Важность исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста
В начальных классах работа над личностным и интеллектуальным развитием учащихся имеет особое значение. Исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности составляет сегодня одну из главных целей образовательно-воспитательного процесса не только инновационных, но и многих обычных общеобразовательных школ. Младшие школьники активно проявляют интерес к исследовательской деятельности, с удовольствием принимают участие именно в тех видах учебной работы, которые предполагают выполнение поисковых, экспериментальных, исследовательских заданий. Исследовательские работы обеспечивают влияние изучаемого на уроках материала на ум и душу каждого ученика, способствуют более эффективному решению задач воспитания и развития личности.
Полученные в ходе исследовательской деятельности результаты школьники непременно должны представлять в виде проекта, поскольку работа над проектом на завершающем этапе исследования даёт возможность ещё раз осмыслить ход поиска, оценить степень обоснованности выводов, структурировать и логически выстроить весь наработанный материал. Создание проектов различной сложности ориентировано на организацию самостоятельной, познавательной и конструкторской деятельности учащихся в течение определённого отрезка времени. Проектная деятельность всегда предполагает решение какой-либо проблемы, предусматривающее использование совокупности разнообразных методов, интегрирование имеющихся знаний, применение сведений из различных областей науки, техники и технологии, творчества.
Организация индивидуальных ученических исследований, предполагающие коллективное выполнение учащимися исследовательских заданий, дают вполне конкретные результаты:
1.повышается уровень знаний учащихся;
2.изменяется уровень мыслительной деятельности детей, учебный материал рассматривается как самостоятельно добываемая для них важная информация;
3.использование учениками в процессе исследовательских заданий произведений музыки, изобразительного искусства, художественной литературы способствует эмоционально-нравственному развитию младших школьников;
4.ярче проявляются познавательные интересы детей и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;
5.школьники активно участвуют в творческой проектной деятельности, результатом которой могут быть рисунки, поделки, сообщения, сочинения, в которых нашло отражение личностное отношение к тем или иным явлениям и процессам окружающего мира.
Интерес обучающихся младших классов к творческой и учебно-исследовательской работе в настоящее время значительно вырос. Многие родители стремятся воспитать в своих детях личность, способную творчески мыслить, стремящуюся к познанию мира и себя в этом мире.
Одной из форм познавательной деятельности учащихся является подготовка, написание и защита учебно-исследовательских проектов. Эти проекты могут представлять собой теоретическое исследование, выполненное традиционно в форме реферата по интересующей ученика теме, или практическую работу с элементами собственных наблюдений, описаний, опытов и их анализа.
Учебно-исследовательские проекты предполагают активную деятельность по поиску информации, ее анализу, обобщению, интеграции, представлению. Такая деятельность предполагает формирование у ученика как общих учебных, так и профильных, специализированных компетенций. Исследовательский проект школьника должен быть итогом самостоятельного и серьёзного интеллектуального труда.
Анализ опыта организации учебно-исследовательской деятельности показал, что одним из существенных показателей для обучающихся является возможность представить результаты своей работы в классе, на конференции, смотре, форуме; уметь быстро отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания; отстаивать свою точку зрения; правильно формулировать свои предложения в ходе обсуждения других работ. При этом школьник получает возможность освоения опыта публичной защиты результатов своей учебно-исследовательской работы, что, безусловно, пригодится для дальнейшей деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.