Великие географические открытия
Оценка 4.7

Великие географические открытия

Оценка 4.7
Мероприятия +2
docx
география +1
7 кл
04.02.2017
Великие географические открытия
Публикация является частью публикации:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ФГОСам второго поколения.docx
Интегрированный урок по географии и истории в 7 классе на тему: «ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ»  Учитель географии Акопян М.В., МБОУЛ «ВУВК им А. П. Киселёва» Учитель географии и истории Щербинина Г.А., МБОУ СОШ № 55 (Слайд 1) Тема урока, план  урока, возможная  личностно­значимая  проблема ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Великие географические открытия и их последствия: 1) Предпосылки открытий. 2) Мир в доколумбовый период. 3) Бартоломеу Диаш. Поиски пути в Индию. 4) Васко да Гама.  Морской путь на Восток. 5) Христофор Колумб. Открытие нового материка. 6) Фернан Магеллан. Первое кругосветное путешествие. 7) Встреча двух миров. Значение географических открытий. Проблематика урока Роль, значение, неоднозначность последствий Великих  Планируемые  результаты изучения материала Развитие УУД Методы обучения и  формы организации  учебной  деятельности географических открытий. Познавательный:  развивать умение работать с источниками  информации; сравнивать факты; делать выводы; составлять  текст. Регулятивный:  развивать умение организовывать свою  деятельность; проявлять инициативность и самостоятельность. Коммуникативный: развивать умение работать в группе; уметь  доносить свою позицию, используя диалог и монолог; развивать  речевую деятельность и навыки сотрудничества. Личностный: развивать умение самостоятельно делать свой  выбор в мире мыслей, отвечать за этот  выбор; умение  взаимодействовать с людьми; отстаивать свою внутреннюю  позицию. Развитие картографических умений (показывать маршруты  экспедиций и открытие Земли), самостоятельный анализ,  выделение  главного, обобщение и систематизация,  самостоятельная работа с источниками. Знание ключевых понятий; понимание причин и последствий  географических открытий; применение полученных знаний для  осмысления дальнейшего развития цивилизации. Проблемно – диалогическая технология получений новых  знаний: 1) Великие географические открытия устранили  изоляцию двух миров, привели к созданию мирового  рынка, но ценой этого достижения стало уничтожение  древних государств с их высокой культурой и  физическое уничтожение индейцев. Следует ли  считать Великие географические открытия  прогрессивным явлением в истории развития общества 1 и почему? 2) Почему открытие новых земель многие исследователи  называют «Встреча двух миров», а не «Открытие  Америки»? Какая позиция с вашей точки зрения  является более правильной и почему? Форма урока: комбинированный с элементами проектной и  групповой деятельности. Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный  повествовательный рассказ, персонификация, организация  проектной и групповой работы учащихся, обсуждение проблем и  значимости содержания урока для личности учащихся Конкиста, колонизация, революция цен, метрополия Учебник истории и географии 7 класс. Карта «Великие  географические открытия и колониальные захваты в XV­ XVIIвв». Учебное электронное издание по географии для уч­ся 6­7 классов общеобразовательных учебных заведений. Энциклопедия для детей: всемирная история. – М.: Аванта +,  1995. Т.1. – С.334­346. В. Травинский.  100 Великих географических открытий. – М.: «Вече», 2000. – С.  62­67, 71­83. Р. Баландин Основные понятия и  термины Источники  информации Урок составлен на основе стандарта второго поколения (СЛАЙД 2) ХОД УРОКА    «Великие географические открытия укрепили человека в свои силы, открыли перед ним новые возможности и перспективы. Европа пришла в движение». Гвардини  Учитель:             В 2012 году мир отмечал 520 лет открытия Америки Колумбом. Этому событию посвящено множество книг, научных статей, исследований. Некоторые ученые предложили заменить привычное определение «Открытие Америки»  более точным понятием «Встреча двух миров». Какие же два мира встретились 520 лет назад? И какую роль для них сыграла эта встреча? На эти вопросы мы и будем сегодня вместе искать ответ.    Давайте перенесемся на 520 лет назад.      СЛАЙД 3   (Высвечивается карта 15 века)  Учитель: XV век стал переломной эпохой в отношениях Европы, с другими цивилизациями. Долгое время Запад жил относительно замкнуто.         Народы Европы жили, не совершая далеких морских путешествий, но вдруг у них возникла   тяга   к   открытию   новых   земель,   практически   одновременно   были   открыты   и Америка, и новый путь в Индию. Такое «вдруг» не бывает случайным.   Вопрос ученикам: Как вы считаете, почему именно в конце XVв. стали возможны далекие путешествия? ( Выслушиваются версии учащихся). Учитель:  2 Все   ваши   точки   зрения   имеют   место   быть.   Исследователи   выделяют   три   главные предпосылки открытий. СЛАЙД 4 1. В  XVв. Турки, завоевав Византию, перерезали торговый путь из Европы, на Восток.  Поток восточных товаров в Европу резко сократился, а европейцы без них обойтись уже не могли. Надо было искать другой путь.   СЛАЙД  5 2. Недостаток золота как денежного металла.   И не только   потому, что золото утекло на Восток. Все больше денег требовало экономическое развитие Европы. Главным направлением этого развития был рост товарности хозяйства.  СЛАЙД 6 3. Развитие науки и техники, особенно судостроения и навигации.  На  прежних европейских судах нельзя было идти в открытый океан: они шли на веслах, как венецианские галеры, или под парусом, но только если ветер дул в корму.  Но в XV веке появилось судно новой конструкции – каравелла. Она имела киль и такое парусное оснащение, которое позволяло двигаться и при боковом ветре. К тому же, кроме компаса, к этому времени появилась и астролябия – прибор для определения широты.    Значительные успехи к этому времени были сделаны и в географии. Возродилась античная   теория   шарообразности   Земли,   и   флорентийский   географ   Тосканелли утверждал, что до Индии можно добраться, двигаясь не только на восток, но и на запад, вокруг Земли.       Итак,   к   Великим   географическим   открытиям   привели:   кризис   торговли   с Востоком, необходимость нового пути, недостаток золота как денежного металла, научно­технические достижения. Основные открытия были сделаны в поисках путей в   Индию,   самую   богатую   страну   Азии.   Все   искали   Индию,   но   в   разных направлениях.   (Учащиеся записывают в тетрадь предпосылки открытий) СЛАЙД 7 Учитель:   Устремленность   в  Неведомое   –  едва   ли   не  единственный     источник   наших знаний о Земле, о себе и обо всем непостижимом Мироздании. Не случайно человечество хранит   память   о   тех,   кто   наперекор   всем   преградам   и   смертельным   опасностям   шли вперед и вперед. О них  слагались легенды, им посвящали стихи и поэмы.        До тех пор, пока не угас дерзкий дух исканий, сохраняется смысл существования на одной   из   планет   разумных   существ.   И   хотя   не   каждому   удается   совершать   открытия, впервые проникнуть в Неведомое,   мы все имеем возможность мысленно приобщиться к ним хотя бы  в своем воображении и стать соучастниками былых героических свершений, презрев все опасности.       Первыми   на поиск сказочных сокровищ устремились португальцы, а несколько позже испанцы.    Предлагаем разделиться на 4 группы: 1) португальцы 2) испанцы  3) индейцы  4) индийцы. ­В класс входит пират (один из учеников класса), который приносит «Морскую почту ­ 4  закупоренных бутылки выловленных в океане». Смерть! Старый капитан! В дорогу! Ставь ветрило!                                               Нам скучен этот край! О смерть, скорее в путь! 3 Пусть небо и земля – куда черней чернила,                                               Знай – тысячами солнц сияет наша грудь!                                               Обманутым пловцам раскрой свои глубины!                                                                                            Мы жаждем, обозрев под Солнцем все, что есть,                                               На дно твое нырнуть – ад или рай – едино! –                                               В неведомую глубь – чтоб новое обресть! Слова   пирата:  Я   потомственный   пират.   Я   учился   морскому   ремеслу   у   своего   дяди Хоупкинса. Сначала командовал небольшим кораблем  в пиратской эскадре своего дяди, а потом сам снарядил 2 корабля в Карибском море. Моя экспедиция была очень удачной. Я захватил богатую добычу, среди которой была и вот эта морская почта. Я отдаю её вам, попробуйте с ней разобраться.    (Команды открывают бутылки и выполняют задания) 1 задание   В течение 2­3 минут каждая команда рассказывает о своей стране (Португалия, Испания, Индия, Америка) по плану: 1. Географическое положение. Природные богатства. 2. Народы, проживающие на  данной территории. 3. Особенности правления. 4. Важнейшие достижения и изобретения. (Выступление команд) 2 задание     В бутылках найдены судовые журналы Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофора Колумба и Фернана Магеллана.  Ваша задача, используя материал учебника, записи судового журнала подготовить  краткую презентацию, осветив следующие вопросы:   Какие трудности встретили на своем пути мореплаватели? 1) Когда состоялась экспедиция? Кто её возглавлял. 2) 3) Каковы главные итоги путешествия? 4) Показать пройденный экспедицией путь на карте. ( На подготовку презентации отводится 10 минут. Выступать может как вся команда, так и отдельные представители).    Из судового журнала Бартоломеу Диаш  (СДАЙД 8)     Мы вышли     из  Лиссабона в 1487 году на трех небольших кораблях под командованием искусного морехода Бартоломеу Диаша (Варфоломей Диас). Наша задача – найти морской путь   в   Индию.   Экспедиция,   двигаясь   вдоль   западного   побережья   Африки,   начала обследовать берега южнее устья реки Конго (Заира), затем миновала зону Южного тропика. Сильное   встречное   течение   и   шторм   заставили   нас   отклониться   на   Запад,   в   сторону открытого океана.      Несмотря на то, что в Южном полушарии было лето – январь 1488 года, становилось всё холоднее. Наши суда не были приспособлены для плавания в холодных морях, не было у команды и надлежащей одежды. Все, кто находился на судне, боялись не шторма, а гибели от холода. Наконец, буря улеглась, потеплело. Капитан взял курс на Восток. Шли дни, а земли всё не было видно. Диаш справедливо решил, что мы обогнули окраину материка и приказал повернуть на север.          3 февраля 1488 года нам, наконец­то, удалось достичь берега! На лугу несколько полуголых   пастухов   пасли   коров.   Увидев   нас,   туземцы   стали   очень   громко   кричать   и махать руками. Выстрелом из арбалета моряки убили одного из них, остальные убежали.      Назвав бухту Пастушеской, Диаш приказал набрать пресной воды и отплыть. Команда направилась   на   восток.   Моряки   всё   больше   роптали,   устав   от   трудного   плавания   и требовали   возвращения   на   родину.   Капитан   упросил   нас   подождать   ещё   три   дня.   Во избежание   бунта   команды   через   три   дня   Диаш   отдал   приказ   повернуть   назад. 4 Единственным утешением ему стал водружённый   нашей экспедицией падран (каменный столб) с крестом на самой дальней для европейцев точке африканского берега.        Пройдя мыс на юге Африки, огибая его, мы попали в сильнейший шторм, поэтому и назвали этот мыс – Торментозу («Бурный»).          Вернувшись в Лиссабон, Бартоломеу   отправился на приём к королю Жуану II и подробно   рассказал   ему   об   экспедиции.   После   доклада   капитана   португальское правительство распорядилось назвать южный мыс Африки не мысом Бурь, а мысом Доброй Надежды – надежды достигнуть Индии и других стран Востока морским путём.    Из судового журнала Васко да Гама  (Слайд 9)    « В июле  1497 года 4 корабля  вышли из Лиссабона. Командовал экспедицией Васко да Гама.   Он   не   был   опытным   мореходом.   Во   всем   остальном   его   кандидатура   была подходящей. Экспедиция направилась на юг Африки. Обогнув Африку, Васко да Гама вступил во владения арабов, которые не хотели никого допускать в Индию.        В   Пастушечьей   гавани   Васко   да   Гама   произвел   мирный   торг  с   туземцами,   получив жирного быка и браслеты из слоновой кости в обмен на красные шапки и бубенчики.    В дельте реки Замбези португальцы вынуждены были остановиться на месяц для ремонта судов.   Многие   из   моряков   серьезно   болели   цингой,   многие   из   них   умерли.         Отправившись   дальше   на   север,   португальцы   все   чаще   встречали   арабских   купцов, которые вывозили из этих районов рабов, слоновую кость, золото. Понимая, что европейцы являются их конкурентами, арабы делали все возможное, чтобы затруднить их плавание. В крупном порту Момбаса дело дошло до вооруженного конфликта. Васко да Гама проявил решительность и жестокость, приказывая пытать пленных,   захватывая торговые корабли как настоящие пираты. Вскоре   Васко   да   Гама   удалось   найти   опытного   лоцмана­араба   Ахмеда   Ибн   Маджида, который провел корабли через Индийский океан.      20 мая 1498 года португальские корабли бросили якоря у индийского города Каликут. Васко   да   Гама   побывал   на   приеме   у   раджи   т,   получив   от   него   разрешение,   приказал матросам закупать на берегу пряности, жемчуг и драгоценные камни.      Нагрузив корабли восточными товарами, португальцы двинулись в обратный путь. К концу двухлетнего плавания погибло две тритии матросов. Но привезенный груз пряностей стоил в 60 раз дороже, чем обошлась организация экспедиции. Из судового журнала Христофора Колумба (СЛАЙД 10)      3 августа 1492 года из порта Палос вышли три корабля: «Санта­Мария», «Пинья» и «Нинья» с 90 участниками. Экипаж корабля в основном состоял из осужденных.      Наша флотилия отправилась на Канарские острова. Отсюда вышли в открытый океан курсом   на   запад.   После   ремонта   корабля   «Пинта»   у   Канарских   островов   потянулись томительные   дни.   Прошло   33   дня   после   того   как   наши   корабли   покинули   Канарские острова, а земли все не было. Команда бунтовала. Тогда я завел два журнала: в одно отмечал настоящее расстояние, пройденное за сутки кораблем, в другом – уменьшенное, придуманное. Второй журнал я показывал матросам, чтобы их успокоить: мол, мы не так уж далеко от Испании.    Вскоре появились признаки близости суши: изменился цвет воды, появились стайки птиц. Корабли вошли в Саргасово море. Вскоре за этим морем, 12 октября впередсмотрящий увидел полоску суши. Это был небольшой остров с пышной тропической растительностью, который я назвал Сан­Сальводор и объявил владением Испании. Я был уверен, что достиг Азии. 5 Оставив на острове Эспаньола несколько людей во главе со своим братом, я отплыл в Испанию, взяв в доказательство несколько индейцев, перья невиданных птиц и несколько растений. 15марта 1493 года в Палосе нас встречали с триумфом как героев.      Снарядив немедленно новую экспедицию, я отправился из города Кадикаса во второе плавание, которое продолжалось с 1493 по 1496 гг. было открыто много новых земель в гряде Антильских островов. С богатой добычей я возвратился в Испанию.     Третье плавание состоялось в 1498­1500 гг. на шести судах. Но меня ожидал тяжелый удар. Вероломные правители Испании арестовали меня, заковали в кандалы и привезли в Испанию. Почти два года я потратил на то, чтобы доказать свою невиновность. В 1502 году вновь пустился в свое плавание на запад. На этот раз я посетил многие открытые острова, пересек от южного берега Кубы Карибское море. Из четвертого плавания я возвратился в 1504 году.       Из судового журнала Фернана Магеллана (СЛАЙД 11)        20 сентября 1519 года наша флотилия вышла из испанского порта Сан­Лукар в устье реки   Гвадалквивир.   В   составе   экспедиции   5   кораблей:   «Сан­Антонио»,   «Консепсьон», «Виктория», «Сантьяго», «Тринидад ». Всего 293 человека. Мы отправлялись в первое кругосветное   плавание.   Коллектив   наш   был   интернациональный:   кроме   испанцев   и португальцев были представители более 10 национальностей.         Единоличным   начальником  экспедиции  испанский  король   Карл  I  назначил   бедного португальского дворянина, прославившегося во время войны в Северной Африке, Фернана Магеллана (подлинное имя Магальянш).      При переходе через океан Магеллан выработал хорошую систему сигнализации. Наши разнотипные корабли ни разу не разлучались. Магеллан потребовал от капитанов: «Ваша обязанность следовать днём за моим флагом, а ночью за моим фонарём!»           26 сентября флотилия подошла к Канарским островам. 26 ноября достигла берегов Бразилии. Мы шли вдоль берегов Южной Америки, внимательно исследуя берега и, боясь пропустить неуловимый пролив в Южное море. Плыли только днём, постепенно приближаясь к югу, преследуемые   штормами.   Когда   стало   заметно   приближение   зимы,   Магеллан   принял решение зимовать в бухте Святого Юлиана. В ту же ночь начался бунт, который Магеллан жестоко подавил, расправившись с зачинщиками. К месту зимовки подходили индейцы очень высокого роста. Они были названы патагонцами (по­испански «большеногие» ). Их страна с того времени   именуется Патагонией.   Дождавшись весны, мы двинулись на юг вдоль Патагонского берега.      В 1520 году один из кораблей разбился о скалы. Четыре оставшихся дошли до узкого пролива,   извилистого,   со   множеством   островов   и   более   месяца   блуждали   в   проходах между островами. Здесь мы потеряли ещё одно судно. На нём взбунтовались офицеры, взяли обратный курс и вернулись в Португалию. Там они обвинили нашего адмирала в измене.    А адмирал нашёл Атлантический выход в пролив, соединяющий 2 океана!         28 ноября 1520 года мы вышли из пролива в открытый океан. К счастью погода всё время была хорошая, и Магеллан назвал этот океан «Тихий». Но переход через новый океан оказался страшно тяжёлым.      « 3 месяца и 20 дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но это были уже не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями…. Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловьи кожи, покрывавшие реи. Мы вымачивали их в морской воде на протяжении 4­5 дней,   после   чего   клали   на   несколько   минут   на   горячие   уголья   и   съедали.   Мы   часто 6 питались древесными опилками. Крысы продавались за полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать. Почти все болели цингой».        Но мы были первые, кто пересёк величайший океан планеты!!! Флотилия достигла Филиппинских островов. 27 апреля 1521 года произошла страшная трагедия .  Вмешавшись в межплеменные распри между аборигенами Магеллан был убит. После гибели Магеллана на трёх судах осталось 135 человек, среди которых было много больных. Обветшалый «Консепсьон» был сожжён, другие требовали ремонта.     Пройдёт ещё полтора года, очень тяжёлых  и долгих. В сентябре 1522 года к испанскому берегу причалило потрепанное судёнышко. 18 человек сошли на пристань, опустились на колени и со слезами на глазах целовали родную землю. Из пяти кораблей флотилии цели достиг лишь один – «Виктория». Груз пряностей, доставленный «Викторией», окупил все расходы на экспедицию. (Выступление команд и примерные выводы по презентациям).   (СЛАЙДЫ с 12­15) Вывод 1 команды:   В результате плавания Васко да Гама сильно изменилась карта мира.   Атлантический   и   Индийский   океаны   оказались   соединенными;   уточнены контуры   Африки.   Было   установлено,   что   берега   Африки   населены   на   всем   их протяжении. Вместо опасных сухопутных дорог был открыт дешевый и сравнительно безопасный   морской   путь   на   Восток.   В   результате   экспедиции   Индия   становится колонией   Португалии.   Обосновавшись   здесь,   португальские   захватчики   совершают военные походы в Индонезию, Индокитай, вплоть до Новой Гвинеи и Японии. Вывод 2 команды:   Был уточнены   контуры   Африки с западной стороны. Открыт крайний южный мыс – мыс Доброй Надежды   Вывод 3 команды:  Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит   гигантское   водное   пространство   гораздо   шире   Атлантического   океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через   новый   океан,   произвели   настоящую   революцию   в   географии.   Оказалось,   что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие   единого   Мирового   океана.   Было   неопровержимо   доказана   шарообразность Земли. Вывод 4 команды: Испанские мореплаватели соприкоснулись с новым миром. Закончился долгий период изоляции огромного материка. Впервые человек ощутил себя кругосветным путешественником, достигшим восточных отдаленных земель западным путем. 3 задание  «Историко­географическое лото!» (СЛАЙД 15) Учитель:   Перед   вами   извлеченные   из   морской   почты   карточки   с   именами,   датами   и событиями. Но здесь все перемешалось. Ваша задача, как можно быстрее и правильнее восстановить соответствие. (Каждая команда получает карточки) СЛАЙД 16 1487­1488гг.­ Бартоломеу Диаш  ­  западное побережье Африки, мыс Доброй Надежды 1492г. – Христофор Колумб – открытие Америки  1497­1498 гг. – Васко да Гама – открытие морского пути в Индию 1519­1522гг. – Фернан Магеллан – кругосветное путешествие 4 задание.   «Проверь себя» в течение всего путешествия вы  работали командой. Но очень часто бывают ситуации, когда решения нужно принимать самому. Вам предлагается решить тест каждому самостоятельно. На выполнение задания отводится 5 минут. (После   выполнения   организуется   самопроверка   по   ключу   отраженном   на СЛАЙДЕ 17) 7 Учитель:  Мы побывали с вами в  XV  веке. Вместе с Колумбом пересекли Атлантику, вместе с Магелланом совершили кругосветное путешествие. Еще раз убедились, с какими трудностями   сталкивались   мореплаватели.   Мир   стал   другим   после   этих   открытий. Встретились два мира. Какие?  (Предполагаемые ответы учащихся:  Запад и Восток; традиционное общество и формирующее индустриальное; Европа и Америка). Учитель: Великие географические открытия устранили изоляцию двух миров, привели к созданию   мирового   рынка,   но   ценой   этого   достижения   стало   уничтожение   древних государств   с   их   высокой   культурой   и   физическое   уничтожение   индейцев.   Следует   ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением в истории развития общества и почему? (Предполагаемые ответы учащихся)  Заключительное слово учителя:  (СЛАЙД 18)     Благодаря географическим открытиям и освоению Мирового океана стал складываться единый   мировой   рынок,   устанавливались   торговые   связи   между   многими   странами   и континентами. Это способствовало формированию не только международного рынка и его развитию, но и налаживанию культурного обмена между различными странами, а также проникновению   европейцев  в  малоосвоенные   уголки   Земли.   Появились  новые   торговые центры, поскольку главные морские пути переместились из внутренних морей в океаны. Средиземное море, а вместе с ним Венеция и Генуя стали терять прежнее значение. Зато выросли   и   взяли   в   свои   руки   мировую   торговлю   новые   океанские   порты   –   Севилья, Лиссабон, Лондон, Антверпен, Амстердам.         Великие географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй   с   их   ограблением   и   уничтожением   коренного   населения,   гибелью   древней культуры   народов   Нового   Света   (Америки).   Из   колоний   в   Европу     хлынул   поток драгоценных   металлов,   привели   к   оживлению предпринимательской деятельности, а с другой – к революции цен – падению  цен на золото и подорожанию всех других товаров, что вызвало ухудшение положения покупателей, а их было   множество.   Особенно   ухудшилось   положение   работающих   по   найму,   мелких чиновников и небогатых дворян.      Благодаря географическим открытиям изменилась и повседневная пища европейцев. В меню вошли картофель, томаты,  фасоль.  С развитием  в Атлантике  рыбных промыслов европейцы стали есть больше рыбы – трески и сельди. Европейцы также приобщались к новым напиткам – чаю, кофе, шоколаду, какао.       Великие   географические   открытия   нарушили   изоляцию   двух   миров,   сблизили   два общества:   зарождающееся   индустриальное   и   традиционное.   что индустриальное   общество   обладало   ведущими   позициями   в   этом   процессе,   особенно влияние европейского общества на традиционные общества Азии и Африки появилось в развивающихся  процессах  колонизации.  С этого  времени  мировая  история  приобретает свои   единые   тенденции   развития,   закладываются   предпосылки   формирование   единого мирового сообщества.   с   одной   стороны,   которые,   Естественно, Домашнее задание: (Слайд 18) 1) §2 учебника Новая история. 2) Работа по заданиям в  контурной карте «Великие географические открытия». 3) Творческое задание: рисунок, герб, стихотворение (на выбор учащегося) по теме урока. 8 9

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия

Великие географические открытия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2017