«Вечное примирение», как итог культурного диалога поколений
«Мы стоим на плечах гигантов
предыдущих поколений и потому видим дальше и яснее»
Евгений Витальевич Антонюк
В настоящее время, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей, особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья детей и молодежи. Современной России нужны граждане, достойные ее Великой истории. Воспитание нового типа гражданина – истинного патриота, самостоятельно мыслящего, активно действующего, обладающего интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами – является приоритетной задачей государственной политики и современного общества.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре и общечеловеческим ценностям, которые помогают заложить в нем фундамент нравственности и патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности происходит в семье. Слово семья с самого раннего возраста известно всем. Это самое ценное в жизни. Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества. Сформировать у ребенка представление о себе, воспитать в нем чувства собственного достоинства и уважения к людям и ввести его в социальный мир, невозможно без помощи членов семьи. Изучая историю страны через судьбы своих родственников, подрастающее поколение не только учится гражданской ответственности, уважению к старшим и сохранению исторической преемственности поколений, но и приобретает семейные ценности, которые передаются из поколения в поколение.
В основе ценностей современной семьи по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.
Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков.
Для того, чтобы родители смогли передать свой опыт взращивания семейных ценностей ребёнку, а ребенок начал этот опыт привносить в общество, важно понимать все психологические проблемы, связанные с семейными ценностями.
Любовь: (это главная семейная ценность. Она проявляется в нежности по отношению к любимым, желанием о них заботиться, защищать, быть постоянно рядом).
Доверие: (важно научиться доверять друг другу и приучить к этому своих детей).
Доброта: (это желание помочь слабому, беззащитному, оказать ему поддержку, потребность быть полезным. Такие отношения делают семью более гармоничной).
Верность: (еще один залог крепости любовных уз. Готовность быть с любимым человеком и в горе и в радости, несмотря ни на какие соблазны).
Понимание: (важно понимать друг друга с полуслова, уважать интересы и стремления всех членов семьи).
Уважение: (оно выражается в уважении к индивидуальности каждого члена фамилии, недопустимости «переламывания» одного супруга под интересы и потребности другого, невмешательства в дела молодых со стороны родителей).
Семейные ценности формируют у ребенка понимание роли семьи, ее значимости и уникальности. Именно в окружении близких дети учатся правильно выражать свои чувства, доброту и щедрость, уважение и ответственности за свои поступки, любовь, доверие и честность.
Семейные ценности играют важную роль в установлении нравственных принципов у детей. Когда семья придерживается определенных ценностей, они создают основу для формирования морального компаса и этического поведения.
Семья является колыбелью человеческой личности, школой добродетели и самых лучших человеческих чувств. Разрушение института семьи и семейных отношений ведет к потере обществом нравственного благополучия.
Каждое поколение имеет свою неповторимую и уникальную историю, дорожит своими ценностями и опирается на них. Мы, как их носители, можем этих ценностей и не замечать, но они определяют наше поведение и стиль жизни.
В 1991 году учёные Нейл Хоув и Вильям Штраус выдвинули теорию, согласно которой общество меняется примерно каждые 20-25 лет (Теория поколений представлена слайде, Приложение 1). Иначе говоря, каждое последующее поколение имеет определённые особенности, характеристики, черты, присущие только ему. И это вполне логично, ведь на жизнь людей оказывают влияние и воспитание, и окружающая среда, и информационный поток, и события, и политика, и технический прогресс.
Каждое поколение воспитывается и социализируется в определенной социокультурной среде, что формирует их уникальные ценности, взгляды и жизненные установки. Однако со временем общество изменяется, появляются новые технологии, политические системы, экономические условия и международные отношения.
Современный мир неизбежно сталкивает различные поколения.
Конфликты внутри семьи неизбежны, а межпоколенные конфликты всегда заслуживают разнообразного анализа их сущности, специфики, причин, форм проявления, последствий, урегулирования и профилактики.
Л. Фойер утверждал, что «история всех до сих пор существующих обществ есть история борьбы между поколениями». Однако истоки этой борьбы рисуются по-разному (представлены на слайде). Современные теоретические взгляды на конфликт представлены либо как теории человеческого развития, либо как социально-психологические теории.
В целом, конфликт поколений является естественным процессом, связанным с историческим развитием общества. Понимание и учет исторических предпосылок конфликта между поколениями могут способствовать разрешению и смягчению конфликтных ситуаций, а также созданию условий для взаимопонимания и сотрудничества.
Для преодоления конфликта поколений и создания условий совместной жизни необходимо строить отношения на основе общих интересов, уважения к индивидуальности и принципами справедливости. Важно понимать, что каждое поколение имеет свои ценности и особенности, и лишь с учетом этих различий можно достичь гармонии и сближения между поколениями.
Традиции играют важную роль в жизни каждого поколения. Они формируются на основе опыта предыдущих поколений и передаются далее. Традиции облегчают адаптацию к жизненным ситуациям, сохраняют культурное наследие и помогают создать чувство принадлежности к определенной группе или семье. Однако в современном мире, где меняются технологии, ценности и образ жизни, важно быть готовым к новым идеям и подходам.
Семейные традиции – не обязательно что-то масштабное. Даже скромные еженедельные ритуалы, которые заведены в той или иной семье, можно считать традицией. К семейным традициям относятся и ежедневные привычки, и религиозные обряды (которых в России множество – в зависимости от конфессии), и национальные особенности, связанные, например, с бракосочетанием. Россия — страна многонациональная, и у каждого народа свои собственные традиции.
Традиции дают ощущение стабильности. Они с детства формируют самые разные положительные качества:
Ø воспитывают уважение к старшим;
Ø прививают тягу к труду и порядку;
Ø сплачивают и объединяют родных;
Ø позволяют почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большего.
Если ценности можно сравнить с фундаментом, то традиции – это те прочные узы, которые нас друг с другом связывают на основе совместной деятельности, чувства сопричастности.
А сейчас я предлагаю Вам выполнить небольшое задание. Вы можете выполнять его как самостоятельно, так и объединившись в небольшие группы. Упражнение называется «Семейный каравай». У меня есть импровизированные караваи, каждый из которых лежит на столе у классической семьи, где есть отец, мама и двое разновозрастных детей, допустим мальчик старший, а девочка младшая.
Разделите сейчас этот каравай на всех членов семьи без остатка. Определите, кому, какой кусок достанется, объясните свое решение.
Ответы участников. Комментарии.
Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. На примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить.
Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любя, ценят, в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, каждому члену семьи должно быть, выделено пространство и предоставлена свобода для деятельности.
Гибкость в решении семейных проблем – путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много правил и порядка может привести к ухудшению отношений и появлению обид.
Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие.
Необходимо научиться прощать людей, которые вас обидели. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды.
В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле. Сегодня стратегия современного образования направлена не только на то, чтобы дать человеку определенный образовательный минимум, соответствующий его возрасту и интересам общества, но также и создать условия для духовного становления личности и обеспечить возможность культурной и конфессиональной самоидентификации, гарантирующей сохранение и восстановление преемственности связей между поколениями. Доступность тысячелетнего духовного наследия России и нравственного опыта поколений непосредственно определяется тем, в какой мере на протяжении всей жизни человек получал возможность приобщения к культурообразующей традиции своей семьи, своей Родины.
Таким образом, ребенок вырастает в высоконравственную, гармонично развитую личность с приобретенным чувством ответственности за судьбу своей страны, способной на сопереживание, милосердие, самопожертвование.
Приложение 1
Теория поколений (адаптация для России)
Название |
Величайшее поколение |
Молчаливое поколение |
Бэби-бумеры |
Поколение Х |
Поколение Y |
Поколение Z |
Поколение α |
Поколение β |
Альтернативное название |
Победители, поколение героев |
Разбитое поколение, потерянное поколение |
Поколение демографического взрыва |
Неизвестное поколение, поколение с ключом на шее, |
Миллениалы, поколение сети, эхо-бумеры, поколение NEXT |
Зуммеры, цифровое поколение, поколение ХD, домоседы, дети Индиго, центениалы |
Дети миллениалов, Алифы, поколение стекла |
|
Годы рождения |
1900-1923 |
1923-1945 |
1945-1963 |
1964-1980 |
1981-2003 |
2004-2010 |
2010-… |
Примерно 2030-… |
События |
Революция, война, электрификация, коллективизация |
Репрессии, война, восстановление страны |
Победа, «оттепель», «холодная война», покорение космоса |
Перестройка, СПИД, падение «железного занавеса» |
Распад СССР, глобализация, терроризм, конфликты, интернет |
Кризисный период, эпоха турбулентности, развитие социальных сетей и технологий, отторжение массовой культуры |
В стадии формирования |
|
Ценности, отличительные особенности |
Трудолюбие, ответственность, приверженность идеологии, вера в светлое будущее |
Преданность, законопослушность, уважение к закону и статусу |
Патриотизм, оптимизм, личностный рост, коллективизм, благо страны |
Ответственность, индивидуализм, образованность, благо семьи |
Свобода, мобильность, мода, бренды |
инфантилизм, самоуверенность, «клиповое мышление» |
Зависимость от технологий, мобильность, чувствительность, ранимость, самое обеспеченное поколение |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.