Приложение № ___ к образовательной программе 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) « утверждённой приказом директора № ___ от _________ 2016 г. |
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП 06 Основы экономики
____________________________________________________________________
(Код, наименование дисциплины, МДК, ПМ)
15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
____________________________________________________________________
(Профессия, специальность)
Сварщик
____________________________________________________________________
(Квалификация)
очная
____________________________________________________________________
(Форма обучения)
Нижневартовск
2016
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06. Основы экономики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы), ПРИКАЗ от 29 января 2016 г. N 50 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ 15.01.05
СВАРЩИК (РУЧНОЙ И ЧАСТИЧНО МЕХАНИЗИРОВАННОЙ СВАРКИ (НАПЛАВКИ)
Изучение учебной дисциплины ОП.06. Основы экономики должно проводиться в тесной взаимосвязи с учебными дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального цикла, профессиональными модулями. Базой для учебной дисциплины ОП.06. Основы экономики являются такие учебные дисциплины, как: Математика, и, в свою очередь, ОП.06. Основы экономики является основой для изучения следующих учебных дисциплин и профессиональных модулей:
Ø ОП.02. Основы автоматизации производства;
Ø ОП.03. Основы электротехники;
Ø ОП.04. Основы материаловедения;
Ø ОП.05. Допуски и технические измерения;
Ø ОП.07. Безопасность жизнедеятельности;
Ø ПМ.01. Подготовительно-сварочные работы;
Ø ПМ.02. Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях;
Ø ПМ.03. Наплавка дефектов деталей и узлов машин, механизмов конструкций и отливок под механическую обработку и пробное давление;
Ø ПМ.04. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений.
Составитель программы: Короткова Л.В
Должность: преподаватель
Рассмотрена на заседании МК __________________________ «____» от ___________2016 г. Протокол № _____ Руководитель: ________/________ |
Рекомендована к утверждению на заседании МС «____» ___________2016 г. Протокол № ____ |
1. Паспорт программы учебной дисциплины |
4 |
2. Структура и содержание учебной дисциплины |
5 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины |
12 |
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы экономики»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины « Основы экономики» предназначена для изучения экономики в учреждениях начального профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· общие принципы организации производственного и технологического процесса;
· механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях;
· цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 57 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 38 часа
самостоятельной работы обучающегося 19часа.
Лабораторно- практические -16часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
57 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
38 |
в том числе: |
|
практические занятия |
- |
контрольные работы |
- |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
19 |
в том числе: |
|
1. подготовка рефератов |
5 |
2. подготовка презентаций |
4 |
3. подготовка проекта |
10 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
||||
Раздел 1. Основы экономики. |
2 |
|
|||||
Тема 1.1. Понятие экономики и ее составные элементы. Типы экономики, сущность и структура |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3 |
||||
1 |
Понятие экономики и ее составные элементы. Типы экономики, сущность и структура. |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка реферата на тему: «Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли». |
2 |
|
|||||
Тема 1.2. Механизм рыночной экономики: составные части, главные субъекты. |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3 |
||||
2 |
Механизм рыночной экономики: составные части, главные субъекты. Понятие экономических терминов(предприниматель, коммерсант, бизнесмен, дилер, потребитель, производитель, посредник, менеджмент, маркетинг, менеджер). Капитал: определение, структура, содержание, себестоимость, прибыль, рентабельность. Принципы функционирования рынка. |
||||||
Раздел 2. Инструментарий и инфраструктура рыночной экономики |
2 |
|
|||||
Тема 2.1. Рыночный инструментарий: понятие, роль, использование. |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3
|
||||
3 |
Рыночный инструментарий (информация (реклама), деньги, нормативно-правовые акты): понятие, роль, использование.
|
||||||
Тема 2.2. Инфраструктура рынка: понятие, состав, функционирование. |
Содержание учебного материала |
1 |
|||||
4 |
Инфраструктура рынка: понятие, состав (торговая сеть и биржи, банки и банковская система, финансы и финансовые институты), функционирование. |
||||||
|
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка презентации на тему: «Сбережения населения. Страхование» |
2 |
|
||||
Раздел 3. Предпринимательство в рыночной экономике |
2 |
|
|||||
Тема 3.1. Сущность предпринимательства, субъекты и объекты предпринимательской деятельности. |
Содержание учебного материала |
1 |
|||||
5 |
Сущность предпринимательства, субъекты и объекты предпринимательской деятельности. Виды предпринимательства (коммерческое, производственное, финансовое, информационно-консультативное): понятие, механизм создания и прекращения деятельности, нормативно-правовая документация, взаимоотношения с партнерами и государством. |
2-3 |
|||||
Тема 3.2. Закон о банкротстве. |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3 |
||||
6 |
Закон о банкротстве. |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка проекта на тему: «Моё частное предприятие». |
4 |
|
|||||
Раздел 4. Маркетинг и менеджмент |
2 |
|
|||||
Тема 4.1. Маркетинг: понятие, основные функции, принципы деятельности. |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3 |
||||
7 |
Маркетинг: понятие, основные функции, принципы деятельности. |
||||||
Тема 4.2. Менеджмент: понятие, задачи, организационные структуры и их типы |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3 |
||||
8 |
Менеджмент: понятие, задачи, организационные структуры и их типы.
|
||||||
Раздел 5. Структура российской экономики |
4 |
|
|||||
Тема.5.1 Экономический потенциал России и его место в мировой экономике. |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3
|
||||
9
|
Экономический потенциал России и его место в мировой экономике. |
||||||
Тема.5.2 Факторы производства в РФ. |
10
|
Содержание учебного материала |
1 |
||||
Факторы, определяющие структуру экономики страны, отрасли и предприятия. |
|||||||
Тема.5.3 Государственный и негосударственный секторы экономики |
11 |
Государственный и негосударственный секторы экономики |
1 |
||||
Тема.5.4 Эффективность производства и производительность труда отрасли и предприятия. |
12 |
Эффективность производства и производительность труда отрасли и предприятия. Производственная характеристика экономики отрасли и предприятия. |
1 |
||||
Раздел 6. Понятие о рынках и рыночные отношения |
4 |
|
|||||
Тема 6.1. Структура рынка. Конкуренция.
|
Содержание учебного материала |
1 |
2-3
|
||||
13 |
Сущность рыночных отношений: самостоятельность субъекта хозяйствования, ответственность исполнителя, конкуренция |
||||||
Тема 6.2. Ценообразование. Методы рыночного ценообразования. |
Содержание учебного материала |
1 |
|||||
14 |
Свобода ценообразования. Методы рыночного ценообразования |
||||||
Тема 6.3. Правовые гарантии деятельности предприятия. |
15 |
Правовые гарантии деятельности предприятия.
|
1 |
||||
Тема 6.4. Частная собственность как базис рыночных отношений. |
16 |
Частная собственность как базис рыночных отношений. |
1 |
||||
Раздел 7. Финансово-кредитная система России |
4 |
|
|||||
Тема 7.1 Государственный и местные бюджеты: формирование и использование средств |
17 |
Содержание учебного материала |
1 |
||||
Роль финансово-кредитной системы в экономики: страны. Федеральный и местные бюджеты: формирование и использование средств.
|
2-3 |
||||||
Тема 7.2 Кредиты: сущность, источники, формы. |
18 |
Кредиты: сущность, источники; формы. |
1 |
||||
Тема 7.3 Банковская система. Взаимоотношения отрасли и предприятия с банками. |
19 |
Банковская система. Взаимоотношения отрасли и предприятия с банками. Формы банковского обслуживания юридических и физических лиц.
|
1 |
||||
Тема 7.4 Регулирование денежного обращения. Инвестиции. |
20 |
Регулирование денежного обращения. Инвестиции. |
1 |
||||
Раздел 8. Деятельность предприятия в системе экономики отрасли |
2 |
|
|||||
Тема 8.1. Предприятия металлургической промышленности. |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3
|
||||
21 |
Предприятия металлургической промышленности: организационная структура, задачи составных ее элементов, основные принципы их экономической деятельности. |
||||||
Тема 8.2 Функциональный подход к определению состава служб аи подразделений предприятия. |
Содержание учебного материала |
1
|
|||||
22
|
Функциональный подход к определению состава служб и подразделений предприятия.
|
||||||
Раздел 9. Финансы предприятия |
2 |
|
|||||
Тема 9.1. Прибыль. Виды прибыли. Распределение прибыли |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3 |
||||
23 |
Источники поступления, структура, планирование финансовой деятельности, использование. Формирование и использование фондов. |
||||||
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата на тему: «Роль предприятия в экономике». |
2 |
|
|||||
Тема 9.2. Резервный фонд. Фонд накопления и потребления. |
Содержание учебного материала |
1
|
2-3 |
||||
24 |
Резервный фонд. Фонд накопления и потребления. |
||||||
Раздел 10. Бухгалтерский учет и отчетность |
2 |
|
|||||
Тема 10.1 Система бухгалтерского учета и отчетность предприятия.
|
Содержание учебного материала |
1 |
2-3
|
||||
25 |
Финансовые документы и бухгалтерский учет на предприятии. Основные понятия бухгалтерского учета и отчетности. |
|
|||||
Тема 10.2 Организация бухгалтерского учета. |
26 |
Бухгалтерский баланс и его статьи. Правила заполнения основных бухгалтерских документов. Ответственность руководителя за нарушение бухгалтерского учета. |
1 |
||||
Раздел 11. Налогообложение в Российской Федерации |
2 |
|
|||||
Тема 11.1. Основные налоги и сборы предприятий и организаций |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3
|
||||
27 |
Налоговая система РФ: понятие налога, его виды и основные ставки. Общие специальные налоговые льготы. Субъекты налогообложения, порядок исчисления и сроки уплаты налогов.
|
||||||
Тема 11.2. Налоговая система РФ. Налоговый контроль |
28 |
Налоговый контроль за деятельностью субъектов налогообложения, федеральные и местные органы налогообложения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. |
1 |
||||
Раздел 12. Организация оплаты труда |
2 |
|
|||||
Тема 12.1. Сущность и основные принципы оплаты труда. |
Содержание учебного материала |
1 |
2-3 |
||||
29 |
Сущность и основные принципы оплаты труда. Формирование фондов потребления и оплаты на предприятии и их использование.
|
|
|||||
Тема 12.2. Сущность и основные принципы оплаты труда. |
30 |
Взаимосвязь налогообложения прибыли, фондов потребления и средств, направленных на оплату труда. Декларация доходов. |
1 |
||||
Раздел 13. Социальная политика занятости труда в России |
4 |
|
|||||
Тема 13.1. Рынок труда РФ. Занятость населения |
31 |
Формирование рынка труда. Государственная политика в области трудовой занятости населения страны.
|
1 |
2-3
|
|||
Тема 13.2. Безработица и ее формы. Социальная гарантии безработицы. |
32 |
Безработица и ее формы. Социальные гарантии безработным. Минимальный прожиточный уровень, гарантируемый государством и региональными органами власти. Индексация доходов населения. Структура органов социального обеспечения России. |
1 |
||||
Тема 13.3. Тест |
3334
|
Проверка ЗУН Контрольная работа Экономика и ее значения для работы предприятия |
2
|
|
|||
|
|
Форма промежуточной аттестации дифференцированный зачет |
|
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экономики
Оборудование учебного кабинета:
· посадочные места по количеству обучающихся;
· рабочее место преподавателя.
Технические средства обучения:
· интерактивный комплекс преподавателя с лицензионным программным обеспечением;
· компьютеры с лицензионным программным обеспечением.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Основы экономики [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н. Н. Кожевников и др. ; под ред. Н. Н. Кожевникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Академия, 2010. – 288 с.
Дополнительные источники:
1. Соколова, С. В. Основы экономики [Текст] : учеб. пособие для нач. проф. образования / С. В. Соколова. - М. : Академия, 2012. – 128 с.
2. Соколова, С. В. Основы экономики [Текст] : рабочая тетрадь для нач. проф. образования / С. В. Соколова. - М. : Академия, 2012. – 96 с.
3. Череданова, Л. Н. Основы экономики и предпринимательства [Текст] : учебник для нач. проф. образования / Л. Н. Череданова. – М. : Академия, 2014. – 176 с.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: · общие принципы организации производственного и технологического процесса;
· механизмы ценообразования на продукцию, формы оплаты труда в современных условиях; · цели и задачи структурного подразделения, структуру организации, основы экономических знаний, необходимых в отрасли В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: · находить и использовать экономическую информацию в целях обеспечения собственной конкурентоспособности на рынке труда;
|
Экспертная оценка на практическом занятии; анализ и оценка выполнения тестирования, анализ и оценка контрольной работы, оценка выполнения зачетной работы
Экспертная оценка на практическом занятии
Оценка выполнения индивидуальных проектных заданий
Оценка на практическом занятии; анализ и оценка контрольной работы
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.