своим глазам. А настоящий Вася,
чистый и зашитый своим новым хозяином, стал терпеливо ждать, когда
пройдет три дня и он снова станет мальчиком.
Самое неприятное случилось на третий день, когда хозяин Васи
дежурил в школьной столовой. Вася дремал на подоконнике, как вдруг
его схватил какой-то мальчишка и закричал другому:
— Смотри, Васькин ранец валяется, давай им в футбол поиграем.
— Ты, что, — возразил ему товарищ, — он же чистый, мы его испачкаем.
— Ну и что, на прошлой неделе Васька сам играл в футбол своимранцем. Вот смеху было.
Мальчишки выбежали во двор и принялись весело пинать ранец. Вася
почти сознание потерял от боли. Застежка на нем сломалась,
ударившись о камень, лямка затрещала и оторвалась. Хорошо еще, что
в этот момент на крыльцо вышел учитель, и мальчишки, бросив ранец в
кусты, убежали.
В кустах сидел голодный котенок. Он принялся царапать и драть ранец
когтями, почувствовав запах бутерброда с сыром, который мама
положила Васе на обед. Какой-то малыш из соседнего дома увидел это
и помог котенку достать бутерброд. Потом малыш выкинул из ранца
все учебники и начал запихивать в него котенка.
— Не царапайся, — уговаривал малыш котенка, — я тебя домой унесу, и
ты у меня будешь жить в этом ранце.
К Васиному счастью, его новый хозяин в поисках своего ранца выбежал
во двор и, увидев малыша с ранцем в руках, закричал:
— Ты почему взял мой ранец и порвал его?
— Ничего я не рвал, этот ранец ничей, потому что он в кустах валялся,
— стал оправдываться малыш.
Васин хозяин ничего не ответил. Молча, он сложил в ранец учебники и
пошел домой. Весь вечер он усердно зашивал и чистил свой ранец,
однако застежку так и не удалось отремонтировать: в доме не нашлось
нужных инструментов. Так прошло три дня.
Следующий день был воскресеньем. Как только Вася проснулся, он с
радостью обнаружил, что снова стал мальчиком.
Дверь открылась, в комнату вошла мама и ласково сказала:
— Вставай скорее, сынок, после завтрака мы поедем покупать тебе
новый ранец. Хотя ты и привел в порядок свой старый ранец, без
застежки он все равно не сможет служить тебе.
— Нет, мама, — твердо возразил Вася, — давай лучше купим мне
инструменты, и тогда я смогу починить застежку на ранце, и он
прослужит мне еще очень долго.
С тех пор мастер сломанных вещей больше никогда не приходил к
Васе, его ждали вещи, у которых не было хозяина.
Вопросы и задания к сказке:
• Представьте, что вы оказались на месте тех или иных Васиных вещей:
ранца, тетради, книги и т.д. Что вы предприняли бы, чтобы помочь Васе
измениться?• Перечислите инструменты, которыми пользовался Вася, когда чинил
разные вещи.
• Какие из этих инструментов есть у вас дома? Умеете ли вы
пользоваться ими?
• Есть ли у вас в доме вещи, к которым может прийти мастер
сломанных вещей, и почему? Что необходимо предпринять, чтобы это
не произошло?
• Чем, по-вашему мнению, новые вещи отличаются от хорошо
сбереженных старых вещей?
• Расскажите о том, как к вам на помощь приходили хорошо
сбереженные вами, вашими родителями или вашими друзьями вещи.
• Расскажите, кто в вашей семье самый бережливый и почему.
Творческое задание «Наука бережливости»
Прочитайте детям пословицу: «Жизнь не мука, коль бережливость —
наука».
Поделите детей на группы. Раздайте им по две игрушки или вещи.
Одну новую, а другую — прослужившую уже многие годы и
испорченную. Каждая группа должна рассказать о жизни своих вещей.
Затем дети должны посоветоваться с педагогом и решить, как и чем
можно помочь старым вещам или игрушкам. После этого с помощью
педагога дети приводят в порядок старые вещи. Попросите детей
подарить отремонтированные вещи тому, кто в них нуждается.
Рисунок «Любимая вещь»
Попросите детей нарисовать несколько вещей, которые им особо
дороги и подумать, что необходимо сделать, чтобы эти вещи как можно
дольше им прослужили.
Задание на дом
Предложите детям самостоятельно или с помощью старших починить
какую-либо дорогую для мамы (папы, бабушки и т.д.) вещь.